+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаСтатья на тему "Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста во внеклассной воспитательной работе".

Статья на тему "Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста во внеклассной воспитательной работе".

Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста во внеклассной воспитательной работе.

Учитываю специфику младшего школьного возраста можно выделить следующие методы формирования толерантного поведения во внеклассной работе: - методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, внушение, этическая беседа, диспут на заданную тему;- методы организации самостоятельной деятельности и формирования опыта общественного поведения: упражнение, поручение, требование, воспитывающие ситуации;- методы стимулирования толерантного поведения: соревнование, поощрение, в наименьшей степени, наказание. Реализация каждого метода по формированию толерантного поведения младших школьников предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогических ситуаций, особенностям обучающихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя[20].

Большие возможности для воспитания у учеников культуры толерантности содержит внеклассная деятельность. В системе внеклассной работы воспитание толерантности реализуется при помощи следующих форм:1.Участие в общешкольных мероприятиях. 2. Интеллектуальные и спортивные игры.3.Демонстрация фильмов (художественных и публицистических) с последующим обсуждением.4.Встречи с интересными людьми, представителями иных культур. 5.Посещение музеев, театров, выставок. 6. Беседы, классные часы.7.Организация внеклассных мероприятий («День толерантности»; «Праздник дружбы, толерантности и доброты в начальном школе»;постановка спектакля, викторина, ток-шоу и т.д.).
8. Различные акции ( «Мы разные — в этом наше богатство. Мы вместе -в этом наша сила»). 9.Тренинговые упражнения. 10. Воспитывающие ситуации (составление правил дружбы, составление памятки толерантного поведения, воспитательные беседы и притчи).11. Родительские собрания («Толерантность детей и взрослых», «Воспитание толерантности», «Поговорим о толерантности».

Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя[33]. Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп. Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела. Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты. Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером». Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль. Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся. Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица. Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации. Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п. Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению. Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения. Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу. Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.). Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.). Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Описанные приемы могут применяться учителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной позиции педагога по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку[43]. Выбирая приёмы и методы работы, необходимо учитывать разнообразие форм проявления толерантного поведения: бытовая толерантность (терпимость к формам поведения, мнениям и высказываниям ближайшего окружения; она проявляется в межличностных отношениях); педагогическая толерантность (терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства); религиозная толерантность (терпимость к людям другой веры); этническая толерантность (уважительное отношение к людям другой национальности); музыкальная толерантность (уважительное отношение к различным музыкальным стилям, отсутствие пренебрежения к тем людям, которые предпочитают другую музыку); спортивная толерантность (отсутствие предубеждения, враждебности к другим спортивным командам и их болельщикам); культурная толерантность (уважение явлений культуры, представляющих ценность для других) [47].

Участвуя в дружеском общении со взрослыми, как старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе, в обмене впечатлениями, мыслями, предложениями, мечтами в повседневной жизни, во время специально организованных встреч, прогулок, посещений музеев, выставок, просмотров кинофильмов и спектаклей, воспитанники удовлетворяют и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, развивают такие компоненты гражданского отношения к жизни, как наблюдательность, внимательность, общительность, отзывчивость и щедрость. Основу воспитательного процесса при этом должны составлять такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы, как старших, так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной личности. Для этого необходимо организовывать воспитывающую деятельность. Воспитательная среда – это та действительность, которая окружает ребёнка, из которой он черпает знания об отношениях. Очень важно на первых этапах работы создать благоприятные условия для воспитания учащихся. Принцип толерантности должен творчески применяться, прежде всего, во взаимоотношениях учителя и ученика.

Важную роль играет и семейное воспитание. Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В освоении опыта толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль общения между её членами влияют на формирование толерантности у ребёнка. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся, разъяснять важность воспитания у детей культуры межнационального общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, особенно в многонациональных коллективах. Весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Знакомство с семьёй школьника учитель может проводить в различных формах, можно начать с небольшой анкеты для родителей. Помимо того, что учитель сможет получить интересующие его данные, анкета заставит и самих родителей задуматься о проблемах в воспитании своего ребёнка. Полезно сопоставить результаты опроса родителей с мнением учащихся. Для младших школьников можно предложить нарисовать рисунки или написать сочинение на темы: «Моя семья» или «Выходной день в нашей семье». Проведение семейных конкурсов, другая организация совместной деятельности родителей и детей позволяет изучить их взаимоотношения, уровень сформированности толерантности. Исходя из вышеизложенного, можно продумать тематику занятий и бесед с родителями. Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями целесообразно проводить следующую работу. Создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям через организацию поздравлений, проведение сочинений («Моя семья», «Моя родословная», «Как трудятся мои  родители» и другие подобные темы), творческие встречи с родителями, организация выставок результатов труда родителей. Работа с родителями по созданию благоприятной атмосферы в семье через, проведение семейных праздников, пропаганду опыта формирования положительных отношений в семье. Организация совместной деятельности родителей и детей через представление результатов совместного творчества родителей и детей, рассказ об увлечениях в семьях, проведение совместных дел, выполнение семейных заданий при подготовке мероприятий (оформление наглядности, выступление и т.д.), выполнение семейных заданий по учебным предметам. Проведение целенаправленной работы с родителями и детьми по формированию толерантности может дать результат, если сам педагог является примером толерантного и уважительного отношения к родителям и детям, показывает положительный образец гуманного взаимодействия с семьёй. [18].

По мнению Д. В. Ольшанского, чтобы воспитание было успешным нужно:

1. Строить общение с детьми на основе гуманистических принципов: 1)диалогичности; 2)эмпирического понимания; 3) доверия к возможностям ребенка;4)конгруэнтного самовыражения (открытости для ребёнка нравственных убеждений, личностных ценностей, интересов учителя).
2. Выстраивать совместную деятельность с детьми как воспитывающую на основе отношений сотрудничества и сотворчества.

3. Создавать воспитывающие ситуации (конфликта, успеха и пр.) в учебной, трудовой, игровой, художественной и других видах деятельности школьников.
4. Быть открытым к воспитательному влиянию детей на него самого.
5. Создавать условия для воспитательной среды, которая должна быть:
– мобильной (соответствующей запросам ученика, его способностям);
–вариативной;– коллективной (характер развития задаётся уровнем группы, в которую личность интегрирована); –гомогенной для данного ученика.

6. Сочетать активную деятельность детей и подростков, организуемой воспитателями, с активной деятельностью, организуемой самими воспитанниками («педагогика разумной опеки») [45].

Большое воспитательное значение имеют коллективные творческие работы, когда ученик вносит свой посильный вклад в общее дело. Коллективная творческая деятельность способствует формированию у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, эффективного взаимодействия при решении общих задач, толерантности в детском коллективе. Учителя при формировании толерантности используют разные методы и средства, придумывают свои новые направления. Только личность с развитыми навыками толерантного поведения способна конструктивно выходить из конфликтов, а не избегать их, жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Автор
Дата добавления
27.01.2019
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 18
Номер материала
834
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.