Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТест (5 класс) в формате ОГЭ по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Тест (5 класс) в формате ОГЭ по теме «Синтаксис. Пунктуация».

Скачать материал

ТЕСТ В ФОРМАТЕ ОГЭ ПО ТЕМЕ

«СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ».

 

Тест 1

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В8.

 

(1) Растопило солнце снега на полях, и зазвенели, заговорили, запели звонко ручьи по канавам. (2) Грачи бродят по мокрым пашням, а в лесу ещё зима. (3) Отступила она с открытых мест в ельники. (4) Солнце сюда пробивается, веет тут из-под ёлок холодом, снегу по пояс. (5) А вокруг тишина. (6) Только вверху в ёлках то справа, то слева что-то потрескивает. (7) Стою на дороге и слушаю. (8) Птицы, что ли? (9) Я всматриваюсь в густые ели, но не вижу ни птиц, ни белок. (10) Вершины солнышком освещены, а на еловых лапах прошлогодние шишки висят, будто гроздья бананов. (11) Солнце их пригревает. (12) Над головой у меня снова тихонечко – щёлк! (13) И прямо на меня соринка летит. (14) Поймал её на лету – еловое семечко! (15) Опять тихий треск – и ещё одно еловое семечко у меня на руке.

(16) Вот и разгадка пришла, прилетала прямо с вершины мне в руки. (17) Нагревается шишка на солнце – щёлк! (18) Шишка раскрылась. (19) Летят одно за другим к земле семечки. (20) У ёлок весенний сев начался.

(По А. Зимину)

 

К каждому заданию А1 – А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Напишите номер правильного ответа.

 

А – 1. Укажите, какое утверждение является верным.

1) В словосочетании с открытых мест (предложение 3) связь слов выражается только с помощью предлога.

2) В словосочетании в густые ели (предложение 9) связь слов выражается только с помощью окончания.

3) В словосочетании освещены солнышком (предложение 10) главное слово выражено глаголом.

4) В словосочетании начался у ёлок (предложение 20) зависимое слово связано с главным только по смыслу.

 

А – 2. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все повествовательные предложения.

            А. Предложение 1                            В. Предложение 11

            Б. Предложение 8                             Г. Предложение 17

                        1) АБВГ         2) АБ              3) БВГ            4) АВГ

 

А – 3. Укажите ряд, в котором оба слова являются дополнениями.

            1) на полях, по канавам (предложение 1)

            2) по пашням, в лесу (предложение 2)

            3) то слева, то справа (предложение 6)

            4) ни птиц, ни белок (предложение 9)

 

А – 4. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений?

            1) она отступила (предложение 3)

            2) что-то потрескивает (предложение 6)

            3) вверху потрескивает (предложение 6)

            4) солнце пригревает (предложение 11)

А – 5. Каким членом предложения является слово звонко (предложение 1)?

            1) определение                     3) сказуемое

            2) обстоятельство                 4) дополнение

 

Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В - 1. В десятом (10) предложении замените словосочетание на еловых лапах («прилагательное + существительное») синонимичным словосочетанием «существительное + существительное». Напишите получившееся словосочетание.

 

В - 2. Выпишите грамматическую основу из седьмого (7) предложения.

 

В - 3. В предложениях 1 – 4 найдите однородные сказуемые. Укажите номер (-а) предложения (-ий), в которо (-ых) они содержатся.

 

В - 4. В предложениях 5 – 10 найдите однородные обстоятельства. Укажите номер предложения, в котором они содержатся.

 

В – 5. Среди предложений 16 – 20 найдите нераспространённое предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В - 6. Среди предложений 7 – 12 найдите повествовательное восклицательное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В – 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

     Я всматриваюсь в густые ели, (1) но не вижу ни птиц, (2) ни белок. Вершины солнышком освещены, (3) а на еловых лапах прошлогодние шишки висят, (4) будто гроздья бананов.

 

В – 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, разделяющие однородные члены предложения.

    Растопило солнце снега на полях, (1) и зазвенели, (2) заговорили (3) запели звонко ручьи по канавам. Грачи бродят по мокрым пашням, (4) а в лесу ещё зима.

 

Часть 2

С – 1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Виды предложений по цели высказывания».

            При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 2

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В8.

 

(1) В нашем лесу на полянке росла очень красивая ёлочка, в зелёных ветках с густой длинной хвоей. (2) Ёлочка была красивая, густая! (3) Все любовались ею и говорили, что Новый год нужно встречать на этой полянке, у этой ёлочки.

(4) Но не уберегли лесники нашу знакомую ёлочку. (5) Безжалостный порубщик не пожалел красавицу, остался после неё лишь высокий пенёк.

(6) После этого случая не был я в родных местах целых пять лет. (7) А вернувшись, сразу отправился в лес, пришёл на знакомую полянку и увидел чудо. (8) Ёлочка стояла… (9) Сначала я глазам не поверил, но подойдя поближе к ёлочке, всё понял. (10) На пеньке случайно сохранилась одна живая ветка, но корни-то у срубленного деревца остались прежними. (11) Теперь они отдавали питание единственной живой ветке. (12) И вот уже не пенёк торчит среди поляны, а красуется густая зелёная ёлочка. (13) Только стволик у основания был немного изогнут.

(14) А где же пенёк, который торчал выше живой еловой ветки? (15) Заботливый лесник аккуратно срезал его острой пилой-ножовкой.

(16) После этого чуда мы стали беречь пеньки от срубленных ёлок, если на них оставался хоть один живой сучок.

(По В. Барковой)

 

К каждому заданию А1 – А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Напишите номер правильного ответа.

 

А – 1. Укажите, какое утверждение является неверным.

1) В словосочетании росла на полянке (предложение 1) связь слов выражается с помощью предлога и окончания.

2) В словосочетании знакомую ёлочку (предложение 4) связь слов выражается с помощью окончания.

3) В словосочетании сохранилась случайно (предложение 10) главное слово выражено наречием.

4) В словосочетании отдавали теперь (предложение 11) зависимое слово связано с главным только по смыслу.

 

А – 2. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все словосочетания «прилагательное + существительное».

            А. В нашем лесу (предложение 1)             В. На этой полянке (предложение 3)                     Б. Красивая ёлочка (предложение 1)  Г. Высокий пенёк (предложение 5)                                  

            1) АБВГ         2) АБ              3) БГ               4) АГ

 

А – 3. Укажите ряд, в котором оба слова являются обстоятельствами.

            1) в лесу, с хвоей (предложение 1)

            2) в лес, на полянку (предложение 7)

            3) питание, ветке (предложение 11)

            4) стволик, у основания (предложение 13)

 

А – 4. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений?

            1) росла ёлочка (предложение 1)

            2) всё понял (предложение 9)

            3) они отдавали (предложение 11)

            4) мы стали беречь (предложение 16)

А – 5. Каким членом предложения является слово ветки (предложение 14)?

            1) определение                     3) дополнение

            2) обстоятельство                 4) подлежащее

 

Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В - 1. В четырнадцатом (14) предложении замените словосочетание еловой ветки («прилагательное + существительное») синонимичным словосочетанием «существительное + существительное». Напишите получившееся словосочетание.

 

В - 2. Из пятнадцатого (15) предложения выпишите его грамматическую основу.

 

В - 3. В предложениях 1 – 3 найдите однородные определения. Напишите эти определения.

 

В - 4. Среди предложений 4 – 7 найдите предложение с однородными сказуемыми. Напишите номер этого предложения.

 

В – 5. Среди предложений 6 – 10 найдите нераспространённое предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В - 6. Определите вид второго (2) предложения текста по интонации. Напишите название вида этого предложения.

 

В – 7. Среди предложений 6 – 13 найдите сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

 

В – 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

    Сначала я глазам не поверил, (1) но подойдя поближе к ёлочке, (2) всё понял. На пеньке случайно сохранилась одна живая ветка, (3) но корни-то у срубленного деревца остались прежними.

 

 

Часть 2

С – 1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Как в словосочетании связываются главное слово с зависимым?».

            При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 3

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В8.

 

(1) Зимой, когда за окном кружит метель и трещит мороз, особенно приятно вдохнуть запах трав, собранных летом. (2) Заваривая чай, добавишь в него несколько щепоточек разных растений, и вот уже появился у него своеобразный аромат. (3) Чай этот очень полезный, ароматный.

(4) Лишь только на полях, на лугах, в лесу растает снег, сразу же появятся разные травы. (5) С самой ранней весны и до поздней осени будем встречаться с ними. (6) Сорняки – такое за многими из них закрепилось название. (7) Хорошо ли мы знаем эти знакомые растения?

(8) Мята полевая, например. (9) Сколько растёт её по краям полей! (10) А в огороде? (11) Но сорвёшь её зелёный мягкий лист, разотрёшь в пальцах, вдохнёшь мятный запах и простишь мяту.

(12) Издавна используют мяту в народе. (13) Так приятно, особенно в зимнюю пору, пить чай с мятой. (14) Применяют мяту и в лечебных целях. (15) Кроме того, людям, которые собираются закаливать свой организм, также рекомендуется пить настой мяты. (16) Попробуйте – не пожалеете.

(По Т. Гороховой)

 

К каждому заданию А1 – А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Напишите номер правильного ответа.

 

А – 1. Укажите, какое утверждение является неверным.

1) В словосочетании заваривая чай (предложение 2) зависимое слово связано с главным только по смыслу.

2) В словосочетании растает в лесу (предложение 4) связь слов выражается с помощью предлога и окончания.

3) Грамматическая основа предложения снег растает (предложение 4) не является словосочетанием.

4) В словосочетании мятный запах (предложение 11) главным словом является имя прилагательное.

 

А – 2. Укажите, какое предложение является сложным.

            1) предложение 1                 3) предложение 5                

2) предложение 3                  4) предложение 11                          

 

А – 3. Укажите ряд, в котором одно из перечисленных слов в словосочетании не является дополнением.

            1) запах трав (предложение 1)

            2) по краям полей (предложение 9)

            3) чай с мятой (предложение 13)

            4) настой мяты (предложение 15)

 

А – 4. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей предложения?

            1) кружит метель (предложение 1)

            2) аромат появился (предложение 2)

            3) мы знаем (предложение 7)

            4) применяют мяту (предложение 14)

 

 

А – 5. Каким членом предложения является слово издавна (предложение 12)?

            1) определение                     3) сказуемое

            2) обстоятельство                 4) дополнение

 

Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В - 1. В четырнадцатом (14) предложении замените словосочетание в лечебных целях («прилагательное + существительное») синонимичным словосочетанием «существительное + существительное». Напишите получившееся словосочетание.

 

В - 2. Выпишите грамматическую основу из пятого (5) предложения текста.

 

В - 3. Среди предложений 12 – 16 найдите побудительное предложение по цели высказывания. Напишите номер этого предложения.

 

В - 4. В предложениях 9 – 14 найдите однородные сказуемые. Напишите номер предложения, в котором они содержатся.

 

В – 5. Среди предложений 4 – 11 найдите восклицательное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В - 6. Среди предложений 1 - 4 текста найдите простое повествовательное предложение. Напишите его номер.

 

В – 7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

    Лишь только на полях, (1) на лугах, (2) в лесу растает снег, (3) сразу же появятся разные травы.

 

В – 8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, разделяющую однородные члены предложения.

    Заваривая чай, (1) добавишь в него несколько щепоточек разных растений, (2) и вот уже появился у него своеобразный аромат. Чай этот очень полезный, (3) ароматный.

 

 

Часть 2

С – 1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Какую роль выполняют знаки препинания?».

            При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 4

Часть 1

Прочтите текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В8.

 

(1) Лесник неспешно шёл по вековому бору. (2) Вдруг за шеренгой молодых сосенок послышался шорох, и из колючей хвои высунулась рогатая голова молодого лося. (3) Не моргая, он пристально смотрел на человека. (4) Зверь шумно втянул в себя воздух, а потом опустил голову.

(5) Лесник осторожно, чтобы не потревожить зверя, двинулся дальше вдоль посадок. (6) Когда шагов через сорок он обернулся, то замер от изумления, потому что лось на трёх ногах ковылял за ним, а на левой передней волочился волчий капкан с обрывком цепи. (7) Зверь искал помощи у человека!

(8) Лесник спокойно, без резких движений приблизился к лосю, присел возле него на корточки. (9) Загноившуюся рану облепили крупные мухи. (10) Семён Григорьевич ласково погладил зверя, но лось вздрогнул, напрягся, недовольно мотнул головой и заковылял в сторону.

(11) И тут лесник вспомнил про свой обед. (12) Он достал из кузовка хлеб и огурцы разрезал их, круто посолил и, подойдя вплотную к зверю, протянул ему еду. (13) Лось недоверчиво обнюхал её, а потом начал смахивать лакомства шершавым языком, касаясь ладоней человека мягкими, в редких ворсинках губами.

(14) Семён Григорьевич присел и изо всей силы нажал на пружину капкана. (15) Створки раскрылись. (16) Пленник, почувствовав облегчение, шагнул в сторону. (17) Обессилевший лесник опустился на землю, а кругом шумел кронами лес…

(По В. Никифорову)

 

К каждому заданию А1 – А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Напишите номер правильного ответа.

 

А – 1. Укажите, какое утверждение является неверным.

1) В словосочетании шёл неспешно (предложение 1) зависимое слово связано с главным только по смыслу.

2) Грамматическая основа лесник приблизился (предложение 8) является словосочетанием.

3) В словосочетании заковылял в сторону (предложение 10) связь слов выражается с помощью окончания и предлога.

4) В словосочетании шершавым языком (предложение 13) связь слов выражается с помощью окончания.

 

А – 2. В каком варианте ответа правильно указаны все сложные предложения?

            А. Предложение 1                В. Предложение 4               

Б.  Предложение 2                Г. Предложение 17

                                   

            1) АБВГ         2) БГ               3) БВГ            4) АГ

 

А – 3. В каком варианте ответа указаны словосочетания «прилагательное + существительное»?

            А. Шёл неспешно (предложение 1)           В. Волчий капкан (предложение 6)                       Б. Из колючей хвои (предложение 2)      Г. Погладил зверя (предложение 10)                                

            1) АБВГ         2) АБ              3) БВ              4) АГ

 

 

А – 4. Какие слова не являются грамматической основой в одном из предложений текста?

            1) лесник шёл (предложение 1)

            2) зверь искал (предложение 7)

            3) рану облепили (предложение 9)

            4) лесник вспомнил (предложение 11)

 

А – 5. Каким членом предложения является слово шершавым (предложение 13)?

            1) определение                     3) подлежащее

            2) сказуемое                          4) обстоятельство

 

Ответы на задания В1 – В8 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

 

В - 1. Во втором (2) предложении замените словосочетание рогатая голова («прилагательное + существительное») синонимичным словосочетанием «существительное + существительное». Напишите получившееся словосочетание.

 

В - 2. Выпишите из восьмого (8) предложения его грамматическую основу.

 

В - 3. В предложениях 1 – 4 найдите однородные сказуемые. Напишите номер предложения, в котором они содержатся.

 

В - 4. В предложениях 11 – 13 найдите однородные дополнения. Укажите номер предложения, в котором они содержатся.

 

В – 5. Среди предложений 14 – 17 найдите нераспространённое предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В - 6. Среди предложений 5 - 10 найдите восклицательное по интонации предложение. Напишите номер этого предложения.

 

В – 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения.

    Пленник, (1) почувствовав облегчение, (2) шагнул в сторону. Обессилевший лесник опустился на землю, (3) а кругом шумел кронами лес

 

В – 8. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, разделяющую однородные члены предложения.

     Семён Григорьевич ласково погладил зверя, (1) но лось вздрогнул, (2) напрягся, (3) недовольно мотнул головой и заковылял в сторону.

 

 

Часть 2

С – 1. Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Распространённые и нераспространённые предложения».

            При написании сочинения приведите примеры из прочитанного текста, указывая номера нужных предложений или применяя цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 40 слов.

 

 

 

 

 

 

Ответы

 

 

Тест 1

Тест 2

Тест 3

Тест 4

А1

2

3

4

2

А2

4

3

1

2

А3

4

2

2

3

А4

3

2

4

3

А5

2

3

2

1

В1

на лапах елей

ветки ели

в целях лечения

голова с рогами

В2

стою, слушаю

лесник срезал

будем встречаться

лесник приблизился, присел

В3

1

красивая, густая

16

4

В4

6

7

11

12

В5

18

8

9

15

В6

12

Восклицательное

3

7

В7

3

10,12

3

3

В8

2,3

3

3

2,3

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Тест (5 класс) в формате ОГЭ по теме «Синтаксис. Пунктуация»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-психолог

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 963 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.04.2020 1314
    • DOCX 37.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белоус Павел Валерьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белоус Павел Валерьевич
    Белоус Павел Валерьевич
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81210
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Психология взаимоотношений, прощения и самопонимания

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек