Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа элективного курса "Лингвокультурологический анализ текста"

Рабочая программа элективного курса "Лингвокультурологический анализ текста"

Скачать материал

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

___________________________________

 

Утверждаю

                                                                                                                                                             Директор МБОУ     

                  ____________________

Приказ №_____

от  ________20____ г.

             

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса

 «Лингвокультурологический анализ текста»

ДЛЯ 11 КЛАССА

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

(«Программы  элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9 – 11 классов средней школы / под ред. Л.В. Шамрей. – Н.Новгород: 147 стр., 2009.)  Программа рассчитана на 34 ч.

 

Рассмотрено на заседании

                                                                                                               методического объединения  учителей

                                                                                                               русского языка и литературы

                                                                                                               Протокол № _  от ______________г.                                                                                                          

                                                                     Руководитель:      

                                                                                             __________/________________./

                                                                                                                                     

                                                                                                                 Автор - составитель:

И.К.Лизякина,

                                                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                                                                          высшей  квалификационной категории

 

 

 

20____ год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Лингвокультурологический анализ текста» для обучающихся 11класса  соответствует требованиям компонента  Государственного образовательного стандарта. Разработана на основе

·        Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089),

·         «Программы элективного курса «Лингвокультурологический анализ текста»  для учащихся 10-11 классов  общеобразовательных учреждений. Составители: Шамрей Л.В., Дербенцева Л.В., Султанова А.В., Тихонова С.В. (Сборник «Программы  элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9 – 11 классов средней школы / под ред. Л.В. Шамрей. – Н.Новгород: 147 стр., 2009.)

Программа составлена в соответствии  с Обязательным минимумом содержания среднего общего образования.

  Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения родного языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблемами нравственности, национального исторического сознания, т.е.лингвокультурологически.

              Целью курса является расширение специфического словаря учащихся, т.е.отбор содержания сконцентрирован на абстрактных существительных, выражающих мир эмоций, психологических состояний человека.

               Задачи курса:

  1. Освоение «эмоционального» словаря, включающего десятки слов – концептов.
  2. Развить у учащихся целостное представление о внутреннем мире человека и расширить активный словарь, что облегчает анализ произведения и создание собственного текста.
  3. Свойственный языку взгляд на мир, отчасти национально специфичен, поэтому в данном элективном курсе особое внимание уделить возможности диалога, варьированию в лексике значений и смыслов.
  4. Содействовать повторению наиболее сложных тем основного курса русского языка (причастие, деепричастия, обогащение словаря, конструирование метафор).

Создать условия  для проведения интегрированных уроков русского языка, литературы и МХК.

  Предполагаемый результат обучения — свободное владение учащимися абстрактной лексикой на уровне творческих, самостоятельных работ различного типа.

       

 

 

 

 

 

 

Учебно — тематический план

п/п

Наименование разделов и дисциплин

В том числе

Всего часов

лекции

Семинары, практикумы, тренинги и т.п.

Сам.работа

1

введение

1

1

 

 

2

Слова в словаре

2

1

1

 

3

Слово в контексте словосочетания

2

1

1

 

4

Художественный текст как лингвокультурологическая загадка

6

2

3

1

5

Слово в научном тексте

4

1

3

 

6

Слово в публицистическом тексте

8

2

4

2

7

Слово в средствах массовой информации

2

 

2

 

8

Слово в современной литературе

8

2

3

3

9

Заключение

1

1

 

 

 

Итого

34

11

23

 

  

                       В программу данного элективного курса мною внесены следующие изменения: так как темы №3,№5,№6,№7 могут содействовать подготовке учащихся к ЕГЭ (заданий №24,25), то в качестве контроля и домашних заданий применяются демоверсии сайта ФИПИ .

            

Содержание курса

                        Введение. Язык — культура — личность. Ценностная картина мира. Понятие о культурном концепте.

                             Тема №1. Слово в словаре.

                     Слово — образ — понятие. Внутренняя форма слова (этимологический аспект). Определение лексического значения и его вариаций (Даль, Ожегов). Подбор синонимов, антонимов и пр. (по специальным словарям). Семантика слова в пословицах и поговорках (варьирование значения слова в контексте цельного высказывания, устойчивого оборота). Работа со словарями крылатых и образных выражений. Словарь иностранных слов: какие из них вошли в современный русский язык. Роль мифологических словарей, словарей специальных терминов в развитии лигвистической культуры человека.

                            Формы занятий: исследовательская работа по темам, семинар, творческая работа — создание литнгвокультурологического словаря к текстам, самостоятельный анализ лексики (её частотности и значений) в прессе, телепередачах, публицистике.

 

                             Тема №2. Слово в контектсте словосочетания, предложения.

                           Предметная и абстрактная лексика. Закон лексической сочетаемости слов. Природа речевой метафоры. Метафора как стилистический прием. Метафорический образ. Ассоциативно — смысловые связи слов и их сопряженность.

                                 Формы  занятий: самостоятельная учащихся, работа в группах, учебная конференция.

                            Тема №3. Художественный текст как лингвокультурологическая загадка.

                             Как читать текст, чтобы его понять. Связность и цельность текста (способы связи слов по горизонтали и вертикали).  Значение и смысл текста как понятия. Интерпретация текста как личное понимание его. Ассоциация как связь текстов (понятие об интеллектуальности, тексте и контексте).

                              Формы занятий: лингвопоэтический анализ текстов различного типа, создание текстов на основе композиционной схемы, на основе развертывания первой фразы, на основе национально — культурных ассоциаций, на основе поэтических цитат и реминисценций, на основе развертывания по ассоциации заданного художественного образа, создание лингвокультурологического эссе.

 

                           Тема №4. Слово в научном тексте (структурно — семантический анализ).

              Чтение и анализ лингвистических текстов.  Чтение и анализ литературоведческих текстов. Чтение и анализ философских текстов. Системы понятий. Определение  значений в словаре и контексте фрагмента научного исследования.

            Формы занятий: работы со словарями; выявление «цепочки понятий» по вертикали в научном тексте; создание научного рассуждения (микротекст, миниатюра) по заданной теме или термину; конкурс на лучшую работу.

                           

                              Тема №5. Слово в публицистическом тексте.

              Слово и стиль. Понятие о стиле эпохи. Индивидуальный стиль. Анализ  эссе писателей (19 и 20 вв.). Создание  публицистического текста, текста в жанре лингвокультурологического эссе, рассуждения с различными усложняющими задачами (включением цитат, риторических вопросов и восклицаний, сравнений и антитезы, «лирических отступлений», диалога).

                      Формы занятий: самостоятельная работа учащихся, семинар. Лабораторная работа, проект «Создание рукописного журнала», редактирование текстов.

 

                                 Тема №6.  Слово в средствах массовой информации.

                   Газетные и журнальные жанры (проблемная статья, очерк, интервью, репортаж, хроника собтыий, сообщение, фельетон). Частотный анализ лексики и ее значений в средствах массовой информации. Создание тематических выпусков виртуальных и реальных газет, журналов.

                         Формы занятий: исследовательская работа в группах, самостоятельная работа, творческая работа, моделирование изданий.

 

                                 Тема №7.  Слово в современном литературе.

                  Сочетание традиционной и новой лексики. Пополнение словаря современного человека (литературы) путем семантического преобразования и путем заимствования. Нейтрализация просторечных и диалектных слов. Усиление аналитизма в русском языке (увеличение числа несклоняемых существительных и прилагательных; расщепление «двувидовых» глаголов).

                        Увеличение числа простых предложений, вопросно — ответных конструкций, примыкающих и парцеллированных конструкций и др. Произношение заимствованных слов (сведение к русским  или ассимилированным). Система стилей. Новые типы их взаимодействия (усиление роли разговорного стиля, сближение с внелитературными системами). Усиление диалогичности книжной речи.

                    «Языковая смута»эпохи (семантическая напряженность, семантический «взрыв», семантическое варьирование, гиперонимы и их природа в современном языке).

                               Нейтрализация стиля. Новая природа экспрессивности стиля. Обилие речевых штампов, словесных клише. Новая роль церковнославянизмов. Жизнь иностранных слов в современном русском литературном языке. Деидеологизация лексики. Компьютерные термины, образы, понятия в современном языке. Понятие семантического «сдвига» (расширение значений многих слов). Сходство и различие в развитии литературного языка в начале 20в и начале 21 века.

                           Формы занятий: самостоятельная исследовательская работа, создание проекта «Язык и стиль в художественном произведении» (на примере произведений современных писателей), дебаты по итогам комплексной творческой работы.

                            Заключение. Итоги работы учащихся. Анализ творческих работ.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате прохождения элективного курса обучающийся должен

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государств

 

 

Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:

  • анализ текста и его переработка;
  • составление собственного авторского текста;
  • рецензированиие и саморецензирование текста;
  • сочинение-рассуждение на заданную тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно — тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Язык — культура — личность.

         1

 

 

2

Слово — образ — понятие. Внутренняя форма слова. Семантика слова в пословицах и поговорках .

         1

 

 

3

Работа со словарями. Роль словарей в развитии лингвистической культуры человека

          1

 

 

4

Предметная и абстрактная лексика. Закон лексической сочетаемости слов.

         1

 

 

5

Природа речевой метафоры. Ассоциативно — смысловые связи слов и их сопряженность

         1

 

 

6

  Связность и цельность текста (способы связи слов по горизонтали и вертикали).

        1

 

 

7

Значение и смысл текста как понятия

        1

 

 

8

Интерпретация текста как личное понимание его.

        1

 

 

9

Ассоциация как связь текстов (понятие об интеллектуальности, тексте и контексте).

        1

 

 

10

Лингвопоэтический анализ текстов различного типа.

        1

 

 

11

Создание лингвокультурологического эссе

        1

 

 

12

Чтение и анализ лингвистических текстов.

        1

 

 

13

Чтение и анализ литературоведческих текстов.

        1

 

 

14

Чтение и анализ философских текстов.

        1

 

 

15

Системы понятий. Определение  значений в словаре и контексте фрагмента научного исследования.

        1

 

 

16

Слово и стиль. Понятие о стиле эпохи.

        1

 

 

17

18

19

20

21

Индивидуальный стиль. Анализ  эссе писателей (19 и 20 вв.).

        5

 

 

22

Создание  публицистического текста.

        1

 

 

23

Создание текста в жанре лингвокультурологического эссе.

        1

 

 

24

Газетные и журнальные жанры (проблемная статья, очерк, интервью, репортаж, хроника событий, сообщение, фельетон).

        1

 

 

25

Частотный анализ лексики и ее значений в средствах массовой информации. Создание тематических выпусков виртуальных и реальных газет, журналов.

        1

 

 

26

Сочетание традиционной и новой лексики. Пополнение словаря современного человека (литературы) путем семантического преобразования и путем заимствования. Нейтрализация просторечных и диалектных слов. Усиление аналитизма в русском языке

        1

 

 

27

Увеличение числа простых предложений, вопросно — ответных конструкций, примыкающих и парцеллированных конструкций и др. Произношение заимствованных слов. Система стилей. Новые типы их взаимодействия. Усиление диалогичности книжной речи.

        1

 

 

28

«Языковая смута»эпохи.

        1

 

 

29

 Нейтрализация стиля. Новая природа экспрессивности стиля. Обилие речевых штампов, словесных клише. Новая роль церковнославянизмов.

        1

 

 

30

Жизнь иностранных слов в современном русском литературном языке. Деидеологизация лексики. Компьютерные термины, образы, понятия в современном языке. Понятие семантического «сдвига». Сходство и различие в развитии литературного языка в начале 20в и начале 21 века.

         1

 

 

31-

34

Создание проекта «Язык и стиль в художественном произведении» (на примере произведений современных писателей)

        3

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа элективного курса "Лингвокультурологический анализ текста""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.02.2020 258
    • DOCX 75.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фомичева Светлана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фомичева Светлана Юрьевна
    Фомичева Светлана Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86692
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек