Урок литературы
в 5 классе по стихосложению.
Тип урока: мастерская.
СЛАЙД 1
Тема: Тайны поэтического слова
Цель: ознакомление
и овладение приемами стихосложения
Задачи:
1.
Обучение теории стихосложения: различие прозаической и
стихотворной речи, ритм, рифма, буриме, акростих.
2. Развитие у
учащихся умений рифмовать, чувствовать ритм, определять стихотворный размер,
создавать буриме и акростих.
3. воспитание
компетентного читателя путем приобщения к прекрасному, к поэзии.
Оборудование:
1.
Организационный момент
Создание
эмоционального настроя.
- Здравствуйте, ребята, сегодняшний необычный урок мне
хочется начать с видеоролика.
просмотр «Поэзия. Красивое видео»
- Какие эмоции вызвал в вас этот ролик? (ответы детей)
- Я надеюсь, что он погрузил вас именно в ту атмосферу,
которая необходима нам на сегодняшнем уроке.
- Как вы думаете: о чем пойдет речь на уроке? (ответы
детей)
Целеполагание.
СЛАЙД 2
- Вы, наверное,
помните слова маленького пажА феи из старого фильма-сказки «Золушка»: «Я не
волшебник, я только учусь». Вам не кажутся странными эти слова? Разве
волшебству можно научиться?
(ответы детей)
- А давайте попробуем научиться: представим, что вы – молодые поэты, пришедшие
на занятие по стихосложению. Предположим, что поэзия – это волшебство. И как у
всякого волшебства, у нее есть тайны, не разгадав которые не только нельзя
стать поэтом, но нельзя даже стать понимающим читателем, умеющим ценить стихи.
- Я не обещаю вам,
что вы станете поэтами, я не могу вдохнуть талант, но вы станете хорошими
читателями, вы научитесь понимать стихи, а значит, станете глубокими и
интересными людьми.
СЛАЙД 3
«А что такое поэзия?
– писал испанский поэт XX века Гарсиа Лорка.– А вот что: союз двух слов, о
которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они
будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут».
-А где у нас обычно хранятся тайны? Правильно, в тайных
комнатах, за тайными дверьми. И мы сегодня обязательно должны их открыть.
СЛАЙД 4
Тайна первая: наша речь
(дверь 1)
- Перед вами портреты трех известных
писателей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай
Гоголь, Михаил Лермонтов)
- Прослушайте два текста и постарайтесь
определить:
1) чем они похожи между собой и
какие имеют различия;
2) кому из писателей
принадлежит один из предлагаемых тестов.
- Чтобы лучше воспринять тексты,
закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
СЛАЙД 5
ТЕКСТ 1
Серебристая река
струится тихо в царстве вечерней зеленой весны. Солнце садится за лесистые
горы, выплывает рог золотой луны. Запад подернулся розовой лентой. С полей
вернулся в избушку пахарь. И за дорогою в березовой чаще затянул соловей
песню любви. Розовой лентой заря ласково слушает с запада глубокие песни.
Земля смотрит с нежностью на далекие звезды и улыбается небу.
|
ТЕКСТ 2
Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зеленой весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Запад подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды
далекие
И улыбается небу земля
|
- Чем похожи эти два текста? (Одинаков
смысл, одинаковые картины)
- Чем они отличаются? (Второй
текст звучит напевно)
- Кому из трех писателей принадлежит стихотворение? (С.А.Есенину, с
творчеством которого мы недавно познакомились).
- Все ли из трех представленных
писателей создавали стихотворения?
(Нет. С. Есенин – в стихах,
Н. Гоголь – в прозе, М. Лермонтов – в стихах и прозе)
- Сделаем вывод, как может
быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и
стихотворная речь)
- Тайна первая раскрыта!
Тайна вторая: ритм
стихотворения (дверь 2)
- Как звучит стихотворение Есенина? (ритмично).
- Где в жизни можно
встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, барабан, поезд и т.п.). СЛАЙД 6
СЛАЙД 7 Послушаем свое сердце. (МЕТРОНОМ)
- Что же такое ритм? Ритм –
равномерное чередование повторяющихся единиц.
Значит, и ритм отличает стихи от
прозы.
СЛАЙД 8
- Чтобы понять это, посмотрите на первый,
второй и третий орнаменты. Красота этих узоров заключена в повторении
отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение. Орнаментальный ряд
можно продолжить до бесконечности.
- А если я возьму одну деталь первого
орнамента и одну деталь второго (третьего), вам нравится такой узор? Понравится.
Главное – правильно их чередовать. А теперь перенесем эту информацию на
стихотворение: правильное чередование – это ритм.
-Как отследить ритм в стихотворении? - Стихи можно
«отстучать», то есть задать ритм. Ритм в стиховторении называется размером.
- Попробуем вместе определить ритм
этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог.
- В стихотворении Есенина это
чередование 1 ударного слога и 2 безударных слогов. И называется такое
чередование трехсложным размером ДАКТИЛЕМ!
- И еще есть трехсложные размеры:
АМФИБРАХИЙ И АНАПЕСТ. Бывают и двухсложные размеры: ЯМБ И ХОРЕЙ.
СЛАЙД 9
Хоре′й (ударение в строке на первый слог из двух) - ВА′ня;
БУря мглОю нЕбо крОет
/ - / - / - / - .
Ямб (ударение на второй слог) - ИвА′н.
ВечОр, ты пОмнишь, вьЮга злИлась...
- / - / - / - / - .
Трехсложные размеры:
Да′ктиль - ВА′нечка;
КрУтится, вЕртится шАр голубОй...
/ - - / - - / - - / - -
Амфибра′хий - ВанЮ′ша;
В далЕких степЯх аравИйской землИ...
- / - - / - - / - - / -
Ана′пест - ИванО′в;
Мы встречАлись с тобОй на закАте...
- - / - - / - - / - - /
Тайна третья: рифма (дверь 3)
- Есть ещё одно отличие стихотворного
текста от прозаического - рифма.
- Что же такое рифма?
Рифма – созвучие окончаний
стихотворных строк. Брюсов подобрал 51 рифму к слову счастье и 21 рифму к слову
любовь.(от греч. рифмос – стройность)
- Пришло время поиграть. Каждому из
вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
парта - …(карта)
ученик -…(озорник)
пенал - … (журнал)
указка - … (сказка)
ручка - … (штучка)
доска -
…(тоска)
диск - …(риск)
мир - …(пир)
поэт -
…(секрет)
- Молодцы. Все справились. А
сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
СЛАЙД 10
- В стихосложении существует 3
вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).Определяется
вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по
звучанию. Представим (условно) их как А и Б.
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей
верно служит;
Б Там ступа с Бабою
Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и
мёд я пил;
Б У моря видел дуб
зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
СЛАЙД 11
- А сейчас вы попробуйте сами
определить вид рифмы. На доске четверостишия, каждая пара должна определить
виды рифмы в них. Внимание! Это задание мы проведем в виде физкультминутки.
Встали, взяли по парам буквы А и Б. А теперь посовещайтесь и поднимите карточки,
продемонстрировав мне 4 буквами вид рифмы.
1) Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с
царицею своей
Он в
согласье много лет,
А детей
всё нет как нет. (парная)
2) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные
крутя,
То как зверь она
завоет,
То заплачет как
дитя. (перекрёстная)
3) Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой
реки,
Где лишь кричали
кулики,
Шумели глухо
камыши. (опоясывающая)
4) Школа моя
деревянная!...
Время придет
уезжать –
Речка за мною
туманная
Будет бежать и
бежать. (перекрестная)
5) Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в
широком поле,
Море синее
кругом,
Дуб зеленый над
холмом. (парная)
СЛАЙД 12
Четвертая тайна: буриме
(дверь 4)
- А теперь мы попробуем сочинить
стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского
означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава. Игра очень проста
– задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого
стихотворения.
- Как вы думаете, для того чтобы быть
поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство
ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
- Но давайте все-таки почувствуем себя Пушкиными.
СЛАЙД 12
- Помните ли вы, как поэт
отличился на уроке словесности в лицее? Попробуем повторим этот опыт:
ПОСТАРАЕМСЯ ПОЧУВСТВОВАТЬ УВИДЕННОЕ СЛОВАМИ (ставится роза в вазе, дети
пишут четверостишье).
Вот вам и концовки для
написания БУРИМЕ:
……….роза
……….мороза
………..цвела
………..умерла
(По завершению задания
участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫМИ ЗНАКАМИ).
СЛАЙД 13
Тайна пятая: акростих
(дверь 5)
Акростих - это стихотворение, в котором
начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу.
- В начале урока вы увидели мешок, но никто из вас не знает, что в нем. Помните
выражение: купить кота в мешке. В этом мешке тоже кот, конечно, он не
настоящий, но тоже очень красивый. Представьте его у себя на руках, погладьте
их ,поиграйте с ними. Может быть, кто-то даст ему кличку, определит его
характер. Затем, на основе сформировавшегося эмоционального отношения к
котенку, попробуйте самостоятельно либо в группах составить акростих к данной
картинке.
К
О
Т
|
|
К
О
Т
И
К
|
|
К
О
Т
Ё
Н
О
К
|
СЛАЙД 14
Домашнее задание
Я предлагаю очень
необычную и интересная игра «Newspaper blackout poems» «Газетная поэзия»,
как ее называют у нас.
Немного истории: Остин Клеон, американский художник и поэт, в поисках
вдохновения придумал закрашивать в газете маркером слова, чтобы из оставшихся
получался некий текст, высказывание, даже стихотворение. Получаются этакие квадраты,
в которых "светятся" несколько пятен-слов. В результате он получал
сразу два творческих продукта литературный и художественный (тот интересный
рисунок, который образовали закрашенные области).
Следует предупредить, что стихи в американском понимании - это нечто другое.
Они не обязаны содержать рифму и держать размер, это вольные по форме, но
поэтические по содержанию высказывания, порой очень короткие. Слова такой фразы
вполне могут быть "раскиданы" по газетной статье. Это и приметил внимательный
американец. Автору важна магия: ощущать газетный лист, его шелест и запах,
видеть, как слова исчезают под маркером, который тоже источает запах - все это
творческий процесс, а не механический.
Занятный способ создания высказываний показался интересным для многих, игру
подхватили и на разных языках понесли по миру. Я попробовала дома поиграть в
эту игру. И вот, что у меня получилось. Предлагаю и вам попробовать поиграть в игру
«Газетная поэзия».
СЛАЙД 15
Итог урока.
- Как часто мы думаем, что гениями
рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно,
но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем
хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
- Какие тайны стихосложения вы открыли
для себя сегодня?
- Чему вы научились?
- По итогам
сегодняшнего урока я хочу выдать вам свидетельства о том, что прошли начальный
курс по «Основам стихосложения».
СЛАЙД 16
Рефлексия в форме
«Рефлексивной мишени».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В
каждом из секторов записываются параметры-вопросы рефлексии состоявшейся
деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения
урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит
метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени,
тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её
краткий анализ.
- Благодарю за активную совместную
работу! Всего хорошего!
- Я
предлагаю присутствующим на уроке педагогам заполнить лист обратной связи, в
котором вы не только дадите оценку уроку, но и дадите советы.
Листок обратной связи для педагогов, присутствующих
на уроке
«Тайны поэтического слова».
«16» апреля 2019 г.
Уважаемые коллеги!
Выскажите свое мнение о проведенном уроке.
В первых трех вопросах обведите кружком степень
удовлетворенности.
1.
Я извлек (ла) для
себя много пользы.
5 4 3 2 1 0 (я не извлек(ла)
для себя пользы)
2.
Я полностью
удовлетворен(а) работой учителя на уроке.
5 4 3 2 1 0 (я не
удовлетворен(а) своей работой)
3.
Я полностью
удовлетворен(а) работой обучающихся на уроке.
5 4 3 2 1 0 (я не
удовлетворен(а) своей работой)
4.
На данном уроке было
для меня:
самым полезным
_____________________________________________________________
самым приятным ____________________________________________________________
5.
Что я бы никогда не
использовала на своем уроке?
__________________________________________________________________
6.
Что я бы
обязательно взяла для проведения своего урока?
__________________________________________________________________
________________
(подпись по желанию)
СВИДЕТЕЛЬСТВО
выдано
_____________________________________________________________
в том, что он(а)
прослушал(а) курс «Основы стихосложения» и сдал(а) зачет-практикум по данной
теме.
Число, подпись
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.