Конспект урока русского языка в 11 классе
«Повторение.
Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип
урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
-
повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»;
- закреплять
навыки правописания;
-
развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;
-
воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
I.
Орг. момент.
Приветствие
учащихся.
Организация
рабочей обстановки.
Психологический
настрой.
Сообщение
темы урока, учащиеся ставят перед собой цели и задачи, которые должны будут
решить во время урока.
II.
Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
Осложненное
списывание.
-
Спишите сложные предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания,
объясните графически пропущенные орфограммы.
1. Год
за годом все меньше и меньше остает…ся возле с…лений густых черемуховых кустов
а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья.(Г.Скребицкий)
2.
Каждое лето за высоким к…рнизом дома в котором проходило мое де…ство бел…грудые
веселые ласточк…ки л…пили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы
жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих
одуван…чиков. (М.Пришвин)
Анализ
предложений.
1
предложение – сложносочиненное (ССП);
2
предложение – сложноподчиненное (СПП);
3
предложение – бессоюзное сложное (БСП).
Беседа
по вопросам:
-
Почему вы решили, что первое предложение является ССП?
(Обе
части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)
-
Какие предложения являются СПП? Почему?
(Предложение
2 является СПП, так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации
и союзного слова.)
-
Докажите, что предложение 3 является БСП.
(Это
БСП, так как части соединены только интонацией.)
Обобщение
материала и составление схемы:
Сложное предложение
Союзное
Бессоюзное
Сложносочиненное
Сложноподчиненное
Вывод.
Сложносочиненное
предложение (ССП) – это предложение, состоящее из двух или более равноправных
частей, связанных между собой интонационно и с помощью соединительных союзов.
Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из
них.
Сложноподчиненное
предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного или нескольких
придаточных предложений.
Бессоюзное
сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого соединены с помощью
интонации.
- Что
вы можете рассказать о знаках препинания в ССП?
1. В
ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными
союзами:
а)
соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);
б)
противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);
в)
разделительными (или, либо, то-то, не то-не то).
Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят…
А.К.Толстой
2.
Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между
ними ставится точка с запятой:
У меня
была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту.
(Л.Толстой)
3.
Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление
по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире:
Я
спешу туда ж – а там уже весь город. (А.Пушкин)
4.
Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:
а)
если части ССП имеют общее придаточное предложение:
Когда
началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
б)
между двумя назывными предложениями:
Прогулка
в зимнем лесу и катание на санях.
в)
если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово:
Кажется,
лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
г)
между двумя вопросительными предложениями:
Который
теперь час и сколько времени нам осталось ждать?
д)
между двумя безличными предложениями, имеющих в составе сказуемого синонимы:
Нужно
переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
5.
Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или
общее придаточное и соединены повторяющимся союзом:
По
улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли
пешеходы.
III.
Практика. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Карточка 1.
-
Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Укажите, чем осложнены простые предложения в составе ССП.
1.
Л…зурь н…бесная см…ется ночной омытая гр…зой и между гор р…систо вьется д…лина
светлой пол…сой. (Ф.Тютчев) 2. По п…лям изв…ваясь бл…стящей струей льется речка
студеной в…лною и б…седка одетая сочной л…ствою накл…нясь над л…зурной ее
глубиной отр…жается гладью р…чною. (С.Надсон) 3. Старый сад всю ночь гудел
угрюмо дождь шумел и словно капли слез падал он в х…лодный снег на землю с
голых сучьев стонущих берез. (И.Бунин) 4. Бл…снет весна иного года и может быть
в желанный час Т…вриды пышная пр…рода в св…и объятья примет нас. (В.Бенедиктов)
Карточка 2.
-
Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания.
Определите вид сочинительных союзов.
1. Она
смеялась от всей души и смех пр…давал сверкающую силу ее …слепительной красоте.
(Н.Гоголь) 2. Ра…стались мы но твой портрет я на груди моей храню.
(М.Лермонтов) 3. Остап редко пре…водительствовал другими в дерзких предприятиях
зато он всегда был одним из первых пр…ходивших под знамена пре…приимчивого
бурсака. (Н.Гоголь) 4. В это время в девичьей не только был известен пр…езд
министра с сыном но и внешний вид их обоих был подробно …писан. (Л.Толстой)
Двое
учащихся работают у доски.
1.
Синтаксический
разбор предложения.
Он
рассказывал прекрасную легенду слышанную им кажется от бабушки и всем было о
чем подумать.
(Повествовательное,
невосклицательное, ССП: 1) двусоставное, распространенное, полное, осложненное
обособленным определением и вводным словом кажется; 2) односоставное,
безличное, распространенное, полное, неосложненное.)
[ - = , ~, вв. сл., ~ ] , [ = ].
2.
В данном
предложении расставить знаки препинания. Выполнить фонетический разбор слова
елкой.
(Не)ищи
желуди под елкой а шишки под дубом.
Елкой
[ j’о′ л – къи ] – 2 слога.
[ j ]
– согласный, непарный мягкий, непарный звонкий;
[ о′]
– гласный, ударный;
[ л ]
– согласный, непарный звонкий, непарный твердый;
[ к ]
– согласный, парный глухой, непарный твердый;
[ ъ ]
– гласный, безударный;
[ и ]
– согласный, непарный мягкий, непарный звонкий.
5
букв, 6 звуков, так как буква ё обозначает в начале слова два
звука
[ j’о′ ].
Проверка
работы учащихся. Оценивание. Объяснение допущенных ошибок.
Коллективная
работа.
Объяснительный диктант.
Я
вошел с Афанасием Ивановичем в комнаты. Казалось, все было в них по-прежнему,
но я заметил во всем какой-то беспорядок, какое-то ощутительное отсутствие
чего-то… Я старался чем-нибудь занять хозяина и рассказывал ему разные новости.
Он слушал с той же улыбкою, но по временам взгляд его был совершенно
бесчувствен, и мысли в нем не бродили, но исчезали… Он сидел бесчувственно,
бесчувственно держал ложку, и слезы, как ручей, как немолчно текущий фонтан,
лились, лились ливмя на застилавшую его салфетку.
(78 слов)
(Н.Гоголь)
Самостоятельная работа (с
взаимопроверкой).
Проверочный тест.
1.Отметьте
предложения, в которых ставится запятая:
а) Кто
это такие и что им надо?
б) В
это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда
Щукаря.
в) В лесу
еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.
г)
Пропустить врага и дать огонь по команде!
д) Я
не мог видеть ее глаз она не поднимала ресниц!
2.
Отметьте предложения, в которых не ставится запятая:
а)
Много веков сушили эту землю ветры – суховеи и калило солнце, пока она не стала
такой крепкой, будто схвачена цементом.
б) Я
вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
в)
Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.
г) В
Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не
прошла для него бесследно.
д) По
берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.
Проверка.
Оценивание результатов. Объяснение ошибок.
IV.
Подведение итогов урока.
-
Какие виды сложных предложений вы знаете?
- Какое
предложение называется ССП?
-
Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?
- В
каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится точка с
запятой? Тире?
-
Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
V. Домашнее
задание.
1.
Выучить правило.
2.
Выписать из художественной литературы 7 ССП , выполнить морфологический разбор
3 причастий.
VI.
Рефлексия.
-
Опишите в нескольких предложениях ваше впечатление от урока.
- А
закончить наш урок мне хочется восточной притчей «Все в твоих руках».
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый
учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на
который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал
самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками
за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и
спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая
или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и
был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.