Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-диспут по произведению А. Алексина "Безумная Евдокия"

Урок-диспут по произведению А. Алексина "Безумная Евдокия"

Скачать материал

СЛАЙД 1

Урок-дискуссия по произведению

А. Алексина «Безумная Евдокия» на тему

«Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество».

Цель:

1.                 Познакомить с творчеством А.Алексина на примере повести «Безумная Евдокия».

2.                 Продолжить работу над развитием умения учащихся анализировать эпические произведения.

3.                 Развивать критическое мышление.

4.                 Развивать умение учащихся самостоятельно получать знания, вести дискуссию, развивать устную речь.

5.                 Создать условия для воспитания подлинно свободной личности, открытой  для новых контактов и культурных связей, готовой активно отстаивать собственную точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению.

6.                 Воспитывать  в учениках талант человечности.

 

Форма проведения мероприятия – урок-дискуссия.

Возраст – 8-9 класс.

 

Методы и педагогические  приемы:

- словесные

- рассказ

- эвристическая беседа

- дискуссия

- наглядный

Оформление и оборудование: портрет А. Алексина, правила ведения дискуссии, толковый словарь Ожегова, мультимедийный проектор, Устав школы.

Словарная работа: дискуссия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Учитель:

 -Ребята, вы сейчас находитесь на пороге взрослой жизни. А ведь взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно делами и поступками человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что «в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую». А как определить, что злак, а что сорная трава?

 -Никто из вас не думает о себе плохо. Но всегда ли вы правы, всегда ли поступаете справедливо? Над этим стоит задуматься.

 -Определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают нам многие художественные произведения. Одним  из таких является произведение Анатолия Алексина «Безумная Евдокия». СЛАЙД 2

 

- Тема сегодняшней дискуссии  «Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество».

 

-Предлагаю вспомнить, что такое дискуссия и ее правила:

 

СЛАЙД 3.  Итак, дискуссия –  это некое публичное обсуждение проблемы с подробным исследованием всех вопросов, которые ее касаются. Важно сказать о том, что дискуссия – это не спор, в котором нужно одержать победу, а это некий совместный поиск истины. В ходе такой беседы обсуждаются наиболее важные и значимые стороны вопроса или проблемы, также намечаются пути выхода из нее.

 

СЛАЙД 4. Этапы дискуссии:

1.                 Вступление в контакт членов дискуссии.

2.                 Постановка насущной проблемы (определение цели разговора, выявление проблематики).

3.                 Уточнение предмета и мнений по данному поводу ее участников.

4.                 Поиск альтернативных вариантов решения данной проблемы.

5.                 Обсуждение и оценка всего сказанного.

6.                 Установление согласия между членами дискуссии и поиск единого выхода из проблемы.

ПРАВИЛА ДИСКУССИИ.

Дискуссия имеет особые правила. И это важно, ведь для ведения цивилизованного разговора нужны определенные рамки, в которых участники должны все время оставаться.

1.                 Уважение. Обязательным является уважительное отношение членов дискуссии друг к другу, только в таком случае беседа будет протекать цивилизованно.

2.                 Внимательное слушанье. Также важно максимально внимательно слушать своих собеседников, чтобы потом не повторяться и правильно понимать суть слов высказавшегося человека.

3.                 Свободный микрофон. Данное правило гласит, что высказать свое мнение может каждый участник дискуссии. Однако только после того, как закончит свой монолог предыдущий выступающий. Нельзя перебивать, перекрикивать или критиковать человека в момент его выступления.

4.                 Две минуты. Данное правило говорит о том, что высказываться каждый участник должен кратко, лаконично. Весь монолог может занимать не более двух минут.

5.                 Логичность. Все доводы должны быть логичными, а выступление – полностью продуманным и последовательным.

6.                 Честность. Также важно помнить о том, что такое дискуссия: это поиск истины. Тут нужно уметь соглашаться с чужим мнением и не упрямиться.

7.                 Поднятая рука. Данное правило гласит о том, что если необходимо вставить свою реплику посреди выступления, нужно просто поднять руку. Как уже было сказано выше, выкрикивать или перебивать человека запрещено.

 

 Учитель:

 - Проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении,  актуальны, потому что школа является для каждого из вас тем Миром, где вы учитесь не только читать, писать, думать. В школе вы  учитесь жить. По тому, как человек относится к школе, своим одноклассникам, учителям, судят о его внутренней культуре.

