Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыСовременные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО

Скачать материал

Школа-интернат № 4 ОАО «РЖД»

 

 

 

 

Доклад

 

Современные подходы

к преподаванию

русского языка и литературы

в условиях введения ФГОС ООО

 

 

подготовила

учитель русского языка

и литературы

Гришина

Елена Николаевна

 

 

Елец, 2016 год

 

Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы

в условиях введения ФГОС ООО. (слайд № 1)

      Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать.

                                   Александр Львович Минц

      Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.                                                         Бернард Шоу

                                                                                                                             (слайд № 2)

          Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

   (слайд № 3)     Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:

* перегрузка однообразным учебным материалом;

* несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;

* ограниченные возможности для творческого самоуправления.

    (Слайд № 4)      Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

Как говорится в китайской мудрости: не надо давать рыбу, надо научить ловить её.

( Слайд № 5) Современными подходами к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО является использование современных форм, методов и приёмов работы, которые позволяют:  (Слайд № 7)

-формировать умения и навыки умения работы с информацией;

-находить, осмысливать, использовать нужную информацию;

-анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков;

-сравнивать явления и объекты, выявлять их признаки;

-выявлять проблемы и определять пути их решения, используя различные источники информации и т.д.

 

  (Слайд № 6) Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  развивающее обучение, исследовательское обучение, технология критического мышления, проектная деятельность, модульная, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность, ИКТ.  Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

(Слайд № 8) Критическое мышление:

-это способность ставить  новые вопросы и анализировать информацию,

чтобы применить полученные результаты  к стандартным и нестандартным ситуациям.

(Слайд № 9) Критическое мышление формируется, прежде всего в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы: словесный, проблемный, эвристический.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. (Слайд № 10) Это «Вызов- Осмысление – Рефлексия».

(Слайд № 11) Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме,
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,  мотивировать ученика к учебной деятельности,
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы,
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Приемы:

«Кластер», «Загадка»,«Корзина идей», «Отсроченная догадка», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Театрализация», «Верите ли вы, что…»      

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест», «Дискуссия», «Перепутанные логические цепочки», «Проблемный вопрос», «Лови ошибку», «Ключевые термины», «Анализ текста» и т.д.

 

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такой прием, как дискуссия (от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6 классе знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребятам выражать свои мысли. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

 

(Слайд № 12) Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев).

В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации, которые  обучающиеся логически связывают с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

(Слайд № 13)

(Слайд № 14) Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию,
  • осмыслить ее,
  • соотнести с уже имеющимися знаниями,
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Приёмы:«Зигзаг», «Инсерт или «Чтение с пометами», «Круги по воде»

«Чтение с остановками», «Сводная таблица», «Двойной дневник», «Бортовой журнал», «Карусель»

 

(Слайд № 15) Приём  «Карусель»

 

Групповая работа

 

 Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/.

По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке.

Учащиеся совместно дают ответ  на каждый проблемный вопрос, не повторяясь. Например, 6 класс литература «Кто виноват, что судьбы М. Троекуровой и В. Дубровского сложились столь трагически?»

 

(Слайд № 16) Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:        

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации,
  • присвоение нового знания, новой информации учеником,
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

(Слайд № 17) Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

(Слайд № 18) Так в 6 классе в качестве итога урока я предложила ребятам составить синквейн «Владимир Дубровский».

      1. Владимир Дубровский.

      2.Уверенный, благородный.

      3Поджигал, действовал, влюблялся.

      4.Не хотел отступать, но ему пришлось.
5.Герой.

(Слайд № 19) Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи, вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок – семинар, урок – лекция, урок – беседа, урок – практикум - урок – экскурсия - урок – исследование - урок – игра и др.

Так в 6 классе я проводила урок – суд «…Он рожден был для иного назначения…»

по повести А.С.Пушкина «Дубровский». Задачи урока: привить учащимся любовь к вдумчивому чтению, ответственному отношению к собственному слову и поступкам, разъяснить опасность некоторых поступков, показать неотвратимость наказания за их совершение.

 

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является изложение-миниатюра. У этого вида работы несколько плюсов: его можно проводить регулярно; на примере текста, выбранного для изложения-миниатюры можно проследить, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. В 5 классе дети писали сжатое изложение –миниатюру «Старый пень» по тексту В. Катаева. (5-7 предложений). Небольшие по объёму изложения были проверены в классе. Дети прочитали несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставлю задачу - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная.

 

     На уроках русского языка и литературы учащиеся получают разноуровневые индивидуальные задания. Например, ученица 6 класса Гаджиева Диана работает в тетради на печатной основе по русскому языку «Зачётные работы»,  Ганжа Екатерина справляется с тестами по разделам языкознания. А вот Барабанщиков Матвей и Таджибеков Дмитрий работают с перфокартами, где записывают буквы к слову.

 

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

  • творческая работа (сочинение «Летние радости» 5 класс) (Слайд № 20, 21)
  • подготовка иллюстраций к литературным произведениям (например, иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка» 5 класс),
  • рисование обложек к литературным произведениям (коллаж титульного листа к басне В.А. Жуковского «Кубок» 5 класс), (Слайд № 22)
  • подготовка словарных диктантов,
  • составление вопросника к зачету по теме и др.

      Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Таким образом, современные формы, методы, приёмы делают урок интересным, ярким; помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют ребятам работать добровольно, творчески, познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Бизнер-тренер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 178 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контрольная работа по русскому языку по теме «Морфемика, словообразование, орфография» (5 класс).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Морфемика, словообразование, орфография
Рейтинг: 5 из 5
  • 01.01.2021
  • 6951
  • 201
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.07.2020 69
    • DOCX 62.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шевченко Оксана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шевченко Оксана Александровна
    Шевченко Оксана Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74672
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 334 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 705 человек

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Психология аддиктивного поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 24 человека