Школа-интернат № 4 ОАО «РЖД»
Доклад
Современные
подходы
к преподаванию
русского языка
и литературы
в условиях
введения ФГОС ООО
подготовила
учитель русского языка
и литературы
Гришина
Елена Николаевна
Елец, 2016 год
Современные подходы к преподаванию
русского языка и литературы
в условиях введения ФГОС ООО.
(слайд № 1)
• Напичканный знаниями,
но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не
умеет плавать.
Александр Львович Минц
• Единственный путь,
ведущий к знаниям, - это деятельность.
Бернард Шоу
(слайд № 2)
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое
качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а
самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение
адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в
школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
(слайд № 3) Проблема современной школы – потеря многими
учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного
явления неоднозначны:
* перегрузка
однообразным учебным материалом;
*
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
*
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
(Слайд № 4) Задачей современной школы должно стать
формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно
принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е.
творческого в широком смысле этого слова.
Как говорится в китайской мудрости: не надо
давать рыбу, надо научить ловить её.
( Слайд № 5) Современными подходами к преподаванию русского языка и литературы
в условиях введения ФГОС ООО является использование современных форм, методов и
приёмов работы, которые позволяют: (Слайд № 7)
-формировать
умения и навыки умения работы с информацией;
-находить,
осмысливать, использовать нужную информацию;
-анализировать,
систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;
-сравнивать
явления и объекты, выявлять их признаки;
-выявлять
проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации
и т.д.
(Слайд № 6) Развитию УУД на уроке
способствует применение современных педагогических технологий: развивающее
обучение, исследовательское обучение, технология критического мышления,
проектная деятельность, модульная, коллективная и индивидуальная мыслительная
деятельность, ИКТ. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя
из нее только отдельные приемы.
Несколько
подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в
технологии развития критического мышления.
(Слайд
№ 8) Критическое мышление:
-это способность ставить новые
вопросы и анализировать информацию,
чтобы применить полученные
результаты к стандартным и нестандартным ситуациям.
(Слайд № 9) Критическое мышление
формируется, прежде всего в дискуссии, письменных работах и активной работе с
текстами.
Формы работы: групповая,
коллективная, индивидуальная.
Методы: словесный, проблемный,
эвристический.
Методика
развития критического мышления включает три этапа или стадии. (Слайд № 10)
Это «Вызов- Осмысление – Рефлексия».
(Слайд
№ 11) Первая стадия - вызов. Ее присутствие на
каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить
имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,
- вызвать устойчивый интерес
к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности,
- сформулировать вопросы, на
которые хотелось бы получить ответы,
- побудить ученика к
активной работе на уроке и дома.
Приемы:
«Кластер», «Загадка»,«Корзина
идей», «Отсроченная догадка», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Театрализация»,
«Верите ли вы, что…»
«Интеллектуальная разминка
(опрос) или тест», «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный
вопрос», «Лови ошибку», «Ключевые термины», «Анализ текста» и т.д.
Используя
в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для
себя я считаю такой прием, как дискуссия (от лат. - исследование,
разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия - одна из весьма сложных
форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому
при проведении такого урока в 6 классе знакомлю ребят с правилами ведения
дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребятам выражать свои мысли. Данный прием особенно
эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного
произведения.
(Слайд № 12) Кластер
является отражением нелинейной формы мышления.
Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события,
описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев).
В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации,
которые обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.
В итоге
получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет
информационное поле данной темы.
(Слайд № 13)
(Слайд
№ 14) Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи.
Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию,
- осмыслить ее,
- соотнести с уже имеющимися
знаниями,
- искать ответы на вопросы,
поставленные в первой части.
Приёмы:«Зигзаг», «Инсерт или
«Чтение с пометами», «Круги по воде»
«Чтение с остановками», «Сводная
таблица», «Двойной дневник», «Бортовой журнал», «Карусель»
(Слайд № 15) Приём
«Карусель»
Групповая работа
Формулируются проблемные
вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные
маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/.
По сигналу учителя листы
передаются по часовой стрелке.
Учащиеся совместно дают ответ
на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Например, 6 класс литература «Кто
виноват, что судьбы М. Троекуровой и В. Дубровского сложились столь
трагически?»
(Слайд
№ 16) Третья стадия - рефлексия. Здесь основным
является:
- целостное осмысление,
обобщение полученной информации,
- присвоение нового знания,
новой информации учеником,
- формирование у каждого из
учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На
стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация
изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
(Слайд № 17) Синквейн (от фр. cinquains,
англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую
форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
(Слайд № 18) Так в 6 классе в качестве итога урока я предложила ребятам
составить синквейн «Владимир Дубровский».
•
1.
Владимир Дубровский.
•
2.Уверенный,
благородный.
•
3Поджигал,
действовал, влюблялся.
•
4.Не
хотел отступать, но ему пришлось.
5.Герой.
(Слайд
№ 19) Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные
уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к
обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в
подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной,
необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление
ученика.
Существует
несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок – семинар, урок – лекция, урок – беседа, урок – практикум - урок
– экскурсия - урок – исследование - урок – игра и др.
Так в 6 классе я
проводила урок – суд «…Он рожден был для иного назначения…»
по повести А.С.Пушкина
«Дубровский». Задачи урока: привить
учащимся любовь к вдумчивому чтению, ответственному отношению к собственному
слову и поступкам, разъяснить опасность некоторых поступков, показать
неотвратимость наказания за их совершение.
Одним из типов работы над
развитием речи, не требующим много времени на уроке, является изложение-миниатюра.
У этого вида работы несколько плюсов: его можно проводить регулярно; на примере
текста, выбранного для изложения-миниатюры можно проследить, как автор создал
художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о
художественных средствах языка. В 5 классе дети писали сжатое изложение
–миниатюру «Старый пень» по тексту В. Катаева. (5-7 предложений). Небольшие по
объёму изложения были проверены в классе. Дети прочитали несколько работ вслух.
Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию.
Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята
учатся видеть и свои ошибки.
Для развития речи учащихся я
использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка.
Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени
прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставлю задачу - создать образ зимы:
волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя
для пятиклассников довольно трудная.
На
уроках русского языка и литературы учащиеся получают разноуровневые индивидуальные
задания. Например, ученица 6 класса Гаджиева Диана работает в тетради на
печатной основе по русскому языку «Зачётные работы», Ганжа Екатерина
справляется с тестами по разделам языкознания. А вот Барабанщиков Матвей и
Таджибеков Дмитрий работают с перфокартами, где записывают буквы к слову.
Большое
значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные
формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания,
умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку
проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса,
задания.
Типы
домашнего задания:
- творческая работа
(сочинение «Летние радости» 5 класс) (Слайд № 20, 21)
- подготовка иллюстраций к
литературным произведениям (например, иллюстрация к сказке
«Царевна-лягушка» 5 класс),
- рисование обложек к
литературным произведениям (коллаж титульного листа к басне В.А.
Жуковского «Кубок» 5 класс), (Слайд № 22)
- подготовка словарных
диктантов,
- составление вопросника к
зачету по теме и др.
Такие домашние задания
помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать
себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные
задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать
материал по теме.
Таким
образом, современные формы, методы, приёмы делают урок интересным, ярким;
помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика,
позволяют ребятам работать добровольно, творчески, познавать предмет на
максимальном для каждого уровне успешности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.