+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаУрок-заочная экскурсия "В зимний лес с именем прилагательным"

Урок-заочная экскурсия "В зимний лес с именем прилагательным"

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: Имя прилагательное. Обобщение изученного материала.

Тип урока: Урок - заочная прогулка по зимнему лесу.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Имя прилагательное».

Задачи урока:

  1. Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи имен прилагательных.

  2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

  3. Формировать умения сотрудничать при выполнении упражнений; воспитывать внимание и уважение к слову.

Оборудование: тексты, раздаточные тесты, иллюстрации зимних пейзажей, звездочки и снежинки для рефлексии.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я всегда рада нашим встречам. Сегодня мне особенно приятно приветствовать вас на необычном, я надеюсь, уроке. Почему необычным? Я предлагаю вам совершить заочную прогулку в зимний лес. Но не забывайте: вы присутствуете на уроке русского языка. Именно поэтому в помощники на сегодняшний день я взяла замечательную часть речи, изучение которой мы с вами закончили.

2. Ввод в тему урока.

Помогите с помощью синквейна назвать часть речи, знание которой мы сегодня повторим и обобщим на уроке:

СЛАЙД 1.

ПРИЗНАК

КАЧЕСТВЕННЫЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

СОГЛАСУЮТСЯ, СКЛОНЯЮТСЯ, ИЗМЕНЯЮТСЯ

БЕЗ НИХ СКУЧНО, НЕИНТЕРЕСНО

ЭПИТЕТЫ

- Правильно! Это имя прилагательное.

СЛАЙД 2.

Итак, тема сегодняшнего урока-заочная прогулка по зимнему лесу «Имя прилагательное. Обобщение изученного материала». Прогуливаясь, люди часто останавливаются, чтобы разглядеть что-нибудь удивительное. Такие остановки я буду использовать для повторения морфологических признаков прилагательного, способов образования степеней сравнения, правописания Н,НН в суффиксах прилагательных, Не и НИ с этой частью речи.

3. Характеристика имени прилагательного

-Давайте придумаем, с какого места начнется наша прогулка? СЛАЙД 3.

Именно с этого места мы и отправляемся в путь. Отправляясь гулять в определенное место, мы уже знаем о нем что-нибудь. Также, изучая прилагательное в 6 классе, вы уже знали о нем из предыдущих классов . Что вы знали о нем? СЛАЙД 4.

4.Согласование имени прилагательного с существительным.

-Отправившись в путь, мы попадаем в другой мир, полный красоты, тишины и гармонии. СЛАЙД 5

- Я предлагаю создать эту гармонию и при выполнении следующего ЗАДАНИЯ: СЛАЙД 6: перед вами группы слов, необходимо составить из них предложения, в результате чего получится связный текст. Формы слов можно и нужно изменять.

Укрыть, зима, белый, земля, наконец-то, одеяло.

Мы, лыжи, лес, отправляться, в, денек, зимний, солнечный, брать, морозный.

Снег, солнце, от, и, переливаться, искриться.

Лес, прекрасный, как, картина, чудесный, зимний!

Проверьте себя! СЛАЙД 6:

Наконец-то зима укрыла землю белым одеялом. Солнечным морозным деньком мы берем лыжи и отправляемся в зимний лес. От солнца снег искрится и переливается. Как прекрасны картины чудесного зимнего леса!

- Есть ли в этом тексте имена прилагательное?

- А какую роль они играют?

- Зачем нужны имена прилагательные?

- К какой части речи относятся в данном тексте имена прилагательные и как с ней согласуются?

5.Разряды имен прилагательных.

- Отправляясь на прогулку по зимнему лесу, мы прекрасно понимаем, что каждый по-разному выдержит физическую нагрузку и что необходимо будет сделать несколько остановок. Используем первую остановку для повторения разрядов имен прилагательных.

СЛАЙД 7.

ЗАДАНИЕ: перед вами текст, необходимо выписать из текста в три столбика качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные:

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

СЛАЙД 8. Взаимопроверка!

качественные

относительные

притяжательные

Хорош

Русский

Беличьи

Тихий

Зимний

Мышиные

Глубокие

Лесными

птичьи

Чистые

Кружевными

Белыми

Зимнему

Молодых

Зимний

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Тихому

Высокие

Синеватые

Стройных

Белых

Легкие

Маленькие

6. Степени сравнения имен прилагательных.

- Отдохнувшие и повеселевшие, мы отправляемся дальше. Но некоторым эта прогулка может показаться тяжелой. СЛАЙД 9. Трудности пришлось вам преодолеть и при изучении темы «Степени сравнения имен прилагательных».

