+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаВыступление на педагогических чтениях «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на примере работы с текстом»

Выступление на педагогических чтениях «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на примере работы с текстом»

Выступление на педагогических чтениях

в МБОУ «Лицей села Хлевное»

«Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на примере работы с текстом»

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. По мнению ряда отечественных учёных, смысл современного образования состоит в формировании у обучающихся ключевых компетенций.

Применительно к школьникам ключевые компетенции – это такие функциональные умения, которые помогут им в выполнении настоящих и будущих социальных ролей («ученик», «абитуриент», «студент», «субъект общения», «гражданин», «потребитель», «работник-специалист» и др.).

Современное общество испытывает потребность в человеке, который бы отличался следующими качествами: высокий уровень коммуникативной компетенции, самостоятельность, независимость суждений, сочетающаяся с уважением к мнению других людей. В современном образовании в целом и в преподавании русского языка происходит поиск ориентиров среди образовательных ценностей и приоритетов. Поэтому обучение устному и письменному речевому общению (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации.

Таким образом, актуальность темы «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы на примере работы с текстом» диктуется временем.

В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.

В методической литературе указывается более 20 приёмов работы с текстами. Наиболее результативными считаю следующие формы и методы:

- комплексная работа с текстом;

- лингвистический анализ текста;

- различные виды диктантов и изложений;

- редактирование текста;

- мини-изложение и мини-сочинение;

- сравнение 2-х текстов;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- коммуникативные и игровые ситуации.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий (лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок - коммуникация, семинар, деловая игра и др.), использование элементов современных образовательных технологий (проблемного, интегрированного, разноуровневого обучения, игровых и информационных технологий).

Таким образом, задача учителя-словесника - научить ребят мыслить и излагать свои мысли грамотно и осознанно, ясно, благозвучно и логично, свободно и непринуждённо, эмоционально и живо. В этом и заключается коммуникативная компетенция или, иначе говоря, речевое умение.

Именно в тексте происходит реализация всех языковых уровней, именно текст разных типов и стилей речи становится образцом для обучения высказыванию. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать разнообразные эмоции, воспринимать эмоциональные оттенки.

Вот некоторые приёмы работы с текстом, которые используются мною на уроках.

Формировать речевую (коммуникативную) компетенцию школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу прочитанного). Именно это принципиальное соображение вызвало к жизни новый тип урока - урок-коммуникацию, позволяющий поддерживать мотивацию к изучению языковых средств. Поскольку в основу предлагаемой методики положен герменевтический подход к обучению русскому языку и литературе, ведущим методом является интерпретация текста, а приемами - виды языкового разбора. Интерпретация текста - это высказывание участниками урока-коммуникации своих толкований, формулирование понимания того, что стоит за языковыми средствами текста, восстановление авторского замысла. Методика работы на уроках связана с применением всех видов языкового разбора: фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического. Но это не привычный формальный подход, когда избирается слово (или другая единица языка) и потом оно разбирается в соответствии с памяткой из школьного учебника в отрыве от речевой ситуации. Это подход, который характеризуется необходимостью понять: какова роль конкретной (избранной для конкретного урока) языковой единицы для понимания смысла текста, что делают ее составные части (части этой единицы: морфемы - для слова; слова и словосочетания - для предложения; предложения и их строение - для текста и т.п.) или что делают категории этих языковых единиц для создания общего содержания произведения.

Таким образом, организация на уроке устной коммуникации с вопросами интерпретационного характера или же чтения произведений с элементами герменевтического анализа (урок-коммуникация) помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их языковой компетенции.

     Главная задача лингвистического анализа художественного текста - раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора. Учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. В процессе восприятия текста развивается эмоциональная сфера мышления ученика, формируется умение чувствовать, переживать.

Уже в 5 классе необходимо начинать выработку умений и навыков лингвистического анализа. К примеру, дать задание раскрасить текст (вставить красивые прилагательные, что позволяет сделать вывод об их роли). Ребята успешно делают это, добавив эпитеты, метафоры и сравнения. Эффективны уроки редактирования текстов.

Таким образом, через использование лингвистического анализа текста происходит совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Художественные тексты, которые используются на уроках, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи.

Комплексный анализ текста - удобная, экономная форма проверки знаний и умений обучающихся, которая даёт возможность на уроке обеспечить взаимосвязь изучения нового материала и повторения, создавая условия для реализации межпредметных связей. Нужно отметить, что единого подхода к комплексному анализу текста нет. Анализ текста может быть полным и частичным. Полный анализ предполагает разбор текста с учётом всех его речеведческих характеристик. Частичный анализ характеризует текст с какой-то одной стороны: со стороны темы и основной мысли, стиля, типа речи, способов и средств связи. Предлагая, к примеру, ученикам упражнение на определение стиля текста, уместно, особенно в начале работы, давать для наблюдения тематически однородные, но контрастные по стилю тексты.

 Полный стилистический анализ текста проводится по такому плану:

1.Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которой может быть использован этот текст.

2.Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте.

3.Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

4.Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

Полезно также предлагать ученикам задания самостоятельно подбирать небольшие тексты на одну тему, того или иного стиля, типа речиСуществуют различные типы заданий к текстам:

Типы заданий

Перечень заданий

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события последуют, какие мысли будут высказаны…).

3. Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте своё продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.

2. Найдите главное событие.

3. Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место. Содержание остальных частей передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что …

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что …

3. выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о ….

2. Дополните текст похожими примерами.

3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, являющий собой общее рассуждение.

5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

В 5-6 классах желательнее проводить частичный анализ текстов, так как учащиеся только начинают овладевать теоретическими знаниями и практическими умениями в этом виде работы. В 7-9 классах задания подбираются в соответствии с приобретаемыми знаниями. В 10-11 классах - это глубокая работа, требующая высокой подготовленности учащихся. И тексты удобнее брать из пособий для подготовки к ЕГЭ. К ним желательно прилагать разноуровневые задания, и особенно важен тот момент, что ученик имеет возможность выбора (можно выполнять не все задания). Разноуровневые вопросы и задания к одному тексту удобны для организации работы в группах, по вариантам. Это позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать с одноклассниками. Главное в работе - школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов, развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность.

Таким образом, система упражнений по комплексному анализу текста помогает ученикам заниматься русским языком продуктивно.

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Свободный диктант - это упражнение, при выполнении которого содержание читаемого текста записывается не дословно, а относительно свободно, на память. Учащимся разрешается в ходе диктанта какие-то детали опускать, заменять слова, перестраивать предложения. Свободный диктант - переходная ступень от собственно диктанта к изложению.

Свободный диктант по репродукции картины (или художественной фотографии) является хорошим средством для выработки у учащихся навыков создания собственных текстов на основе картины, даёт образцы для будущих сочинений, приобщает детей к изобразительному искусству. В процессе чтения текста и анализа картины необходимо обращать внимание на использование разнообразных средств языка для выражения той или иной мысли, предлагать найти в тексте точные, выразительные слова для передачи содержания живописного полотна. В результате ученики воспроизведут эти выражения и слова в своём тексте. При отборе картины учитываются возрастные особенности учащихся. Так, пятиклассникам более понятны картины с ярко выраженным сюжетом. В 6 классе используются разнообразные по жанрам репродукции (бытовые, пейзажи, натюрморты, портрет). В 7 классе используются картины всех жанров.

В работе над свободным диктантом можно выделить следующие этапы:

1. Предварительная подготовка учителя (подбор текста и картины, обдумывание вопросов для беседы, выделение опорных слов, употребление которых необходимо для передачи основного содержания текста и картины).

2.Вступительное слово учителя (рассказ о биографии художника, история создания картины, творческий замысел мастера).

3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её восприятие.

4. Краткая беседа с целью выяснения впечатления от картины.

5. Чтение текста свободного диктанта.

6. Анализ содержания картины и текста.

7. Речевая подготовка и языковой анализ текста.

8. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.

10. Чтение и запись диктанта по абзацам.

Таким образом, свободный диктант по картине обогащает и углубляет знания учащихся об окружающем мире, развивает их речь, воспитывает эстетический вкус.

Творческий диктант рассматривается как разновидность диктанта, при написании которого ученик записывает диктуемый текст, подвергая его изменениям. Этот вид работы включает черты поисковой, исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением знаний, накопленных ранее, большую роль играют интуиция, сообразительность, самостоятельность, что заставляет ученика взглянуть на орфографический материал с новой точки зрения и использовать его в различных языковых ситуациях. Можно использовать в своей работе творческие диктанты разных видов, остановимся на самых эффективных для формирования коммуникативной компетенции: творческий диктант со вставкой слов, творческий диктант с заменами, предупредительный творческий диктант.

Творческий диктант - одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, он как бы заполняет пробел между репродуктивным и продуктивным видами работ.

Изложение - один из традиционных видов письменных работ в школе.

Сложившаяся практика написания изложения - медленное чтение исходного текста и разрешение делать записи - привела к тому, что главной задачей для наших учеников стало стремление записать как можно быстрее и больше. Если же лишить ученика такой возможности, с изложением справились бы единицы. Запоминание без понимания - вот что опасно. А ведь изложение - вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Слова изложение и пересказ употребляются нередко как синонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста.

Традиционно выделяют следующие виды изложений:

  1. По форме речи: устное, письменное.

  2. По объёму: подробное, сжатое.

  3. По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, пересказать от 1-го, 3-го лица, сделать вставки, ответить на вопрос и др.)

  4. По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, воспринятого и на слух, и зрительно.

  5. По цели проведения: обучающее, контрольное.

Подбор нескучных - познавательных, увлекательных, проблемных, умных, а иногда и юмористических - текстов возбуждает и поддерживает познавательный интерес, создаёт на уроке благоприятный психологический климат.

Провожу изложение так:

-Читается текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения они пересказывают текст с целью: понять, что они не запомнили (5-7 минут).

-Читается текст второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем они пересказывают текст ещё раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль и т.д. И только после этого пишут изложение.

В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Новая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, - механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказать один из учеников. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научатся пересказу.

Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого непросто.

Обобщив опыт трудностей, испытываемых учениками при написании изложения, нами выработан следующий алгоритм написания изложения:

1) Начинай активно слушать с первого чтения текста учителем, старайся всё запомнить и понять;

2) окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие при чтении текста;

3) перескажи текст с целью: понять, что не запомнил;

4) помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

5) при втором чтении слова-памятки каждого предложения записывай; между записями делай промежуток в две строчки для дополнений;

6) обрати внимание на те места, которые не запомнил во время первого чтения;
7) после второго чтения вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

8) перескажи текст ещё раз, обдумывая и составляя его план;

9)сформулируй главную мысль;

10) закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

Формирование коммуникативной компетенции - дело интересное, но нелегкое. Умение рассуждать, анализировать, творить вырабатывается постепенно, но дети сами этому не научатся, их нужно поэтапно, умело этому учить.

Анализ текста - это лишь один из приёмов создания на уроке развивающей речевой среды. Проводимый регулярно, систематически, он имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание.

Я рассказала только о некоторых примерах формирования коммуникативных умений и навыков, но к ним надо отнестись не как к шаблонам, а как к возможным вариантам работы, которые должны побудить каждого найти свой путь, создать свой вариант.

Каждый урок русского языка - это не только реализация, но и поиск резервов развития речи и способностей учащихся. Следовательно, поиск продолжается.

План полного стилистического анализа текста:

1.Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которой может быть использован этот текст.

2.Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте.

3.Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

4.Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.

_______________________________________________________________________

Типы заданий к текстам:

Типы заданий

Перечень заданий

Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.

1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чём (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения.

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), и попробуйте предположить, о чём пойдёт речь дальше (какие события последуют, какие мысли будут высказаны…).

3. Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте своё продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским.

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте её самостоятельно.

2. Найдите главное событие.

3. Расположите события по степени важности.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место. Содержание остальных частей передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что …

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что …

3. выскажите своё мнение в связи с прочитанным (напишите о своём понимании события).

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на творческую переработку текста.

1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о ….

2. Дополните текст похожими примерами.

3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле).

4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, являющий собой общее рассуждение.

5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием.

6. Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите её подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

Этапы работы над свободным диктантом.

1. Предварительная подготовка учителя (подбор текста и картины, обдумывание вопросов для беседы, выделение опорных слов, употребление которых необходимо для передачи основного содержания текста и картины).

2.Вступительное слово учителя (рассказ о биографии художника, история создания картины, творческий замысел мастера).

3. Молчаливое рассматривание картины учащимися, самостоятельное зрительное её восприятие.

4. Краткая беседа с целью выяснения впечатления от картины.

5. Чтение текста свободного диктанта.

6. Анализ содержания картины и текста.

7. Речевая подготовка и языковой анализ текста.

8. Орфографическая и пунктуационная подготовка.

9. Подбор заголовка, разбивка текста на части, составление плана.

10. Чтение и запись диктанта по абзацам.

________________________________________________________________________

Алгоритм написания изложения:

1) Начинай активно слушать с первого чтения текста учителем, старайся всё запомнить и понять;

2) окончив первое активное слушание, закрой глаза и восстанови по памяти воображаемые картинки, возникающие при чтении текста;

3) перескажи текст с целью: понять, что не запомнил;

4) помоги себе рисунком или схемой, сделав их на обратной стороне листа;

5) при втором чтении слова-памятки каждого предложения записывай; между записями делай промежуток в две строчки для дополнений;

6) обрати внимание на те места, которые не запомнил во время первого чтения;
7) после второго чтения вноси изменения и дополнения на оставленных тобою строчках;

8) перескажи текст ещё раз, обдумывая и составляя его план;

9)сформулируй главную мысль;

10) закончи работу над изложением в черновике, прочитай написанное, исправь ошибки.

10

Автор
Дата добавления
28.05.2019
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 24
Номер материала
868
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.