Консультация
для родителей (учителей)
Ребёнок читает медленнее всех. Как ему
помочь?
Ребёнок
читает медленнее всех в классе?
Как ему
помочь?
Вот несколько
симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности
в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта
частоты встречаемости.
1.Не любит играть со звуками и
рифмовками.
2.Не правильно произносит или
путает звуки в произношении.
3.Испытывает затруднения в
звукобуквенном и слоговом анализе.
4.Испытывает затруднения в
запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.
5.Пропускает части слов при чтении
и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.
6.Постоянно жалуется, что трудно
читать и испытывает головную боль.
7. Не любит читать вслух
8.Не испытывает интереса к тому,
что читают ему взрослые.
7.Держит книгу слишком близко к
глазам.
8.Немного косит.
9. Часто трёт глаза.
10. При чтении прикрывает или
закрывает один глаз.
11. Поворачивает голову, блокируя
тем самым работу одного глаза
12. Пишет буквы и слова задом
наперёд.
13.Пытается избежать чтения и
домашних заданий.
15. Плохо пишет и обладает плохим
почерком.
16. Испытывает трудности в
запоминании, индетификации и воспроизведении основных геометрических фигур.
17.Быстро устаёт.
18.Делает домашнюю работу гораздо
дольше.
Несколько
факторов, которые могут снижать скорость чтения.
- Возможности артикуляционного
аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).
-Недоразвитие навыков звукового и
слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.
- Нарушение
зрительного и пространственного восприятия (особенно у
леворуких детей) - ребенок упорно путает определенные буквы, плохо
запоминает буквы.
-Нарушения зрения - часто взрослые
не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить
этот фактор.
-Узкое поле зрение - у любителей
читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться,
чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые
мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку,
а могут разглядеть всего несколько слов.
-Регрессии. Это
возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда
смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе
ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла
заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные
движения глаз влияют на скорость чтения.
-Дополнительные факторы, которые
влияют на скорость - это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас,
тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо
разгадать как можно больше значений слов.
-Скорость чтения может зависеть от
интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по
возрасту литературой.
-Незрелость нервной системы,
повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять,
что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится
вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.
-Нежелание ребёнка читать - тогда
вам взрослым требуется задуматься, а всё ли вы правильно делаете.
|
|
|
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ТРУДНОСТЕЙ
|
ВОЗМОЖНЫЕ
ПРИЧИНЫ
|
1. Плохо запоминает конфигурацию букв.
|
1. Недостаточность сформированность
зрительной памяти.
2. Слабая концентрация внимания.
3. Недостатки методики обучения.
|
2. Недостаточное различение близких по
конфигурации букв (п-н, в-а, г-т), путает буквы при чтении.
|
1. Недостаточность сформированность
зрительного восприятия
2. Недостаточность сформированность
зрительной памяти.
3. Низкий уровень объема и распределения
внимания.
|
3. Перестановка букв при чтении (рак – кар,
нос-сон)
|
1. Недостаточность сформированность
зрительного восприятия.
|
4.Замены букв, неправильное произношение
при чтении.
|
1. Недостаточная сформированность
звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.
|
5. Трудность слияния букв при чтении (каждая
буква читается отдельно, вместе трудно).
|
1. Недостаточная сформированность
зрительно-пространственного восприятия.
2.Недостаточная зрелость коры головного
мозга.
|
6. Пропуски слов букв, «невнимательное
чтение».
|
1. Функциональная слабость центральной
нервной системы.
2. Слабая концентрация внимания.
3. Выраженное утомление.
|
7. Пропуски букв, слогов. Угадывание,
возвратные движения глаз, «спотыкающийся ритм».
|
1. Форсирование скорости чтения
(недостатки методики обучения).
|
8. Быстрый темп чтении, но плохое
восприятие прочитанного.
|
1. Форсирование скорости чтения
(недостатки методики обучения).
|
9. Очень медленный темп чтения (побуквенное
или послоговое), без продвижения в течение года.
|
1. Недостаточная сформированность
зрительно-пространственного восприятия.
2. Недостаточная сформированность
звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.
3. Низкий уровень концентрации и
устойчивости внимания. Выраженное утомление.
|
10. Медленный темп чтения есть
продвижения в течение года.
|
1. Индивидуальные особенности темпа
деятельности.
|
Виды
трудностей при обучении чтению и их возможные причины.
Как
помочь?
Человек запоминает
не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то
умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем
чаще они будут проводиться, тем лучше.
-Гораздо
лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут и ещё и пред сном.
-Чтение нужно контролировать и слушать,
чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении
незнакомых ему слов.
-Развитие чтения тормозится из-за
слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает
первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память
ребёнка при помощи специальных упражнений.
-Не избегайте заданий на зрительную
концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что
изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.
-Расширяйте периферийное зрение ребёнка,
которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно,
ускорить процесс чтения (таблицы Шульте). Он - лайн упражнения можно найти
здесь. http://magicspeedreading.com/k/key_kak_razvit_zritelnuu_pamiat.html.
-Если проблема у ребёнка в трудностях
артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную
гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
-Используйте
приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок,
читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
-Не надо проверять медленно
читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в
дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не
имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать
это как можно более не заметней для вашего ребенка.
-Хвалите ребёнка за каждый успех, он
должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше унижайте.
Успехов вам!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.