Творчество Бориса Леонидовича Пастернака.
Б.Л.
Пастернак – это один из самых уникальных писателей ХХ века. Он вошёл в русскую
и мировую литературу со своим взглядом на мир, со своим неповторимым
мастерством.
Первое
впечатление от его произведений – непонятность, загадочность и в то же время
притягательность, тревожащая и волнующая воображение. Читатель ощущает, что в
произведениях Б.Л.Пастернака отражена окружающая нас действительность, но
сделано это своеобразно. Всё дело в том, что для писателя слово
«действительность» имело особый смысл. А.Хан в своей статье говорит о том, что
Пастернак жил и творил в эпоху распада культурного целого, в эпоху отпадения
единичной человеческой жизни от всеобщего бытия.
А часть, отпадшая от целого, начинает жить и развиваться по законам своего
замкнутого существования, от чего происходит универсализация законов
самозамкнутой части и их проекция на мировое целое. У Пастернака в
таком состоянии распадения, несоставности пребывает мир, пока творческий процесс
как вспомогательный и спасительный акт не претворяет его из хаоса в космос. И,
по мысли Пастернака, единственная сила, которая удерживает равновесие в
материальном мире – это искусство. И творчество в такой ситуации
рассматривается как сакральная деятельность, которая должна вывести современную
действительность из состояния кризиса.
Такой творческий процесс у Пастернака происходит в
несколько этапов:
-
чистое созерцание, восприятие мира (установление
контакта между человеком и действительностью); на этом этапе действительность
выходит из состояния мёртвой инертности;
-
живой хаос приводится в состояние стройности, что и
является конечной целью творческого процесса; на этом этапе действительность
как бы перерождается заново, проходит путь «второго рождения». Она сама
начинает проникать в творчество, и тем самым накладывать свой отпечаток на
произведение.
«Примечательны уже те импульсы, которые питают творчество…
Вдохновение возникает не в одинокой душе творца как «внутренний восторг», а
начальный импульс… идёт от самого мира, мир как бы просится быть вовлечённым в
полосу творческой страсти, он сам стремится превратиться в лирический сюжет». Мир, проникая в
творчество, сам хочет освободиться от устойчивых форм, так как в предтворческом
состоянии действительность статична, а значит она не принадлежит формам
художественного пространства.
Для Пастернака категория действительности была важным
элементом творческого мышления. Он рассматривал её как живой организм,
находящийся в непрерывном движении. Для писателя однокоренным словами с
существительным действительность были действие, действовать …
Действительность, по мнению Пастернака, носит динамическую природу и находится
всегда в непрерывном становлении, развитии, изменении. Е.М. Тюленева, например,
говорит о том, что вся поэтика «Поверх барьеров» характеризуется
«сконцентрированностью внимания на движении предметов. Предметы
распадаются на отдельные части, становящиеся более важными, чем исходное целое».
Для Пастернака «живой, действительный мир – это единственный,
однажды удавшийся и всё ещё без конца удачный замысел воображения» («Несколько
положений», 4,369). И любое произведение, любая книга «живут» в
действительности: они зарождаются Бог весть где, не имеют ни начала, ни конца,
растут и развиваются по неведомым стихийным законам. «Искусство никогда не
начиналось. Оно бывало постоянно налицо до того, как становилось» («Несколько
положений» 4,368). Не случайно, в произведениях Пастернака вещные реалии словно
живут своей собственной жизнью: они связаны между собой, связаны с определённым
местом расположения, с определённой ситуацией, атмосферой и с определёнными
людьми. В результате такого взаимодействия вещь не ограничивается своей
единичной данностью и обнажает свой внутренний смысл, при этом сохраняя свои вещественные
признаки. Она «набирает», накапливает смысл, пока её значение не разрастается
до универсалии художественного мира. И если вещь «вырывают» из закреплённого за
ней пространства, она теряет связь с действительностью и становится иной. Лучше
всего подтверждает эту мысль отрывок из письма Б. Пастернака Дм. Петровскому,
написанного в 1920 г., где поэт возвращается к воспоминаниям о переезде семьи
на новую квартиру. Одиннадцатилетний мальчик очень тяжело переживал перемещение
знакомых вещей, которые будто становились чужими, враждебными, но «стоило среди
всей этой злорадной рухляди попасться чему-нибудь такому, о чём эстетики
пишутся, то есть тому, что называют красивой, хорошей вещью… оказалось, что
куда их ни ставь и как ни клади, они врагами дома не делаются, не грозят, а
утешают, помнят и знают нас… и обещают перевесть счёт всего нашего прошлого с
этой улицы на любую другую улицу, куда их поведут» (5,115).
На особое отношение Пастернака к окружающей
действительности, к вещным реалиям, к жизненным ситуациям, к женским образам
обращали и обращают внимание многие литературоведы. Одним из таких
исследователей является Д.С. Лихачёв, который в своих работах пытается выяснить,
как действительность влияет на творчество писателя и как творчество при этом
становится второй действительностью. «Действительность через свою вторичность
возрождается в творчестве поэта в новой, поэтической сущности… Поэзия – это
вторая действительность, преображённая через метафору. Вторая действительность
– это вновь открытая действительность, действительность, переставшая быть
привычной, притупившейся и обретшая первоначальность чуда». И на самом деле,
мир для Б.Л.Пастернака словно соткан из чудес – «чудес одушевления
неодушевлённого, воскрешения омертвевшего и исконно мёртвого, получившего
человеческий разум не только предмета, но и любого явления». Действительность
будто пропущена через поэтическое сознание писателя, изменена в нём, но она
вполне узнаваема и знакома. «Вторжение действительности в сознание поэта
преображало эту действительность, делало её «видимой» читателю стихов. Опора на
второй смысл, смысл творческий, было художественным достижением поэзии
Пастернака».
Е.Б. Пастернак в своих работах тоже неоднократно
подчёркивал, что действительность является одной из важнейших составляющих
произведений писателя, и всё его творчество глубоко автобиографично. Биография
является своеобразным комментарием к творчеству любого писателя. «Взяв на себя
вспомогательную задачу уточнения места и времени событий, сопоставления художественных
текстов, воспоминаний и документов, биографическое исследование открывает
неожиданные перспективы. Пластически законченные картины и мысли художника в
хронологическом порядке и в историческом обрамлении увиденных и пережитых
событий приобретают дополнительную выпуклость и цельность. То, что казалось
сложным, - уясняется, неясное и на первый взгляд произвольное приобретает
нравственно-историческую мотивировку».
В работах Е. Пастернака представлен богатый архивный
материал, письма, воспоминания современников, уникальные фотографии. Кроме
того, в этих книгах прослежена связь сюжетов произведений с реальными
жизненными фактами, и именно это представляет для нас наибольший интерес. Сын
Б. Пастернака одним из первых указал на то, что отсутствие реальной основы в
художественном произведении писателя влечёт за собой разрушение его
целостности, его гармонии. Об этом же говорит М.М. Гиршман, подчёркивая, что
«целостность возникает… на границе двух содержаний: личности писателя и вне его
находящейся действительности».
Л. Флейшман,
пытаясь ответить на вопрос о принадлежности или непринадлежности Бориса
Пастернака к футуристическому движению, рассматривает структуру поведения
(биографии) интересующего нас писателя как явление однопорядковое его
творчеству.
Флейшман подчёркивает слова Пастернака о том, что он «не пишет своей
биографии», а обращается к ней, «когда того требует чужая». Автор статьи
сопоставляет судьбу Пастернака с судьбами Маяковского и Большакова, которые ,по
его мнению, сплетены в «сшибку»,
и на основе этой проделанной работы формулирует выводы о принадлежности их к
футуризму.
Д. Симпличо,
а вслед за ним и Е.М. Тюленева,
говоря о «футуристической ориентации» Пастернака, прослеживают устанавливаемую
поэтом связь «между творчеством и вещной реальностью». Сам Пастернак
неоднократно указывал на то, что для него вдохновение исходит прежде всего из
мира вещей. Д. Симпличо называет это напряжённым «вещизмом». Он говорит о
том, что «мир неодушевлённых предметов до такой меры волнует Пастернака, что он
всю жизнь, как в «ангар, в который залетают за воспоминаниями», будет
возвращаться к нему…»
Е.М. Тюленева подчёркивает, что Пастернак концентрирует
своё внимание на движении предметов. «Предметы распадаются на отдельные части,
становящиеся более важными, чем исходное целое. Здесь рождается характерно
пастернаковское – синекдохическое видение мира и его претворение в поэзии…
Пастернак дробит мир, потому что тот представляет для него ценность в каждом
своём проявлении».
Л.Я. Гинзбург, указывая на особую роль вещных реалий в
творчестве Пастернака, подчеркивает, что «вещь у него не замещает другое,
отвлечённое, потустороннее».
Она «сохраняет своё эмпирическое значение, приобретая одновременно
сверхзначение».
По мнению Л.Я. Гинзбург, «мир Пастернака несётся, находится в состоянии
вихревращения. Вещи поэтому срываются со своих мест и прорывают границы своей локализации.
Они выплескиваются из этих границ в пространство сознания поэта, в котором всё
возможно, любое чудо сочетаний».
В произведениях Пастернака могут сочетаться самые разные вещи: «непредсказуемые
и несвязуемые – будь то «мухи мучкапской чайной» или трясущаяся антресоль – всё
это явления жизни, тем самым они значительны. И имеют право на совмещение».
На автобиографизм произведений Пастернака, на его
повышенную чувствительность, внимание к деталям, прототипичность женских
образов обращали и обращают внимание многие исследователи его творчества. На эту
особенность поэзии и прозы Пастернака указывают и многие современники поэта в
своих воспоминания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.