Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по русскому языку 6 класс

Рабочая программа по русскому языку 6 класс

Скачать материал

 

Русский язык  6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  основного общего образования, на основе основной  образовательной   программы  основного  общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Дубровская средняя школа; авторской программы по русскому языку к учебнику для 6 класса авторов М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова (М.: Дрофа, 2014).

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Русский язык и литература»

 

 

Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе

 

    Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний

в  разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

 

    овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

 

    приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умения стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

 

    развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка

 

в  разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

 

    совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

 

Общая характеристика программы

 

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность

 

с начальной школой, авторы выстраивают обучение русскому языку в 6 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы

 

с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.

 

Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

 

Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.

 

В      программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.

 

Разделы учебника «Русский язык. 6 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).

 

В       программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

 

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования

и самореализации личности. Будучи формой хранения

и  усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

 

Место предмета

 

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.

 

Распределение учебных часов по разделам программы  О языке – 1 ч.

 

Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 классе) – 7 ч.

 

Правописание – 6 ч. Речь – 1 ч (в т. ч. 1 Р.Р.).

 

Морфология. Речь (на основе изученного в 5 классе) – 65 ч (в т. ч. 3 К.Р., 9 Р.Р.).

 

Части речи и члены предложения – 4 ч.

Имя существительное – 16 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

Речь. Стили речи – 5 ч (в т. ч. 5 Р.Р.).

 

Имя прилагательное – 20 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.). Текст – 3 ч (в т. ч. 3 Р.Р.).

 

Глагол – 17 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.). Морфология. Речь – 130 ч (в т. ч. 4 К.Р., 20 Р.Р.). Причастие – 40 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

Типы речи. Повествование – 4 ч (в т. ч. 4 Р.Р.). Деепричастие – 33 ч (в т. ч. 1 К.Р., 3 Р.Р.).

Типы речи. Описание – 2 ч (в т. ч. 2 Р.Р.).

 

Имя числительное – 22 ч (в т. ч. 1 К.Р., 1 Р.Р.). Типы речи. Описание (продолжение) – 2 ч (в т. ч.

2 Р.Р.).

Местоимение – 24 ч (в т. ч. 1 К.Р., 2 Р.Р.).

Речь. Текст – 3 ч (в т. ч. 4 Р.Р.).

Итоговый контроль – 1 ч.

 

 

Содержание  тем  учебного курса

 

О ЯЗЫКЕ

Слово – основная единица языка.

 

РЕЧЬ. ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (повторение изученного в 5 классе).

 

Речь. Что мы знаем о речи, ее стилях и типах. Развитие речи (далее – Р.Р.). Тип речи. Стиль речи.

 

Основная мысль текста. Составление диалога. Стилистический анализ текста.

Правописание

 

Орфография и пунктуация. Употребление прописных букв. Буквы ъ и ь. Орфограммы корня. Правописание окончаний. Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными.

Речь. Что мы знаем о тексте.

 

МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ (на основе изученного в 5 классе).

Части речи и члены предложения.

Имя существительное

Морфологические признаки имени существительного. Словообразование имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Употребление имен существительных в речи. Произношение имен существительных.

 

Р.Р.                     Составление плана сообщения на лингвистическую тему. Устное сочинение по картине В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Контрольная работа (далее – К.Р.). Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

 

Речь. Стили речи

Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля. Определение научного понятия. Рассуждение-объяснение. Характеристика делового стиля.

 

Р.Р.                     Сравнительный анализ текстов. Сообщение на лингвистическую тему. Составление текста объявления. Составление делового описания. Составление инструкции.

 

Имя прилагательное

Морфологические признаки имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Буквы н

 

и  нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных. Употребление имен прилагательных в речи. Произношение имен прилагательных.

 

Р.Р.Анализ поэтического текста. Сочинение по картине А.М. Герасимова «Дары осени». Устное сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Сенокос».

 

К.Р. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

 

Текст

Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором. Как исправить текст с неудачным повтором.

 

Р.Р.                     Комплексный анализ текста. Редактирование текста. Конструирование текста.

 

Глагол

Морфологические признаки глагола. Словообразование глаголов. Правописание приставок при- и пре-. Буквы ыи в корне после приставок. Употребление глаголов в речи. Произношение глаголов. Проверьте свою подготовку по орфографии.

 

Р.Р.Анализ поэтического текста. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».


К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

 

МОРФОЛОГИЯ. РЕЧЬ Причастие

 

Что такое причастие. Причастный оборот. Образование причастий. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие причастия. Буквы н и нн в причастиях. Слитное и раздельное написание не с причастиями.

 

Р.Р. Сжатое изложение. Устное выступление на лингвистическую тему.

 

К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Причастие». Тест № 1 по теме «Причастие».

Типы речи. Повествование

Повествование художественного и разговорного стилей. Повествование в рассказе. Повествование делового и научного стилей.

Р.Р.                     Комплексный анализ художественного текста. Рассказ по картинам Н. Радлова. Изложение с творческим заданием. Составление сборника рассказов «Однажды…». Составление книги «Полезные советы».

Деепричастие

Что такое деепричастие. Деепричастный оборот. Правописание не с деепричастиями. Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. Употребление причастий и деепричастий

 

в речи. Произношение причастий и деепричастий. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

 

Р.Р.                     Анализ поэтического текста. Сжатое изложение. Устное выступление на лингвистическую тему. Комплексный анализ текста.

 

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Деепричастие». Тест № 2 по теме «Деепричастие».

Типы речи. Описание

Описание места.

Р.Р.                     Различные виды пересказа. Пересказ текста с использованием иллюстраций. Художественное описание «Моя комната».

Имя числительное

Что обозначает имя числительное. Простые, сложные и составные числительные. Их правописание. Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание. Изменение порядковых числительных. Употребление числительных в речи. Произношение имен числительных.

 

Р.Р.                     Составление рассказа по картинкам. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Комплексный анализ текста. Сочинение по картине З.Е. Серебряковой «За завтраком».

К.Р. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Числительное». Тест № 3 по теме «Числительное».

Типы речи. Описание (продолжение). Описание состояния окружающей среды.

 

Р.Р.                     Сочинение-описание (миниатюра) «Ливень». Сочинение-описание «Сегодняшний день».

Местоимение

Какие слова называются местоимениями. На какие разряды делятся местоимения по значению. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Употребление местоимений в речи. Произношение местоимений.

Р.Р.                     Конструирование текста. Комплексный анализ текста. Сочинение-описание (рассуждение) по картине А.А. Рылова «Цветистый луг». Анализ поэтического теста. Составление рассказа по картинкам Н. Радлова.

 

К.Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Местоимение». Тест № 4 по теме «Местоимение».

Речь. Текст

Соединение в тексте разных типовых фрагментов. Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации.

 

Р.Р.                     Изложение с творческим заданием. Сочинение «Как я однажды искал грибы». Комплексный анализ текста. Редактирование текста. Сочинение-описание картины И.И. Левитана «Лесистый берег».

К.Р. Итоговый диктант с грамматическим заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к результатам освоения программы по русскому языку

 

 

Личностные результаты:

 

1)    понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

 

2)    осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 

3)достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметные результаты:

1)    владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного

и письменного сообщения;

 

    владение разными видами чтения;

    адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

 

    способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

 

    овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ

 

и  отбор;

    умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 

    способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий,

а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 

    умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

 

    умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

 

    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

 

    владение разными видами монолога и диалога;

    соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

 

    способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

 

    способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

 

    умение выступать перед аудиторией сверстников

с  небольшими сообщениями, докладами;

 

2)применение приобретенных знаний, умений

и                   навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

 

3)    коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

 

Предметные результаты:

1)    представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2)    понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

 

3)    усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

 

4)    освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог

 

и  их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового

стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

 

5)    овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

 

6)    опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

 

7)    проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков

 

и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

 

8)    понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии

 

ииспользование их в собственной речевой практике;

9)    осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Форма  организации  образовательного  процесса:

классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

 

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

 

 

Учебно-методический комплект

 

·        Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11кл./сост.Е.И.Харитонова.-М.:Дрофа,2014

 

·        Русский язык. Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений./ Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014.



 




 

 

 


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русскому языку 6 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 462 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.04.2020 360
    • DOCX 38.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Искалиева Ания Раильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Искалиева Ания Раильевна
    Искалиева Ания Раильевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75106
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1537 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 899 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе