Теоретические основы воспитания эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку
1.1 Научные основы методики воспитания эмоционально-ценностного
отношения к русскому языку
Сегодня вопрос
духовно – нравственного воспитания школьников стоит очень остро. Задача системы
образования заключается в том, чтобы научить ребенка свободно двигаться в
пространстве идей, мире образов, помочь ему выработать ценностный взгляд на
мир, а для этого необходимо вооружить учащегося средствами познания, дать ему
освоить накопленную культуру проникновения к ценностным ориентирам, научить
обращаться к историко-культурным источникам, формировать личностное отношение к
ним. Да, в системе образования ценности очень важны и имеют главенствующее
положение, однако необходимо учесть, что “реальный процесс становления ценности
достаточно сложен, так как в него вовлечены все другие базовые основания
личности, обретающие в ценности обобщенность и осознанность и начинающие играть
по отношению к психике в целом ведущую роль”. Этой точки зрения придерживалась
Непомнящая Н.И. Она была уверена, что методологическим основанием
социально-педагогической деятельности может быть только аксиологический подход,
в основе которого лежит разносторонность, универсальность ценности, только при
этом условии человеком может быть достигнут “высший уровень реализации,
самореализации возможностей как личности во всех областях”[28, с.56].
Изменения,
которые происходят в современном образовании, настоятельно требуют внедрения
новой отрасли научного познания – педагогической аксиологии, которая занимается
изучением ценностей образования, их природой, функциями, взаимосвязями.
Ценностные
ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей
действительностью, тем самым предопределяя ее поведение в будущем. В.Н.
Сагатовский в труде “Философские основания педагогической деятельности” пишет о
том, что сформировать гармоническую личность – значит “дорастать личное до уровня
общественного, чтобы последнее принималось как свое внутреннее[14,с.3].
Психолог Р.С.
Немов убежден, что ценностными ориентациями у человека становятся те, которые
особо ценимы человеком в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный
смысл[1,с 98]. Человеку важно концентрировать внутренние усилия на достижение
целей. Волевые качества человека вместе с интеллектуальными и психологическими
качествами являются, по мнению ученого, главными в формировании личности. В
исследованиях он подчеркивает особую значимость этой проблемы: “Развитие воли у
детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной
сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей,
повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью,
способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков –
все это важные моменты в воспитании воли у детей”. Чтобы выработать систему
ценностных установок, школьника необходимо ориентировать на “мотивацию поступка,
в которую включается волевая регуляция”, тогда его действие становится
“сознательными совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов,
где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное
удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой
деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими
нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на
пользу людям”.
Формирование у
школьников представлений о языковом эстетическом идеале следует признать
приоритетной задачей современной методической науки и практики преподавания
русского языка. Методологическая наука определяет родной язык как главную
духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного
отношения к миру, человеку, родной природе, искусству и к самому языку.
Изучение русского языка как национального достояния создаёт условия для
формирования у школьников общечеловеческих культурных ценностей.
Однако
учителя-практики отмечают снижение уровня культуры речи в обществе, а также у
учащихся, падение интереса к родному языку, уважительного к нему отношения,
изменение языкового эстетического вкуса. Остаётся ряд нерешённых проблем -
формирование у учащихся средней школы языкового эстетического идеала,
стимулирование потребности учащихся в совершенствовании собственной речи с
эстетических позиций[19,с.54]. В научных трудах известных учёных-лингвистов
Кулаевой Г.М., Дроздовой О.Е., Купировой Е.А., Суворовой Е.П. мы находим отражение
данных проблем и пути их решения. В первую очередь нужно отметить, что отчасти
она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия
уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о
самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и
русского слова. В сочетании научного подхода и практики решение такой задачи
следует связать с работой над созданием у школьников представлений о
выразительности русского языка, его уникальной природе. Становится понятно, что
«воспитание у школьников ценностного отношения к русскому языку может
осуществляться через идею языкового эстетического идеала.
Воспитание
ценностного отношения к языку будет успешным, если на уроке созданы ситуация,
эмоциональный и интеллектуальный фон, сочетание таких форм и методов работы,
которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции
учащихся о сохранении русского языка как национального достояния[20,с.32].
Обращение к
тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную
грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у
носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание
учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как
коммуникативно-познавательной единицы. Внимание к эстетическим представлениям
учащихся, пробуждение у них чуткости к красоте родного слова, несомненно,
благотворно скажется на формировании у школьников языкового эстетического
идеала и осознанного уважительного отношения к русскому языку как национальному
культурному и эстетическому достоянию русского народа. На уроках русского языка
создаются условия для воспитания отношения к родному языку как инструменту
познания, творческое владение которым даёт возможность приобщиться к духовным и
интеллектуальным ценностям.
Считаем, что
учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного
развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог
обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности,
освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак
гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников
образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины.
Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который
позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а
размышление, обсуждение проблемы. В процессе учебного диалога ученики
овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному
произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является
развивающей[11,с.284].
В первую очередь
нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В
эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как
средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте,
эстетической ценности русского языка и русского слова.
Подводя итог
всему сказанному выше, мы акцентируем внимание на особой важности приобщения
современного школьника к национальной культуре посредством чтения как
важнейшего вида речевой деятельности. Он будет лучше других подготовлен к
освоению любых видов деятельности, связанных с получением и восприятием информации,
будет относиться к своему языку и культуре как значимой лично для него
ценности.
Категории
эмоционально-ценностного воспитания в современной науке отводится особое место.
Сегодня эта категория трактуется с разных позиций. Эмоционально-ценностное воспитание
младшего школьника – это педагогически направляемый процесс приобщения ребенка
к наивысшим духовным человеческим ценностям через познание их смысла как
личностно значимого, а также совершенствование потребности прожить нравственно
в соответствии с этими ценностями.
«Духовность» в
научной литературе определяется как смысложизненная позиция личности в мире,
как «интенция человека к вечным ценностям: истине, добру. В то же время
духовность рассматривается и как способ человеческого существования, как внутренняя
культура [18,с.42].
В отечественной
психологии есть несколько подходов в понимании категории «духовность».
Например, Б.Г. Ананьев духовность рассматривает как психическую активность, как
особое измерение личностного бытия как определенный способ существования
человека, суть которого «состоит в том, что на смену иерархии узколичностных
потребностей, жизненных отношений и ценностей, определяющей принятие решений у
большинства людей, приходит ориентация на более широкий спектр общечеловеческих
и культурных ценностей.
Л.И. Ларионова
связывает духовность с высоким уровнем развития личности, со способностью
творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу и выделяет
внутреннюю (Я - концепция, направленность личности, ее личностные смыслы и ориентиры)
и внешнюю (отношения к другим, альтруизм, эмпатия) стороны. Для нас ценно в
этой позиции то, что подчеркивается связанность и взаимообусловленность
внутреннего и внешнего. Мы придерживаемся этой же точки зрения, т.к.
«духовность» - это не только внутренние смыслы личности, это обязательно и
внешнее проявление, реализация принятых ценностей в реальной жизнедеятельности.
Рассмотрев
основные подходы в научной литературе к дефиниции «духовность», отметим широту
взглядов, что позволяет «духовность» рассматривать как качество личности
(добродетельность, благонравие, порядочность, терпимость, чуткость,
внимательность); как состояние души, внутренний мир человека, состояние его «Я»
(высокий дух, душевность, волнения души, душевные болезни); как динамическое
личностное воспитание, в структуру которого входят внутренние качества личности
(ценностные и смысложизненные ориентации) и внешние, проявляющиеся во
взаимодействии с другими людьми (эмпатия, стремление к самоакгуализации,
положительное отношение к другому).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.