Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСжатое изложение. Алгоритм работы.

Сжатое изложение. Алгоритм работы.

Скачать материал

Методика работы над сжатым изложением

 

ИК1

Содержание изложения

 

 

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему.

1

 

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы.

0

 

ИК2

Сжатие исходного текста

 

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста.

2

 

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста.

1

 

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0

 

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

            логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

            в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но

допущено более одной логической ошибки, и/или имеются два случая нарушения абзацного членения текста.

0


Критерии оценивания сжатого изложения

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям

ИК1–ИК3

7

Что необходимо сделать:

      - передать   основное  содержание   ТРЁХ микротем;

      - использовать приемы сжатия текста для ТРЁХ микротем;

      - сохранить абзацное членение текста;

      - написать текст связно, соблюдая логические переходы от одной микротемы к другой.

Алгоритм работы:

1.       Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить. При первом прослушивании необходимо понять основную мысль текста, следить за логической связью микротем (необходимо записывать отдельные фразы, ключевые слова).

2.       Используйте время между прослушиваниями для того, чтобы дописать сокращённые слова, оформить незаконченные предложения, поставить вопросы в тех моментах, где вы что-то пропустили или не поняли.

3.       Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли вы запомнили последовательность и содержание микротем. Дополните ваши записи ключевыми словами и логическими связками.

4.       При редактировании старайтесь избавиться от длинных и тяжеловесных предложений. Не забывайте, что ваша задача – сократить текст, а не передать его дословно.

Алгоритм работы:

5.       Медленно прочитайте свой текст. Проверьте:

-         нет ли грамматических ошибок;

-         не нарушена ли связь между словами;

-         не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих;

-         не нарушена ли логика изложения;

-         правильно ли разделен текст на абзацы.

6.                Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: определите слова, в написании которых вы не уверены, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); проанализируйте предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания.

7.                Перепишите изложение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.

СОВЕТЫ!

Сокращайте слова! Ключевое слово, которое повторяется на протяжении всего текста (цель, человек, жизнь и пр.), можно обозначать одной заглавной буквой (Ц, Ч, Ж и пр.)

Оставляйте просветы (интервалы) между строками в черновике и оставляйте широкие поля: это даст вам возможность в процессе редактирования или во время второго прослушивания вставлять слова,

словосочетания и даже предложения

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Содержательная обработка прослушанного текста

Языковая обработка прослушанного текста

Умение извлекать главную информацию из текста

Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи

Способы сокращения текста

Содержательные

Языковые

ü  Разделение информации на главную и второстепенную

ü  Свёртывание информации за счёт обобщения

ü  Исключение

ü  Обобщение

ü  Упрощение

ü  Замена

Приёмы сжатия (компрессии) текста

ИСКЛЮЧЕНИЕ

üвводных слов;

üоднородных членов предложения;

üповторов;

üоднотипных примеров;

üриторических вопросов и восклицаний;

üцитат;

üдеталей, которые не влияют на ход авторской мысли;

üпояснений, рассуждений, описаний;

üслов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо:

ü       выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;

ü       объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Исключение

ü       Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Например, в предложении Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всём. Уберём эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится.

ü       Сказка живёт везде, во всём.(Осталось 5 слов)

Обобщение

ü       парцеллированных предложений;

ü       ряда предложений, связанных одной мыслью;

ü       частей предложений;

ü       конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При обобщении необходимо:

üНайти в тексте мелкие, единичные факты.

üНайти в этих фактах общее.

üОбъединить эти факты на основе общего.

üСформулировать получившееся предложение.

Обобщение

Например:

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить сильного, но

хмурого. (30 слов)

Сказки научат   доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Замена

üоднородных членов обобщающим словом;

üсложного предложения – простым;

üчасти предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

üпрямой речи – косвенной; üчасти текста одним предложением;

üчасти предложения местоимением.

При замене необходимо:

üНайти слова, смысловые части   или предложения,  которые   можно сократить   с помощью   замены   обобщающим   словом, простым предложением.

üСформулировать получившееся предложение.

Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказкилюбятвсе. (3 слова)

Сочетание исключения и обобщения

Например: Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают.

(50 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы,

помогающие нам стать лучше. (20 слов)

Сочетание исключения и замены

Например: Бывают, правда, и злые сказки, в которых всё наоборот. Но ведь люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится, Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, таким их делаете вы, люди. (64 слова)

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок,

значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения

Например: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. (61 слово)

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)

При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно

покажет, как вы работали. Для этого следует:

üтекст разделить на абзацы;

üвычленить существенную информацию;

ü используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию;

üобъединить получившийся текст;

üотредактировать его, если в этом есть необходимость.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Сжатое изложение. Алгоритм работы."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2020 186
    • PDF 631.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маслов Евгений Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маслов Евгений Сергеевич
    Маслов Евгений Сергеевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 93127
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 73 регионов

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 12 регионов