Инфоурок Русский язык КонспектыУрок на тему: "Международное значение русского языка"

Урок на тему: "Международное значение русского языка"

Скачать материал

Урок 1 Русский язык 9 класс

Тема. Международное значение русского языка

Цели: 1) познакомить учащихся с содержанием понятия «мировые языки», критериями выдвижения языка на роль мирового, с функциями русского языка как мирового;

2) научить составлять тезисы, формулировать общий для нескольких текстов тезис, ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику, определять общую тему для нескольких текстов;

3) углубить знания о роли русского языка в развитии мировой литературы.

Оборудование: высказывание Д. С. Лихачёва о русском языке, тексты на слайдах, «Словарь русского языка» в 4 томах под ред. А. П. Евгеньевой (электр. вариант).

Ход урока

I. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях.

Вводная беседа о мировых языках.

На планете, по разным подсчетам, 2,5—3 тысячи языков.

Лингвисты выработали целую серию специальных терминов для описания соотношения языков. Самые мелкие единицы в лингвистической иерархии — отдельные территориальные говоры. Мелкие говоры объединяются в диалекты, далее — в диалектные группы; крупные группы принято называть наречиями. Следующая ступень в иерархии — язык.

Русский язык по числу говорящих на нем в России и за ее пределами занимает пятое место в мире, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому, поэтому он относится к мировым языкам.

Русский язык — средство общения, орудие познания и форма человеческого мышления. Наш язык существует и развивается только потому, что он одновременно выполняет названные универсальные функции, свойственные любому языку.

В современном мире русский язык выполняет еще три функции:

а) русский язык — это национальный язык русского народа На нём созданы замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки, культуры. Столетиями мастера слова (А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Тургенев.Л. Толстой, А. Чехов, М. Горький, А. Твардовский, К. Паустовский и др.) и ученые-филологи (Ф. Буслаев, И. Срезневский, Л. Щерба, В. Виноградов и др.) совершенствовали русский язык, создавая грамматику, словарь, образцовые тексты.

Язык передает нам знания о мире и людях, приобщая к духовному богатству, созданному многими поколениями людей;

б) русский язык — это государственный язык Российской Федерации.

Россия — многонациональное государство. Играя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития страны;

в) русский язык — один из международных языков.

Шесть мировых языков провозглашены официальными и рабочими языками ООН: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из этих языков могут осуществляться межгосударственные политические, хозяйственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, форумы, совещания, может вестись переписка и делопроизводство в масштабах ООН, СНГ, международных военных блоков и т. п.

 

-Какие причины привели к включению русского языка в состав международных языков?

(политические причины: роль и авторитет России в ХХ веке; научные: вклад русской науки в различные области знаний; культурно-исторические: значение русской классической художественной литературы)

 

— Каким условиям должен удовлетворять язык, чтобы считаться мировым?

— Какая разница между языком родным, межнациональным (народов одной страны) и мировым?

— Почему русский язык стал мировым языком?

Примеры высказываний:

 

• «Мировые языки охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран. Они принимаются как рабочие языки ООН и других международных организаций и съездов, а также как иностранные языки, т. е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира. Международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Состав мировых языков изменчив. Выдвижение того или иного языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью всей культуры, созданной на данном языке.

 

• Русский язык — это национальный язык Русского народа, язык русской нации. На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком. В связи с тем что в Российской Федерации проживают люди различных национальностей, русский язык выполняет функцию межнационального общения. С помощью русского языка как средства общения решаются многие проблемы общегосударственного значения.

Кроме того, русский язык помогает приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры.

 

• Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и советской художественной литературой и непревзойдёнными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира. Принятие человечеством русского языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности. Он применяется в самых различных сферах международного общения: например, выступает в функции «языка науки» — средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации. Русский язык — один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Выдвижение, становление и функционирование любого языка, в том числе и русского, в межнациональном и международном общении, вхождение его в «клуб мировых языков» зависит от языковых и социальных факторов.

 

II. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 1 выделяют в тексте три абзаца, ставят к ним вопросы по проблематике текста, подбирают к тексту заголовок. Вопросы к тексту упр. 1 записывают в тетрадь.

— Каковы условия выдвижения языка на роль мирового?

— Какое место занимает русский язык среди других языков мира? Почему он получил мировое признание?

 

2. В упр. 2 записывают на основе обоих текстов общий тезис. Учитель проводит словарно-семантическую работу, опираясь на выдержку из «Словаря русского языка» в 4 томах под ред. А. П. Евгеньевой.

Тезисы — кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. Тезисы выступления.

В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля, поэтому нарушение чистоты, жанровой определённости, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы.

Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. Записать прочитанное в виде тезисов — значит записать опорные мысли текста. Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений, в развёрнутом виде, т. е. с дополнительными утверждениями.

Тезисы — один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять даётся лишь упорными упражнениями. Они полнее всего позволяют обобщать материал, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, т. е. применяются, когда надо дать представление о сути проблемы. Тезисы составляются при повторном чтении.

 

3. Выполнение творческих заданий по группам (по выбору учащихся):

а) первая группа пишет сжатое изложение, используя приём исключения подробностей (упр. 3 или 5 на с. 4—5);

б) вторая группа пишет выборочное изложение о заслугах В. И. Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка (упр. 6 на с. 6—7).

 

II. Закрепление материала.

На доске проектируются тексты с заданием.

1. Подберите к первому тексту заглавие, запишите вопросы, выявляющие проблематику текста.

 

Большую роль в возрастании интереса к русскому языку сыграла русская классическая литература ХIХ века. В ХХ веке влияние бывшего СССР на общемировой процесс развития, успехи России, связанные с космонавтикой, с накоплением больших массивов научной информации и культурных ценностей мирового значения, расширили границы распространения русского языка.

(Энциклопедия «Русский язык»)

 

2. Определите главную мысль в высказывании Дмитрия Сергеевича Лихачёва о русском языке.

 

Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени возникновения русской литературы высокого уровня развития. Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией — юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные Эмоциональные оттенки…

 

IV. Подведение итогов урока:

— Что учитывается при отнесении русского языка к числу мировых?

— Каково место русского языка среди других языков мира?

— Чем обусловлена популярность русского языка среди других языков мира?

 

V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа выполняет упр. 4;

б) вторая группа составляет и записывает текст на тему «Русский язык в условиях новых экономических отношений в мире

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок на тему: "Международное значение русского языка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 868 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи. Разбор и пунктуационный анализ".
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 39 Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи
Рейтинг: 4 из 5
  • 22.04.2018
  • 3585
  • 424
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Пунктуация в предложениях с разными видами связи"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 38 Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи
  • 22.04.2018
  • 2499
  • 59
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Комплексный анализ текста при изучении сложных предложений с разными видами связи"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Сложные предложения с различными видами связи
  • 22.04.2018
  • 4584
  • 17
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.04.2018 15251
    • DOCX 17.7 кбайт
    • 400 скачиваний
    • Рейтинг: 4 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мочалова Марина Серафимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мочалова Марина Серафимовна
    Мочалова Марина Серафимовна
    • На сайте: 6 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 32886
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медиа и коммуникации в современном обществе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»