-Ребята! Как вы думаете, почему столы, за которыми вы сидите,   сегодня расставлены в форме треугольника? (участниками образовательного процесса в ОУ являются: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители)

- Скажите, а  всегда ли  хорошо складываются отношения в этом треугольнике: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ? СЛАЙД 5.

-А из-за чего чаще всего возникают конфликты? (несогласие с организацией д/з ,отношение к их ребенку со стороны учителя, из-за отметок, непринятия их ребенка сверстниками, завышение требований со стороны школы к их ребенку)

-Ребята, а  чем закончился конфликт между Олей, ее родителями и учительницей Евдокией Савельевной в повести А.Алексина «Безумная Евдокия» (сумасшествием Олиной матери)

 -Это произведение для взрослых или для детей?  (для всех)

- Какое впечатление произвела на вас повесть?

 - Какой эпизод понравился, взволновал, заставил задуматься?

 - В повести много разных героев. Назовите их. СЛАЙД 6.

·                                                        Евдокия Савельевна;

·                                                        Оля;

·                                                        Люся;

·                                                        Боря;

·                                                        Митя Калягин;

·                                                        Олины родители;

·                                                        Девятиклассники;

·                                                        Бывшие ученики.

 

-С кем бы вы хотели поговорить или поспорить? (Ответы детей).

 - Определите тему произведения. (Роль учителя и семьи в воспитании человека с большой буквы).

 - Какие важные проблемы поднимает автор в повести? Очень  простые, но такие сложные:

- проблема гуманизма, ответственности людей друг перед другом;

- взаимоотношение между учителями и учениками, родителями и  детьми;

- проблема семейного счастья.

СЛАЙД 7

- Давайте попытаемся   посмотреть на эти проблемы глазами обучающихся, родителей и педагогов.

 Ученица читает  выдержку из  сочинения:

 «Когда я читала эту историю в детстве, мне с самого начала было непонятно, почему надо осуждать Олю. Да, девочка талантлива, незаурядна, она не такая, как все, у нее другие интересы, зачем ей тратить время на мероприятия, которые организует ее классный руководитель, если они ей неинтересны…».

 

-Согласны ли вы с автором этих строк? Почему?

-  Можно ли считать Олю талантливой? (Ответы детей)

 

 

Предлагаю разыграть такую сцену:

  беру на себя роль Евдокии Савельевны, а кто-то из  « учеников» сыграет роль Оли

1.                 Вася Карманов оправдал мои надежды. Полностью оправдал. Стал директором троллейбусного парка.

2.                 Костя Белкин еще недавно не мог начертить прямую линию, а теперь у него по геометрии и по черчению твердые тройки.

3.                 Митя Калягин  оправдал мои ожидания. Прекрасный человек. Теперь самосвал водит. Я уверенна, что он всегда примчится на помощь, если она нам понадобится.

1.        Прошел путь от водителя до руководителя. Точнее сказать, проехал.

2.        Никогда нас не катали на груженом самосвале.

3.        Эти люди ей дороги. Пусть встречается. Но ведь так можно устраивать вечер в честь каждого любого из жильцов нашего дома.

 

 

-Какой вы представили себе Олю?  Можно ли считать Олю талантливой? СЛАЙД 8-1

- Как вы думаете, в ней появится талант человечности?  СЛАЙД 8-2

- Во всем ли вы согласны  с учительницей Евдокией Савельевной? СЛАЙД 8-3

 

-Какие из этих определений можно отнести к Евдокии Савельевне? СЛАЙД 9

 «странная», «смешная», «серьезная», «несовременная», «забавная».

(Дети объясняют свою точку зрения)

-А какие определения добавили бы вы?

- В семье Оли ее называют  «безумной». Что значит «безумная»? Обратимся к значению слова.  

СЛАЙД 10-1

Безумие –1.Сумасшествие (устаревшее);

                 2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении;

                3.Одержимость идеей  служения людям (переносное)

 

- Какое значение этого слова имели в виду, Оля и ее родители? Почему?

-Какое значение слова «безумная» выбрали вы? СЛАЙД 10-2  

Вывод: проблема Е.С. лишь в том, что она стремится делать людей лучше, ориентируясь исключительно на собственные представления о норме и морали.

СЛАЙД 11-1

- В чем же вы видите разницу между тем, как любит людей   «безумная Евдокия» и тем, как любит людей Оля?

( Ответы учащихся): Евдокия Савельевна предана своим ученикам, они для нее самое дорогое, что у  нее есть, она их любит, уважает, гордится ими, воспитывает в  питомцах «талант человечности». 

 

 - А Оля? Она, конечно, любит своих родителей, уважает их, потому что они любят ее,  они растворились в ней и  потеряли свою яркую индивидуальность. И страшно то, что, зная все это, именно  она  виновница безумия своей мамы. Она богата талантами, но лишена таланта человечности.

 

 

СЛАЙД 11-2

-Почему мудрая  Евдокия Савельевна не смогла изменить характер Оли? (Потому что родители Оли не поддерживали ее, смотрели на все глазами Оли).

СЛАЙД 11-3

-Кто же виноват в том, что Оля такой выросла?

СЛАЙД 11-4

-Кто виновен в  конфликте, переросшем в трагедию?

 

 

 

СЛАЙД 12-1

- Почему же так получилось, что такие хорошие, образованные родители вырастили дочь-эгоистку?

СЛАЙД 12-2

-Почему Евдокия Савельевна именно в конце повести раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, это чувство мщения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 12-3

-В конце повести у отца Оли изменилось отношение к учительнице? (Он чувствует вину перед ней :«Судьба отомстила нам за это глупое прозвище. Безумие пришло в наш дом. Что может быть страшнее?» ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 13

-Давайте вспомним, какую фразу произносит потрясенный горем отец Оли? (Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей, а ты чтобы погубить… самого близкого тебе человека).

 

 -ВЫВОД: вот, что случается с теми, кто хочет быть первым любым способом, такие люди  обречены на одиночество, на горе, на беду близких людей». Помните, ребята, об этом всегда.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель - Итак, проблемы отношений между людьми, обозначенные  в повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»,  никого не могут оставить равнодушными. Прав писатель, говоря, что  дети «должны плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого».

    Действительно, очень непросто складываются взаимоотношения подростков и их родителей, одноклассников. Необходимо помнить , что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить… Учитесь щадить, беречь тех, кто рядом с вами.

 

- Какие нравственные уроки вы извлекли из повести?

СЛАЙД 14

 

•Эгоизм постепенно превращается в жестокость, в злость не только по отношению к чужим, но и к близким.

 •Одной из причин эгоизма Оли стала слепая любовь ее родителей.

 • Евдокия Савельевна в своем поведении была права. Она боролась за Олин характер, хотела сделать ее человечней и добрей. 

• Не столько важно, кем мы станем, важно - какими. 

• Надо помнить слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”. Нужно ради себя самого не причинять вреда другому человеку.

•Надо запомните «золотое» правило нравственности: не делай другим то, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе.

 •Необходимо не забывать, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; надо учиться щадить, беречь тех, кто рядом с нами.

•А.Алексин утверждает: «Тот, кто хочет быть первым любым способом, обречен на одиночество». 

 

Рефлексия

1.                 Взаимооценка работы групп.

2.                 Коллектив каждой группы оценивает лидера и каждого участника диалога. (Отмечает недочеты)

3.                 Что получилось хорошо, что не очень. Почему?

 

СЛАЙД 15

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру на тему

« Какие способы выберу, чтобы воспитать в себе Человека?»

 

 

Хорошие люди похожи на теплое солнце,
Которое, тучи раздвинув, выходит из тьмы.
Когда целый мир над твоей неудачей смеется,
Они добрым словом согреют в разгаре зимы.

Хорошие люди не сразу заметны обычно,
Не лезут в глаза, как отросшая челка девчат.
Но в сложный момент не бывают они безразличны,
У них обязательно добрый с грустинкою взгляд.

Хорошие люди наивны и сентиментальны,
В них сердца любовь заглушает ворчанье ума.
Обидчика зло забывают они моментально,
Им сложно поверить в неискренность чувств и обман.

Хорошие люди в друзьях ошибаются часто,
Не видя, что с ними не дружат, используя их.
Острей ощущают и боль, и гармонию счастья,
И знают: есть много несчастных, но нету плохих.

Нельзя постоянно в их лучиках солнечных греться,
Ведь надо, встречая добро, становиться добрей!
Хорошие люди всегда улыбаются сердцем,
И видят в угрюмых прохожих — хороших людей.

Ирина Самарина-Лабиринт


 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-диспут по произведению А. Алексина "Безумная Евдокия""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 343 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.11.2020 3323
    • DOCX 78.5 кбайт
    • 162 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тукало Сергей Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тукало Сергей Александрович
    Тукало Сергей Александрович
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70831
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 229 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Налогообложение реализации и доходов физических лиц

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек