+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаУрок по стихосложению в 5 классе

Урок по стихосложению в 5 классе

Урок литературы в 5 классе по стихосложению.

Тип урока: мастерская.

СЛАЙД 1

Тема: Тайны поэтического слова

Цель: ознакомление и овладение приемами стихосложения

Задачи:

  1. Обучение теории стихосложения: различие прозаической и стихотворной речи, ритм, рифма, буриме, акростих.

  2. Развитие у учащихся умений рифмовать, чувствовать ритм, определять стихотворный размер, создавать буриме и акростих.

  3. воспитание компетентного читателя путем приобщения к прекрасному, к поэзии.

Оборудование:

1. Организационный момент

Создание эмоционального настроя.

- Здравствуйте, ребята, сегодняшний необычный урок мне хочется начать с видеоролика.

просмотр «Поэзия. Красивое видео»

- Какие эмоции вызвал в вас этот ролик? (ответы детей)

- Я надеюсь, что он погрузил вас именно в ту атмосферу, которая необходима нам на сегодняшнем уроке.

- Как вы думаете: о чем пойдет речь на уроке? (ответы детей)

Целеполагание.
СЛАЙД 2

- Вы, наверное, помните слова маленького пажА феи из старого фильма-сказки «Золушка»: «Я не волшебник, я только учусь». Вам не кажутся странными эти слова? Разве волшебству можно научиться?
(ответы детей)
- А давайте попробуем научиться: представим, что вы – молодые поэты, пришедшие на занятие по стихосложению. Предположим, что поэзия – это волшебство. И как у всякого волшебства, у нее есть тайны, не разгадав которые не только нельзя стать поэтом, но нельзя даже стать понимающим читателем, умеющим ценить стихи.

- Я не обещаю вам, что вы станете поэтами, я не могу вдохнуть талант, но вы станете хорошими читателями, вы научитесь понимать стихи, а значит, станете глубокими и интересными людьми.

СЛАЙД 3

«А что такое поэзия? – писал испанский поэт XX века Гарсиа Лорка.– А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут».

-А где у нас обычно хранятся тайны? Правильно, в тайных комнатах, за тайными дверьми. И мы сегодня обязательно должны их открыть.

СЛАЙД 4

Тайна первая: наша речь (дверь 1)

- Перед вами портреты трех известных писателей. Назовите их.

(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)

- Прослушайте два текста и постарайтесь определить:

  1. чем они похожи между собой и какие имеют различия;

  2. кому из писателей принадлежит один из предлагаемых тестов.

- Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

СЛАЙД 5

ТЕКСТ 1

Серебристая река струится тихо в царстве вечерней зеленой весны. Солнце садится за лесистые горы, выплывает рог золотой луны. Запад подернулся розовой лентой. С полей вернулся в избушку пахарь. И за дорогою в березовой чаще затянул соловей песню любви. Розовой лентой заря ласково слушает с запада глубокие песни. Земля смотрит с нежностью на далекие звезды и улыбается небу.

ТЕКСТ 2

Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды далекие
И улыбается небу земля

- Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

- Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

- Кому из трех писателей принадлежит стихотворение? (С.А.Есенину, с творчеством которого мы недавно познакомились).

- Все ли из трех представленных писателей создавали стихотворения?

(Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)

- Сделаем вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)

- Тайна первая раскрыта!

Тайна вторая: ритм стихотворения (дверь 2)

- Как звучит стихотворение Есенина? (ритмично).

- Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, барабан, поезд и т.п.). СЛАЙД 6

СЛАЙД 7 Послушаем свое сердце. (МЕТРОНОМ)

- Что же такое ритм? Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

Значит, и ритм отличает стихи от прозы.

СЛАЙД 8

- Чтобы понять это, посмотрите на первый, второй и третий орнаменты. Красота этих узоров заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение. Орнаментальный ряд можно продолжить до бесконечности.

- А если я возьму одну деталь первого орнамента и одну деталь второго (третьего), вам нравится такой узор? Понравится. Главное – правильно их чередовать. А теперь перенесем эту информацию на стихотворение: правильное чередование – это ритм.

-Как отследить ритм в стихотворении? - Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм. Ритм в стиховторении называется размером.

- Попробуем вместе определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог.

- В стихотворении Есенина это чередование 1 ударного слога и 2 безударных слогов. И называется такое чередование трехсложным размером ДАКТИЛЕМ!

- И еще есть трехсложные размеры: АМФИБРАХИЙ И АНАПЕСТ. Бывают и двухсложные размеры: ЯМБ И ХОРЕЙ.

СЛАЙД 9

Хоре′й (ударение в строке на первый слог из двух) - ВА′ня;
БУря мглОю нЕбо крОет
/ - / - / - / - .


Ямб (ударение на второй слог) - ИвА′н.
ВечОр, ты пОмнишь, вьЮга злИлась...
- / - / - / - / - .

Трехсложные размеры: 
Да′ктиль 
- ВА′нечка;
КрУтится, вЕртится шАр голубОй...
/ - - / - - / - - / - - 

Амфибра′хий - ВанЮ′ша;

В далЕких степЯх аравИйской землИ...
- / - - / - - / - - / - 


Ана′пест - ИванО′в;

Мы встречАлись с тобОй на закАте...
- - / - - / - - / - - /

Тайна третья: рифма (дверь 3)

- Есть ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического - рифма.

- Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. Брюсов подобрал 51 рифму к слову счастье и 21 рифму к слову любовь.(от греч. рифмос – стройность)

- Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.

Игра «Найди рифму».

парта - …(карта)

ученик -…(озорник)

пенал - … (журнал)

указка - … (сказка)

ручка - … (штучка)

доска - …(тоска)

диск - …(риск)

мир - …(пир)

поэт - …(секрет)

- Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

СЛАЙД 10

- В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

СЛАЙД 11

- А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы. На доске четверостишия, каждая пара должна определить виды рифмы в них. Внимание! Это задание мы проведем в виде физкультминутки. Встали, взяли по парам буквы А и Б. А теперь посовещайтесь и поднимите карточки, продемонстрировав мне 4 буквами вид рифмы.

  1. Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

  1. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

  1. Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

4) Школа моя деревянная!...

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать. (перекрестная)

  1. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом. (парная)

СЛАЙД 12

Четвертая тайна: буриме (дверь 4)

- А теперь мы попробуем сочинить стихотворение – буриме.

Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.

- Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

- Но давайте все-таки почувствуем себя Пушкиными.

СЛАЙД 12

- Помните ли вы, как поэт отличился на уроке словесности в лицее? Попробуем повторим этот опыт: ПОСТАРАЕМСЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ УВИДЕННОЕ СЛОВАМИ (ставится роза в вазе, дети пишут четверостишье).

Вот вам и концовки для написания БУРИМЕ:

……….роза

……….мороза

………..цвела

………..умерла

(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМИ ЗНАКАМИ).

СЛАЙД 13

Тайна пятая: акростих (дверь 5)

Акростих - это стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу.
- В начале урока вы увидели мешок, но никто из вас не знает, что в нем. Помните выражение: купить кота в мешке. В этом мешке тоже кот, конечно, он не настоящий, но тоже очень красивый. Представьте его у себя на руках, погладьте их ,поиграйте с ними. Может быть, кто-то даст ему кличку, определит его характер. Затем, на основе сформировавшегося эмоционального отношения к котенку, попробуйте самостоятельно либо в группах составить акростих к данной картинке.

К

О

Т

К

О

Т

И

К

К

О

Т

Ё

Н

О

К

СЛАЙД 14

Домашнее задание

Я предлагаю очень необычную и интересная игра «Newspaper blackout poems» «Газетная поэзия», как ее называют у нас.
Немного истории: Остин Клеон, американский художник и поэт, в поисках вдохновения придумал закрашивать в газете маркером слова, чтобы из оставшихся получался некий текст, высказывание, даже стихотворение. Получаются этакие квадраты, в которых "светятся" несколько пятен-слов. В результате он получал сразу два творческих продукта литературный и художественный (тот интересный рисунок, который образовали закрашенные области).
Следует предупредить, что стихи в американском понимании - это нечто другое. Они не обязаны содержать рифму и держать размер, это вольные по форме, но поэтические по содержанию высказывания, порой очень короткие. Слова такой фразы вполне могут быть "раскиданы" по газетной статье. Это и приметил внимательный американец. Автору важна магия: ощущать газетный лист, его шелест и запах, видеть, как слова исчезают под маркером, который тоже источает запах - все это творческий процесс, а не механический.
Занятный способ создания высказываний показался интересным для многих, игру подхватили и на разных языках понесли по миру. Я попробовала дома поиграть в эту игру. И вот, что у меня получилось. Предлагаю и вам попробовать поиграть в игру «Газетная поэзия».

СЛАЙД 15

Итог урока.

- Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.

- Какие тайны стихосложения вы открыли для себя сегодня?

- Чему вы научились?

- По итогам сегодняшнего урока я хочу выдать вам свидетельства о том, что прошли начальный курс по «Основам стихосложения».

СЛАЙД 16

Рефлексия в форме «Рефлексивной мишени».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры-вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

- Благодарю за активную совместную работу! Всего хорошего!

- Я предлагаю присутствующим на уроке педагогам заполнить лист обратной связи, в котором вы не только дадите оценку уроку, но и дадите советы.

Листок обратной связи для педагогов, присутствующих на уроке

«Тайны поэтического слова».

«16» апреля 2019 г.

Уважаемые коллеги!

Выскажите свое мнение о проведенном уроке.

В первых трех вопросах обведите кружком степень удовлетворенности.

  1. Я извлек (ла) для себя много пользы.

5 4 3 2 1 0 (я не извлек(ла) для себя пользы)

  1. Я полностью удовлетворен(а) работой учителя на уроке.

5 4 3 2 1 0 (я не удовлетворен(а) своей работой)

  1. Я полностью удовлетворен(а) работой обучающихся на уроке.

5 4 3 2 1 0 (я не удовлетворен(а) своей работой)

  1. На данном уроке было для меня:

самым полезным _____________________________________________________________

самым приятным ____________________________________________________________

  1. Что я бы никогда не использовала на своем уроке?

__________________________________________________________________

  1. Что я бы обязательно взяла для проведения своего урока?

__________________________________________________________________

________________ (подпись по желанию)

СВИДЕТЕЛЬСТВО

выдано

_____________________________________________________________

в том, что он(а) прослушал(а) курс «Основы стихосложения» и сдал(а) зачет-практикум по данной теме.

Число, подпись

11

Автор
Дата добавления
27.12.2019
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 357
Номер материала
902
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.