Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Скачать материал

Урок литературы в 10 классе.

Тема: Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели:

  1. Выработка навыков работы над сочинением.
  2. Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.
  3. Развитие литературно-творческих способностей учащихся.
  4. Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.
  5. Формирование личностного подхода к проблеме.
  6. Развитие речи учащихся.

 

Оборудование:

В.Н. Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;

-  Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М., «Просвещение», 1977;

- «Раздумье перед сочинением». Ю.А. Озерова. М., «Высшая школа», 1990;

- рабочие тетради по литературе;

- карточки для капитанов команд.

 

                                                        Ход урока.

1. Мотивация учебной деятельности.

     Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.

Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.

 

План.

  1. Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.
  2. Базаров – «новый» герой или трагическая личность?

2.1.  «И весь портрет его вызывал неприятие…».

2.2.  Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3.  Испытание любовью.

2.4.  Одинок ли Базаров?

2.5.  Автор и его герой.

3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

 

 

3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»

а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.

б) работа в группах.

 Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:

 

                                                       План.

  1. Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.
  2. Базаров – «новый» герой или трагическая личность?

4.1.  «И весь портрет его вызывал неприятие…».

4.2.  Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

4.3.  Испытание любовью.

4.4.  Одинок ли Базаров?

4.5.  Автор и его герой.

3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

 

   4. Работа с капитанами команд.

           Капитаны команд получают карточки – лакуны.

 Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:

 

                                                 План.

  1. Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового»  героя.
  2. Базаров - «новый» герой или трагическая личность?

2.1.  «И весь портрет его вызывал неприятие…»

2.2.  Программа жизни Базарова - нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.

2.3.  Испытание любовью.

2.4.  Одинок ли Базаров?

2.5.  Автор и его герой.

  1. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.

 

      в) индивидуальная работа с капитанами команд.

            Капитаны получают карточки – лакуны.

       Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют  варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.

Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».

 

 

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева  - роман __________________. Со станиц романа ______________  ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________  образ ______________.

 

 

       3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою - _______________ Базарову.

 

1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.

Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».

 

 

2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева  - роман __________________. Со станиц романа ______________  ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ - взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________  образ ______________.

 

 

       3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою - _______________ Базарову.

 

 

 

 

 

 

 

-          Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;

-          Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;

-          Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;

-          Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;

-          Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.

 

-          Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;

-          Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;

-          Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;

-          Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;

-          Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.

 

-          Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;

-          Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;

-          Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;

-          Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;

-          Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      г) работа по команде «Зеркальное отражение».

          Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно   использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.

-          Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;

-          Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;

-          Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;

-          Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;

-          Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.

 

Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.

 

д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».

    Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».

    В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осколки» 1 группа

 

       1.  Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой   беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.

2. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

 

 

 

«Осколки» 2 группа

 

     1. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.

2. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

 

 

 

«Осколки» 3 группа

 

1. И свё(таки)  _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.

Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?

 

2. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…это……

 

 

 - К таким образам относятся… _________________________________________________________________________________

 

- В своей критической статье Писарев назвал Базарова__________________________________________________________________________

 

- Базаров был нужен своему времени, потому что… _________________________________________________________________________________

 

- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

 

- Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … ___________________________________________________________________________________

 

- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

 

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

 

- Писарев назвал Базарова _________________________________________________

 

 

 

 

- В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…это……

 

 

 - К таким образам относятся… _________________________________________________________________________________

 

- В своей критической статье Писарев назвал Базарова__________________________________________________________________________

 

- Базаров был нужен своему времени, потому что… _________________________________________________________________________________

 

- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

 

- Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … ___________________________________________________________________________________

 

- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

 

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

 

- Писарев назвал Базарова _________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

- В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в веках).

- К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

- В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

- Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

- Писарев назвал Базарова _________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.

 

    е) работа над заключительной частью сочинения.

       Ученикам предлагается команда «Клише».

       Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.

 

 

 

 

 

 

- В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые  не умирают, а живут в веках).

- К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).

- В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).

- Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).

- Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________

- Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).

- Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________

- Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________

- Писарев назвал Базарова _________________________________________________

 

Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.

 

5. Мини-беседа по итогу урока.

     

  1. Комментирование оценок.

 

  1. Домашнее задание.

Написать сочинение по роману, используя материалы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронин Иван 4 декабря

Андронов Александр

Андронов Николай

Вечканова Алина

Зимин Владимир 28 октября

Кошелева Ирина

Кузнецов Сергей

Кузьмина Юлия

Нисмирнов Андрей

Муленкова Лада

Рогожин Кирилл

Рыбакова Ксения

Рыжикова Дарья

Шашин Кирилл

Хлыстов Александр      

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-подготовка к сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 669 357 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.08.2020 638
    • DOCX 70 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кондратьева Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81823
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 24 регионов

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусственный интеллект как помощник в поиске работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе