Приложение к заявлению
Миллер
Татьяна
Владимировна
учитель
русского языка и литературы
Черепановский район МКОУ «Бочкарёвская ООШ»
Тема
(направление) профессиональной деятельности педагога в межаттестационный
период (или проблема/тема профессионального проекта): «Формирование коммуникативной
компетенции через работу с текстом на уроках русского языка при
системно-деятельном подходе».
Цель
профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в
межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением,
проблемой): на основе анализа научной и методической литературы предложить
систему работы (методы, приёмы), позволяющую наиболее эффективно формировать
коммуникативную компетенцию обучающихся.
Задачи
профессиональной деятельности (или профессионального проекта),
обеспечивающие достижение цели: раскрыть сущность понятий коммуникативная
компетенция и коммуникативная
компетентность;
выявить степень изучения данного вопроса в научной и
методической литературе; определить наиболее эффективные методы, приёмы и
технологии, развивающие коммуникативную компетентность
- Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования
и реализации образовательного процесса
1.1.Обоснование
актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы
профессионального проекта):
Актуальность
темы ):
«Формирование коммуникативной компетенции через работу с текстом на уроках
русского языка при системно-деятельном подходе» определяется тем, что обучение
устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в
современной ситуации, когда снижается уровень национальной языковой культуры. В
связи с этим проблема коммуникативной компетенции нашла отражение во многих
законодательных федеральных документах: в Законе об образовании, в Концепции
модернизации российского образования, в национальных проектах Президента
Российской Федерации, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому
языку. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в
настоящее время одной из главных задач уроков русского языка так
как, во-первых, русский язык – это основа
национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её
богатствам;
во-вторых,
содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку
ориентировано не только обучению орфографии и пунктуации, сколько на
формирование языковой и духовной культуры, на воспитание человека, владеющего
нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства
в устной и письменной форме, соблюдая этические нормы общения;
в-третьих,
при сдаче ОГЭ и ЕГЭ особое внимание уделяется проверке речевых умений и
навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и
языкового анализа, созданию собственного высказывания на основе прочитанного
текста. Так же в системе заданий ЕГЭ важное место отводится проверке уровня
культурно-речевых навыков, навыков владения основными нормами русского
литературного языка.
Теоретико-методологическую основу опыта
составили: научные труды Т.А.Ладыженской, работы
Е.И.Никитиной, рекомендации Т.М.Пахновой и методика
поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Согласно
теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста.
На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов
(схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу
в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение
речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых
понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение
включается в систему ранее познанного. Основой для выбора
темы явилась дидактическая система работы методиста Г.М.Соколовой, Заслуженного
учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков,
речевого и интеллектуального развития учащихся в единстве.
Для определения уровня (низкий,
средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся
использованы специально разработаны методики А.П. Чудинова, З.И. Курцевой, Л.Г.
Антоновой, А.В. Филиппова, идеи С.А. Минеевой, Т.А. Долининой и др. В качестве
дидактического материала ученые предлагают использовать тексты, тесты, аудио- и
видеозаписи.
В качестве измерения коммуникативной компетентности учащихся я использовала те
материалы, которые связаны с созданием
(Представить
обоснование актуальности темы (направления)/ проблемы в соответствии
поставленным целям и задачам и с учетом особенностей организации.)
1.2
Ресурсное обеспечение и программно-методическое
сопровождение профессиональной деятельности (или реализации
профессионального проекта) в межаттестационный период:
Рабочая
программа по русскому языку для обучающихся 5-9 классов (составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования( Стандарт второго поколения), с учётом
образовательной программы МКОУ «Бочкарёвская ООШ», с учётом Примерной
программы по русскому языку (родному) для основной школы, авторской программы
по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Л.Н.Тростенцовой,
А.Д.Дейкиной и другими нормативными документами. (s_bock.che.edu54/ru/sveden/ifles/092e016b-5fef-4457-aa98-754acb6986ec.docx-Microsoft
Word)
Рабочая
программа по литературе для обучающихся 5-9 классов (составлена в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Стандарт второго поколения), с учётом
образовательной программы МКОУ «Бочкарёвская ООШ», с учётом Примерной
программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы , авторской программой
(Т.Ф.Курдюмова) и другими нормативными документами. (6acefa2e-b375-4be4-a664-ae8b5e63c15e2.doc
)
Рабочая
программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для обучающихся 5
класса
Программа
элективного курса для обучающихся 9 класса « Трудные случаи орфографии и
пунктуации»
Программа
кружка для обучающихся 9 класса «Секреты орфографии» (сайт «МКОУ Бочкарёвская
ООШ» s_bock.che.edu54/sveden/files/e772846a-5609-46eb-bfa3-2fa653194a.doc
)
Русский
язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ( в 2-х ч.) /Т.А.Ладыженская,
М.Т.Баранов и др.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской
Федерации. 6-издание.-М.:Просвещени,2015/
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ( в 2-х ч.) /М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская и др.Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации. 6-е издание. –М.:Просвещение, 2014/
Русский
язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов,
Т.А.Ладыженская и др.Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации. 6-е издание. –М.:Просвещение, 2014/
Л.А.
Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Тростенцова,
Т.А.Ладыженская и др.Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации. 6-е издание. –М.:Просвещение, 2014/
Л.А.
Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Тростенцова,
Т.А.Ладыженская и др.Рекомендовано Министерством образования и науки
Российской Федерации. 6-е издание. –М.:Просвещение, 2014
Литература.
5 класс. Учебник-хрестоматия ( в 2-х ч.) /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /
Литература.
6 класс. Учебник-хрестоматия ( в 2-х ч.) /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /
Литература.
7 класс. Учебник-хрестоматия ( в 2-х ч.) /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /
Литература.
8 класс. Учебник-хрестоматия ( в 2-х ч.) /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /
Литература.
9 класс. Учебник-хрестоматия /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /
(Представить
и обосновать выбор учебников и учебных пособий, материально-технического и
информационного обеспечения,
соответствие образовательных программ, программ учебных предметов и курсов,
ресурсного обеспечения требованиям федеральных государственных образовательных
стандартов соответствующего уровня образования и других актуальных федеральных
и региональных документов, представить ссылки на сайты образовательной
организации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.)
1.3.Участие аттестуемого в разработке
программно-методического сопровождения образовательного процесса*:
Тема опубликованного материала: Рабочая программа курса
«Основы смыслового чтения и работы с текстом» (ссылка на опубликованный
материал:https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=60507
Тема опубликованного материала: Рабочая программа по
литературе для обучающихся 5-9 классов (https://infourok.ru/rabochaya programma po literature diya obuchayuschihsya klassa 3300567.html
Тема публикации: Рабочая программа по русскому языку для
обучающихся 5-9 классов ( сайт школы )
Тема публикации: Рабочая программа по литературе для
обучающихся 5-9 классов
( )
Тема публикации: Программа кружка по русскому языку для
обучающихся 9 класса «Секреты орфографии» ( )
(приложение №1)
(Представить тексты самостоятельно или в соавторстве
разработанных образовательных программ учебных предметов, курсов, другого
программно-методического обеспечения и/или отзывы, рецензии на них, включая
ссылки на публикации или тексты подтверждающих документов, в том числе
электронных.)
1.4 Совершенствование методов обучения,
воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с
особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением)
профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой
профессионального проекта):
Тема публикации: Тест по русскому языку
«Сложноподчинённые предложения» (9 класс) (https://urokirusskogojazyka.ru/test-po-russkomu-yaziku-slozhopodchinyonnie-predlozheniya-klass-544.html)
Тема опубликованного материала: Конкурс знатоков «Люби и
знай русский язык « ( 7 класс) (https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=62190)
Тема публикации: Урок русского языка в 5 классе.
Закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» (http://www.atprus.net E-mail:info@atprus.net)
Тема публикации: Контрольный тест по теме «Предлог» ( 7
класс) (https://infourok.ru/kontrolniy-test-po-teme-predlog-klass-2685743.html)
Тема публикации: Итоговая диагностическая работа по
русскому языку ( 6 класс)
(https://infourok.ru/itogovaya-diagnosticheskaya-rabota-po-russkomu-yaziku-klass-2690419.htmi)
Тема публикации: Презентация по литературе на тему «Честь
и бесчестие» (https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-chest-i-beschestie-2057995.html)
Тема публикации: Методическая работа « Из опыта работы
с детьми ОВЗ» (https://infourok.ru/iz opita raboti s detmi ovz
3332498.html)
ОВЗ-ДОБАВИТЬ анкеты-памятки
(приложение №2)
1.5.(Указать
использование современных образовательных технологий
при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период
*:
(Указать
методические разработки, подтверждающие использование образовательных
технологий, включая ссылки на
публикации).
1.
Создала
свой персональный сайт учителя русского языка и литературы в проекте «Инфоурок»
(адрес сайта: учительский. сайт/Милер-Татьяна-Владимировна2).
2.
Являюсь
участником сетевого профессионального педагогического сообщества «NETFOLIO» (http: //miller-tv.netfolio.ru)
3.
Имею
благодарность за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн- библиотеки
методических разработок для учителей от проекта «Инфоурок»
Комуникативная направленность обучения наметилась во второй половине 20 века. В
60-е годы в метоике пеподавания начали активно разрабатываться вопросы развития
речи учащихся (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов).
В
последующие 80-е годы появляется методика В.И.Капинос, посвящённая изучению
речеведческих понятий как основы сознательного формирования речевых умений и
навыков.
М.М.Разумовская также разработала систему обучения связной речи на основе
коммуникативных умений, её исследования легли в основу действующих программ по
русскому языку. Теоретико-методологическую основу опыта составили: научные
труды Т.А.Ладыженской, работы Е.И.Никитиной, рекомендации Т.М.Пахновой и
методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Согласно
теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста.
На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов
(схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу
в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение
речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых
понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение
включается в систему ранее
познанного.
Основой
для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста
Г.М.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании
правописных навыков, речевого и интеллектуального развития учащихся в единстве.
Новизна
опыта заключается
в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно –
ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс
дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные
опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию
речетворческих умений и навыков
Проблемой формирования коммуникативной компетенции занимались многие методисты:
К.П.Митрофанова, О.В.Соколова, Д.И.Иванова.
В
своей педагогической практике использую инновационные технологии, направленные
на всестороннее развитие личности ребёнка, которые формируют не только
коммуникативные качества ученика, но и развивают его мыслительную деятельность,
повышают интерес к предмету, учат самостоятельности в решении проблем. Знаю и
использую в своей работе Федеральный закон « Об образовании в Российской
Федерации», «Концепцию модернизации российского образования на период до 2020
года». На уроках использую элементы технологии «критического мышления через
чтение и письмо». Из данной технологии использую следующие приёмы: «Корзина
идей», «Кластер», «Инсерт», «Ключевые слова», «Синквейн». Дети с удовольствием
принимают такой вид деятельности, который, несомненно, способствует развитию
коммуникативной компетенции. Из этой технологии позаимтвовала трёхчастную
структуру урока. На мой взгляд, её применение делает обучение эффективным и
результативным. Постепенно
внедряю в образовательный процесс проектную деятельность, направленную на
развитие творческого потенциала и природных способностей учащихся, созданию
условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков
деятельности в том числе и в области коммуникации. Использую средства ИКТ,
которые повышают наглядность изложения нового материала и привлекают внимание
учащихся.
Проблемное
обучение позволяет исключить пассивное знакомство с новой информацией.
Для формирования коммуникативной компетенции активно использую следующие методы
и формы : комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста,
различные виды диктантов и изложений, тематические (речевые уроки),
интеллектуально-лингвистические упражнения, мини-сочинения, коммуникативные и
игровые ситуации.
На уроках применяю разнообразные приёмы работы: выразительное чтение учителя,
слушание текста, комментированное чтение, анализ текста, составление плана,
заучивание.
Использую коллективные формы обучения, групповые, работу в парах,
индивидуальную.
Активизируют
речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения уроков:
урок-практикум, урок-исследование, лингвистическая лаборатория, урок-семинар,
урок-защита проектов и др.
Тема
публикации: методическая разработка интеллектуально- развлекательной игры
«Словесная перестрелка» (8-9 класс) (https://infourok.ru/intellektualnorazvlekatelnaya-igra-slovesnaya-perestrelka-klassi-2610239.html)
Тема
публикации: Методическая разработка конспекта урока по литературе на тему
«М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы» (9 класс)
(https://urokrusskogojazyka.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-tenu-micvetaeva-liricheskaya-biografiya-poetessi-klass-419.html)
Тема
публикации: Методическая разработка игры-конкурса «Юные филологи» (5-7 классы)
(https://infourok.ru/igra-konkurs-yunie-filologi-klassi-2578347.html)
Основанием для аттестации на указанную в заявлении
квалификационную категорию считаю :
Критерий
и показатели
|
Результаты
|
Подтверждающие
документы[1]
|
2.
Результаты освоения обучающимися[2] образовательных программ
2.1. Стабильные
положительные результаты освоения образовательных программ по итогам
мониторингов, проводимых аттестуемым и организацией, в том числе по
развитию социальных компетентностей, мотивации к познанию и развитию
обучающихся.
2.2. Достижение
обучающимися положительной динамики* результатов
освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых
аттестуемым и организацией, в том числе по развитию социальных
компетентностей обучающихся.
2.3. Достижение
обучающимися стабильных положительных результатов освоения образовательных
программ по итогам внешней экспертизы (в том числе включая мониторинг системы
образования, проводимый в порядке, установленном постановлением Правительства
РФ от 5 августа 2013 г. № 662).
2.4. Участие
обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной
и других видах деятельности.
2.5. Достижения
обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.*
|
|
2.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ
ыписки из протоколов (или
их копии) промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в том числе
государственной;
данные о поступлении
обучающихся в организации профессионального и высшего образования;
копии сертификатов
участия, дипломы и грамоты обучающихся по результатам олимпиад, конкурсов,
соревнований, конференций с указанием уровня, учредителя и даты проведения
мероприятия, имеющих отношение к профессиональной деятельности
аттестуемого.
Результаты мониторингов,
проводимых психолого-педагогической службой организации, о сформированности
социальной компетентности, мотивации к познанию и развитию.
|
3. Непрерывный
профессиональный рост
3.1. Активное самообразование и темп
повышения квалификации в соответствии с темой (направлением)
профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (или
проблемой/темой профессионального проекта).
3.2. Транслирование
в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной
деятельности аттестуемого, активное участие в работе методических
объединений, других педагогических сообществ.
3.3. Транслирование
в педагогических коллективах опыта экспериментальной и инновационной
деятельности.*
3.4. Участие в
профессиональных конкурсах.*
3.5. Общественное
признание профессионализма аттестуемого участниками образовательных
отношений.
|
|
3. Непрерывный профессиональный
рост
3.1. Копии
удостоверений об освоении дополнительных профессиональных программ (повышения
квалификации и переподготовки, стажировок), соответствующих должности
аттестуемого;
сертификаты участия в семинарах.
3.2.
Список
публикаций; тематика открытых занятий, мастер-классов и проч.; программы
конференций, семинаров, форумов, съездов, подтверждающих выступления
аттестуемого. Выписки из протоколов заседаний педагогических советов,
методических объединений и др.
3.3.
Список
публикаций; тематика открытых занятий, мастер-классов и др.; программы
конференций, семинаров, форумов, съездов, подтверждающих выступления
аттестуемого об инновационной и/или экспериментальной деятельности.
3.4.
Дипломы,
грамоты, сертификаты участия в профессиональных конкурсах с указанием их
статуса.
3.5.
Отзывы
родителей, выпускников, коллег, копии грамот, благодарностей. Отзыв
работодателя об успешном выполнении функций наставника.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.