Инфоурок Русский язык СтатьиСтатья "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка"

Статья "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка"

Скачать материал

Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы

 Известный психолог Карл Роджерс говорил, что любое знание будет присвоено, если оно будет основано на собственном опыте. Вызвать на поверхность  представления или более устойчивые формы знания ученика по изученной теме – задача нелегкая, но она многократно упростит ребятам путь к новому знанию.

    В преподавании русского языка и литературы в школе прочно утвердились вузовские технологии.   Естественно, что лекционную технологию обучения имеет смысл применять, начиная с 8-9 класса, когда у учеников уже сформированы умения слушать, выделять главное, оформлять конспект для лекций. Можно взять, например, темы: «Стили речи», «Текст и его строение», «Художественный мир Ф.И. Тютчева» и другие. Мне сейчас более интересны лекции с обратной связью. Они дисциплинируют учащихся, активизируют их внимание тем, что после крупного информационного блока  дети получают контрольные вопросы с вариантами ответов или без, которые нужны учителю для того, чтобы определить степень осведомленности аудитории. Помогают мне в работе уроки литературы в 10 классе Кирилла и Мефодия. Начиная с 8 класса, использую в работе   уроки-семинары. Эта форма самостоятельной работы способствует более глубокому изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков, навыков работы в группе. Чаще провожу семинары, предполагающие элементы проектной деятельности.    Например, План  урока- семинара в 8 классе по теме «Нравственный облик человека Древней Руси»  . Темы формулировались с учетом исследовательской деятельности ребенка. Не было в учебнике готовых ответов, нужно было читать, искать, собирать, обобщать,  проводить параллели. Работали в группах, результат получился неплохой.

  Вот фрагмент  начала урока   к очень многим темам и по русскому языку, и по литературе: «Добрый день. Начать  урок я предлагаю с выполнения  интересного упражнения «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. У каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: 1.Сложите лист пополам. 2. Оторвите правый верхний уголок. 3. Опять сложите лист пополам. 4. Снова оторвите правый верхний уголок. Повторим ещё раз. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете?  Инструкция для всех была одна.»  Этот вывод – начало разговора о том, что люди все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.  У каждого свой стиль. У каждого свой опыт.

  Для  того, чтобы  ответить  ……. воспользуемся методикой «Шесть шляп мышления».

 Алгоритм действий

1.                  Подготовьте вопрос по теме выступления (урока) (например): «  В чем выразилось ,на ваш взгляд, наказание Р. Раскольникова? »или  «Судьба русского языка в современном мире».

2.                  Рассуждайте  в соответствии с «типом мышления», определяемым цветом шляпы

   Пожалуйста, при обсуждении обращайте внимание на правила, способствующие отработке терпимости к чужому мнению: не спорить, не перебивать друг друга, не давать оценочных суждений, говорить по одному, начинать высказывание с фразы «я считаю, что…», «мое мнение…».  Избегайте слов «на самом деле», «правильный ответ» и т.д.

Помните, главная цель нашего общения – создать атмосферу психологической безопасности!

 Жёлтая шляпа. Положительное, позитивное мышление. Выделение положительных сторон и аргументирование. Что положительного, полезного…..

 Чёрная шляпа. Критическое мышление. Выявление противоречий, их причин. Что было неясно, проблематично….

  Красная шляпа. Эмоциональное мышление. Связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями. С  какими явлениями связаны эмоции: грусть, обида, радость….

 Зелёная шляпа. Творческое мышление. Поиск новых граней в материале. Что можно сделать иначе, усовершенствовать  …

Синяя шляпа. Философское мышление. Поиск обобщающих параллелей. Общие выводы…

«Белая шляпа». Нейтральное мышление. Без эмоций, без субъективных эмоций. Только факты. События, даты, количество….

      Считаю очень полезным такой вид работы. Дети думают, говорят, аргументируют свою точку зрения, у них формируется толерантность, умение вести диалог. Знания  показаны в действии . Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Я разделяю мнение ученых и психологов, что искусство общения – это дар, которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. Смысл своей  деятельности, как учителя, в формировании толерантных отношений вижу в содействии повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть их готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.  Одновременно формируется    социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути отличия от других

        Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Давно уже  в работе использую элементы   концентрированного обучения. Материал выдаю крупными блоками. А потом, как в технологии модульного обучения, отрабатываю  темы.   Например, «Простое предложение» Сразу знакомлю с  порядком синтаксического разбора предложения, и одновременно дети учатся различать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, наличию главных и второстепенных членов предложения.  «Типы односоставных предложений», «Виды сказуемых», «Части речи». И везде использую схемы, в которых сжато, но емко заключена  основная информация. На последующих уроках происходит погружение в тему, дети анализируют, сравнивают, у них шире поле деятельности, они активнее мыслят, они знают, каков должен быть конечный результат. Из концентрированного обучения взяла и такой прием как многократность вариативного повтора.  Любую информацию можно забыть, если о ней не вспоминать время от времени. Постоянным элементом ввела в свои уроки русского языка лингвистическую разминку. В течение 7-10 минут  на каждом уроке актуализируется какая-то тема. Повторяем орфографию, теорию языка,  решаем задания на сообразительность, внимание,  возвращаемся  к  плохо понятым темам. Детям нравится этот вид работы . Радуются, когда знают, не зажимаются, когда подзабыли. С удовольствием стараются вспомнить и применить имеющиеся знания. Залогом  успеха  в обучении и развитии коммуникативных способностей учащихся считаю обязательное проговаривание учащимся всех этапов деятельности. При всех видах разбора, комментировании орфограммы, формулировании правила. После изучения в 5 классе первой темы  по существительному дети получили задание составить рассказ на лингвистическую тему «Имя существительное». Не правило выучить в учебнике, а синтезировать все имеющиеся знания по теме и представить в виде связного рассказа.  И снова не все и не сразу готовы к такому ответу. Но впереди еще много уроков,  и  попробовать  себя в этом виде работы многие успеют.   Таким образом решается один из принципов педагогических мастерских – ненасильственное вовлечение в процесс деятельности.

   Повысить эффективность урока, вызвать интерес у детей позволяют игровые технологии. «Игра – по словам В.А. Сухомлинского-это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения. Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”.В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов.

   На уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую  нестандартные уроки: уроки – практикумы, уроки- лаборатории. Например,  урок  русского языка  в 5 классе. Тема урока: «Имя существительное»Тип урока: урок обобщающего повторения (после изучения темы «Имя существительное как части речи»).Форма урока – урок – игра (лаборатория).   Игровая форма   позволила учесть возрастные особенности пятиклассников, внести в урок элемент занимательности,    поддержать  интерес к предмету и предлагаемому материалу,   создать условия для самореализации каждого учащегося в решении заданий творческого характера.На  занятии дети играют, повторяют, открывают для себя что-то новое.  Готовясь   к уроку учащиеся  работали с дополнительной литературой (детская энциклопедия «Я познаю мир». Русский язык), подбирали материал для рассказа об отдельных словах и выражениях, выполняли рисунки к своим работам.   На уроке  инсценировали ситуацию «Друзья познаются в беде» Части речи (дети) помогали друг другу в определении  категории рода имени существительного. Присутствовали групповые, индивидуальные формы работы. Получился урок сотрудничества, урок плодотворной деятельности в научно-практической лаборатории, результатом чего стало мини – исследование самих учащихся.    В конце урока на этапе рефлексии   ребята оценили эффективность урока  (сочиняли синквейн) и высказали  мнение относительно того, понравился ли им урок и чем именно, что нового для себя открыли они в ходе урока – лаборатории.

          Необычная форма урока, игровые технологии, чередование и смена видов деятельности, знание учебных возможностей учащихся – все это  позволило создать условия для самореализации и максимального участия в уроке  каждого ребенка, обеспечить продуктивную деятельность

        На уроке проверки и учета знаний и умений использую дидактические игры, например, интеллектуальный теннис. Для организации игры использую   тематические вопросы.  Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер. При этом метать шары может не только учитель и всему классу, но  учащиеся одному отвечающему. Ученику задают 5 вопросов по изучаемой теме. Интересно всем. Отвечающему – проверить себя, ведь вопросы задают дети. И тем, кто формулирует вопрос, поддерживая или проверяя знания одноклассника.

 В чем преимущества игры   перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е.  ответить на сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета,  задать трудные вопросы, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники. Пять правильных ответов – отличная оценка, а ещё уверенность в своих силах, повышение рейтинга в глазах  окружающих ( ведь смог ответить на все вопросы, ведь молодец!),  чувство удовлетворения от выполненной работы.

   Во время  этой игры в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Детям нравится находиться в  ситуации успеха, интересно узнавать свои возможности. Характер игры, игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями учащихся.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Статья "Управление познавательной деятельностью учащихся на уроках русского языка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 042 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.04.2017 921
    • DOCX 47.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Майоршина Наталья Германовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Майоршина Наталья Германовна
    Майоршина Наталья Германовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 42228
    • Всего материалов: 25

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек