Инфоурок Русский язык Рабочие программыФакультатив по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы орфографии"

Факультатив по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы орфографии"

Скачать материал

Планируемые результаты

 

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

 

знать:

 

- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

- условия, от которых зависит написание;

- норму, действующую при данных условиях;

- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

-приёмы разграничения схожих написаний.

 

 

уметь:

 

- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными      морфологическим и традиционным принципами написания;

-правильно писать сложные слова,

-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях       прилагательных,

-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

-правильно писать не с разными частями речи.

 

 

 

 

 

 

 

        

                   

 

 

 

 

 

 

 

 Содержание программы спецкурса

 «Трудные вопросы орфографии»  (34 ч.)

 

          Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.

          Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.

          Тема 2. Правописание безударных гласных в корне слова

          Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и   непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения.

          Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных

          Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-,   -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-,  - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор-//-гар-,  -твор-//-твар-,  -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-//  -мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова)..

          Тема 4. Правописание согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих согласных; 2) правописание      непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.

           Тема 5.  Правописание приставок.  Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.

              Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без-  бес--вз-- вс-,воз-  вос-,из-  ис-,низ-  нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).

                   Смысловые (различаются по значению): пре—при-

           Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.

 

          Тема 6. Употребление  ь, ъ.

    Ь пишется:   на конце слова,    середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным, в  середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в формах творительного падежа множественного числа; в     середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных, оканчивающихся на –дцать;в          прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.

   Сочетания букв:    

          -чк-,      -чн-,    -нч-,    -нщ-,   -рщ-,   -рч-,    -ст-,    -нт-,   -щн-

        Употребление Ь для обозначения грамматических форм: после шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме единственного числа именительного и винительного падежа; после шипящих в наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж),    после шипящих во втором лице единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени ( что делаешь? что сделаешь?); после шипящих и других согласных в повелительном наклонении  ( что делай(те)? что сделай(те)?); в  неопределённой форме глагола (после т и ч)  ( что делать? что сделать?); в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня, кухня).

        Ь не пишется:   

            - после шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме единственного числа именительного падежа;           

            - после шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род);

          -  после шипящих в трёх наречиях-исключениях;        

          - после шипящих в родительном падеже множественного числа существительных женского рода на -а (I склонение);         

         - в  родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня, кухня);   

        - в глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа настоящего и простого будущего времени ( что делает? что сделает? что делают? что сделают?);

Употребление разделительного Ъ: после согласного перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на согласную; в сложных словах, первую часть которых составляют числительные двух-, трёх-, четырёх-; в иноязычных по происхождению словах после приставки на согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или составной частицы  пан-.

      Обратить внимание!

 

Буква ъ не пишется перед буквами а, о, у, э, и, ы;  в середине слова (не после приставки!) (Исключение – фельдъегерь.); на стыке частей сложного слова; в существительном подьячий (в этом слове нет приставки под-!).

В середине слова пишется разделительный ь; в середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь, а не ъ, поскольку приставки ар- в русском языке нет;  в слове изъян (тюрк.) пишется ъ по аналогии с глаголом изъять.

 

Разделительный Ь пишется в следующих случаях: в середине слова (не после приставки!) после согласного перед буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; в некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед буквой о.

Тема 7. Правописание числительных. Мягкий знак  в середине и на конце имен числительных Правописание  сложных  и составных порядковых числительных (шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый ).Правописание  порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).) Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

 

         Тема 8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов

 

           Слитное  написание существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона, пол-арбуза, пол-Лаишевки). Слитное написание предлогов (ввиду (= по причине), вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие, насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причём, притом, зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) .

   Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо,      -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ).        

Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

    Раздельное написание имен  существительных (юбка мини), прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол большого дома). Слитное написание предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий (бок о бок). Исключения из правил.

          Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .

Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- (глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- (авиационный, родственный).3)   Прилагательные,  образованные от существительных с  основой  на  -н  с  помощью  суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый).

Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлёный мальчик, названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:( маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида   ( лишённый).

      Одна -н- в кратких причастиях (воспитан), две -н- а в  кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,( шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).Две -н-  во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).

      Тема 10. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.

            Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных  (каблучок, зайчонок, , доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.

          Тема 11.  Правописание суффиксов существительных, прилагательных,  причастий, глаголов, наречий

          Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.

 

          Тема 12.  Правописание окончаний . Правописание безударных окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и  прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.

Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Тема 13.  Не с разными частями речи. Не с именами существительными (невежа, нечистоплотность). Не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, с  краткими причастиями и деепричастиями ( не читать, не хватает, не спал, не курил бы, не спеши, не прочитан, не видя); а также с числительными, предлогами (кроме  несмотря на, невзирая на), союзами, частицами и наречиями ((кроме наречий на -о): не один, не в клубе, не то... не то, не только, не всегда, не завтра, не по-твоему, не по-русски), б) с существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: (Он говорил не правду, а ложь; Это была не большая, а маленькая станция; От общежития до института не далеко, а близко. Сегодня не холодно, а тепло), в) с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов(: На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга; На столе лежала не прочитанная мною книга), г) с прилагательными, наречиями на –о со словами далеко не, вовсе не, отнюдь н(: никому не известные причины, ничуть не интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не лёгкое решение, отнюдь не весело). Не с местоимениями, в том числе отрицательными ( некого, не у кого). Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм).

          Тема 14.  Правописание  предлогов, союзов, частиц.

                Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений  из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки,  управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему (ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.  Предлоги в продолжение, в течение,  их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное написание союзов зато также  тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем.Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..). Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.

 Частицы не и  ни, их различение на письме.

               Тема 15.  Употребление прописных букв.

 Прописные буквы в начале текста. Прописные буквы после знаков препинания. Собственные имена лиц. Клички животных. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий. Географические и административно-территориальные названия. Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов. Названия праздников, народных движений, знаменательных дат. Названия, связанные с религией. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм. Названия документов, памятников старины, произведений искусства. Наименования должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия. Названия литературных произведений и средств массовой информации. Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные

          Тема 16.  Итоговое тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  спецкурса

 «Трудные вопросы орфографии» 

   8 класс

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

 

 

Форма контроля

Дата проведения    занятия

Примечания

 по плану

фактически

1

Орфография как система правил  русского правописания

1

Составление индивидуальной карты ошибок

Устный опрос по вопросам

 

 

 

2

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Выполнение упражнений.

Выступления учащихся по теме.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Составление словарика «Непроверяемые гласные в корне слова».

Составление кроссвордов, шарад, ребусов

Словарный диктант

 

 

 

3

Правописание корней с чередованием гласных

2

Выполнение упражнений.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Составление кроссвордов, шарад, ребусов

Распределительный диктант

 

 

 

4

Правописание согласных в корнях слов

2

Выполнение упражнений.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Диктант с продолжением.

Конкурс «Кто больше?»

Устный опрос

 

 

 

5

Правописание приставок.

Употребление ъ после приставок.

2

Выполнение упражнений, составление словарной статьи

Составление орфографического и толкового словарика «Слова с иноязычными приставками»

Изложение с продолжением.

Тестирование.

 

 

 

6

Употребление ь .

Употребление ь после шипящих в разных частях речи

2

Выполнение упражнений.

Изложение с продолжением.

Составление опорного конспекта «Ь после шипящих в разных частях речи»

 (творческая работа)

Тестирование

Письменный опрос.

 

 

 

7

Правописание числительных

2

Выполнение упражнений.

Осложнённое списывание

Диктант

 

 

 

8

Слитные, раздельные и дефисные написания слов

2

Самостоятельная работа.

Составление таблицы «Слитно. Раздельно. Через дефис».

Словарный диктант

 

 

 

9

Правописание н,нн в разных частях речи

4

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Объяснительный диктант.

Изложение с продолжением.

Выборочно-распределительный диктант

 

 

 

10

Правописание о-ё после шипящих

2

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Тестирование

 

 

 

11

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

3

Самостоятельная работа, составление опорных схем,

Тестирование.

Осложнённое списывание.

Презентация «Правописание суффиксов в разных частях речи»

Морфемный разб.

Выборочный диктант

 

 

 

12

Правописание окончаний

2

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Выборочно-распределительный диктант

Диктант

 

 

 

13

НЕ с разными частями речи

3

Выполнение упражнений.

Составление таблицы «НЕ с разными частями речи»

Орфографический анализ текста

Сочинение-рассуждение по пословице

Диктант

 

 

 

14

Правописание производных предлогов, союзов, частиц

3

Выполнение упражнений.

Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли нам частицы?»

Творческий диктант: замена производных предлогов непроизводными.

Выполнение разноуровневых заданий на карточках

 

 

 

15

Употребление прописных букв

1

Осложнённое списывание

Составление словарика «Прописная или строчная?»

Словарный диктант

 

 

 

16

Итоговое занятие

1

Итоговое тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Факультатив по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы орфографии""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 515 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2018 3933
    • DOCX 111 кбайт
    • 89 скачиваний
    • Рейтинг: 3 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дедяхина Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дедяхина Татьяна Владимировна
    Дедяхина Татьяна Владимировна
    • На сайте: 6 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 82622
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе