Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку.
На материале рассказов А.И.Солженицына
«Крохотки».
Задание №1.
ДЫХАНИЕ.
1) Ночью был
дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.
2)Я стою под
яблоней отцветающей - и дышу.3) Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают
после дождя и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. 4) Я
его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всей грудью, дышу, дышу, то с
открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше.
5)Вот,
пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас
тюрьма: дышать так, дышать здесь. 6)Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже
поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого
цветением, сыростью, свежестью.
7)Пусть это –
только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. 8) Я
перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радио, бубны громкоговорителей.
9) Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!
Задания к
тексту.
1.Определите и прокомментируйте
основную проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по
поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.
4.Определите тип речи и стиль
текста. Обоснуйте своё мнение.
5.Из 7-9-го предложения выпишите
все частицы.
6.Из предложения 7-9 выпишите
слова, образованные способом сложения, и укажите, какое это сложение – с
суффиксацией или без неё.
7.Объясните значение слов: напаивают
и сочают (3-е предложение).
8.Из предложений 2-4 выпишите
существительные, имеющие форму только единственного числа.
9)Из текста выпишите
глаголы-исключения.
10)Из предложений 5-6 выпишите
прилагательное в форме простой сравнительной степени.
11)Из предложений 4-6 выпишите
наречия.
12)Из предложений 2-5 выпишите все
определительные местоимения.
13)Из предложений 1-4 выпишите
действительные причастия настоящего времени.
14) Из предложений 1-3 выпишите все
предлоги.
15)Укажите вид связи в
словосочетании: брызнет слегка (1-ое предложение).
16)Среди предложений 5-9 найдите
простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер.
17) Среди предложений 1-4 найдите
сложные, в состав которых входят безличные предложения, укажите его номер.
18)Найдите в тексте предложение с
вводным словом. Укажите номер этого предложения.
19) Укажите номер предложения с
обособленными причастными оборотами.
20) Укажите количество грамматических
основ в 5-м предложении.
Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку. Задание
№2.
Озеро
Сегден.
1)Об озере этом не пишут и громко не
говорят.2) И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми
дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка.3) Человек или дикий
зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём, - поворачивай!4) Эту чёрточку
ставит земная власть.5)Эта чёрточка значит: ехать нельзя, идти нельзя, и
ползти нельзя.
6)А близ дорог в сосновой чаще сидят
в засаде постовые с турчками и пистолетами.
7)Кружись по лесу молчаливому,
кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, - не найдёшь, и спросить не у
кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает.8)И только вслед глуховатому
коровьему колокольчику пробьёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый.9)И
едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а
уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век.
10) Сегденское озеро – круглое, как
циркулем вырезанное. 11) Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб
тебя не заметили) - до другого только эхо размытое дойдёт. 12)Далеко. 13)
Обомкнуто озеро прибрежным лесом. 14) Лес ровен, дерево в дерево, не уступит
ни ствола. 15)Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега:
где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава
легла. 16) Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то
прозрачная белая – и белое дно.
17)Замкнутая вода.18)Замкнутый
лес.19) Озеро в лес смотрит, небо – в озеро.20)И есть ли ещё что на земле –
неведомо, поверх леса – не видно.21)А если что и есть – оно сюда не нужно,
лишнее.
22)Вот тут бы и поселиться
навсегда…23) Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы, и
текли бы чистые глубокие мысли.
24)Нельзя. 25) Лютый князь, злодей
косолапый, захватил озеро: вон дача его, купальни его.26) Злоденята ловят рыбу,
бьют уток с лодки. 27) Сперва синий дымок над озером, а погодя - выстрел.
28)Там, за лесами, горбит и тянет вся
окружная область.29)А сюда, чтоб никто не мешал им, - закрыты дороги, здесь
рыбу и дичь разводят особо для них. 30)Вот следы: кто-то костёр раскладывал,
притушили в начале и выгнали.
31)Озеро пустынное. 32)Милое озеро.
33)Родина…
Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте
основную проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по
поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.
4.Определите тип речи и стиль
текста. Обоснуйте своё мнение.
5.Из 23-27 выпишите одно слово,
образованное приставочно-суффиксальным способом и одно – бессуффиксным.
6.Дайте толкование выделенным
словосочетаниям.
7.Из предложения 7 выпишите
словосочетание со связью согласование.
8.Из предложений 10-23 выпишите
все возвратные глаголы.
9) Из предложений выпишите все
глаголы в условном (сослагательном) наклонении.
10)Из предложений 28-30 выпишите
все глаголы и определите их спряжение.
11)Из предложения 8 выпишите
прилагательные и определите, к какой группе они относятся: 1) качественные ,
2) относительные, 3)притяжательные.
12)Из предложений 1-5 выпишите
слово категории состояния.
13)Из предложений 7-9 выпишите
все частицы.
14) Из предложений 1-4 выпишите
наречие.
15) Из предложений 6-9 выпишите
определительное местоимение.
16) Из предложений 28-33 выпишите
страдательное причастие.
17) Среди предложений 7-13 найдите
предложения с составными именными сказуемыми. Укажите номера этих предложений.
18)Напишите номера предложений, в
которых имеются сравнительные обороты.
19) Среди предложений 6-9 найдите
сложное, в состав, которого входит безличное. Укажите номер этого предложения.
20) Среди предложений 21-25 найдите
сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.
Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку.
Задание
№ 3.
Утёнок.
1)Маленький
жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая
с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: 2) «Где моя мама? 3) Где мои
все?»
4)А у него
не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими,
грела ровно всех. 5)Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без
дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. 6)Все там, а этот затерялся. 7)А
ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
8)И в чём
тут держится душа? 9)Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки –
воробьиные, чуть- чуть его сжать – и нет. 10)А между тем – тёпленький. 11)И
клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист.12) И лапки уже
перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.13)И вот
даже от братьев отличился характером.
14)А мы на
Венеру скоро полетим.15)Мы теперь, если все дружно возьмёмся, за двадцать минут
целый мир перепашем.
16)Но
никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе,
и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого
жёлтенького утёнка…
Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте
проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по
поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.
4.Определите тип речи и стиль
текста.
5.Из 13-15выпишите слова,
образованные суффиксальным способом.
6.Напишите номер предложения, в
котором есть обращение.
7.Из предложения 1 выпишите все
слова, в которых есть чередование согласных в корне слова.
8.Выпишите из предложений 14-16
слова, в которых есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Выделите их
графически.
9) Из предложений 8-13 выпишите
все прилагательные, образованные суффиксальным способом, и выделите в них
суффиксы.
10)Из предложений 14-16 выпишите
все глаголы и определите их спряжение.
11)Найдите в тексте глагол в
повелительном наклонении и выпишите его.
12)Определите разряд следующих
прилагательных: а) воробьиные (ножки)(предл.9), б) утиных
(яиц) (предл.4).
13) Определите разряд числительного
в словосочетании двадцать минут (предл.15).
14) Из предложений 14-16 выпишите
наречие.
15) Из предложений 1-7 выпишите
все местоимения в начальной форме (без повторов).
16) Определите, к какой части речи
относятся слова: а) перевёрнутую (предл.5); б) невесомый
(предл.16).
17)Из предложений 14-16 выпишите
все частицы.
18) Из предложений 14-16 выпишите
словосочетания со связью примыкание.
19) Среди предложений 5-8 найдите
простое односоставное неопределённо- личное предложение и напишите его номер.
20)Напишите номера
сложноподчинённых предложений с придаточным условия. Отметьте, в чём состоит в
них особенность авторской пунктуации.
Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку.
Задание
№4.
Прах поэта.
1)Теперь
деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою:
русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй облюбовывали –
красоту.2)Ингварь Игоревич, чудом спасшийся от братных ножей, во спасенье своё
поставил здесь монастырь Успенский.3)Через пойму и пойму в ясный день далеко
отсюда видно, и за тридцать пять вёрст на такой же крути – колокольня высокая
монастыря Иоанна Богослова.
4)Оба их
пощадил суеверный Батый.
5)Это место,
как своё единственное, приглядел Яков Петрович Полонский и велел похоронить
себя здесь.6)Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озирать на
тихие просторы.
7)Но – нет
куполов, и церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена
дощаным забором с колючей проволокой, а над всей древностью – вышки, пугала
гадкие, до того знакомые, до того знакомые…8)В воротах монастырских –
вахта.9)Плакат: «За мир между народами!» - русский рабочий держит на руках
африканёнка.
10)Мы – будто
ничего не понимаем.11)И меж бараков охраны выходной надзиратель в нижней сорочке
объясняет нам:
12)-Монастырь
тут был, в мире второй. 13)Первый в Риме, кажется.14)А в Москве – уже
третий.15)Когда детская колония здесь была, так мальчишки, они же не
разбираются, все стены изгадили, иконы побили.16)А потом колхоз купил обе
церкви за сорок тысяч рублей – на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить.
17)Я тоже нанимался: пятьдесят копеек платили за целый кирпич, двадцать за
половину.18)Только плохо кирпичи разнимались, всё комками с цементом.19)Под
церковью склеп открылся, архирей лежал, сам – череп, а мантия цела.20)Вдвоём мы
ту мантию рвали, порвать не смогли…
21)-А вот
скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта.
22)Где она?
23)-К
Полонскому нельзя. 24)Он – в зоне. 25)Нельзя к нему. 26)Да че там смотреть? –
памятник ободранный? 27)Хотя постой, - надзиратель поворачивается к
жене.-28)Полонского-то вроде выкопали?
29)-Ну. 30)В
Рязань увезли, - кивает жена с крылечка, щёлкая семечки.
31)Надзирателю самому смешно:
- Освободился,
значит…
Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте
проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по
поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.
4.Определите тип речи и стиль
текста. Обоснуйте своё мнение.
5.Из предложений 4-7 выпишите
все возвратные глаголы.
6. Из предложений 12-18 выпишите
разноспрягаемый глагол.
7.Из предложения 21-31 выпишите
глагол- исключение.
8. Из предложения 1-3 выпишите все
относительные прилагательные.
9) Определите, к какой части речи
относится слово вдвоём.
10)Из предложений 1-3 выпишите
все наречия.
11) Из предложений 4-6 выпишите
все местоимения и определите их разряд.
12)Из предложений 7-9 выпишите
страдательное причастие.
13) Из предложений 12-20 выпишите
все частицы.
14) Из предложений 20 выпишите
словосочетание со связью примыкание.
15) Дайте толкование (можно с
помощью словаря) слов братный (2),круть(3), суеверный(4),дощаный
(7),склеп (19), мантия (20), зона (24). Найдите среди них слово
в авторском употреблении.
16) В предложении 7 укажите
количество грамматических основ.
17) Среди предложений 12-20 найдите
сложное, в состав которого входит неопределённо- личное предложение, и напишите
его номер.
18) Среди предложений 1-7 найдите
сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
19) Среди предложений 12-31 найдите
предложения с вводным словом. Напишите номера этих предложений.
20) Среди предложений 17-28 найдите
предложение с обособленным приложением. Укажите номер этого предложения.
Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку.
Задание № 5.
Вязовое
бревно.
1)Мы пилили дрова, взяли
вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и
тащили трактором, и распилили его на части, и кидали в баржи и кузовы, и
накатывали в штабели, и сваливали на землю - а вязовое бревно не сдалось.2)Оно
пустило из себя свежий зелёный росток - целый будущий вяз или ветку густо
шумящую.
3)Уж бревно положили мы на
козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его?
4) Ведь оно тоже жить хочет! 5)Ведь вот как оно хочет жить - больше нас!
Задания
к тексту.
1.Определите и прокомментируйте
проблему текста. Сформулируйте позицию автора.
2.Выскажите собственное мнение по
поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.
3.Определите тип речи и стиль
текста.
4.Из 2-ого предложения выпишите
слово, в котором букв меньше, чем звуков.
5. Из текста выпишите слова с
чередующимися гласными в корне.
6.Из 1-ого предложения выпишите
слова с чередующимися согласными в корне.
7. Выпишите из текста глаголы,
стоящие в форме инфинитива.
8.Из текста выпишите все
возвратные глаголы.
9.Из текста выпишите
разноспрягаемый глагол.
10.Дайте морфологическую
характеристику слову больше (предл.5)
11. Выпишите из текста наречия.
12.Из предложений 1-2 выпишите все
местоимения, указывая разряды.
13. Выпишите из текста причастие,
укажите его морфологические признаки.
14. Из предложений 3-5 выпишите все
частицы.
15.Из текста выпишите по одному
примеру словосочетаний на различные способы подчинительной связи.
16. Укажите количество
грамматических основ в 1-м предложении.
17. В 1-м предложении составьте
свой вариант союзной связи.
18.В тексте найдите сложное
предложение, одна из частей которого является односоставным
неопределённо-личным предложением. Напишите номер предложения.
19. Найдите сложное предложение,
одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите
его номер.
20. Найдите в тексте предложения с
составным глагольным сказуемым. . Напишите их номера.
Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку.
Задание № 6.
Отраженье в
воде.
1)В поверхности быстрого
потока не различить отражений ни близких, ни далёких: даже если не мутен он,
даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене
воды отраженья неверны, неотчётливы, непонятны.
2) Лишь когда поток через
реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в
озерке, где вода не продрогнет, - лишь там мы видим в зеркальной глади и
каждый листок прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и натянутую
голубую глубь неба.
3)Так и ты, так и я. 4) Если
до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную
истину,- не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? 5)Ещё живём?..
Задания к тексту.
1. Определите и прокомментируйте
проблему текста. Сформулируйте позицию автора.
2.Выскажите собственное мнение по
поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.
3.Определите тип речи и стиль
текста.
4.Найдите в тексте существительное,
образованное бессуффиксным способом.
5.Укажите, каким способом
образовано слово поверхность.
6. Из предложений 3-5 выпишите
глаголы с чередующимися согласными в корне слова.
7. Из предложения 2 выпишите слова
с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8. Выпишите из текста контекстные
синонимы и укажите, какими частями речи и членами предложения они являются.
9.Найдите в тексте
глаголы-исключения.
10.Выпишите из текста все
сочинительные союзы.
11. Выпишите из текста все
местоимения и определите их разряд.
12. Выпишите из текста все частицы.
13. Определите способ
подчинительной связи в словосочетании доходит до устья.
14. Укажите количество
встретившихся в тексте пар неоднородных определений.
15.Найдите сложное предложение, в
состав которого входит определённо- личное. Напишите номер этого предложения.
Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку.
Задание № 7.
Гроза в
горах.
1)Она застала нас в
непроглядную ночь перед перевалом. 2)Мы выползли из палаток – и затаились.
3)Она шла к нам через
Хребет.
4)Все было – тьма, ни
верха, ни низа, ни горизонта. 5)Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась
тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутутурлючат, и чёрные
сосны многометровые около нас, ростом с горы.6)И лишь на мгновение
показывалось нам, что есть уже твёрдая земля, - и снова всё было мрак и бездна.
7)Вспышки надвигались,
чередовались блеск и тьма, сиянье белое, сиянье розовое, сиянье фиолетовое, и
всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, - а
когда исчезли, нельзя было поверить, что они есть.
8)Голос грома наполнил
ущелья, и не слышен стал постоянный рёв рек.
9)Стрелами Саваофа молнии падали
сверху в Хребет и дробились змейки, в струйки, как бы разбрызгиваясь о скалы
или поражая и разбрызгивая там что живое.
10)И мы…мы забыли бояться
молнии, грома и ливня – подобно капле морской, которая не боится ведь
урагана.11)Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира. 12)Этого
мира, в первый раз создававшегося сегодня – на наших глазах.
Задания к тексту.
1.Определите основную проблему
текста и прокомментируйте её.
2. Сформулируйте позицию автора.
Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с
примерами.
3.Определите тип речи и стиль
текста.
4.Из предложений 1-6 выпишите слово,
образованное способом сложения.
5.Из предложений 1-4 выпишите
слово, в котором две приставки.
6. Из предложений 7-8 выпишите все
имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
7. Из предложения 10-12 выпишите
все прилагательные и определите их разряд по значению.
8.Из текста выпишите все наречия.
9. Из предложений 3-6 выпишите
все предлоги.
10.Выпишите из текста все
указательные местоимения.
11. Выпишите из текста все
причастия.
12.Укажите номера предложений с
деепричастными оборотами.
13.Дайте грамматическую
характеристику слова которая в 10-м предложении.
14. Укажите количество
грамматических основ в 7-м предложении.
15. Среди предложений 9-12 найдите
такое, в котором есть составное глагольное сказуемое.
16. Среди предложений 9-12 найдите
такое, в котором есть составное именное сказуемое. Напишите номер этого
предложения.
17.Из предложений 6-11 выпишите все
частицы.
18. Среди предложений 7-12 найдите
такие, которые связаны с предыдущим предложением с помощью лексического
повтора.
19.Укажите морфологическую
характеристику слова слышен (предл.8).
20.Какое изобразительное средство
встречается в предложениях 8 и 9?
Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку.
Задание № 8.
Город на Неве.
1)Преклонённые ангелы
со светильниками окружают византийский купол Исаакия.2)Три золотых гранёных
шпиля перекликаются через Неву и Мойку.3)Львы, грифоны и сфинксы там и здесь –
оберегают сокровища или дремлют.4)Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою
Росси.5)Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки…
6)Какое счастье, что
здесь ничего уже нельзя построить! – ни кондитерского небоскрёба втиснуть в
Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова.7)Ни один
архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит
участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты.
8)Чуждое нам – и наше
самое славное великолепие!9)Такое наслаждение бродит теперь по этим
проспектам.10)Но, стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили
русские эту красоту.11)Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели
в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.
12)Страшно подумать: так и
наши нескладные гиблые жизни, все взрывы нашего несогласия, стоны и слёзы жён
– всё это тоже забудется начисто?13)Всё это тоже даст такую законченную вечную
красоту?..
Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте
проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по
поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.
4.Определите тип речи и стиль
текста. Обоснуйте своё мнение.
5.Из предложений 1-3 выпишите все
слова с чередующимися согласными в корне.
6. Из 1 предложения выпишите
слово, в котором все согласные звонкие.
7.Из предложения 4-6 выпишите все
слова, образованные способом сложения.
8. Из предложения 11-12 выпишите
слова с двумя приставками.
9) Из предложений 1-6 выпишите
глаголы в форме третьего лица единственного числа и определите, к какому
спряжению они относятся.
10)Из предложений 2-9 выпишите
прилагательные в форме сложной превосходной степени.
11) Из предложения 9-12 выпишите
слова, образованные путём перехода одной части речи в другую.
12) Среди предложений 1-7 найдите
сложное бессоюзное предложение, части которого соответствуют назывным
предложениям. Напишите номер этого предложения и укажите, сколько в нём
грамматических основ.
13) Из предложений 12-13 выпишите
все местоимения и определите их разряд.
14) Из предложений 6-11 выпишите
деепричастия совершенного вида.
15) Из предложений 1-7 выпишите
все предлоги.
16) Укажите вид связи в
словосочетании употребив влияние (предл.7).
17) Среди предложений 1-5 найдите
такие, в которых подлежащее выражено словосочетанием. Напишите номера этих
предложений.
18) Укажите номера предложений с
деепричастными оборотами.
19) Среди предложений 1-7 найдите
сложное, в состав которого входит безличное. Напишите номер этого
предложения.
20) Среди предложений 1-7 найдите
простое с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
Тренировочные тексты для подготовки к
ЕГЭ по русскому языку.
Задание № 9
Шарик.
1)Во
дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, - кутёнком его посадил,
с детства. 2)Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут
как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. 3) Снег во дворе пушистый,
обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние,
из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу. 4)Подбежал ко мне,
лохматый, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь опять, брюхом по снегу! 5)Не
надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..
Задания к тексту.
1.Определите и прокомментируйте
проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с
примерами.
3.Определите тип речи и стиль
текста.
4.Из предложений 2-3 выпишите все
слова с чередующимися согласными в корне.
5.Определите способ образования
слова понюхал (предл. 4).
6.Выпишите из текста слово в
авторском употреблении.
7. Выпишите из текста
существительное общего рода.
8.Выпишите из текста
существительные, не имеющие соотносительных форм множественного числа.
9. Выпишите из текста глагол-исключение.
10.Выпишите из текста два
глагола:1) возвратный, 2)разноспрягаемый.
11. Выпишите из текста все
прилагательные и определите их разряд.
12. Выпишите из текста все наречия,
укажите их разряд по значению.
13. Выпишите из текста глагол в повелительном
наклонении.
14. Выпишите из текста все
встретившиеся личные местоимения.
15.Определите способ связи слов в
словосочетании мечется прыжками.
Тренировочные
тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Задание № 10.
Старое
ведро.
1)Ох, да и тоскливо же
бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору.2)Какая-то земля здесь такая,
что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы
траншей, не то что огневые позиции пушек – но отдельная стрелковая ячейка
маленькая, где неведомый Иван хоронил своё большое тело в измызганной короткой
шинельке.3)Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а
ямы остались ясные.
4)Хоть в этом самом
бору я не воевал, а – рядом, в таком же. 5)Хожу от блиндажа к блиндажу,
соображаю, где что могло быть.6)И вдруг у одного блиндажа, у выхода,
наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже
отслужившее ведро.
7)Оно уж тогда было
худое, в первую военную зиму.8)Может, из деревни сгоревшей подхватил его
сообразительный солдатик, да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его
переходом от жестяной печки в трубу. 9) Вот в этом самом блиндаже в ту
тревожную зиму, дней девяносто, а может, сто пятьдесят, когда фронт тут
остановился, гнало худое ведро через себя дым. 10) Оно накалялось шибко, от
него руки грели, от него прикуривать можно было, и хлеб близ него
подрумянивали.11)Сколько дыму через себя ведро пропустило - столько и мыслей
невысказанных, писем ненаписанных – от людей, уже, может быть, покойных давно.
12)А потом как-нибудь
утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир
торопил свою команду – «ну! ну!» - ординарец печку порушил, втиснул её всю на
машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. 13) «Брось ты его,
заразу!- старшина крикнул.14) - Там другое найдёшь!»
15)Ехать было далеко, да
и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул – и
опустил его у входа.
16)И все засмеялись.
17)С тех пор и брёвна с
блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое ведро так и осталось у
своего блиндажа.
18)Стою над ним, нахлынуло.
19)Ребята чистые, друзья фронтовые! 20)Чем были живы мы и на что надеялись, и
самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не
служить этому ржавому, забытому…
Задания к тексту.
1. Определите и прокомментируйте
проблему текста.
2.Сформулируйте позицию автора.
3.Выскажите собственное мнение по
поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.
4.Определите тип речи и стиль
текста.
5.Объясните смысл названия текста.
6.Укажите, каким способом
образовано слово как-нибудь (предл.12)
7.Из предложений 7-9 выпишите все
слова с чередующимися гласной в корне.
8. Из предложений 4-6 выпишите
все слова с чередующимися согласными в корне.
9. Из предложений 7-12 выпишите
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
10. Из предложений 2-11 выпишите
просторечные слова.
11. Из предложений 1-2 выпишите все
качественные прилагательные.
12. Из предложений 7-11 выпишите
все числительные и определите их разряд.
13. Из предложений 15-20 выпишите
наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом.
14. Из предложений 12-14 выпишите
наречие времени.
15. Из предложений 7-11 найдите
все местоимения и поставьте их в начальную форму.
16.Из текста выпишите все причастия,
охарактеризуйте их.
17.Из предложений 9-10 выпишите все
предлоги.
18.Из предложений 4-6 выпишите все
частицы.
19)Укажите вид связи слов в
словосочетании накалялось шибко (предл.10)
20)Среди предложений 13-16 найдите
сложное, в состав которого входит простое безличное. Укажите номер этого
предложения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.