+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаВиды педагогического оценивания на уроках русского языка и литературы

Виды педагогического оценивания на уроках русского языка и литературы

Виды педагогического оценивания на уроках русского языка и литературы.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОЦЕНИВАНИЕ -это результат учебного труда ученика и учителя. Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения. Оценить - значит установить уровень, степень или качество чего-либо.

  • Стандарт ФГОС ООО разработан с позиций компетентностного подхода и представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности). Одна из базовых компетентностей педагога -- компетентность в педагогическом оценивании. В качестве показателей оценки этой компетентности предложены следующие:

  • •знание функций педагогической оценки,

  • •знание видов педагогической оценки,

  • •знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности,

  • •владение методами педагогического оценивания,

  • •умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах,

  • •умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

  • Компетентность педагогического оценивания входит как составной компонент в компетенции Мотивация и Организация учебной деятельности .

  • Базовые компетентности педагога

п/п

Базовые компетентности

педагога

Характеристики

компетентностей

Показатели оценки

компетентности

3. Мотивация учебной деятельности

3.2

Компетентность

в педагогическом

оценивании

Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.

– Знание многообразия педагогических оценок.

– Знакомство с литературой по данному вопросу.

– Владение (применение) различными методами оценивания.

6. Компетенции в организации учебной деятельности

6.3

Компетентность

в педагогическом

оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке.

Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.

– Знание функций педагогической оценки.

– Знание видов педагогической оценки.

– Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности.

– Владение методами педагогического оценивания.

– Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах.

– Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

Несмотря на многочисленные исследования, проблемы оценки знаний учащихся остаются недостаточно изученными, а в русле общего процесса модернизации образования закономерно возникает  вопрос о необходимости совершенствования существующей системы отметок. Успех обучения во многом зависит от того, как правильно и своевременно выставлена оценка за тот или иной вид деятельности школьника. У каждого учителя должна быть своя система оценки. Она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Все, наверное, знают эти строчки из стихотворения  А. Л. Барто:


   Я Володины отметки узнаю без дневника.
   Если брат приходит с тройкой, раздаются три звонка.
   Если вдруг у нас в квартире начинается трезвон –
   Значит, пять или четыре получил сегодня он.

Виды педагогических оценок:

  • 1. Предметные оценки - касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности.

  • 2. Персональные оценки - индивидуальные качества человека, его старание, умения, прилежание.

  • 3. Материальные оценки - включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной работе.

  • 4. Моральные оценки - педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание

  • 5. Результативная оценка относится к конечному результату деятельности В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

  • 6. Процессуальная оценка относится к процессу. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.

  • 7. Количественная - соотносится с объемом выполненной работы, например, с числом сделанных упражнений.

  • 8. Качественная - касается качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности.

Методы оценки знаний, умений и навыков:

1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.

Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на уроках, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность практических умений и навыков.

2. Устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

3. Проверочные самостоятельные работы:
4. Подготовка докладов, рефератов, сообщений (биография писателя).
5. Подбор материала из художественной литературы для создания карточек по теме
( поиск цитат), составление викторин, тестов, кроссвордов.

Условия эффективности педагогической оценки

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.

Виды оценивания:

  • Проекты

  • Практические работы

  • Словесная оценка (устная обратная связь)

  • Самооценивание

  • Две звезды и желание (взаимооценивание)

  • Творческие работы

  • Исследовательские работы

  • Портфолио

  • Самоанализ и т.д.

  • Листы индивидуальных достижений

  • Комплексные проверочные работы и др.

Формирующее оценивание. Приёмы работы

С введением Федерального государственного образовательного стандарта изменился подход к системе оценивания, что обозначено в нормативных документах: «….Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования». В новом Стандарте прописаны три вида оценивания: стартовое, текущее и итоговое. Для каждого учителя, работающего по новому стандарту, большую роль играет текущее оценивание, подразумевающее процесс оценки учителем результатов, полученных в ходе наблюдений за деятельностью учащихся, выполнения контрольных, проверочных, диагностических, творческих работ, а также процесс самооценки и взаимооценки.

Существующая в школе отметочная система оценивания не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого учащегося, о чем повествует один из принципов оценивания – личностная направленность. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. И ФГОС требует от учителя обучать детей навыкам самооценки, что отражено в следующем принципе оценивания - приоритет самооценки.

Приведу примеры приемов технологии формирующего оценивания, которые применяю на уроках русского языка и литературы.

1).Самооценка. Перед уроком учащиеся получают Оценочный лист, который заполняется ими по мере работы на уроке. Оцениваемые результаты: предметные

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка)

Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения , повторения, закрепления

Оценочный лист ученика _________________________________________

+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю

№ п\п

Критерии

Самооценка

Учитель

1

Знаю тему урока

2

Знаю цель урока

3

Знаю план достижения цели

4

Могу работать по плану

5

Понимаю, о чем идет речь

6

Умею отвечать на вопросы по теме

7

Сам могу составить вопросы т

8

Могу доказать свои высказывания

9

Могу оценить свою работу на уроке

10

Могу оценить работу своих товарищей

11

Могу сказать, что урок прошел с пользой

2). Взаимооценка. Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Выполните задание:

1)Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложениях.

  1. Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и оттого на громадном

дв_ре  к_залось очень т_мно .

  1. На улице ж_ра а ц_плятам хол_дно.

  2. Вскоре после восхода наб_жала туча и брызнул короткий дождь.

  3. Уже совсем рас(сс)вело и народ стал подниматься когда я вернулся в св_ю к_мнату.

  4. Шумит на дв_ре (не)погода но в доме до сих пор (не)спят.

2) Обменяйтесь карточками и определите в них правильное выполнение задание и ошибки.

  • Правильное выполнение +

  • Ошибочное

Для того чтобы заинтересовать ребят составляю диагностические карты по темам, на изучение которых отводится не один урок (например, «Причастие», «Наречие», «Глагол», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» и т.д.)

Диагностическая карта по теме "Творчество М.Ю. Лермонтова"

Ф.И.ученика

Учебные задания

Оценка

кроссворд

викторина

поэтическая пятиминутка

конспект

Сочинение-миниатюра

+

+

+

-

+

4

+

-

+

-

+

3

+

+

+

+

-

4

+

-

+

-

+

3

+

+

+

+

+

5

«Касса моих успехов -педагогический прием, который не только способствует формированию орфографической зоркости у ребят 5-6-х классов, но и помогает им полюбить словарную работу и воспринимать её как увлекательную игру. В начале учебного года каждый ученик оформляет карту "Словарная работа". На лист картона наклеиваем два конверта: «Касса моих успехов», «Касса моих ошибок». Словарные диктанты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на небольших листочках. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться, понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идет «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и «4», которые и составляют содержимое конверта «Мои успехи».

Урок-презентация, на котором учащиеся в течение 5-6 минут представляют какого-либо писателя, поэта или какое – либо произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников


Лист самоконтроля
Лист самоконтроля ведется на протяжении всего урока

  • Тема урока: Однородные и неоднородные определения

  • ФИ учащегося

  • А - я знаю понятие однородные члены предложения;

  • - я знаю отличия однородных и неоднородных определений;

  • -я знаю постановку знаков препинания при однородных и неоднородных определениях

  • В:Я умею находить однородные и неоднородные определения;

  • - я умею отличить однородные и неоднородные определения ;

  • - я умею расставлять знаки препинания при однородных и неоднородных определениях;

  • -я умею оценить товарище по критериям;

  • - я умею работать в паре

  • С: - я умею составлять текст-описание с однородными и неоднородными определениями;

  • - я умею оценить степень важности изученного материала

  • Итоговая отметка

Светофор

Эта стратегия формативного оценивания может быть использована учителем при объяснении темы и при необходимости проверки знаний обучающихся. На определенном этапе в процессе объяснения учитель просит обучающихся определить уровень понимания с помощью цвета светофора. Обучающиеся могут поднять руку; кивнуть головой или поднять цветную карту.

Зеленый цвет- полное понимание

Желтый цвет- частичное понимание

Красный цвет – недопонимание или полное непонимание

По итогам полученных ответов учитель должен принять решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении обучения.

  • Внутренний и внешний круг

  • Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.

  • Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

«Сигналы рукой», «Покажи мне».

Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:

Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

__________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:

(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;

(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;

(3) слово предоставляется тем, кто все понял.

Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»

Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.

Выбери фразеологизм, который отражает твою работу на уроке

  1. Превзошёл сам себя

  2. Это ещё цветочки, а ягодки будут впереди

  3. Не ударил лицом в грязь

  4. Бил мимо цели

  5. Из кожи вон лез

Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами викторин, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ и улучшают свои показатели по предмету.

Автор
Дата добавления
29.11.2018
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 84
Номер материала
822
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.