Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки».

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки».

Скачать материал

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

На материале  рассказов А.И.Солженицына «Крохотки».

     Задание №1.

                                            ДЫХАНИЕ.

    1) Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.

    2)Я стою под яблоней отцветающей  - и дышу.3) Не  одна яблоня, но и травы вокруг сочают  после дождя и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. 4) Я его втягиваю всеми легкими, ощущаю аромат всей грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми – не знаю, как лучше.

    5)Вот, пожалуй, та воля – та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. 6)Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.

   7)Пусть это – только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. 8) Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радио, бубны громкоговорителей. 9) Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней – можно ещё и пожить!

 Задания к тексту.

1.Определите и прокомментируйте основную проблему текста.

2.Сформулируйте позицию автора.

3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами. 

4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

5.Из 7-9-го предложения выпишите все частицы.

6.Из предложения 7-9 выпишите слова, образованные способом сложения, и укажите, какое это сложение – с суффиксацией или без неё.

7.Объясните значение слов: напаивают и сочают (3-е предложение).

8.Из предложений 2-4 выпишите существительные, имеющие форму только единственного числа.

9)Из текста выпишите глаголы-исключения.

10)Из предложений  5-6 выпишите прилагательное в форме простой сравнительной степени.

11)Из предложений 4-6 выпишите наречия.

12)Из предложений 2-5 выпишите все определительные  местоимения.

13)Из предложений 1-4  выпишите действительные  причастия  настоящего времени.

14) Из предложений 1-3 выпишите все предлоги.

15)Укажите вид связи в словосочетании: брызнет слегка (1-ое предложение).

16)Среди предложений 5-9 найдите простое  с составным глагольным сказуемым, укажите его номер.

17) Среди предложений 1-4 найдите сложные, в состав которых входят безличные предложения, укажите его номер.

18)Найдите в тексте предложение с  вводным словом. Укажите номер этого предложения.

19) Укажите номер предложения с обособленными причастными оборотами.

20) Укажите количество грамматических основ в 5-м предложении.

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.     Задание №2.

                                      Озеро Сегден.

     1)Об озере этом не пишут и громко не говорят.2) И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка.3) Человек или дикий зверь, кто  увидит  эту чёрточку над своим путём, - поворачивай!4) Эту чёрточку ставит земная власть.5)Эта чёрточка значит: ехать нельзя, идти нельзя, и ползти нельзя.

     6)А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками и пистолетами.

     7)Кружись по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, - не  найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает.8)И только вслед глуховатому коровьему колокольчику пробьёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый.9)И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век.

    10) Сегденское озеро – круглое, как циркулем вырезанное. 11) Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) -   до другого только эхо размытое дойдёт. 12)Далеко. 13) Обомкнуто  озеро  прибрежным лесом. 14) Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. 15)Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где  жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная  мурава легла. 16) Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то прозрачная белая – и белое дно.

      17)Замкнутая вода.18)Замкнутый лес.19) Озеро в лес смотрит, небо – в озеро.20)И есть ли ещё что на земле – неведомо, поверх леса – не видно.21)А если что и есть – оно сюда не нужно, лишнее.

      22)Вот тут бы и поселиться навсегда…23) Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли.

      24)Нельзя. 25) Лютый князь, злодей косолапый, захватил озеро: вон дача его, купальни его.26) Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. 27) Сперва синий дымок над озером, а погодя  - выстрел.

     28)Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная  область.29)А сюда, чтоб никто не мешал им, - закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. 30)Вот следы: кто-то костёр  раскладывал, притушили в начале и выгнали.

     31)Озеро пустынное. 32)Милое озеро.

     33)Родина…

 

 

Задания к тексту.

1.Определите и прокомментируйте основную проблему текста.

2.Сформулируйте позицию автора.

3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами. 

 4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

5.Из 23-27 выпишите одно слово, образованное приставочно-суффиксальным способом и одно – бессуффиксным.

6.Дайте толкование выделенным словосочетаниям.

7.Из предложения 7 выпишите словосочетание со связью согласование.

8.Из предложений 10-23 выпишите  все возвратные глаголы.

9) Из предложений  выпишите все глаголы в условном (сослагательном) наклонении.

10)Из предложений  28-30  выпишите  все глаголы и определите их спряжение.

11)Из предложения 8 выпишите прилагательные и определите, к какой  группе они относятся: 1) качественные , 2) относительные, 3)притяжательные.

12)Из предложений 1-5 выпишите  слово категории  состояния.

13)Из предложений 7-9  выпишите  все частицы.

14) Из предложений 1-4 выпишите наречие.

15) Из предложений  6-9 выпишите определительное местоимение.

16) Из предложений  28-33 выпишите страдательное причастие.

17) Среди предложений 7-13 найдите  предложения с составными именными сказуемыми. Укажите номера этих  предложений.

18)Напишите номера   предложений, в которых имеются  сравнительные обороты. 

19) Среди предложений 6-9 найдите сложное, в состав, которого входит безличное. Укажите номер этого предложения.

20) Среди предложений 21-25 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.            

 

 

 

 

 

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.     

 Задание № 3.

                                     Утёнок.

        1)Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: 2) «Где моя мама? 3) Где мои все?»

       4)А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела ровно всех.  5)Сейчас перед непогодой их домик – перевернутую корзину без дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. 6)Все там, а этот затерялся. 7)А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

       8)И в чём тут держится душа? 9)Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть- чуть его сжать – и нет. 10)А между тем – тёпленький. 11)И клювик его бледно-розовый, как  наманикюренный, уже разлапист.12) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают.13)И вот даже от братьев отличился характером.

       14)А мы на Венеру скоро полетим.15)Мы теперь, если все дружно возьмёмся, за двадцать минут целый мир перепашем.

       16)Но никогда! – никогда, со всем  нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, - не смонтируем вот этого невесомого жёлтенького утёнка…

     

 Задания к тексту.

1.Определите и прокомментируйте проблему текста.

2.Сформулируйте позицию автора.

3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами. 

4.Определите тип речи и стиль текста. 

5.Из 13-15выпишите  слова,  образованные  суффиксальным способом. 

6.Напишите номер предложения, в котором есть обращение.

7.Из предложения 1 выпишите  все слова, в которых есть чередование согласных в корне слова.

8.Выпишите из предложений 14-16 слова, в которых есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Выделите их графически.

9) Из предложений  8-13 выпишите все прилагательные, образованные суффиксальным способом, и выделите в них суффиксы.

10)Из предложений  14-16  выпишите  все глаголы и определите их спряжение.

11)Найдите в тексте глагол в повелительном наклонении и выпишите его. 

12)Определите разряд следующих прилагательных: а) воробьиные (ножки)(предл.9), б) утиных (яиц) (предл.4).

13) Определите разряд числительного в словосочетании двадцать минут (предл.15).

14) Из предложений 14-16 выпишите наречие.

15) Из предложений  1-7  выпишите все местоимения  в начальной форме (без повторов).

16) Определите, к какой части речи относятся слова: а) перевёрнутую (предл.5); б) невесомый (предл.16).

17)Из предложений 14-16 выпишите все частицы.

18) Из предложений 14-16 выпишите словосочетания со связью примыкание.

19) Среди предложений 5-8 найдите простое односоставное неопределённо- личное предложение  и напишите его номер.

20)Напишите номера сложноподчинённых предложений с придаточным условия. Отметьте, в чём состоит в них особенность авторской пунктуации.

          

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.     

 Задание №4.

                                       Прах поэта.

      1)Теперь деревня Льгово, а прежде древний город Ольгов стал на высоком обрыве над Окою: русские люди в те века после воды, питьевой и бегучей, второй облюбовывали – красоту.2)Ингварь Игоревич, чудом  спасшийся от братных ножей, во спасенье своё поставил здесь монастырь Успенский.3)Через пойму и пойму в ясный день далеко отсюда видно, и за тридцать пять вёрст на такой же крути – колокольня высокая монастыря Иоанна Богослова.

     4)Оба их пощадил суеверный Батый.

     5)Это место, как своё единственное, приглядел Яков Петрович  Полонский  и велел похоронить себя здесь.6)Всё нам кажется, что дух наш будет летать над могилой и озирать на тихие просторы.

    7)Но – нет куполов, и  церквей нет, от каменной стены половина осталась и достроена дощаным забором с колючей проволокой, а над всей древностью – вышки, пугала гадкие, до того знакомые, до того знакомые…8)В воротах монастырских – вахта.9)Плакат: «За мир между народами!» - русский рабочий держит на  руках африканёнка.

   10)Мы – будто ничего не понимаем.11)И меж бараков охраны  выходной надзиратель в нижней сорочке объясняет нам:

    12)-Монастырь тут был, в мире второй. 13)Первый в Риме, кажется.14)А в Москве – уже третий.15)Когда детская колония здесь была, так мальчишки, они же не разбираются, все стены изгадили, иконы побили.16)А потом колхоз купил обе церкви за сорок тысяч рублей – на кирпичи, хотел шестирядный коровник строить. 17)Я тоже нанимался: пятьдесят копеек платили за целый кирпич, двадцать за половину.18)Только плохо  кирпичи разнимались, всё комками с цементом.19)Под церковью склеп открылся, архирей лежал, сам – череп, а мантия цела.20)Вдвоём мы ту мантию рвали, порвать не смогли…

     21)-А вот скажите, тут по карте получается могила Полонского, поэта.

22)Где она?

      23)-К Полонскому нельзя. 24)Он – в зоне. 25)Нельзя к нему. 26)Да че там смотреть? – памятник ободранный? 27)Хотя постой, - надзиратель поворачивается к жене.-28)Полонского-то вроде выкопали?

      29)-Ну. 30)В Рязань увезли, - кивает жена с крылечка, щёлкая семечки.

       31)Надзирателю самому смешно:

 - Освободился, значит…

 

Задания к тексту.

1.Определите и прокомментируйте проблему текста.

2.Сформулируйте позицию автора.

3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами. 

 4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

5.Из  предложений 4-7 выпишите   все возвратные глаголы. 

6. Из предложений 12-18 выпишите разноспрягаемый глагол.

7.Из предложения 21-31  выпишите  глагол- исключение.

8. Из предложения 1-3  выпишите все относительные прилагательные.

9) Определите, к какой части речи относится слово вдвоём.

10)Из предложений  1-3  выпишите  все наречия.

11) Из предложений  4-6  выпишите  все местоимения и определите их разряд.

12)Из предложений 7-9 выпишите страдательное причастие.

13) Из предложений 12-20 выпишите все частицы.

14) Из предложений 20 выпишите словосочетание со связью примыкание.

15) Дайте толкование (можно с помощью словаря) слов братный (2),круть(3), суеверный(4),дощаный (7),склеп (19), мантия (20), зона (24). Найдите  среди них слово в авторском употреблении.

16) В предложении 7 укажите количество грамматических основ.

17) Среди предложений 12-20  найдите сложное, в состав которого входит неопределённо- личное предложение, и напишите его номер.

18) Среди предложений 1-7  найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. 

19) Среди предложений 12-31 найдите предложения с вводным словом. Напишите  номера этих предложений.

20) Среди предложений 17-28  найдите предложение с обособленным приложением. Укажите  номер  этого  предложения.             

         

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.      

Задание № 5.

                                    Вязовое бревно.

      1)Мы пилили дрова, взяли вязовое бревно – и вскрикнули: с тех пор, как ствол в прошлом году срезали, и тащили трактором, и распилили его на части, и кидали в баржи и кузовы, и накатывали в штабели, и сваливали на землю - а вязовое бревно не сдалось.2)Оно пустило из себя свежий зелёный  росток -  целый будущий вяз или ветку густо шумящую.

       3)Уж бревно положили мы на козлы, как на плаху, но не решались врезаться в шею пилой: как же пилить его? 4) Ведь оно тоже жить хочет! 5)Ведь вот как оно хочет жить -  больше нас!

     Задания к тексту.

1.Определите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора.

2.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами. 

 3.Определите тип речи и стиль текста. 

 4.Из  2-ого  предложения выпишите  слово, в котором букв меньше, чем звуков.   

5. Из текста выпишите  слова с чередующимися гласными в корне.

6.Из 1-ого  предложения выпишите  слова с чередующимися согласными в корне.

7. Выпишите  из текста глаголы, стоящие в форме инфинитива.

 8.Из текста выпишите все возвратные глаголы.

9.Из текста выпишите разноспрягаемый глагол.

10.Дайте морфологическую характеристику слову больше (предл.5)

11. Выпишите   из текста наречия.

12.Из предложений 1-2  выпишите все местоимения, указывая разряды.

13. Выпишите из текста причастие, укажите его морфологические признаки.

14. Из предложений 3-5 выпишите все частицы.

15.Из текста выпишите по одному примеру словосочетаний на различные способы подчинительной связи.

16. Укажите количество грамматических основ в 1-м предложении. 

17. В 1-м предложении составьте свой вариант союзной связи.

18.В тексте найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным неопределённо-личным предложением.  Напишите номер предложения. 

19. Найдите сложное предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением. Напишите его номер.

20. Найдите  в тексте предложения с составным глагольным сказуемым.   . Напишите их номера.

 

       

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

            

 

 

 

 

 

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.      

 Задание № 6.

                               Отраженье в воде.

      1)В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной  смене воды отраженья неверны, неотчётливы, непонятны.

        2) Лишь когда поток через реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, -  лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листок  прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и натянутую голубую глубь неба.

       3)Так и ты, так и я. 4) Если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину,-  не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? 5)Ещё живём?..

Задания к тексту.

1. Определите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора.

2.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами. 

3.Определите тип речи и стиль текста.

4.Найдите в тексте существительное, образованное бессуффиксным способом.

5.Укажите, каким способом образовано слово поверхность.

6. Из предложений 3-5  выпишите глаголы с чередующимися согласными в корне слова.

7. Из предложения 2 выпишите  слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 8. Выпишите из текста контекстные синонимы и укажите, какими  частями речи и членами предложения они являются.

 9.Найдите в тексте глаголы-исключения. 

10.Выпишите из текста все сочинительные союзы.

11. Выпишите  из текста все местоимения и определите их разряд.

12. Выпишите из текста все частицы.

13. Определите способ подчинительной связи в словосочетании доходит до устья.

14. Укажите количество встретившихся в тексте пар неоднородных определений.

15.Найдите сложное предложение, в состав которого входит определённо- личное. Напишите номер этого предложения. 

 

 

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.      

Задание № 7.

                                   Гроза в горах.

         1)Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. 2)Мы выползли из палаток – и затаились.

          3)Она шла к нам через Хребет.

          4)Все было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. 5)Но вспыхивала раздирающая молния, и  отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас,  ростом с горы.6)И лишь на мгновение показывалось нам, что есть уже твёрдая земля, - и снова всё было мрак и бездна.

         7)Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сиянье белое, сиянье розовое, сиянье фиолетовое, и всё на тех же местах выступали  горы и сосны, поражая своей величиной, - а когда исчезли, нельзя было  поверить, что они есть.

        8)Голос грома наполнил ущелья, и не  слышен стал постоянный рёв рек.

9)Стрелами Саваофа молнии падали сверху в Хребет и дробились змейки, в струйки, как бы разбрызгиваясь о скалы или  поражая и разбрызгивая там  что живое.

       10)И мы…мы забыли бояться молнии, грома и ливня – подобно капле  морской, которая не боится  ведь урагана.11)Мы стали ничтожной и  благодарной частицей этого мира. 12)Этого мира, в первый раз создававшегося  сегодня – на наших  глазах.

Задания к тексту.

1.Определите основную проблему текста и прокомментируйте её.

2. Сформулируйте позицию автора. Выскажите собственное мнение по поднятой  проблеме, приведите два аргумента с примерами. 

3.Определите тип речи и стиль текста.

4.Из предложений 1-6 выпишите слово, образованное способом сложения.

5.Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором две приставки.

6. Из предложений 7-8  выпишите все имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

7. Из предложения 10-12 выпишите  все прилагательные и определите  их разряд по значению.

 8.Из текста выпишите все наречия.

 9. Из предложений 3-6  выпишите все предлоги.

10.Выпишите из текста все указательные местоимения.

11. Выпишите  из текста все причастия.

12.Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.

13.Дайте грамматическую характеристику слова которая в 10-м  предложении.

14. Укажите количество грамматических основ в 7-м предложении.

15. Среди предложений 9-12  найдите такое, в котором есть составное глагольное сказуемое. 

16. Среди предложений 9-12  найдите такое, в котором есть составное именное  сказуемое. Напишите номер этого предложения. 

17.Из предложений 6-11 выпишите все частицы.

18. Среди предложений 7-12  найдите такие, которые связаны с предыдущим предложением с помощью лексического повтора.

19.Укажите морфологическую характеристику слова слышен (предл.8).

20.Какое изобразительное средство встречается в предложениях 8 и 9?

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.      

Задание № 8.

                                    Город на Неве.

             1)Преклонённые ангелы со светильниками окружают византийский купол Исаакия.2)Три золотых гранёных шпиля перекликаются через Неву и Мойку.3)Львы, грифоны и сфинксы там и здесь – оберегают сокровища или дремлют.4)Скачет шестёрка Победы над лукавою аркою Росси.5)Сотни портиков, тысячи колонн, вздыбленные лошади, упирающиеся быки…

          6)Какое счастье, что здесь ничего уже нельзя построить! – ни кондитерского небоскрёба втиснуть в Невский, ни пятиэтажную коробку сляпать у канала Грибоедова.7)Ни один архитектор, самый чиновный и бездарный, употребив всё влияние, не получит участка под застройку ближе Чёрной Речки или Охты.

          8)Чуждое нам – и наше самое славное великолепие!9)Такое наслаждение бродит теперь по этим проспектам.10)Но, стиснув зубы, проклиная, гния в пасмурных болотах, строили русские  эту красоту.11)Косточки наших предков слежались, сплавились, окаменели в дворцы – желтоватые, бурые, шоколадные, зелёные.

         12)Страшно подумать: так и наши нескладные гиблые жизни, все взрывы  нашего несогласия, стоны и слёзы жён – всё это тоже забудется начисто?13)Всё это тоже даст такую законченную вечную красоту?..

Задания к тексту.

1.Определите и прокомментируйте проблему текста.

2.Сформулируйте позицию автора.

3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.   

4.Определите тип речи и стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

5.Из предложений 1-3 выпишите  все  слова с чередующимися согласными в корне. 

6. Из 1 предложения  выпишите слово, в котором все согласные звонкие.

7.Из предложения 4-6 выпишите  все слова,  образованные способом сложения.

8. Из предложения 11-12 выпишите слова с двумя приставками. 

9) Из предложений  1-6  выпишите глаголы в форме третьего лица единственного числа и определите, к какому спряжению они относятся.

10)Из предложений  2-9  выпишите  прилагательные в форме сложной превосходной степени.

11) Из предложения 9-12 выпишите слова, образованные путём перехода одной части речи в другую.

12) Среди предложений 1-7 найдите сложное бессоюзное предложение, части которого соответствуют назывным предложениям. Напишите номер этого предложения и укажите, сколько в нём грамматических основ.

13) Из предложений  12-13  выпишите все местоимения  и определите их разряд.   

14) Из предложений 6-11 выпишите деепричастия совершенного вида.

15) Из предложений  1-7  выпишите все предлоги.

16) Укажите вид связи в словосочетании употребив влияние (предл.7).

17) Среди предложений 1-5  найдите такие, в которых подлежащее выражено словосочетанием. Напишите номера этих предложений. 

18) Укажите номера предложений с деепричастными оборотами.

19) Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит безличное. Напишите номер этого предложения.  

20) Среди предложений 1-7 найдите  простое  с обособленным  определением. Напишите номер этого предложения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.      

Задание № 9

                                          Шарик.

       1)Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, - кутёнком его посадил, с детства.  2)Понёс я  ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как  раз мальчик  спустил беднягу побегать по двору. 3) Снег во дворе пушистый, обильный, Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на  передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу. 4)Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал – и прочь  опять, брюхом по снегу! 5)Не надо мне, мол, ваших костей, - дайте только свободу!..

Задания к тексту.

1.Определите и прокомментируйте проблему текста.

2.Сформулируйте позицию автора. Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.   

3.Определите тип речи и стиль текста. 

4.Из предложений 2-3 выпишите  все  слова с чередующимися согласными в корне.

5.Определите способ образования слова  понюхал  (предл. 4).

6.Выпишите из текста слово в авторском употреблении.

7. Выпишите из текста существительное общего рода.

8.Выпишите из текста существительные, не имеющие соотносительных  форм множественного числа.

9. Выпишите из текста глагол-исключение.

10.Выпишите из текста  два глагола:1) возвратный, 2)разноспрягаемый.

11. Выпишите из текста все прилагательные и определите их разряд.

12. Выпишите из текста все наречия, укажите их разряд по значению.

13. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении.

14. Выпишите из текста все встретившиеся личные местоимения.

15.Определите способ связи слов в словосочетании  мечется прыжками.

 

 

 

 

 Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.      

Задание № 10.

                                         Старое ведро.

            1)Ох, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору.2)Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек – но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где  неведомый Иван хоронил своё большое тело в измызганной короткой шинельке.3)Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.

            4)Хоть в этом самом бору я не воевал, а – рядом, в таком же. 5)Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть.6)И вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.

             7)Оно уж тогда было худое, в  первую военную зиму.8)Может, из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный  солдатик, да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. 9) Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может, сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. 10) Оно накалялось шибко, от него руки грели, от него прикуривать можно было, и хлеб близ него подрумянивали.11)Сколько дыму через себя ведро пропустило -  столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных – от людей, уже, может быть, покойных давно.

           12)А потом  как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» - ординарец печку порушил, втиснул её  всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. 13) «Брось ты его, заразу!- старшина крикнул.14) - Там другое найдёшь!»

           15)Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул – и опустил его у входа.

        16)И все засмеялись.

        17)С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое ведро так и осталось у своего блиндажа.

        18)Стою над ним, нахлынуло. 19)Ребята чистые, друзья фронтовые! 20)Чем были живы мы  и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому…

 Задания к тексту.

1. Определите и прокомментируйте проблему текста.

2.Сформулируйте позицию автора.

3.Выскажите собственное мнение по поднятой проблеме, приведите два аргумента с примерами.   

4.Определите тип речи и стиль текста.

5.Объясните смысл названия текста.

6.Укажите, каким способом образовано слово как-нибудь (предл.12)

7.Из предложений 7-9 выпишите  все  слова с чередующимися гласной  в корне.

8. Из предложений 4-6 выпишите  все  слова с чередующимися согласными  в корне.

9. Из предложений 7-12 выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

10. Из предложений 2-11 выпишите просторечные слова.

11. Из предложений 1-2 выпишите все качественные прилагательные.

12. Из предложений 7-11 выпишите все числительные и определите их разряд.

13. Из предложений 15-20 выпишите наречие, образованное приставочно-суффиксальным способом. 

14. Из предложений 12-14  выпишите наречие времени.

15. Из предложений 7-11  найдите все местоимения и поставьте их в начальную форму.

16.Из текста выпишите все причастия, охарактеризуйте их.

17.Из предложений 9-10 выпишите все предлоги.

18.Из предложений 4-6 выпишите все частицы.

19)Укажите вид связи слов в словосочетании  накалялось шибко (предл.10)

20)Среди предложений 13-16 найдите сложное, в состав которого входит простое безличное. Укажите номер этого предложения.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тренировочные тексты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. На материале рассказов А.И.Солженицына «Крохотки»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по корпоративной культуре

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 111 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.08.2020 4234
    • DOCX 128.3 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Капустина Лидия Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Капустина Лидия Борисовна
    Капустина Лидия Борисовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80437
    • Всего материалов: 205

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 148 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе