Планируемые
результаты освоения учебного курса
Программа предмета «Вокруг тебя мир» разработана на основе
образовательной программы "Распространение знаний о международном гуманитарном
праве в общеобразовательных учреждениях РФ", в которой участвуют три
стороны: Министерство образования Российской Федерации, Международный Комитет
Красного Креста и Российское общество Красного Креста, и Методических
рекомендаций к учебнику Вокруг тебя мир/ К. Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова,
Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н.Пискунова: 5 класс. – М.: Наука/Интерпериодика,
1997
Все тексты произведений, изучаемые в курсе «Вокруг тебя – Мир»,
объединены общей гу-манистической этико-философской проблематикой и имеют
художественно- эстетическую ценность.
Данная
программа:
·
Дополняет учебники
основного курса литературы;
·
Согласовано с основными
программами по литературе, рекомендованными Министерством образования и науки
РФ;
·
Решает задачи
литературного образования в гармоническом сочетании с решением воспитательных
задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и
воспитывающего характера;
·
Способствует решению задач
литературного образования (формированию читательского вкуса, умению
анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого
потенциала уч-ся. их речи и т.п.)
Преподавание предмета «Вокруг тебя мир» направлено на достижение
следующих целей
- подготовить детей к восприятию основ международного гуманитарного
права;
- формировать навыки содержательного, смыслового и стилевого анализа художественного
текста;
- формировать читательские навыки;
- развивать речь детей.
В результате освоения программы по предмету « Вокруг тебя –
Мир» учащиеся должны достичь определённых результатов
Личностные результаты:
·
воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России;
·
усвоение
гуманистических принципов;
·
формирование
начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
·
формирование
основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
·
освоение
основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
·
развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
·
формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
·
формирование предпосылок
для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
·
развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
·
умение
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
·
умение
самостоятельно планировать пути достижения целей;
·
умение
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять элементарный
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
·
умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
·
владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
·
умение
определять понятия, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
·
умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
·
умение
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
·
умение
планировать и регулировать свою деятельность;
·
владение
устной и письменной речью; монологической контекстной речью; смысловым чтением;
·
формирование и
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий.
Предметные
результаты:
·
иметь представление об
этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни,
деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за
последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); об основных понятиях
и нормах международного гуманитарного права, об источниках МГП, об истории
создания Международного Комитета Красного Креста и Российского общества
Красного Креста;
·
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
·
знать основные приемы анализа
произведений художественного характера; способы выражения в художественном и
публицистическом тексте авторской позиции; основные направления деятельности
МККК (защита и оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов: раненым,
больным, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море,
военнопленным, гражданскому населению);
·
уметь выявлять в
художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим,
социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;
писать сочинения по прочитанным произведениям
·
уметь
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
·
уметь правильно
употреблять основные понятия МГП;
·
анализировать проблемные
ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. О
правилах
Гуманистический
компонент. Разнообразные правила и обычаи регулируют взаимоотношения
людей. Соблюдение определенных правил способствует защите людей.
Литературоведческий
компонент. Литературная (авторская) сказка. Композиция сказки.
Поучительность как жанровый признак сказки.
Слова, которые
вводятся в тезаурус школьников: привила, ограничение, запрет.
Сказка
"Общее счастье (из фольклора народов Северного Кавказа)
Т.Александрова
"Светофорчик" (сказка)
Раздел 2. Об
уважении и сострадании
Гуманистический
компонент. Взаимное уважение достоинства вне зависимости от различий - вот
основа правил, по которым должны строиться отношения между людьми.
Литературоведческий
компонент. Литературная сказка, композиция, роль художественной детали.
Слова, которые
вводятся в тезаурус школьников: уважение, достоинство, сострадание.
Анри Дюнан – основатель
Красного Креста
Е.Носов "Трудный
хлеб" (рассказ) (А.Платонов "Неизвестный цветок"
(сказка-быль))
О.Уайльда
"Мальчик-звезда" (сказка)
Раздел 3. О войне
Гуманистический
компонент. Даже на войне есть место для проявления гуманности.
Литературоведческий
компонент. Сравнительная характеристика героев; жанр дневниковых записей.
Дневниковые записи. Исторический фон художественного произведения.
Лаборатория писателя. Прототип.
Слова, которые
вводятся в тезаурус школьников: конфликт, вооруженный конфликт, военнопленный,
защита, гуманность.
Л.Толстой
"Война и мир" (отрывки из романа)
Д.Давыдов "1812
год" (отрывок из дневника)
Последнее уничтожение
на Бородинском поле
В.Катаев «Сын полка»
(отрывки из повести)
Раздел 4. О
деятельном сострадании
Гуманистический
компонент. Сострадание, уважение достоинства других людей лежат как в основе
гуманных поступков людей, так и в основе правил, направленных на защиту
человека.
Литературоведческий
компонент. Композиция эпического произведения малой формы. Рождественский
рассказ. Мемуары.
Слова, которые
вводятся в тезаурус школьников: деятельное сострадание, помощь.
А.Куприна
"Чудесный доктор" (рассказ)
А.Лиханов «Мальчик,
которому не больно»
В.Шукшин «Дядя
Ермолай»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.