+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаПредставление инновационного педагогического опыта

Представление инновационного педагогического опыта

Приложение к заявлению

                                Миллер

 
                                Татьяна

Владимировна
                                                
                учитель русского языка и литературы

                                                 

Черепановский район МКОУ «Бочкарёвская ООШ»

   

Тема (направление) профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (или проблема/тема профессионального проекта): «Формирование коммуникативной компетенции через работу с текстом на уроках русского языка при системно-деятельном подходе».

Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой): на основе анализа научной и методической литературы предложить систему работы (методы, приёмы), позволяющую наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию обучающихся.

Задачи профессиональной деятельности (или профессионального проекта), обеспечивающие достижение цели: раскрыть сущность понятий коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность; выявить степень изучения данного вопроса в научной и методической литературе; определить наиболее эффективные методы, приёмы и технологии, развивающие коммуникативную компетентность

  1. Вклад аттестуемого в повышение качества проектирования и реализации образовательного процесса

    1. Обоснование актуальности темы (направления) профессиональной деятельности (или проблемы профессионального проекта):

Актуальность темы ): «Формирование коммуникативной компетенции через работу с текстом на уроках русского языка при системно-деятельном подходе» определяется тем, что обучение устному и письменному речевому общению приобретает особую значимость в современной ситуации, когда снижается уровень национальной языковой культуры. В связи с этим проблема коммуникативной компетенции нашла отражение во многих законодательных федеральных документах: в Законе об образовании, в Концепции модернизации российского образования, в национальных проектах Президента Российской Федерации, в Федеральном базовом компоненте образования по русскому языку. Поэтому задача формирования коммуникативной компетенции является в настоящее время одной из главных задач уроков русского языка так как, во-первых, русский язык – это основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её богатствам;

во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не только обучению орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры, на воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдая этические нормы общения;

в-третьих, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ особое внимание уделяется проверке речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового анализа, созданию собственного высказывания на основе прочитанного текста. Так же в системе заданий ЕГЭ важное место отводится проверке уровня культурно-речевых навыков, навыков владения основными нормами русского литературного языка.

Теоретико-методологическую основу опыта составилинаучные труды Т.А.Ладыженской, работы Е.И.Никитиной, рекомендации Т.М.Пахновой и методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного. Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста Г.М.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого и интеллектуального развития учащихся в единстве.

Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы специально разработаны методики А.П. Чудинова, З.И. Курцевой, Л.Г. Антоновой, А.В. Филиппова, идеи С.А. Минеевой, Т.А. Долининой и др. В качестве дидактического материала ученые предлагают использовать тексты, тесты, аудио- и видеозаписи. 
В качестве измерения коммуникативной компетентности учащихся я использовала те материалы, которые связаны с созданием

(Представить обоснование актуальности темы (направления)/ проблемы в соответствии поставленным целям и задачам и с учетом особенностей организации.)

1.2 Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности (или реализации профессионального проекта) в межаттестационный период:

Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-9 классов (составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования( Стандарт второго поколения), с учётом образовательной программы МКОУ «Бочкарёвская ООШ», с учётом Примерной программы по русскому языку (родному) для основной школы, авторской программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Л.Н.Тростенцовой, А.Д.Дейкиной и другими нормативными документами. (s_bock.che.edu54/ru/sveden/ifles/092e016b-5fef-4457-aa98-754acb6986ec.docx-Microsoft Word)

Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов (составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Стандарт второго поколения), с учётом образовательной программы МКОУ «Бочкарёвская ООШ», с учётом Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы , авторской программой (Т.Ф.Курдюмова) и другими нормативными документами. (6acefa2e-b375-4be4-a664-ae8b5e63c15e2.doc )

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для обучающихся 5 класса

Программа элективного курса для обучающихся 9 класса « Трудные случаи орфографии и пунктуации»

Программа кружка для обучающихся 9 класса «Секреты орфографии» (сайт «МКОУ Бочкарёвская ООШ» s_bock.che.edu54/sveden/files/e772846a-5609-46eb-bfa3-2fa653194a.doc )

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ( в 2-х ч.) /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 6-издание.-М.:Просвещени,2015/ Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений ( в 2-х ч.) /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 6-е издание. –М.:Просвещение, 2014/

Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 6-е издание. –М.:Просвещение, 2014/

Л.А. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 6-е издание. –М.:Просвещение, 2014/

Л.А. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 6-е издание. –М.:Просвещение, 2014

Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ( в 2-х ч.) /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /

Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия ( в 2-х ч.) /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /

Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия ( в 2-х ч.) /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /

Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия ( в 2-х ч.) /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /

Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия /Т.Ф.Курдюмова. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. –М.:Дрофа, 2015 /

(Представить и обосновать выбор учебников и учебных пособий, материально-технического и информационного обеспечения, соответствие образовательных программ, программ учебных предметов и курсов, ресурсного обеспечения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня образования и других актуальных федеральных и региональных документов, представить ссылки на сайты образовательной организации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.)

1.3.Участие аттестуемого в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса*:

Тема опубликованного материала: Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» (ссылка на опубликованный материал:https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=60507

Тема опубликованного материала: Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов (https://infourok.ru/rabochaya programma po literature diya obuchayuschihsya klassa 3300567.html

Тема публикации: Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-9 классов ( сайт школы )

Тема публикации: Рабочая программа по литературе для обучающихся 5-9 классов

( )

Тема публикации: Программа кружка по русскому языку для обучающихся 9 класса «Секреты орфографии» ( )

(приложение №1)

(Представить тексты самостоятельно или в соавторстве разработанных образовательных программ учебных предметов, курсов, другого программно-методического обеспечения и/или отзывы, рецензии на них, включая ссылки на публикации или тексты подтверждающих документов, в том числе электронных.)

1.4 Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности в межаттестационный период (или проблемой профессионального проекта):

Тема публикации: Тест по русскому языку «Сложноподчинённые предложения» (9 класс) (https://urokirusskogojazyka.ru/test-po-russkomu-yaziku-slozhopodchinyonnie-predlozheniya-klass-544.html)

Тема опубликованного материала: Конкурс знатоков «Люби и знай русский язык « ( 7 класс) (https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=62190)

Тема публикации: Урок русского языка в 5 классе. Закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» (http://www.atprus.net E-mail:info@atprus.net)

Тема публикации: Контрольный тест по теме «Предлог» ( 7 класс) (https://infourok.ru/kontrolniy-test-po-teme-predlog-klass-2685743.html)

Тема публикации: Итоговая диагностическая работа по русскому языку ( 6 класс)

(https://infourok.ru/itogovaya-diagnosticheskaya-rabota-po-russkomu-yaziku-klass-2690419.htmi)

Тема публикации: Презентация по литературе на тему «Честь и бесчестие» (https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-chest-i-beschestie-2057995.html)

Тема публикации: Методическая работа « Из опыта работы с детьми ОВЗ» (https://infourok.ru/iz opita raboti s detmi ovz 3332498.html) ОВЗ-ДОБАВИТЬ анкеты-памятки

(приложение №2)

1.5.(Указать использование современных образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период :

(Указать методические разработки, подтверждающие использование образовательных технологий, включая ссылки на публикации).

  1. Создала свой персональный сайт учителя русского языка и литературы в проекте «Инфоурок» (адрес сайта: учительский. сайт/Милер-Татьяна-Владимировна2).

  2. Являюсь участником сетевого профессионального педагогического сообщества «NETFOLIO» (http: //miller-tv.netfolio.ru)

  3. Имею благодарность за существенный вклад в развитие крупнейшей онлайн- библиотеки методических разработок для учителей от проекта «Инфоурок»

Комуникативная направленность обучения наметилась во второй половине 20 века. В 60-е годы в метоике пеподавания начали активно разрабатываться вопросы развития речи учащихся (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов).

В последующие 80-е годы появляется методика В.И.Капинос, посвящённая изучению речеведческих понятий как основы сознательного формирования речевых умений и навыков.

М.М.Разумовская также разработала систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, её исследования легли в основу действующих программ по русскому языку. Теоретико-методологическую основу опыта составили: научные труды Т.А.Ладыженской, работы Е.И.Никитиной, рекомендации Т.М.Пахновой и методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного.                                                  Основой для выбора темы явилась дидактическая система  работы методиста Г.М.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого и интеллектуального развития учащихся в единстве.

Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков

Проблемой формирования коммуникативной компетенции занимались многие методисты: К.П.Митрофанова, О.В.Соколова, Д.И.Иванова.

В своей педагогической практике использую инновационные технологии, направленные на всестороннее развитие личности ребёнка, которые формируют не только коммуникативные качества ученика, но и развивают его мыслительную деятельность, повышают интерес к предмету, учат самостоятельности в решении проблем. Знаю и использую в своей работе Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации», «Концепцию модернизации российского образования на период до 2020 года». На уроках использую элементы технологии «критического мышления через чтение и письмо». Из данной технологии использую следующие приёмы: «Корзина идей», «Кластер», «Инсерт», «Ключевые слова», «Синквейн». Дети с удовольствием принимают такой вид деятельности, который, несомненно, способствует развитию коммуникативной компетенции. Из этой технологии позаимтвовала трёхчастную структуру урока. На мой взгляд, её применение делает обучение эффективным и результативным. Постепенно внедряю в образовательный процесс проектную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала и природных способностей учащихся, созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности в том числе и в области коммуникации. Использую средства ИКТ, которые повышают наглядность изложения нового материала и привлекают внимание учащихся.

Проблемное обучение позволяет исключить пассивное знакомство с новой информацией.

Для формирования коммуникативной компетенции активно использую следующие методы и формы : комплексная работа с текстом, лингвистический анализ текста, различные виды диктантов и изложений, тематические (речевые уроки), интеллектуально-лингвистические упражнения, мини-сочинения, коммуникативные и игровые ситуации.

На уроках применяю разнообразные приёмы работы: выразительное чтение учителя, слушание текста, комментированное чтение, анализ текста, составление плана, заучивание.

Использую коллективные формы обучения, групповые, работу в парах, индивидуальную.

Активизируют речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения уроков: урок-практикум, урок-исследование, лингвистическая лаборатория, урок-семинар, урок-защита проектов и др.

Тема публикации: методическая разработка интеллектуально- развлекательной игры «Словесная перестрелка» (8-9 класс) (https://infourok.ru/intellektualnorazvlekatelnaya-igra-slovesnaya-perestrelka-klassi-2610239.html)

Тема публикации: Методическая разработка конспекта урока по литературе на тему «М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы» (9 класс)

(https://urokrusskogojazyka.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-tenu-micvetaeva-liricheskaya-biografiya-poetessi-klass-419.html)

Тема публикации: Методическая разработка игры-конкурса «Юные филологи» (5-7 классы) (https://infourok.ru/igra-konkurs-yunie-filologi-klassi-2578347.html)

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю :

Критерий и показатели

Результаты

Подтверждающие документы1

2. Результаты освоения обучающимися2 образовательных программ

    1. Стабильные положительные результаты освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых аттестуемым и организацией, в том числе по развитию социальных компетентностей, мотивации к познанию и развитию обучающихся.

    1. Достижение обучающимися положительной динамики* результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых аттестуемым и организацией, в том числе по развитию социальных компетентностей обучающихся.

    1. Достижение обучающимися стабильных положительных результатов освоения образовательных программ по итогам внешней экспертизы (в том числе включая мониторинг системы образования, проводимый в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662).

    1. Участие обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной и других видах деятельности.

    1. Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.*

2. Результаты освоения обучающимися образовательных программ

ыписки из протоколов (или их копии) промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, в том числе государственной;

данные о поступлении обучающихся в организации профессионального и высшего образования;

копии сертификатов участия, дипломы и грамоты обучающихся по результатам олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций с указанием уровня, учредителя и даты проведения мероприятия, имеющих отношение к профессиональной деятельности аттестуемого.

Результаты мониторингов, проводимых психолого-педагогической службой организации, о сформированности социальной компетентности, мотивации к познанию и развитию.

3. Непрерывный профессиональный рост

    1. Активное самообразование и темп повышения квалификации в соответствии с темой (направлением) профессиональной деятельности педагога в межаттестационный период (или проблемой/темой профессионального проекта).

    1. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности аттестуемого, активное участие в работе методических объединений, других педагогических сообществ.

    1. Транслирование в педагогических коллективах опыта экспериментальной и инновационной деятельности.*

    1. Участие в профессиональных конкурсах.*

    1. Общественное признание профессионализма аттестуемого участниками образовательных отношений.

3. Непрерывный профессиональный рост

    1. Копии удостоверений об освоении дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации и переподготовки, стажировок), соответствующих должности аттестуемого; сертификаты участия в семинарах.

    2. Список публикаций; тематика открытых занятий, мастер-классов и проч.; программы конференций, семинаров, форумов, съездов, подтверждающих выступления аттестуемого. Выписки из протоколов заседаний педагогических советов, методических объединений и др.

    3. Список публикаций; тематика открытых занятий, мастер-классов и др.; программы конференций, семинаров, форумов, съездов, подтверждающих выступления аттестуемого об инновационной и/или экспериментальной деятельности.

    4. Дипломы, грамоты, сертификаты участия в профессиональных конкурсах с указанием их статуса.

    5. Отзывы родителей, выпускников, коллег, копии грамот, благодарностей. Отзыв работодателя об успешном выполнении функций наставника.

Показатель, включенный в перечень обязательных, при аттестации на высшую квалификационную категорию.

1 В данном столбце указываются ссылки на документы, представленные аттестуемым и/или размещенные на сайте образовательной организации.

2 Для методистов и старших воспитателей речь идет о педагогических работниках.

Автор
Дата добавления
04.11.2018
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 95
Номер материала
810
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.