+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотека" Воспитание эмоционально-ценностного отношения к предмету в курсе начального языкового образования"

" Воспитание эмоционально-ценностного отношения к предмету в курсе начального языкового образования"

Содержание воспитания эмоционально-ценностного отношения к предмету в курсе начального языкового образования

В настоящее время формируются новые подходы к изучению русского языка в школе, в частности, культуроведческий и аксиологический. Культуроведческий подход позволяет обновить содержание образования в аспекте гуманизации, дает возможность строить диалог с миром культуры и искусства, способствует формированию культурологической компетентности учащихся. Под культурологической компетентностью как многоуровневым понятием следует понимать осознание учащимися значения отечественной и мировой культуры в жизни человека, знания о национальной и мировой культуре, понимание ценности произведений искусства, осознанность отношения слова к той или иной культуре[24,с.223]. При работе с произведением искусства на учебном занятии учитель может организовать языковое, речевое, духовное и эстетическое развитие обучаемых как единый, неразрывный, взаимосвязанный, взаимодополняемый процесс. Прочные знания, подготовка к жизни, развитие личности следует рассматривать как отдельные аспекты более общего и глубокого процесса – приобщения растущей личности к культуре. Образование без культурного развития превращается в процесс передачи информации от учителя к ученику. Дети, даже обладающие системными, глубокими и обширными знаниями, зачастую оказываются неразвитыми культурно, не ориентируются в мире культуры, музыки, живописи, театра, не знают культурных ценностей своего края, считают эти сферы незначительными, не имеющими прямого отношения к жизненным потребностям современного человека, прагматичного и ориентированного на успех.

В современной методике преподавания русского языка актуальной является проблема формирования у школьников взгляда на родной язык как национальный феномен, что способствует воспитанию национального достоинства учащихся, их отношения к языку как важной ценности.

Идея аксиологического подхода к изучению русского языка обладает особой продуктивностью, так как ее реализация повышает мотивацию учащихся, формирует у них ценностный взгляд на русский язык, который становится частью их мировоззрения, базовым компонентом национального самосознания личности. Таким образом, аксиологический подход к изучению русского языка в школе очень важен. Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволяет рассмотреть образование как социально-педагогический феномен, который находит свое отражение в основных его идеях: универсальности и фундаментальности, гуманистическое воспитание ценностного отношения школьников к русскому языку в процессе формирования их культурологической компетентности ценностей, единстве целей и средств, приоритета идеи свободы[30,с.38].

А. Д. Дейкина выделяет две стороны при изучении русского языка: «Первая сторона – ценностное отношение к предмету, к культуре – основывается на знаниях и представлениях и может быть освоена и рационально (осознаю, понимаю), и эмоционально (чувствую)[2,с.15]. Вторая сторона касается чувств – чувства любви к языку, к культуре, которое возникает чувственным, эмоциональным путем на фоне интереса к языку и культуре (там, где интересно, эмоциональное чувство выше). Соединение двух сторон дает соединение образованности и нравственности: зная родной язык и родную культуру, нельзя не оценить их, не проникнуться к ним теплым патриотическим чувством. В синтезе научного (воспринимаемого умом) и духовного (воспринимаемого сердцем) преодолевается духовная безграмотность и нравственный нигилизм».

Интересной формой воспитания у школьников ценностного отношения к русскому языку, формирования их культурологической компетентности, а также развития их речи являются ученические научные конференции[26]. Так, в Ивановской средней общеобразовательной школе № 18 прошла такая конференция на тему «Язык есть исповедь народа». Учащимися были подготовлены очень интересные доклады, например, на секции «На всех словах – события печать. Они дались недаром человеку» прозвучали сообщения об истории Ивановской земли в названии сел, улиц, городов; об этимологии ивановских топонимов V–XV веков, о географических названиях Ивановского края. Все это расширяло знания учащихся о региональной культуре.

Изучение географических названий имеет большое значение для истории вообще и для истории языка в частности. Поэтому основным направлением топонимики до последнего времени было историческое исследование топонимов.

Как показали многочисленные исследования, то или другое морфологическое строение топонима часто неопровержимо доказывает принадлежность его к определенной исторической эпохе[3,с.11].

От финно-угорских племен нам остались в наследство довольно многочисленные топонимы.

На карте это такие названия городов и сел, как Кинешма, Шуя, Вичуга, Южа, Кохма, Решма, Лух, Палех, Холуй, Нижний и Верхний Ландех. С помощью современных родственных языков можно хотя бы приблизительно установить смысл некоторых из этих названий. Топоним Кинешма означает в финско-угорских языках «тихая гавань». Действительно, во время непогоды на Волге суда могли переждать бурю в устье небольшой реки Кинешемки, которая впадает здесь в великую русскую реку.

Уроки русского языка дают прекрасную возможность для воспитания ценностного отношения к родной природе, способствуют обогащению словаря школьников эмоционально-оценочной лексикой для описания природы, что, несомненно, воспитывает у них отношение к языку как важной культурной ценности. Школьников нужно учить видеть красоту во всем.

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Приведем пример содержания урока развития связной речи в младших классах на тему «По городам и весям земли Ивановской». На уроке школьники знакомились с текстами о Плесе и анализировали их языковые особенности:

Соборная гора – это главная городская святыня, хранительница многовековой памяти, это тихая обитель, сохранение которой напрямую связано с сохранением культуры малых городов, с их особенным духом, сохранение той самой глубинной России, где краски не ярки и звуки не резки, без которой утрачивается ее национальное своеобразие[23,с.96].

Коммуникативные умения, заложенные в дошкольном детстве (на основе бытового устного общения), дополняются в школе опытом учебного сотрудничества. Обучающиеся продолжают осваивать культуру общения, т. е. слушать речь учителя, который говорит всему классу, слушать товарища, не перебивать высказывания других людей, задавать вопросы на понимание и уточнение.

Первостепенным новообразованием в коммуникативных умениях является овладение письменной речью, т.е. способностью читать и писать. Смысл этого умения заключается не только в выполнении программных требований по русскому языку и литературному чтению, но и в порождении мотивации к передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, нотная запись, иностранный язык с его алфавитом).

В начальной школе предмет «Русский язык» занимает ведущее место, потому что успешность усвоения базовых норм русского языка в значительной степени определяет результаты обучения школьников по другим предметам, а также обеспечивает успешность его общения со сверстниками и взрослыми.

В современной школе на уроках преобладают индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель – ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, потому что учитель всегда выступает посредником между учениками.

Выше речь шла об использовании времени на уроках. Однако школа

располагает и иными возможностями. Например, это проектные задания, а также специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога. Возрастными и социальными психологами разработано немало программ, направленных на развитие общения у младших школьников и подростков. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие могут входить как часть в курс русского языка в младших классах или ознакомления с окружающим миром. Можно проводить их и как самостоятельные занятия [27,с.56].

Методы для усвоения эмоционально-ценностного компонента должны отражать механизмы усвоения ценностей и эмоционального развития. Опыт эмоционально-ценностного отношения, усваиваемый в ходе и результате переживаний, связанных с определенными объектами, требует методов, которые в педагогической литературе еще мало обсуждались. Суть данных методов состоит в организации присвоения учащимися эмоционально-ценностного отношения к объекту и процессу обучения. Все другие методы, как и то содержание, усвоение которого они обеспечивают, могут влиять на отношения только в том случае, если эти объекты и деятельность учения, т.е. метод, отвечают потребностям и мотивам учащихся. Эти мотивы могут быть непосредственно обращены на изучаемые объекты и осуществляемую в русле метода деятельность, но могут быть и косвенными, в том случае если само учение и его объект не интересуют ученика, но осуществляются им по другим мотивам.

Для реализации эмоционально-ценностного компонента предлагается следующая группа методов: акцентирования эмоций и ценностей, пробуждения адекватных эмоций, эмоционально-ценностных контрастов.

Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися ценности объекта изучения.

Метод акцентирования эмоций и ценностей. Сущность его заключается в том, что учитель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний или ценности объекта изучения.

Если бы мы не читали и не слышали о существовании таких-то чувств в таких-то обстоятельствах, то не сосредоточивали бы внимание на многих своих душевных движениях; они оказались бы скоропреходящими, могли бы не повториться. Словесное описание помогает закреплению эмоционального опыта; это один из путей воспитания чувств, в частности, у детей, подростков и юношества[12,с.109].

Важным средством усвоения ценностей могут служить оценочные суждения учителя (порицание, поощрение, поддержка). В сочетании с умелым руководством самоорганизующей деятельности учащихся оценочные суждения учителя содействуют воспитанию у них воли.

Метод адекватных эмоций. Сущность его в том, что учитель строит процесс обучения так, чтобы передаваемое содержание пробуждало адекватные эмоциональные реакции учащихся к объекту изучения и познавательной деятельности.

Особую роль здесь играет эмпатия. Проникаясь чувствами учителя, товарища, героя ученик присваивает для себя это чувство связывая его с конкретным объектом или образом. Чтобы понять чувства другого необходимо самому пережить это чувство.

При реализации этого метода особенно в начальном обучении необходимо руководствоваться законом выражения чувства обоснованный В.В. Зеньковским. Смысл психической работы по выражению чувств заключается в том, чтобы сделать более ясным содержание чувства и тем закрепить его в системе душевной жизни[9]. Это осуществляется благодаря образам, которые всплывают в сознании и которые служат средством психического выражения чувства. Образы (музыкальные, пластические, художественные) позволяют осознать и закрепить чувства детей.

Метод эмоционально-ценностных контрастов. Сущность его в том, что учитель показывая противоположные ценности и пробуждая противоположные чувства, обостряет у учеников переживание значимых чувств и осознание необходимых ценностей и введение их в систему ценностных ориентации личности.

Примером применения этого метода может служить один из механизмов изживания у детей нежелательных страхов, основанный на том, что ребенок достигает пугающего объекта (либо ситуации) и уничтожает или преобразует их таким образом, что они становятся не страшными, способ такого преобразования или уничтожения ребенок может найти сам или получить от взрослого. Имея такой способ, ребенок получает знания о возможности «благополучного исхода», который помогает ему рядом с отрицательной эмоциональной доминантой страха «выращивать» положительную - «счастливого конца». В итоге она начинает превалировать и разряжает отрицательную доминанту. Причем, чем дольше нагнетается эмоциональное напряжение, связанное с переживанием страха, тем быстрее происходит сдвиг в сторону положительной доминанты. В результате положительные эмоции получают двойной заряд, и ребенок переживает сильное чувство радости, удовольствия («катарсис»), связанное с разрешением неприятной, пугающей ситуации[14.с.7].

Общедидактические методы реализуются через приемы и средства включенные в этот метод. Приемы обучения - это средство и форма воплощения метода обучения как модели, задающий характер взаимодействию учителя и учащихся в рамках дидактической ситуации, образованной с помощью этого приема обучения. Прием содержит в себе указание на организационную форму, в которую должна быть облечена данная дидактическая ситуация. Если методы обучения являются достаточно устойчивой дидактической категорией, то приемы не имеют ограничений ни по номенклатуре, ни по их сочетанию и последовательности. Приемы реализации рассмотренных методов могут быть разнообразны, но педагогическая сущность всего многообразия приемов, их сочетаний проявится в методах обучения направленных на реализацию эмоционально-ценностного компонента.

Здесь мы рассмотрим некоторые из приемов направленных на реализацию эмоционально-ценностного компонента, это — создание психоролевых ситуаций, соревновательных ситуаций, ситуаций успеха-неуспеха, ситуации новизны, ситуация эмоционального взрыва[25,с.70].

• Психоролевые ситуации. Сюда относятся такие ситуации, где создаются возможности для условного самовыражения личности, проигрывания определенной роли во взаимодействии с другими людьми. Это - игры, церемонии, ритуалы, обряды и драматизации.

Ведущее место в эмоциональном развитии младших школьников продолжает занимать игра. «Игры — в их внутреннем течении, независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию — и служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет выражение эта жизнь, в них она ищет разрешение своих запросов и задач».

Психологическим корнем игры детей признается эмоциональная сфера. Она служит прежде всего запросам чувств, все другие результаты для детей не являются существенными. Они легко разрушают то, что было создано в ходе игры. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть как страх, так и испуг, неизбежные в любой игре. Игры учат, что победы и выигрыши чередуются с поражениями и проигрышам.

Роль эмпатии этим не ограничивается, подросток, перевоплощаясь в процессе игры, всегда «поднимается вверх»: изображает и чувствует себя кем-то, кто непременно выше его - по возрасту, положению, силе, храбрости, находчивости, мастерству. В игре ему удается «прыгнуть выше себя», на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее. Это своеобразное выработанное жизненным опытом эмоционально-ценностное образование, которое ведет за собой эмоционально-ценностное развитие ребенка.

Драматизации, сценические постановки увлекут и трудного, и робкого, и «эгоцентричного», и агрессивного. Задача воспитателя -подбирать роли в соответствии с педагогической задачей, с учетом личностных особенностей ребенка и его проблем. Однако само по себе перевоплощение еще не означает эмоционального отклика. Как мы говорили, и эгоцентрическая, и гуманистическая эмпатия возникает только в том случае, когда человек ставит себя на место другого. Тем более нужно учитывать и то, что дети с невротическим, конфликтным строением личности, переживая за другого, перевоплощаясь в другого, компенсирует свои конфликты.

•Соревновательная ситуация. Соревнование, как уже говорилось, - важный атрибут человеческого общения и мощный стимул рождения побудительных сил в коллективе. Соревнование - явление, по существу, эмоциональное. Соревную -значит, испытываю с кем-то другим сходные чувства по отношению к какой-либо ценности, будь то конкретный человек, качественные стороны личности, моральные нормы или другие объективные явления. В этом контексте слово «соревнование» означает не столько форму деятельности, сколько способ актуализации определенных эмоциональных состояний, становящихся источником дополнительных сил человека, его активности. Без переживания не может быть соревнования. [24.с.215].

В арсенале воспитательного воздействия педагога есть средство активизации коллектива, именуемое ситуацией соревновательного соучастия. Включая в ту или иную соревновательную деятельность немногих людей, воспитатель через эмоциональную «цепочку» подключает к ней остальных членов коллектива. Сюда относятся всевозможные конкурсы, турниры, олимпиады, где за общешкольные и классные коллективы выступают их представители: команды, группы, отдельные участники.

•Ситуация успеха — неуспеха постоянно сопутствуют процессу достижения личностью или коллективом поставленных целей. Эти ситуации порождают широкий диапазон эмоциональных состояний: от восторга до гнева.

Отечественный психолог В.К. Вилюнас, описывая функциональное назначение эмоций успеха-неуспеха, рассматривает их как «подсобный» механизм, который подключается по мере необходимости к процессу регуляции деятельности и служит своего рода «диспетчером», по сигналу которого возникают специфические переживания.

• Ситуация новизны. Потребность в новых впечатлениях - одна из важнейших потребностей человека. Эта потребность, по мнению советского психолога Л.И. Божович, несет в себе изначальную силу, которая побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей. Потребность в новых впечатлениях, перерастая в познавательную потребность, продолжает играть свою роль в развитии и становлении подростка, юноши, взрослого человека.

• Ситуация эмоционального взрыва. Это как бы атака на эмоциональное состояние, которая может быть достигнута неожиданностью.

Дети бывают более искренние в своих переживаниях, более эмоциональны и впечатлительны, когда возникают неожиданные для них ситуации. Прием эмоционального взрыва создает условия для включения резервных интеллектуальных и эмоциональных сил. Педагогу остается только развить эту ситуацию, направить активность в нужное русло. Однако этот прием не может в виду своей специфичности использоваться часто иначе это может привести к эмоциональному пресыщению с совершенно противоположным результатом. [22.с.49].

Все перечисленные приемы и многие другие, которые в самых различных сочетаниях, используют творчески работающие педагоги в своей педагогической сущности образуют методы реализации эмоционально-ценностного компонента. Методы и приемы реализации эмоционально-ценностного компонента не привязаны автоматически к тем или иным моментам процесса обучения, что обусловлено спецификой воспитания. Эти приемы следует постоянно предусматривать, учитывая особенности класса и каждого ребенка. Однако некоторые указания о фактической воспитательной роли тех или иных способов воздействия на каждом этапе обучения возможны. Особенно важно эмоциональное, яркое начало. Так, на этапе ознакомления одним из реально действенных способов является выразительный, вызывающий сильные эмоциональные реакции создание ситуации новизны. В тех классах, где слаб интерес к предмету, целесообразно использование психоролевых ситуаций связав по возможности изучаемый материал с областью внеучебных интересов отдельных учащихся или их групп и таким путем вызвать их положительные эмоции. Эмоциональное воздействие учебного процесса усиливается если учитель вводит в него соревновательные ситуации. Стимулирующий эффект создают умело используемые ситуации успеха-неуспеха. В целом совокупность методов и приемов рассмотренных нами способствует реализации эмоционально-ценностного компонента в процессе обучения.

Автор
Дата добавления
07.10.2018
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 29
Номер материала
801
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.