СЛАЙД
1
Тема «Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе как
инновационная составляющая ФГОС».
Развитие
российского общества привело к изменению требований к образовательным
учреждениям. Они должны предоставлять возможности каждому проявить свои
способности реализовать творческий потенциал, подготовиться к жизни в быстро
меняющихся условиях. Стандарты второго поколения переносят акцент с
усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие
ребенка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления
человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого
себя, принимать самостоятельные ответственные решения.
В этих условиях большую
актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной
(внеклассной) работы по русскому языку и литературе.
Замечено, что потребность учащихся в творчестве и
самовыражении реализуется полнее, если внеурочная деятельность является
органическим продолжением их деятельности на уроке. Поэтому в своей практике я
не ограниваюсь только урочными занятиями по развитию креативных способностей учащихся,
а организую и различные формы внеклассной деятельности.
Основная цель организации и проведения внеурочной работы
– развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание
потребности изучать их.
Использую следующие виды и формы внеурочной работы по
русскому языку и литературе.
СЛАЙД 2
1. Лингвистические и литературные конкурсы.
Конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить наилучших
участников, наилучшие работы (С.А. Ожегов). Лингвистические и литературные
конкурсы называются «боями», «турнирами», «регатами», «состязаниями», а также
повторяют названия популярных телевизионных передач: «Своя игра», «Умники и
умницы», «Слабое звено».
Виды лингвистических и литературных конкурсов: конкурс на
самого грамотного ученика, лучшую стенгазету, посвященную русскому языку или
литературе, рукописный журнал, стихотворение или лингвистическую сказку, лучшее
чтение стихотворений, лучшую инсценировку. Конкурсы могут проводится по
какой-либо одной теме либо носить обобщающий характер и включать задания по
различным изучаемым темам.
СЛАЙД 3
2. Викторина.
По определению, взятому из Академического словаря современного
русского языка, викторина – это игра в ответы на вопросы (устные или
письменные) из разных областей знания. По определению из словаря С.А. Ожегова,
викториной называется игра в ответы на вопросы, обычно объединенные
какой-нибудь общей темой. Исходя из приведенных определений, можно предположить
следующую классификацию викторин.
В
зависимости от формы проведения: устные, письменные.
В
зависимости от предлагаемого материала:
-
тематические, -
нетематические, предлагающие вопросы, связанные с различными темами.
СЛАЙД 4
3. Конкурс литературных газет.
Исходя из задач конкурса,
определяются и основные требования, предъявляемые данным газетам для определения
лучших исполнителей: соответствие содержания газеты теме, научно-популярное
изложение материала, художественное оформление.
СЛАЙД 5
4. Устный журнал – одна из свободных форм внеурочной работы, предполагающая
большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей
учащихся.
Цель их проведения – повышение интереса к русскому языку
и литературе, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей
учащихся.
Подготовка и проведение устного журнала позволяют
привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того, эта форма внеурочной
работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной
СЛАЙД 6
5. КВН.
В последнее время одной из популярных форм проведения
внеурочной деятельности по предмету стала игра КВН, которая, в отличие от
других форм, предоставляет участникам большую свободу творчества и возможность
показать себя на сцене. Темы КВН могут быть любые, как общие, так и частные.
Подготовка к КВН требует длительного времени.
СЛАЙД 7
6. Диспуты, конференции.
Проходят они в форме собраний, совещаний, на которых
происходит обсуждение какого-то вопроса.
Цель проведения – расширение знаний учащихся по той или иной теме,
а также обучение подростков самостоятельной работе со словарями и
справочниками, научно-популярной литературой по языкознанию и
литературоведению. Как правило, конференции проводятся в старших классах и
используются как прием развития устной речи учащихся. Самый популярный в
нашей школе смешанный вид проведения конференций, на котором могут быть
использованы и чтение (обсуждение) докладов, и различные инсценировки по ходу
чтения этих докладов.
СЛАЙД 8
7. Лингвистические и литературно-музыкальные вечера,
литературные гостиные, парады литературных героев.
Как правило, тематика соответствует изучаемому в этот
период учебному материалу по русскому языку или литературе.
Занимательные задания и игры, которые подбираются в
соответствии с темой вечера. Они должны быть разнообразны и представлены в
большом количестве. На вечерах присутствуют ученики нескольких классов и с
разным уровнем подготовки. Игры по своей трудности должны быть доступны каждому
из них.
СЛАЙД 9
8. Недели или Декады русского языка и литературы.
Традиционными стали в нашей школе Декады русского языка и
литературы. Это особая форма внеурочной работы. Она эффективна только в том
случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики
участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают
дополнительную литературу по филологическим дисциплинам. В этом случае Декада
может стать праздником, итогом внеурочной работы.
СЛАЙД 10
9. Проектная деятельность.
Большое внимание уделяется проектной деятельности.
Формирование УУД через проектную деятельность позволяет обеспечить учащемуся
возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь
контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать
условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и
сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
СЛАЙД 11
10. Олимпиады.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем
учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление
учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить
свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников. Наши дети с
удовольствием принимают участие в таких олимпиадах.
Подготовка и проведение
внеклассных мероприятий по литературе предъявляет высокие требования к
учителю, так как она подводит итог достижениям школьников в изучении предмета
не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Специфика условий работы
в нашей школе (отсутствие параллельных классов, малый количественный состав учащихся)
накладывают некоторые ограничения в подготовке и проведении того или иного
общего внеурочного дела. Но всегда стараюсь выполнить ещё два принципа:
- добровольное участие школьников в мероприятиях;
- комфортность (мероприятие должно проводиться в удобное для учащихся
время и в удобной форме).
Изучение любой науки – тяжёлый труд, требующий
усердия, внимания, а иногда и заучивания. Проводя внеклассную работу по
предмету, этот труд можно превратить для учеников в игру. Разумеется в
серьёзную игру. Поэтому я считаю, что внеклассные мероприятия являются жизненно
необходимыми в школе.
На сегодняшний день внеурочная деятельность является одной
из приоритетных составляющих учебно-воспитательного процесса и одной из форм
организации свободного времени учащихся. Организованная таким образом
целенаправленная деятельность будет способствовать формированию творчески
развитой личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному
жизненному выбору, готовой к успешной самореализации в современном обществе.
Просмотр
видеоролика по итогам Декады русского языка и литературы
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.