Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТворчество Бориса Леонидовича Пастернака.

Творчество Бориса Леонидовича Пастернака.

Скачать материал

Творчество Бориса Леонидовича Пастернака.

Б.Л. Пастернак – это один из самых уникальных писателей ХХ века. Он вошёл в русскую и мировую литературу со своим взглядом на мир, со своим неповторимым мастерством.

Первое впечатление от его произведений – непонятность, загадочность и в то же время притягательность, тревожащая и волнующая воображение. Читатель ощущает, что в произведениях Б.Л.Пастернака отражена окружающая нас действительность, но сделано это своеобразно. Всё дело в том, что для писателя слово «действительность» имело особый смысл. А.Хан в своей статье говорит о том, что Пастернак жил и творил в эпоху распада культурного целого, в эпоху отпадения единичной человеческой жизни от всеобщего бытия[1]. А часть, отпадшая от целого, начинает жить и развиваться по законам своего замкнутого существования, от чего происходит универсализация законов самозамкнутой части и их проекция на мировое целое.[2] У Пастернака в таком состоянии распадения, несоставности пребывает мир, пока творческий процесс как вспомогательный и спасительный акт не претворяет его из хаоса в космос. И, по мысли Пастернака, единственная сила, которая удерживает равновесие в материальном мире – это искусство. И творчество в такой ситуации рассматривается как сакральная деятельность, которая должна вывести современную действительность из состояния кризиса.

Такой творческий процесс у Пастернака происходит в несколько этапов:

-         чистое созерцание, восприятие мира (установление контакта между человеком и действительностью); на этом этапе действительность выходит из состояния мёртвой инертности;

-         живой хаос приводится в состояние стройности, что и является конечной целью творческого процесса; на этом этапе действительность как бы перерождается заново, проходит путь «второго рождения». Она сама начинает проникать в творчество, и тем самым накладывать свой отпечаток на произведение.

«Примечательны уже те импульсы, которые питают творчество… Вдохновение возникает не в одинокой душе творца как «внутренний восторг», а начальный импульс… идёт от самого мира, мир как бы просится быть вовлечённым в полосу творческой страсти, он сам стремится превратиться в лирический сюжет»[3]. Мир, проникая в творчество, сам хочет освободиться от устойчивых форм, так как в предтворческом состоянии действительность статична, а значит она не принадлежит формам художественного пространства.

Для Пастернака категория действительности была важным элементом творческого мышления. Он рассматривал её как живой организм, находящийся в непрерывном движении. Для писателя однокоренным словами с существительным действительность были действие, действовать … Действительность, по мнению Пастернака, носит динамическую природу и находится всегда в непрерывном становлении, развитии, изменении. Е.М. Тюленева, например, говорит о том, что вся поэтика «Поверх барьеров» характеризуется «сконцентрированностью внимания на движении предметов. Предметы распадаются на отдельные части, становящиеся более важными, чем исходное целое»[4].

Для Пастернака «живой, действительный мир – это единственный, однажды удавшийся и всё ещё без конца удачный замысел воображения» («Несколько положений», 4,369). И любое произведение, любая книга «живут» в действительности: они зарождаются Бог весть где, не имеют ни начала, ни конца, растут и развиваются по неведомым стихийным законам. «Искусство никогда не начиналось. Оно бывало постоянно налицо до того, как становилось» («Несколько положений» 4,368). Не случайно, в произведениях Пастернака вещные реалии словно живут своей собственной жизнью: они связаны между собой, связаны с определённым местом расположения, с определённой ситуацией, атмосферой и с определёнными людьми. В результате такого взаимодействия вещь не ограничивается своей единичной данностью и обнажает свой внутренний смысл, при этом сохраняя свои вещественные признаки. Она «набирает», накапливает смысл, пока её значение не разрастается до универсалии художественного мира. И если вещь «вырывают» из закреплённого за ней пространства, она теряет связь с действительностью и становится иной. Лучше всего подтверждает эту мысль отрывок из письма Б. Пастернака Дм. Петровскому, написанного в 1920 г., где поэт возвращается к воспоминаниям о переезде семьи на новую квартиру. Одиннадцатилетний мальчик очень тяжело переживал перемещение знакомых вещей, которые будто становились чужими, враждебными, но «стоило среди всей этой злорадной рухляди попасться чему-нибудь такому, о чём эстетики пишутся, то есть тому, что называют красивой, хорошей вещью… оказалось, что куда их ни ставь и как ни клади, они врагами дома не делаются, не грозят, а утешают, помнят и знают нас… и обещают перевесть счёт всего нашего прошлого с этой улицы на любую другую улицу, куда их поведут» (5,115).

На особое отношение Пастернака к окружающей действительности, к вещным реалиям, к жизненным ситуациям, к женским образам обращали и обращают внимание многие литературоведы. Одним из таких исследователей является Д.С. Лихачёв, который в своих работах[5] пытается выяснить, как действительность влияет на творчество писателя и как творчество при этом становится второй действительностью. «Действительность через свою вторичность возрождается в творчестве поэта в новой, поэтической сущности… Поэзия – это вторая действительность, преображённая через метафору. Вторая действительность – это вновь открытая действительность, действительность, переставшая быть привычной, притупившейся и обретшая первоначальность чуда»[6]. И на самом деле, мир для Б.Л.Пастернака словно соткан из чудес – «чудес одушевления неодушевлённого, воскрешения омертвевшего и исконно мёртвого, получившего человеческий разум не только предмета, но и любого явления»[7]. Действительность будто пропущена через поэтическое сознание писателя, изменена в нём, но она вполне узнаваема и знакома. «Вторжение действительности в сознание поэта преображало эту действительность, делало её «видимой» читателю стихов. Опора на второй смысл, смысл творческий, было художественным достижением поэзии Пастернака»[8].

Е.Б. Пастернак в своих работах[9] тоже неоднократно подчёркивал, что действительность является одной из важнейших составляющих произведений писателя, и всё его творчество глубоко автобиографично. Биография является своеобразным комментарием к творчеству любого писателя. «Взяв на себя вспомогательную задачу уточнения места и времени событий, сопоставления художественных текстов, воспоминаний и документов, биографическое исследование открывает неожиданные перспективы. Пластически законченные картины и мысли художника в хронологическом порядке и в историческом обрамлении увиденных и пережитых событий приобретают дополнительную выпуклость и цельность. То, что казалось сложным, - уясняется, неясное и на первый взгляд произвольное приобретает нравственно-историческую мотивировку»[10].

В работах Е. Пастернака представлен богатый архивный материал, письма, воспоминания современников, уникальные фотографии. Кроме того, в этих книгах прослежена связь сюжетов произведений с реальными жизненными фактами, и именно это представляет для нас наибольший интерес. Сын Б. Пастернака одним из первых указал на то, что отсутствие реальной основы в художественном произведении писателя влечёт за собой разрушение его целостности, его гармонии. Об этом же говорит М.М. Гиршман, подчёркивая, что «целостность возникает… на границе двух содержаний: личности писателя и вне его находящейся действительности»[11].

Л. Флейшман[12], пытаясь ответить на вопрос о принадлежности или непринадлежности Бориса Пастернака к футуристическому движению, рассматривает структуру поведения (биографии) интересующего нас писателя как явление однопорядковое его творчеству[13]. Флейшман подчёркивает слова Пастернака о том, что он «не пишет своей биографии», а обращается к ней, «когда того требует чужая»[14]. Автор статьи сопоставляет судьбу Пастернака с судьбами Маяковского и Большакова, которые ,по его мнению, сплетены в «сшибку»[15], и на основе этой проделанной работы формулирует выводы о принадлежности их к футуризму.

Д. Симпличо[16], а вслед за ним и Е.М. Тюленева[17], говоря о «футуристической ориентации» Пастернака, прослеживают устанавливаемую поэтом связь «между творчеством и вещной реальностью»[18]. Сам Пастернак неоднократно указывал на то, что для него вдохновение исходит прежде всего из мира вещей. Д. Симпличо называет это напряжённым «вещизмом»[19]. Он говорит о том, что «мир неодушевлённых предметов до такой меры волнует Пастернака, что он всю жизнь, как в «ангар, в который залетают за воспоминаниями», будет возвращаться к нему…»[20]

Е.М. Тюленева подчёркивает, что Пастернак концентрирует своё внимание на движении предметов. «Предметы распадаются на отдельные части, становящиеся более важными, чем исходное целое. Здесь рождается характерно пастернаковское – синекдохическое видение мира и его претворение в поэзии… Пастернак дробит мир, потому что тот представляет для него ценность в каждом своём проявлении»[21].

Л.Я. Гинзбург, указывая на особую роль вещных реалий в творчестве Пастернака, подчеркивает, что «вещь у него не замещает другое, отвлечённое, потустороннее»[22]. Она «сохраняет своё эмпирическое значение, приобретая одновременно сверхзначение»[23]. По мнению Л.Я. Гинзбург, «мир Пастернака несётся, находится в состоянии вихревращения. Вещи поэтому срываются со своих мест и прорывают границы своей локализации. Они выплескиваются из этих границ в пространство сознания поэта, в котором всё возможно, любое чудо сочетаний»[24]. В произведениях Пастернака могут сочетаться самые разные вещи: «непредсказуемые и несвязуемые – будь то «мухи мучкапской чайной» или трясущаяся антресоль – всё это явления жизни, тем самым они значительны. И имеют право на совмещение»[25].

На автобиографизм произведений Пастернака, на его повышенную чувствительность, внимание к деталям, прототипичность женских образов обращали и обращают внимание многие исследователи его творчества.[26] На эту особенность поэзии и прозы Пастернака указывают и многие современники поэта в своих воспоминания.[27]

 



[1] Хан А. Основные предпосылки философии творчества Б. Пастернака в свете его раннего эстетического самоопределения. // Материалы и сообщения по славяноведению… С.43.

[2] Там же, С.44.

[3] Хан А. Основные предпосылки философии творчества Б. Пастернака в свете эстетического самоопределения. // Материалы и сообщения по славяноведению… С.62-63.

[4] Тюленева Е.М. Творчество Б. Пастернака 1910-1920-х г.г.: Мифомышление и поэтика текста. Дис. канд. филол. н. (10.01.01) – Иваново, 1997. С.13-14.

[5] См.: Лихачёв Д.С. Звёздный дождь. Проза Б. Пастернака разных лет. // Воздушные пути. М., 1983; Лихачёв Д.С. Поэтическая проза Б. Пастернака. Л., 1984.

[6] Лихачёв Д.С. Борис Леонидович Пастернак. // Собр. соч.: В. 5т. М.,1992. Т.1. С.13.

[7] Там же, С.13.

[8] Лихачёв Д.С. Борис Леонидович Пастернак. // Собр. соч.: В. 5т. М.,1992. Т.1.С.14.

[9] См.: Пастернак Е.Б. Борис Пастернак : Материалы для биографии. М., 1989 ; Существованья ткань сквозная. Б. Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак (дополненная письмами к Е.Б. Пастернаку и его воспоминаниями). М., 1998.

[10] Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. М.,1989.С.5-6.

[11] Гиршман М.М. Стиль литературного произведения.// С.259

[12] Флейшман Л. Фрагменты «футуристической» биографии Пастернака // Русская литература ХХ века: Исследования американских учёных. С.-П., 1993. С.111-156.

[13] Там же, 113.

[14] Там же, 145.

[15] Там же, 145.

[16] Симпличо Д.Д. Б. Пастернак и живопись.//Мир Пастернака. М.,1989. С.46-54.

[17] Тюленева Е.М. Творчество Б. Пастернака. 1910-1920-х г.г.:Мифомышление и поэтика текста. Дис. канд. филол. н. (10.01.01) – Иваново, 1997.

[18] Тюленева Е.М. Творчество Б. Пастернака. 1910-1920-х г.г.: Мифомышление и поэтика текста. Дис. канд. филол. н. (10.01.01) – Иваново, 1997. С.13.

[19] Симпличо Д.Д. Б. Пастернак и живопись.//Мир Пастернака. М.,1989. С.48.

[20] Симпличо Д.Д. Б. Пастернак и живопись.//Мир Пастернака. М.,1989. С.49.

[21] Тюленева Е.М. Творчество Б. Пастернака. 1910-1920-х г.г.: Мифомышление и поэтика текста. Дис. канд. филол. н. (10.01.01) – Иваново, 1997. С.14.

[22] Гинзбург Л.Я. О раннем Пастернаке.//Мир Пастернака. М.,1989. С.44.

[23] Там же, С.45.

[24] Там же, С.41.

[25] Там же, С.44.

[26] См.: Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л.,1990; Гаспаров Б. Об историко-культурном контексте поэзии Пастернака.//Вопросы литературы. 1987.№10.С.30-59; Бухштаб Б.Я. Лирика Пастернака.//Литературное обозрение. 1987.№9.С.106-112; Марченко А. «Всё чище, восприимчевей, верней»: Поэтическое зрение Б. Пастернака.//Литературная учёба. 1983.№1.С.148-157; Фейер А. Человек, истина, универсальность (Анализ романа «Доктор Живаго»).//Материалы и сообщения по славяноведению. С.1-28. и так далее.

[27] См.: Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М., 1989; Пастернак Ж. Patior.// Знамя.1990.№2.С.183-193; Пастернак З. Воспоминания.//Нева.1990.№2.130-147; Гладков А. Встречи с Пастернаком.//Октябрь.1990.№3.С.171-200; Ливанов В. Невыдуманный Борис Пастернак.//Москва.1993.№10.С.164-181; Ивинская О. В плену времени. М.,1992. и так далее.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Творчество Бориса Леонидовича Пастернака."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 160 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.06.2020 320
    • DOCX 25.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цишкевич Анастасия Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цишкевич Анастасия Игоревна
    Цишкевич Анастасия Игоревна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83314
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьерный навигатор: эффективный поиск работы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе