Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРебенок медленно читает. ПОЧЕМУ?

Ребенок медленно читает. ПОЧЕМУ?

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей (учителей)

Ребёнок читает медленнее всех. Как ему помочь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Ребёнок читает медленнее всех в классе?

Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1.Не любит играть со звуками и рифмовками.

2.Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3.Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4.Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5.Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6.Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух

8.Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

7.Держит книгу слишком близко к глазам.

8.Немного косит.

9. Часто трёт глаза.

10. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

11. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза

12. Пишет буквы и слова задом наперёд.

13.Пытается избежать чтения и домашних заданий.

15. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

16. Испытывает трудности в запоминании, индетификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

17.Быстро устаёт.

18.Делает домашнюю работу гораздо дольше.

 

 

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

- Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

 -Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

- Нарушение зрительного  и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) - ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

 -Нарушения зрения - часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

-Узкое поле зрение - у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости  останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а  могут разглядеть всего несколько слов.

-Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного  предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

-Дополнительные факторы, которые влияют на скорость - это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше  значений слов.

-Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится  вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

-Нежелание ребёнка читать - тогда вам взрослым требуется задуматься, а всё ли вы правильно делаете.

 

 

 

 

 


ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

1. Плохо запоминает конфигурацию букв.

1. Недостаточность сформированность зрительной памяти.

2. Слабая концентрация внимания.

3. Недостатки методики обучения.

2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв (п-н, в-а, г-т), путает буквы при чтении.

1. Недостаточность сформированность зрительного восприятия

2. Недостаточность сформированность зрительной памяти.

3. Низкий уровень объема и распределения внимания.

3. Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос-сон)

1.  Недостаточность сформированность зрительного восприятия.

4.Замены букв, неправильное произношение при чтении.

1. Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.

5. Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, вместе трудно).

1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия.

2.Недостаточная зрелость коры головного мозга.

6. Пропуски слов букв, «невнимательное чтение».

1. Функциональная слабость центральной нервной системы.

2. Слабая концентрация внимания.

3. Выраженное утомление.

7. Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз, «спотыкающийся ритм».

1. Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения).

8. Быстрый темп чтении, но плохое восприятие прочитанного.

1. Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения).

9. Очень медленный темп чтения (побуквенное или послоговое), без продвижения в течение года.

1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия.

2. Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.

3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Выраженное утомление.

10. Медленный темп чтения есть продвижения в течение года.

1. Индивидуальные особенности темпа деятельности.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины.

 

Как помочь?

Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.

 

 -Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут и ещё и пред сном.

-Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.

-Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.

-Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды,  шарады. 

-Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте). Он - лайн упражнения можно найти здесь. http://magicspeedreading.com/k/key_kak_razvit_zritelnuu_pamiat.html.

-Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.

-Используйте приём параллельного чтения. Читайте  то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

-Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения.  У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.

-Хвалите ребёнка за каждый успех,  он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше унижайте.

 

                                                Успехов вам!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Ребенок медленно читает. ПОЧЕМУ?"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 310 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.05.2020 233
    • DOCX 7.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ильиных Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59445
    • Всего материалов: 212

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 474 человека из 73 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 28 регионов

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе