+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаРабочая программа по русскому языку 6 класс

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Русский язык 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дубровская средняя школа; авторской программы по русскому языку к учебнику для 6 класса авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2014).

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Русский язык и литература»

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе

  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний

    • разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умения стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка

    • разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Общая характеристика программы

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность

  • начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы

  • индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

    • программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

    • программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования

  • самореализации личности. Будучи формой хранения

  • усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Место предмета

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы О языке – 1 ч.

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 классе) – 7 ч.

Правописание – 6 ч. Речь – 1 ч (в т. ч. 1 Р.Р.).

Морфология. Речь (на основе изученного в 5 классе) – 65 ч (в т. ч. 3 К.Р., 9 Р.Р.).

Части речи и члены предложения – 4 ч.

Имя существительное – 16 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

Речь. Стили речи – 5 ч (в т. ч. 5 Р.Р.).

Имя прилагательное – 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.). Текст – 3 ч (в т. ч. 3 Р.Р.).

Глагол – 17 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.). Морфология. Речь – 130 ч (в т. ч. 4 К.Р., 20 Р.Р.). Причастие – 40 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

Типы речи. Повествование – 4 ч (в т. ч. 4 Р.Р.). Деепричастие – 33 ч (в т. ч. 1 К.Р., 3 Р.Р.).

Типы речи. Описание – 2 ч (в т. ч. 2 Р.Р.).

Имя числительное – 22 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.). Типы речи. Описание (продолжение) – 2 ч (в т. ч.

2 Р.Р.).

Местоимение – 24 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

Речь. Текст – 3 ч (в т. ч. 4 Р.Р.).

Итоговый контроль – 1 ч.

Содержание тем учебного курса

О ЯЗЫКЕ

Слово – основная единица языка.

РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (повторение изученного в 5 классе).

Речь. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах. Развитие речи (далее – Р.Р.). Тип речи. Стиль речи.

Основная мысль текста. Составление диалога. Стилистический анализ текста.

Правописание

Орфография и пунктуация. Употребление прописных букв. Буквы ъ и ь. Орфограммы корня. Правописание окончаний. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

Речь. Что мы знаем о тексте.

МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ (на основе изученного в 5 классе).

Части речи и члены предложения.

Имя существительное

Морфологические признаки имени существительного. Словообразование имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Употребление имен существительных в речи. Произношение имен существительных.

    • Составление плана сообщения на лингвистическую тему. Устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Контрольная работа (далее – К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Речь. Стили речи

Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение. Характеристика делового стиля.

    • Сравнительный анализ текстов. Сообщение на лингвистическую тему. Составление текста объявления. Составление делового описания. Составление инструкции.

Имя прилагательное

Морфологические признаки имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Буквы н

  • нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Употребление имен прилагательных в речи. Произношение имен прилагательных.

    • Анализ поэтического текста. Сочинение по картине А.М. Герасимова «Дары осени». Устное сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Сенокос».

К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Текст

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором. Как исправить текст с неудачным повтором.

    • Комплексный анализ текста. Редактирование текста. Конструирование текста.

Глагол

Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Правописание приставок при- и пре-. Буквы ыи в корне после приставок. Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов. Проверьте свою подготовку по орфографии.

    • Анализ поэтического текста. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ Причастие

Что такое причастие. Причастный оборот. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие причастия. Буквы н и нн в причастиях. Слитное и раздельное написание не с причастиями.

    • Сжатое изложение. Устное выступление на лингвистическую тему.

К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Причастие». Тест № 1 по теме «Причастие».

Типы речи. Повествование

Повествование художественного и разговорного стилей. Повествование в рассказе. Повествование делового и научного стилей.

    • Комплексный анализ художественного текста. Рассказ по картинам Н. Радлова. Изложение с творческим заданием. Составление сборника рассказов «Однажды…». Составление книги «Полезные советы».

Деепричастие

Что такое деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Употребление причастий и деепричастий

  • речи. Произношение причастий и деепричастий. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

    • Анализ поэтического текста. Сжатое изложение. Устное выступление на лингвистическую тему. Комплексный анализ текста.

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие». Тест № 2 по теме «Деепричастие».

Типы речи. Описание

Описание места.

    • Различные виды пересказа. Пересказ текста с использованием иллюстраций. Художественное описание «Моя комната».

Имя числительное

Что обозначает имя числительное. Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Изменение порядковых числительных. Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.

    • Составление рассказа по картинкам. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Комплексный анализ текста. Сочинение по картине З.Е. Серебряковой «За завтраком».

К.Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Числительное». Тест № 3 по теме «Числительное».

Типы речи. Описание (продолжение). Описание состояния окружающей среды.

  • Сочинение-описание (миниатюра) «Ливень». Сочинение-описание «Сегодняшний день».

Местоимение

Какие слова называются местоимениями. На какие разряды делятся местоимения по значению. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений.

  • Конструирование текста. Комплексный анализ текста. Сочинение-описание (рассуждение) по картине А.А. Рылова «Цветистый луг». Анализ поэтического теста. Составление рассказа по картинкам Н. Радлова.

К.Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Местоимение». Тест № 4 по теме «Местоимение».

Речь. Текст

Соединение в тексте разных типовых фрагментов. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

  • Изложение с творческим заданием. Сочинение «Как я однажды искал грибы». Комплексный анализ текста. Редактирование текста. Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Лесистый берег».

К.Р. Итоговый диктант с грамматическим заданием.

Требования к результатам освоения программы по русскому языку

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  1. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  1. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного

    • письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ

    • отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,

а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников

      • небольшими сообщениями, докладами;

    1. применение приобретенных знаний, умений

  • навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

    1. коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

    1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

    2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

    1. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

    1. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог

  • их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового

стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

    1. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

    1. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

    1. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков

  • структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

    1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии

  • использование их в собственной речевой практике;

    1. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Форма организации образовательного процесса:

классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Учебно-методический комплект

  • Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11кл./сост.Е.И.Харитонова.-М.:Дрофа,2014

  • Русский язык. Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений./ Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014.

Автор
Дата добавления
05.10.2018
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 29
Номер материала
799
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.