Критерии оценивания сжатого изложения
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям
ИК1–ИК3
|
7
|
Что необходимо
сделать:
•
- передать основное содержание ТРЁХ микротем;
•
- использовать приемы сжатия текста для ТРЁХ микротем;
•
- сохранить абзацное членение текста;
•
- написать текст связно, соблюдая логические переходы от одной
микротемы к другой.
Алгоритм работы:
1.
Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно
изложить. При первом прослушивании необходимо понять основную мысль
текста, следить за логической связью микротем (необходимо записывать отдельные фразы,
ключевые слова).
2.
Используйте время между прослушиваниями для того, чтобы дописать
сокращённые слова, оформить незаконченные предложения, поставить вопросы в тех
моментах, где вы что-то пропустили или не поняли.
3.
Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли вы запомнили
последовательность и содержание микротем. Дополните ваши записи ключевыми
словами и логическими связками.
4.
При редактировании старайтесь избавиться от длинных и
тяжеловесных предложений. Не забывайте, что ваша задача – сократить текст, а не
передать его дословно.
Алгоритм работы:
5.
Медленно прочитайте свой текст. Проверьте:
-
нет ли грамматических ошибок;
-
не нарушена ли связь между словами;
-
не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в
последующих;
-
не нарушена ли логика изложения;
-
правильно ли разделен текст на абзацы.
6.
Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста:
определите слова, в написании которых вы не уверены, примените правило
(сомневаетесь – замените другим словом); проанализируйте предложение с точки
зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания.
7.
Перепишите изложение на чистовик. Работа должны быть написана
аккуратно, разборчивым почерком.
СОВЕТЫ!
•Сокращайте слова! Ключевое слово,
которое повторяется на протяжении всего текста (цель, человек, жизнь и пр.),
можно обозначать одной заглавной буквой (Ц, Ч, Ж и пр.)
•Оставляйте просветы (интервалы)
между строками в черновике и оставляйте широкие поля: это даст вам возможность
в процессе редактирования или во время второго прослушивания вставлять слова,
словосочетания и даже
предложения
РАБОТА
С ТЕКСТОМ
Содержательная обработка прослушанного текста
|
Языковая обработка прослушанного текста
|
Умение извлекать главную информацию из текста
|
Умение лаконично передавать извлечённую информацию в
письменной речи
|
Способы сокращения текста
|
Содержательные
|
Языковые
|
ü Разделение информации на главную и второстепенную
ü Свёртывание информации за счёт обобщения
|
ü Исключение
ü Обобщение
ü Упрощение
ü Замена
|
Приёмы сжатия (компрессии) текста
ИСКЛЮЧЕНИЕ
üвводных слов;
üоднородных
членов предложения;
üповторов;
üоднотипных
примеров;
üриторических
вопросов и восклицаний;
üцитат;
üдеталей, которые
не влияют на ход авторской мысли;
üпояснений,
рассуждений, описаний;
üслов,
предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо:
ü выделить главное с точки зрения
основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;
ü объединить полученное, используя основные средства связи между
предложениями.
Исключение
ü Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Например, в
предложении Сказка живёт везде, во всём: в
деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе
самом. (22 слова) избыточными
являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всём. Уберём эти
однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится.
ü
Сказка живёт везде, во всём.(Осталось 5 слов)
Обобщение
ü парцеллированных предложений;
ü ряда предложений, связанных одной мыслью;
ü частей предложений;
ü конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо:
üНайти в тексте мелкие, единичные факты.
üНайти в этих
фактах общее.
üОбъединить эти факты на основе общего.
üСформулировать получившееся предложение.
Обобщение
Например:
Сказки научат
тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую
ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить
сильного, но
хмурого. (30 слов)
Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена
üоднородных
членов обобщающим словом;
üсложного
предложения – простым;
üчасти
предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
üпрямой речи –
косвенной; üчасти текста одним предложением;
üчасти
предложения местоимением.
При замене необходимо:
üНайти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с
помощью замены обобщающим словом, простым предложением.
üСформулировать
получившееся предложение.
Например: Сказки любят
взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)
Сказкилюбятвсе. (3 слова)
Сочетание исключения и обобщения
Например: Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором
всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший –
плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть
такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть
и святые слёзы. Они очищают.
(50 слов)
Мир сказок, где
торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые
грусть и слёзы,
помогающие нам
стать лучше. (20 слов)
Сочетание исключения и замены
Например: Бывают, правда, и злые сказки, в которых всё наоборот. Но ведь
люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно
меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится, Да и злой-то
сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками.
Ведь сказки не могут быть злыми от природы, таким их делаете вы, люди. (64 слова)
Бывают и злые
сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок,
значительно
больше. (18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения
Например: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда
вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё
исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя
его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить
так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. (61 слово)
Люди, забывая о великой силе
сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он
прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)
При первоначальной работе с
текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно
покажет, как вы работали.
Для этого следует:
üтекст разделить
на абзацы;
üвычленить
существенную информацию;
ü используя уже
известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;
üобъединить
получившийся текст;
üотредактировать
его, если в этом есть необходимость.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.