Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыSMART - технологии на уроках русского языка-Статья

SMART - технологии на уроках русского языка-Статья

Скачать материал

                                                           Ярмош Наталия Ивановна

                                                           ГУ «Джалтырская средняя школа№1»

                                                           Акмолинская область

Астраханский район

Элементы SMART  - технологий в образовательном процессе сельской школы.

Использование SMART – технологий на уроках русского языка и литературы.

 

Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально-активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

Внедрение новых технологий в сферу образования ведет за собой переход от старой схемы репродуктивной передачи знаний к новой, креативной форме обучения. Одна из главных задач современного образования - это создание устойчивой мотивации учащихся к получению знаний, другая - поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний с помощью творческий решений. Применение  новейших SMART-технологий (вебинаров, блогов, твиттеров, видео и аудио подкастов) в процессе обучения русскому языку и литературе как раз и позволяют моделировать  ситуации, все больше дополняют традиционные методы  обучения, помогают формированию  самостоятельного решения  коммуникативно-познавательных задач, повышают мотивацию учащичся к учёбе, заставляют по-новому взглянуть на изучаемые  предметы, раскрывая, таким образом,  их интеллектуальный  и творческий потенциал.

В работе с SMART-технологиями особенно возрастает роль преподавателя (тьютора) как организатора и координатора процесса обучения, который получает возможность более гибко направлять учебный процесс с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося. Суть самостоятельной работы ребят состоит в том, что они  имеют возможность подготовить ответ, используя возможности интернета, проверить правописание и структуру предложений, а преподаватель (тьютор) может откорректировать  их, используя различные функции: подчеркивание, выделение речевой ошибки в  тексте, изменение  порядка слов в предложении и т.д. Преподаватель может также отослать ученика к имеющимся  материалам, или обратить на них внимание .

Эффективное использование образовательных технологий помогает организовать новое образовательное пространство, необходимое для реализации качественно новых методов обучения. Сегодня, когда информационные технологии все больше входят в нашу жизнь, их использование в образовательном процессе – это уже не дань моде, а веление времени. Электронные учебники, мультимедийные презентации, интернет-ресурсы знакомы современным учителям не понаслышке и используются ими, правда, с разной степенью активности и грамотности. Задачи, стоящие перед учителем-словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников, так как проходит работа с текстом, с художественным словом. Учителю русского языка и литературы необходимо сформировать  прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

  Интерактивная доска Smart Board является незаменимым средством усиления наглядности изложения учебного материала, позволяет сделать уроки живыми и увлекательными, принципиально новыми по содержанию и форме, способствует формированию универсальных учебных действий.

 Одной из задач современного учителя является активное вовлечение детей в учебный процесс и создание непринужденной обучающей атмосферы на уроке. Получение готовых «прописных истин» у современных школьников, ежедневно получающих большой объем информации из разнообразных источников, вызывает потерю интереса к учебному предмету. Только непосредственно участвуя в спорах и рассуждениях, обмениваясь мнениями, делая ошибки и совершая новые открытия, учащиеся увлеченно познают окружающий мир и начинают осознавать свою роль в нем. Современные школьники – дети эпохи цифровых технологий. Они уверенно используют в своей повседневной жизни компьютер и Интернет, смартфоны, планшеты и другие различные мобильные устройства.

Использование интерактивной доски Smart Board в образовательной деятельности позволяет учителю принципиально изменить методологию преподавания, обеспечить активное участие каждого ученика во всем, что происходит на уроке. Отметим, что благодаря интерактивной доске Smart Board дети начинают понимать сложные идеи в результате ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Причем учителя могут использовать различные стили обучения, обращаясь к всевозможным ресурсам и приспосабливаясь к определенным потребностям.

На интерактивной доске Smart Board легко передвигать объекты, комментировать схемы, диаграммы, рисунки, тексты. Можно выполнять различную работу с  предложениями, таблицами, аудио- и видеоматериалами, мультимедийными обучающими ресурсами. Галерея Smart Board содержит разнообразные интерактивные средства и инструменты для работы по овладению обучающимися метапредметными способами деятельности

Использование интерактивной доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке. Она позволяет сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. SMART - технологии я применяю в своей деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, на факультативных занятиях, во внеклассной работе и исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ПО SMART NOTEBOOK, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование ПО SMART позволяет повысить интерес к русскому языку. Так, например, на уроке учащиеся пишут на доске маркерами различных цветов, используется коллекция ресурсов и рисунков. Зная возможности ПО SMART NOTEBOOK, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, можно приготовить весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использовать его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность. То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале. Как пример, рассмотрим урок - закрепление в пятом классе «Морфемика и орфография. Безударные гласные в корне слова»

 Работа с интерактивной доской.

Слайд 1.Орфоэпическая разминка.

Комментарий: используется анимация (смайлик для пожелания хорошего настроения во время работы на уроке, расстановка ударений в словах).

Слайд 2. Схема «Безударные гласные в корне слова», позволяющая вспомнить 3 вида безударных гласных.

Комментарий: используется анимация.

Слайд 3. Повторение правописания непроверяемой гласной в корне. Работа с изученными словами из словаря: проверка знания их лексического значения и правописания.

Комментарий: используется функция движения объектов, утилита множественного клонирования.

Слайд 4. Знакомство с новым словом  из словаря ( постоянная страничка «Заглядывал я встарь в академический словарь…» (А.С.Пушкин. )

Комментарий: используется анимация.

Слайд 5.Схема «Безударные гласные в корне слова», позволяющая вспомнить правило написания проверяемых гласных, а также корни с чередующимися гласными в корне слова, условия написания чередующихся гласных.

Комментарий: используется анимация.

Слайд 6. Словарная работа ( проверка умений написания слов с проверяемыми и чередующимися гласными в корне слова).

Комментарий: используется анимация.

Слайд 7. Анализ текста.

Комментарий: используется анимация (расстановка знаков препинания, выделение грамматических основ предложений), художественное перо (объяснение орфографии).

Слайд 8. Работа «Лови ошибку!» (Найти и исправить орфографические ошибки.)

Комментарий: используется функция движения объектов, утилита множественного клонирования.

Слайд 9.Иллюстрация из книги Милна « Винни- Пух и все-все-все», позволяющая еще раз закрепить мысль о важности соблюдения правил орфографии, чтобы понимать написанное и быть понятым.

Комментарий: используется анимация.

Слайд 10. Благодарность учащимся за работу на уроке.

В конце урока учащиеся выполняют небольшой интерактивный тест, включающий вопросы по темам, рассмотренным на уроке: вопросы орфоэпии, фонетики, морфемики, орфографии. Используются компьютеры мобильного компьютерного класса; ученикам предлагается 2 варианта тестов.

 Уроки с использованием доски SMART BOARD и ПО SMART имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Ребята получают возможность подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, получают знания о том, где можно самостоятельно получить необходимую информацию, у многих возникает интерес к дальнейшему изучению темы и созданию учебных пособий по предмету, развивается исследовательский интерес. Однако, как показал опыт, используя интерактивную доску в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе это не повлияют на результаты обучения. Для меня использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART на уроках  даёт возможность разнообразить работу на уроке.  Позволяет применить научную организацию труда учащихся, но в игровой форме.  Обеспечивает более лёгкое усвоение материала урока учащимися за счёт ярких образов, впечатляющих красок, безграничных возможностей для фантазии.  И самое важное – это взаимодействие учителя и ученика на уроках. Формы работы на уроках русского языка и литературы могут быть разнообразными: заполнение таблиц, разгадывание кроссвордов, выявление соответствий, проведение тестовых работ, проведение различных игр, викторин, конкурсов, уроков-конференций. А это возможно только с программным обеспечением SMART NOTEBOOK. Таким образом, SMART на уроках русского языка и литературы – это еще и одно из средств реализации личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подхода в обучении. . В практике моей работы были использованы следующие  формы и приемы работы по SMART– технологии: мозаика по сказке "Снежная королева" Х.К.Андерсена, кубик-иллюстратор по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева",фотосюжет сказки "Снежная королева"Тест-контроль по "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина, "Немое кино" по роману М.Твена "Приключения Тома Сойера," временная линия Н.В.Гоголя ,тест по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", литературная викторина на тему "Этапы биографии и творчества Н.В.Гоголя", упражнение "Выбор изображения" из комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", клоуз-тест-перевёртыш по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", кубик-иллюстратор по повести А.Грина "Алые паруса" и другие.

"Расскажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь."

Китайская пословица

Эта китайская пословица самым лучшим образом характеризует основной принцип SMART- технологий

     На интерактивной доске можно работать с текстом и изображениями, создавать заметки с помощью специальной ручки, просматривать электронные энциклопедии, коллективно работать с заданиями электронных образовательных программ, создавать с помощью шаблонов и изображений собственные задания для уроков, демонстрировать презентации, созданные учащимися, и многое другое.

SMART -  технологии позволяют широко использовать электронные 

пособия, представляющие собой справочники по теории 

литературы, энциклопедические статьи. 

     Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей 

мировой и  русской литературы позволяют видеоматериалы, 

медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать,

распечатывать отдельно от текста.

Таким образом, исходя из собственного опыта, считаю, что работа по SMART -технологиям  на уроке дает мне возможность проявлять свои профессиональные и творческие способности, создавать атмосферу сотрудничества и успешности для моих учеников, повышать их мотивацию и самооценку, желание творить и радоваться новым открытиям в познании русского языка и литературы.

 

Литературные и интернет-источники: 1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995 2. Базовый учебник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Автор-составитель Г.С.Меркин – М.: ООО «Тид «Русское слово - РС», 2010 3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994. 4. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах //Информатика и образование. - 2001. - №5. 5. Старикова Т. Л. Приемы работы с интерактивной доской на уроках русского языка, 2008 (http://ito.edu.ru/2008/MariyE) 6. Ф.Е.Соловьёва. Уроки литературы. 5 класс. Методическое пособие. «Русское слово"-2011 7. Программа курса "Литература" 5-9 классы - "Русское слово" -2012 8. http://nsportal.ru/ap/shkola/literatura/lib

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "SMART - технологии на уроках русского языка-Статья"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист сварочного производства

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 668 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.04.2020 1014
    • DOCX 54 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лукьянчикова Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лукьянчикова Елена Петровна
    Лукьянчикова Елена Петровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 91188
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 209 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 457 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 545 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 639 человек

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы финансовой отчетности

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 40 человек