Аннотация
Урок построен на основе
принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества, принципа
обоснованного ответа.
Проблемно-диалогическая
технология способствует обеспечению актуализации предметных знаний и умений
учащихся, развития критического мышления, формирования коммуникативной
культуры.
Применение
информационной технологии способствует созданию наглядной опоры для обучения
приемам анализа текста, созданию проблемно-диалогической ситуации, формированию
исследовательских умений младших школьников.
Полноценное
диалогическое общение на уроке возможно при соблюдении следующих условий:
- равенство личностных
позиций учителя и ученика;
- приобретение нового
знания в процессе рассуждения;
- предоставление
возможности определить собственную позицию при наличии различных точек зрения;
- стимулирование
самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Результатом урока
являются глубоко осмысленные выводы учащихся, полное раскрытие замысла автора,
высокий эмоциональный подъём и выход на нравственные ценности, составляющие
духовность личности, её образовательную среду.
Русский язык 5 класс
Урок 111 Дата_____________
Тема урока: Буквы
и, ы после ц.
Тип
урока:
урок открытия новых знаний.
Планируемые
результаты.
1)
предметные:
·
находить в словах орфограмму-букву и, ы после ц,
писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора.
2)
метапредметные:
корректировать
и развивать
- познавательные способности;
·
логическое
мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
- умение связно и грамотно излагать свои мысли;
- внимание, память,
эмоциональную сферу;
- коммуникативные качества речи;
·
работать со словарём,
·
извлекать и преобразовывать информацию (схема), владеть
разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
3)
личностные:
формировать
- положительную учебную мотивацию и
интерес к изучению русского языка;
·
стремиться к координации различных действий в сотрудничестве,
слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать
его, осуществлять самоконтроль.
- уважительное, бережное отношение к родному языку;
- умение рационально использовать
время;
Универсальные
учебные действия (УУД):
Личностные: имеют эстетические
потребности, ценности и чувства.
Регулятивные: самостоятельно определяют цель
учебной деятельности, ищут средства ее осуществления.
Познавательные: самостоятельно
предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
в несколько шагов.
Коммуникативные: при
необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают
аргументы фактами.
Ход
урока
Этапы урока
|
Ход урока
|
Формирование УУД и технология оценивания,
духовно-нравственное воспитание
|
I. Оргмомент.
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление
отсутствующих.
|
|
II. Актуализация опорных знаний (на
основе изученного)
|
1.Терминологическая разминка
(слайд 1):
– Что означают данные понятия?
– Сформулируйте определение разделов языкознания, которые
мы изучаем сейчас.
2. (Слайд 2)
РР. Составить по картинкам 1 группа: предложение; 2 группа
(словосочетание типа сущ.+ прилаг.), используя слова с изученной орфограммой
«Буквы Ё,О после шипящих в корне слова»
Учащиеся комментируют орфограммы.
3. (Слайд 3)
Работа с деформированным текстом.
Самопроверка.
Создание ситуации затруднения: слово с неизвестной
орфограммой (цирк).
Учащиеся формулируют тему урока.(Слайд 4)
|
Коммуникативные УУД:
владеть
монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства
для решения коммуникативных задач.
Личностные
УУД: самоконтроль, самооценка.
Регулятивные
УУД:
высказывать
предположения на основе наблюдений
|
III. Постановка проблемы урока.
|
1. (Слайд 5) После установления сходства
(имена существительные, во всех словах есть ц) и различий (разные буквы
и и ы после ц) ученики формулируют учебную проблему: в
каких случаях после ц пишется и, а в каких – ы?
Работа в парах.
|
Регулятивные
УУД:
1. Высказывать
предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
3.
Оформлять языковую информацию схематически.
Коммуникативные
УУД:
уметь
вести диалог: интересоваться чужим мнением и высказывать своё, согласовывать
действия.
Личностные
УУД:
анализировать
информацию, выявлять главное, систематизировать.
|
IV. Открытие новых знаний.
|
1. (Слайд 6, 7)
2. Продолжается работа в парах.
Затем учитель ведёт диалог с опорой на вопросы (используется
подводящий диалог).
Учитель задаёт вопросы:
– Сравните записи в каждом столбике.
– Почему слова так сгруппированы? (В 1-м столбике пишется и,
во
2–3-м – ы).
– Какие будут предположения о выборе этих букв? (В разных
частях
слов.)
– Определите часть речи у записанных слов. Что вы можете сказать?
– Сравните с той информацией, которая представлена на
слайде, найдите отличия (есть исключения, когда в корне после ц
пишется ы).
– Сформулируйте правило написания букв и, ы после
ц самостоятельно.
3. (Слайд
8,9)
Сравнивают
свои выводы с текстом правила в учебнике.
ü Что нового вы
обнаружили?
Чтение правила в рамке, сравнение с собственной формулировкой.
– Назовите опознавательный признак изученной орфограммы.
– Как вы думаете, почему в названии орфограммы не указана
часть речи? (Это написание возможно в разных частях речи.)
– Какое условие является основным при выборе написания букв
и, ы после ц? (Часть слова.)
4. Составляют опорную схему на основе правила. (Слайд 16,17)
- Работа
с графической моделью орфограммы «Буквы и, ы после ц».
– Запишите на основе правила ключевые слова. (Орфограмма, буквы
ы, и после ц, часть слова.)
– Сравните их с ключевыми словами в конце темы. Чем можно
дополнить ключевые слова в конце темы? (Орфограмма-буква гласного ы, и,
часть слова.)
|
Регулятивные
УУД:
1. Искать пути решения проблемы.
2.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых
слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять схему, представлять модель).
Коммуникативные УУД:
1.
Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
3.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать
взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
Личностные
УУД:
анализировать
информацию, выявлять главное, систематизировать.
|
V. Развитие учебно-языковых, правописных
и речевых умений.
|
1. (Слайд 11) Развивается умение находить изученную орфограмму
в словах, объяснять условия выбора букв и, ы после ц.
Выполняется устно: комментируются
условия употребления орфограммы.
2. (Слайд 12) Развивается умение писать слова с
орфограммой-буквой и, ы после ц, графически обозначать условия
выбора орфограммы. Выписать словосочетания в столбик: с ы, с и.
3. Письменной работе предшествует словарно-орфографическое
задание: найти слова под звёздочкой (цикада, циновка), уточнить, что
они обозначают (сначала пытаемся объяснить самостоятельно, исходя из знаний,
опыта, затем проверяем по словарю).
4. Упр. 464. Развивается умение опознавать слова с
изученной орфограммой среди слов с другими видами орфограмм в составе предложений.
Взаимопроверка
5. Интерактивный тест – развиваются учебно-языковые умения:
находить слова с изученной орфограммой.
Фронтальная работа.
|
Познавательные УУД:
1. Пользоваться толковым словарём.
2. Осуществлять познавательную рефлексию.
3. Анализировать, сравнивать, группировать.
Личностные УУД:
Осознавать роль филологических знаний в формировании общей
культуры современного человека.
Коммуникативные УУД:
1.
Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный
контроль.
|
VII. Рефлексия.
|
(Слайд 13)
– В какой строке во всех словах пишется буква Ы?
Аргументируйте свой ответ.
– Приведите примеры слов с изученной орфограммой.
– С какими трудностями можно столкнуться при написании слов
с данной орфограммой? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
– Оцените свою работу на уроке. (Слайд 14)
– По каким критериям будете оценивать себя?
|
Регулятивные
УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
VIII. Домашнее задание.
|
Стр.41 вопросы и задания
Задание по выбору
1. Упр. 463
2. Составить текст (4-6 предложений), используя слова с изученной
орфограммой.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.