+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаСтатья "Основы формирования эмоционально-ценностного отношения к русскому языку"

Статья "Основы формирования эмоционально-ценностного отношения к русскому языку"

Теоретические основы воспитания эмоционально-ценностного отношения к русскому языку

1.1 Научные основы методики воспитания эмоционально-ценностного отношения к русскому языку

Сегодня вопрос духовно – нравственного воспитания школьников стоит очень остро. Задача системы образования заключается в том, чтобы научить ребенка свободно двигаться в пространстве идей, мире образов, помочь ему выработать ценностный взгляд на мир, а для этого необходимо вооружить учащегося средствами познания, дать ему освоить накопленную культуру проникновения к ценностным ориентирам, научить обращаться к историко-культурным источникам, формировать личностное отношение к ним. Да, в системе образования ценности очень важны и имеют главенствующее положение, однако необходимо учесть, что “реальный процесс становления ценности достаточно сложен, так как в него вовлечены все другие базовые основания личности, обретающие в ценности обобщенность и осознанность и начинающие играть по отношению к психике в целом ведущую роль”. Этой точки зрения придерживалась Непомнящая Н.И. Она была уверена, что методологическим основанием социально-педагогической деятельности может быть только аксиологический подход, в основе которого лежит разносторонность, универсальность ценности, только при этом условии человеком может быть достигнут “высший уровень реализации, самореализации возможностей как личности во всех областях”[28, с.56].

Изменения, которые происходят в современном образовании, настоятельно требуют внедрения новой отрасли научного познания – педагогической аксиологии, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями, взаимосвязями.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью, тем самым предопределяя ее поведение в будущем. В.Н. Сагатовский в труде “Философские основания педагогической деятельности” пишет о том, что сформировать гармоническую личность – значит “дорастать личное до уровня общественного, чтобы последнее принималось как свое внутреннее[14,с.3].

Психолог Р.С. Немов убежден, что ценностными ориентациями у человека становятся те, которые особо ценимы человеком в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл[1,с 98]. Человеку важно концентрировать внутренние усилия на достижение целей. Волевые качества человека вместе с интеллектуальными и психологическими качествами являются, по мнению ученого, главными в формировании личности. В исследованиях он подчеркивает особую значимость этой проблемы: “Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей”. Чтобы выработать систему ценностных установок, школьника необходимо ориентировать на “мотивацию поступка, в которую включается волевая регуляция”, тогда его действие становится “сознательными совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям”.

Формирование у школьников представлений о языковом эстетическом идеале следует признать приоритетной задачей современной методической науки и практики преподавания русского языка. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного отношения к миру, человеку, родной природе, искусству и к самому языку. Изучение русского языка как национального достояния создаёт условия для формирования у школьников общечеловеческих культурных ценностей.

Однако учителя-практики отмечают снижение уровня культуры речи в обществе, а также у учащихся, падение интереса к родному языку, уважительного к нему отношения, изменение языкового эстетического вкуса. Остаётся ряд нерешённых проблем - формирование у учащихся средней школы языкового эстетического идеала, стимулирование потребности учащихся в совершенствовании собственной речи с эстетических позиций[19,с.54]. В научных трудах известных учёных-лингвистов Кулаевой Г.М., Дроздовой О.Е., Купировой Е.А., Суворовой Е.П. мы находим отражение данных проблем и пути их решения. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова. В сочетании научного подхода и практики решение такой задачи следует связать с работой над созданием у школьников представлений о выразительности русского языка, его уникальной природе. Становится понятно, что «воспитание у школьников ценностного отношения к русскому языку может осуществляться через идею языкового эстетического идеала.

Воспитание ценностного отношения к языку будет успешным, если на уроке созданы ситуация, эмоциональный и интеллектуальный фон, сочетание таких форм и методов работы, которые будут способствовать выработке собственной аргументированной позиции учащихся о сохранении русского языка как национального достояния[20,с.32].

Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, но воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы. Внимание к эстетическим представлениям учащихся, пробуждение у них чуткости к красоте родного слова, несомненно, благотворно скажется на формировании у школьников языкового эстетического идеала и осознанного уважительного отношения к русскому языку как национальному культурному и эстетическому достоянию русского народа. На уроках русского языка создаются условия для воспитания отношения к родному языку как инструменту познания, творческое владение которым даёт возможность приобщиться к духовным и интеллектуальным ценностям.

Считаем, что учебный диалог является одним из главных условий духовно – нравственного развития учащихся. Как особая дидактико-коммуникативная среда учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Диалогичность как признак гуманизации образования предполагает изменение способа бытия участников образовательного процесса, в котором главным является совместный поиск истины. Диалог – это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным; где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В процессе учебного диалога ученики овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей[11,с.284].

В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.

Подводя итог всему сказанному выше, мы акцентируем внимание на особой важности приобщения современного школьника к национальной культуре посредством чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Он будет лучше других подготовлен к освоению любых видов деятельности, связанных с получением и восприятием информации, будет относиться к своему языку и культуре как значимой лично для него ценности.

Категории эмоционально-ценностного воспитания в современной науке отводится особое место. Сегодня эта категория трактуется с разных позиций. Эмоционально-ценностное воспитание младшего школьника – это педагогически направляемый процесс приобщения ребенка к наивысшим духовным человеческим ценностям через познание их смысла как личностно значимого, а также совершенствование потребности прожить нравственно в соответствии с этими ценностями.

«Духовность» в научной литературе определяется как смысложизненная позиция личности в мире, как «интенция человека к вечным ценностям: истине, добру. В то же время духовность рассматривается и как способ человеческого существования, как внутренняя культура [18,с.42].

В отечественной психологии есть несколько подходов в понимании категории «духовность». Например, Б.Г. Ананьев духовность рассматривает как психическую активность, как особое измерение личностного бытия как определенный способ существования человека, суть которого «состоит в том, что на смену иерархии узколичностных потребностей, жизненных отношений и ценностей, определяющей принятие решений у большинства людей, приходит ориентация на более широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей.

Л.И. Ларионова связывает духовность с высоким уровнем развития личности, со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу и выделяет внутреннюю (Я - концепция, направленность личности, ее личностные смыслы и ориентиры) и внешнюю (отношения к другим, альтруизм, эмпатия) стороны. Для нас ценно в этой позиции то, что подчеркивается связанность и взаимообусловленность внутреннего и внешнего. Мы придерживаемся этой же точки зрения, т.к. «духовность» - это не только внутренние смыслы личности, это обязательно и внешнее проявление, реализация принятых ценностей в реальной жизнедеятельности.

Рассмотрев основные подходы в научной литературе к дефиниции «духовность», отметим широту взглядов, что позволяет «духовность» рассматривать как качество личности (добродетельность, благонравие, порядочность, терпимость, чуткость, внимательность); как состояние души, внутренний мир человека, состояние его «Я» (высокий дух, душевность, волнения души, душевные болезни); как динамическое личностное воспитание, в структуру которого входят внутренние качества личности (ценностные и смысложизненные ориентации) и внешние, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми (эмпатия, стремление к самоакгуализации, положительное отношение к другому).

Автор
Дата добавления
07.10.2018
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 21
Номер материала
800
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.