Планируемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим
и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях
и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях
имен существительных,
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах
глаголов;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и
отглагольных прилагательных;
-правильно писать не с разными частями речи.
Содержание
программы спецкурса
«Трудные
вопросы орфографии» (34 ч.)
Тема 1. Орфография
как система правил русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как
разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание
морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.
Тема 2. Правописание
безударных гласных в корне слова
Система
правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня:
безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов
заимствованного происхождения.
Тема 3. Правописание
корней с чередованием гласных
Правописание корней с чередующимися
гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-,
-бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир-
и др.(зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст
(ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего
согласного); 3) -гор-//-гар-, -твор-//-твар-,
-клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-//
-мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова)..
Тема 4.
Правописание согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих
согласных; 2) правописание непроизносимых согласных; 3) двойные согласные.
Проверяемые и непроверяемые согласные.
Тема 5. Правописание
приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.
Двухвариантные
(меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из-
ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).
Смысловые
(различаются по значению): пре—при-
Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа
слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-,
диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-.
Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.
Тема 6. Употребление ь, ъ.
Ь
пишется: на конце слова, середине слова после мягкого согласного перед
твёрдым согласным, в середине слова между двумя мягкими согласными в том
случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный
становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного
л [л’] перед любыми согласными: в формах творительного падежа множественного
числа; в середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце
числительных, оканчивающихся на –дцать;в прилагательных, образованных
от названий месяцев с помощью суффикса -ск.
Сочетания
букв:
-чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ-, -рч-, -ст-, -нт-, -щн-
Употребление Ь для обозначения грамматических форм: после
шипящих в именах существительных женского рода III склонения в форме
единственного числа именительного и винительного падежа; после шипящих в
наречиях (исключения: уж, замуж, невтерпёж), после шипящих во втором лице
единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени ( что
делаешь? что сделаешь?); после шипящих и других согласных в повелительном
наклонении ( что делай(те)? что сделай(те)?); в неопределённой форме глагола
(после т и ч) ( что делать? что сделать?); в родительном падеже множественного
числа существительных на -ня (I склонение), если перед -ня стоит гласная, а
также в четырёх существительных-исключениях (барышня, боярышня, деревня,
кухня).
Ь не пишется:
- после шипящих в именах существительных мужского рода II склонения в форме
единственного числа именительного падежа;
- после шипящих в краткой форме имён прилагательных (мужской род);
- после шипящих в трёх наречиях-исключениях;
- после шипящих в родительном падеже множественного числа существительных
женского рода на -а (I склонение);
- в родительном падеже множественного числа существительных на -ня (I
склонение), если перед -ня стоит согласная (исключения: барышня, боярышня, деревня,
кухня);
- в глаголах в форме третьего лица единственного и множественного числа
настоящего и простого будущего времени ( что делает? что сделает? что делают?
что сделают?);
Употребление разделительного Ъ: после
согласного перед буквами е, ё, ю, я после приставки, оканчивающейся на
согласную; в сложных словах, первую часть которых составляют числительные
двух-, трёх-, четырёх-; в иноязычных по происхождению словах после приставки на
согласную: ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс- или
составной частицы пан-.
Обратить внимание!
Буква ъ не пишется перед буквами а,
о, у, э, и, ы; в середине слова (не после приставки!) (Исключение –
фельдъегерь.); на стыке частей сложного слова; в существительном подьячий (в
этом слове нет приставки под-!).
В середине слова пишется разделительный ь;
в середине слова (в корне) арьергард пишется разделительный ь, а не ъ,
поскольку приставки ар- в русском языке нет; в слове изъян (тюрк.) пишется ъ
по аналогии с глаголом изъять.
Разделительный Ь пишется в следующих
случаях: в середине слова (не после приставки!) после согласного перед
буквами е, ё, ю, я, если после согласного перед гласным звучит [ j ]; в
некоторых заимствованных словах (как сигнал звука [ j ]) после согласного перед
буквой о.
Тема 7. Правописание
числительных.
Мягкий знак в середине и на конце имен числительных
Правописание сложных и составных порядковых числительных (шестнадцатый,
девятисотый; две тысячи двенадцатый ).Правописание порядковых
числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный
(сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона),
двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).. Правописание
слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание
дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4
1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).) Числительные
полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста.
Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре
- десять, -ер-( четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро,
десятеро.
Тема
8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов
Слитное написание существительных (музей-усадьба,
юго-восток); прилагательных (ярко-зеленый), имен
числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона,
пол-арбуза, пол-Лаишевки). Слитное написание предлогов (ввиду (=
по причине), вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие,
насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также,
причём, притом, зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку,
наполовину) .
Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных,
имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь,
по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь),
частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко,
-таки ).
Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов,
эпитетов).
Раздельное написание имен существительных (юбка мини),
прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих
в составе числительные (пол большого дома). Слитное написание
предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий
(бок о бок). Исключения из правил.
Тема 9. Правописание н,
нн в разных частях речи .
Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-,
-ян-,-ин- (глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с
суффиксами -онн-, -енн- (авиационный, родственный).3)
Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с
помощью суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две
буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от
глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлёный мальчик,
названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на
молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-,
-ирова-:( маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от
бесприставочного глагола совершенного вида ( лишённый).
Одна -н- в кратких причастиях (воспитан), две
-н- а в кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского
рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных
(гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить,
совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,(
шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные,
образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных (
столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от
‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).Две -н- во всех
словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н:
пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).
Тема 10. Правописание о-ё после
шипящих. Правописание и-ы после ц.
Буква ё после шипящих в корнях слов под
ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть).
Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных (каблучок,
зайчонок, , доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в
окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом
– кучей). Буква Ё во всех словах, образованных от глагола
(выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц
.Буква и в корне после ц и в словах
на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и
в окончании слов. Исключения.
Тема 11.
Правописание
суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий
Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их
написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени-
и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-,
-ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их
написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-,
-ист-, -оньк- (-еньк-) и др.
Различение на письме суффиксов -к- и -ск-.
Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах.
Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-)
и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов
прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего
времени в зависимости от спряжения глагола.
Тема 12.
Правописание
окончаний . Правописание безударных окончаний имен существительных .
Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание
безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц
в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в
окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Буква И в
окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.
Система правил, регулирующих
правописание окончаний слов разных частей речи.
Тема 13. Не
с разными частями речи. Не с именами существительными (невежа,
нечистоплотность). Не с глаголами в неопределённой форме и в форме
любого наклонения, с краткими причастиями и деепричастиями ( не читать,
не хватает, не спал, не курил бы, не спеши, не прочитан, не видя); а
также с числительными, предлогами (кроме несмотря на, невзирая на),
союзами, частицами и наречиями ((кроме наречий на -о): не один, не в
клубе, не то... не то, не только, не всегда, не завтра, не по-твоему, не
по-русски), б) с существительными, прилагательными, наречиями на -о при
имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении: (Он говорил не
правду, а ложь; Это была не большая, а маленькая станция; От общежития до
института не далеко, а близко. Сегодня не холодно, а тепло), в) с
полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов(:
На столе лежала не прочитанная, а лишь просмотренная книга; На столе лежала не
прочитанная мною книга), г) с прилагательными, наречиями на –о со
словами далеко не, вовсе не, отнюдь н(: никому не известные причины, ничуть не
интересная книга, никогда не замерзающее озеро, далеко не лёгкое решение,
отнюдь не весело). Не с местоимениями, в том числе
отрицательными ( некого, не у кого). Глаголы с приставкой недо-,
имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком — не
досмотреть кинофильм).
Тема 14. Правописание
предлогов, союзов, частиц.
Дефисное написание
непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и просторечные
по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные
предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные
предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа
существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению;
благодаря ему (ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное
написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в
отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за
исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение,
в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном
падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в
течении реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов
Слитное написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и
причем.Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..).
Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из двух
и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то
время как и др.
Частицы не и
ни, их различение на письме.
Тема 15. Употребление
прописных букв.
Прописные буквы в
начале текста. Прописные буквы после знаков препинания. Собственные имена лиц.
Клички животных. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах. Имена
прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий.
Географические и административно-территориальные названия. Астрономические
названия. Названия исторических эпох и событий, геологических периодов.
Названия праздников, народных движений, знаменательных дат. Названия, связанные
с религией. Названия организаций, учреждений, предприятий, иностранных фирм.
Названия документов, памятников старины, произведений искусства. Наименования
должностей и званий. Названия орденов, медалей, знаков отличия. Названия
литературных произведений и средств массовой информации. Сложносокращенные
слова и аббревиатуры. Условные имена собственные
Тема 16.
Итоговое
тестирование
Тематическое
планирование спецкурса
«Трудные
вопросы орфографии»
8 класс
№ п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
Виды деятельности
|
Форма контроля
|
Дата проведения занятия
|
Примечания
|
по плану
|
фактически
|
1
|
Орфография как система правил
русского правописания
|
1
|
Составление индивидуальной карты
ошибок
|
Устный опрос по вопросам
|
|
|
|
2
|
Правописание безударных гласных в
корне слова
|
2
|
Выполнение упражнений.
Выступления учащихся по теме.
Орфографический и
словообразовательный разборы.
Составление словарика
«Непроверяемые гласные в корне слова».
Составление кроссвордов, шарад,
ребусов
|
Словарный диктант
|
|
|
|
3
|
Правописание корней с
чередованием гласных
|
2
|
Выполнение упражнений.
Орфографический и
словообразовательный разборы.
Составление кроссвордов, шарад,
ребусов
|
Распределительный диктант
|
|
|
|
4
|
Правописание согласных в корнях
слов
|
2
|
Выполнение упражнений.
Орфографический и
словообразовательный разборы.
Диктант с продолжением.
Конкурс «Кто больше?»
|
Устный опрос
|
|
|
|
5
|
Правописание приставок.
Употребление ъ
после приставок.
|
2
|
Выполнение упражнений,
составление словарной статьи
Составление орфографического и
толкового словарика «Слова с иноязычными приставками»
Изложение с продолжением.
|
Тестирование.
|
|
|
|
6
|
Употребление ь .
Употребление ь после
шипящих в разных частях речи
|
2
|
Выполнение упражнений.
Изложение с продолжением.
Составление опорного конспекта «Ь
после шипящих в разных частях речи»
(творческая работа)
|
Тестирование
Письменный опрос.
|
|
|
|
7
|
Правописание числительных
|
2
|
Выполнение упражнений.
Осложнённое списывание
|
Диктант
|
|
|
|
8
|
Слитные, раздельные и дефисные
написания слов
|
2
|
Самостоятельная работа.
Составление таблицы «Слитно.
Раздельно. Через дефис».
|
Словарный диктант
|
|
|
|
9
|
Правописание н,нн в
разных частях речи
|
4
|
Самостоятельная работа, составление
опорных схем, алгоритма.
Объяснительный диктант.
Изложение с продолжением.
|
Выборочно-распределительный
диктант
|
|
|
|
10
|
Правописание о-ё
после шипящих
|
2
|
Самостоятельная работа,
составление опорных схем, алгоритма.
Орфографический и
словообразовательный разборы.
|
Тестирование
|
|
|
|
11
|
Правописание суффиксов
существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий
|
3
|
Самостоятельная работа,
составление опорных схем,
Тестирование.
Осложнённое списывание.
Презентация «Правописание
суффиксов в разных частях речи»
Морфемный разб.
|
Выборочный диктант
|
|
|
|
12
|
Правописание окончаний
|
2
|
Самостоятельная работа,
составление опорных схем, алгоритма.
Выборочно-распределительный
диктант
|
Диктант
|
|
|
|
13
|
НЕ с
разными частями речи
|
3
|
Выполнение упражнений.
Составление таблицы «НЕ
с разными частями речи»
Орфографический анализ текста
Сочинение-рассуждение по
пословице
|
Диктант
|
|
|
|
14
|
Правописание производных
предлогов, союзов, частиц
|
3
|
Выполнение упражнений.
Сочинение-рассуждение на тему
«Нужны ли нам частицы?»
Творческий диктант: замена
производных предлогов непроизводными.
|
Выполнение разноуровневых заданий
на карточках
|
|
|
|
15
|
Употребление прописных букв
|
1
|
Осложнённое списывание
Составление словарика «Прописная
или строчная?»
|
Словарный диктант
|
|
|
|
16
|
Итоговое занятие
|
1
|
Итоговое тестирование
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.