ЗАДАНИЕ:

- Предлагаю поработать редакторами: найдите ошибки в употреблении прилагательных и исправить их.

СЛАЙД 10 .

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

7. Образование полной и краткой формы имен прилагательных.

- Преодолев некоторое расстояние, мы вновь останавливаемся.

Впечатлений у вас будет очень много, и каждый захочет поделиться ими. Иногда даже может не хватить глаголов, чтобы передать все эмоции. Тогда на помощь придут краткие и полные формы имен прилагательных. Хорошо, что вы уже можете правильно их употреблять.

СЛАЙД 11.

ЗАДАНИЕ: «Четвертый лишний» (УСТНО) (под каждой цифрой 4 прилагательных, исключите лишнее краткое или полное прилагательное)

  1. КРАСИВА, ВЕЛИКИЙ, ПЕЧАЛЕН, НАПРАСЕН

  2. ЗИМНИЙ, ЛЕСНОЙ, КОЛЮЧ, СНЕЖНЫЙ

  3. ЯРОК, КРАСОЧНЫЙ, ПРЕКРАСНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ

  4. МОЛОД, ТИХИЙ, ВЫСОКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ

  5. ПУШИСТ, РАЗНОЦВЕТНЫЙ, СВЕЖ, МОГУЧ

  6. ХОЛОДНЫЙ, ГОРЯЧ, СТАР, СИЛЕН

  7. БЕЛЫЙ, ЛЕДЯНОЙ, МАЛЕНЬКИЙ,ЧУДЕСЕН

  8. ПАСМУРНЫЙ, СОЛНЕЧНЫЙ, СКАЗОЧЕН, ЛЮТЫЙ

8. Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных.

- На второй остановке времени для восстановления времени понадобиться немного больше. Можно, например, развести костер. (СЛАЙД 12).

При изучении темы «Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных» тоже пришлось постараться. Проверим результаты? (СЛАЙД 13 )

ЗАДАНИЕ: на доске вы видите предметы, у каждого есть название. Образуйте от имен существительных, обозначающие эти предметы, имена прилагательные.

ПРОВЕРЯЕМ! (СЛАЙД 14)

СТЕКЛО - СТЕКЛЯННЫЙ

ГУСЬ - ГУСИНЫЙ

ДЕРЕВО - ДЕРЕВЯННЫЙ

ОГОНЬ - ОГНЕННЫЙ

ТУМАН - ТУМАННЫЙ

ПЕСОК - ПЕСЧАНЫЙ

ДРОВА - ДРОВЯНОЙ

МАСЛО - МАСЛЕНЫЙ

ГОЛУБЬ - ГОЛУБИНЫЙ

СОЛОМА - СОЛОМЕННЫЙ

9.Правописание НЕ и НИ с именами прилагательными.

- Костром дело не закончится.

Тут в ход могут пойти запасы съестного (СЛАЙД 15 )

И при изучении прилагательного мы не остановились на правописании Н, НН в прилагательных. Пришло время вспомнить правило «Правописание НЕ и НИ в прилагательных»

ЗАДАНИЕ: выполните тест, проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.

Тест. Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;

  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;

  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

  1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.

  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.

  3. День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.

  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.

  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не- пишется слитно в предложении:

  1. (Не)приятельская армия отступила.

  2. Эта книга далеко (не)проста.

  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе (не) скучен.

  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.

  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

ПРОВЕРЯЕМ! (СЛАЙД 16)

№ задания

1

2

3

4

5

Ответ

1,2

1,2

1,3

1,3

1,2

10. Рефлексия (итоги урока)

- Наша прогулка подошла к концу. И наш урок тоже завершается. Надеюсь, что вы сегодня не только получили возможность реально оценить полученные знания по изученной теме «Имя прилагательное», но и почувствовать, как прекрасен лес зимой. (СЛАЙД 17)

(СЛАЙД 18)

- Я предлагаю вам провести рефлексию и показать свое отношение к уроку с помощью снежинок и облаков: прикрепите свою снежинку к голубому облаку, если вам понравилось на уроке и вы себя чувствовали комфортно, прикрепите свою снежинку к фиолетовому облаку, если вам не все понравилось на уроке, прикрепите снежинку к черному облаку, если вам ничего не понравилось на уроке и вы постоянно чувствовали дискомфорт.

12. Домашнее задание (СЛАЙД 19)

Написать сочинение-миниатюру о пользе лыжных прогулок.

(СЛАЙД 20) Спасибо за урок!

Автор
Дата добавления
24.12.2018
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 41
Номер материала
830
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.