+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаПланирование "Разработки по годовым контрольным работам"

Планирование "Разработки по годовым контрольным работам"

Итоговые контрольные работы по проверке уровня читательской компетентности

Литературное чтение

1-4 класс

Предлагаемые вашему вниманию контрольные работы по литературному чтению составлены с учетом требований Федерального государственного стандарта нового поколения.

Цель работ – проверить уровень читательской компетентности, проявляющийся:

1. в восприятии детьми художественных произведений разных жанров: рассказа, стихотворения, сказки, басни;

2. в литературно-творческой деятельности;

3. в умении применять знания в измененных условиях.

Контрольные работы для 1 и 2 классов состоят из двух заданий, для 3-4 классов – из трех. Каждое задание включает художественный текст и вопросы к нему. В работах есть и научно-популярные тексты, так как стандарт начального образования указывает на необходимость приобретения навыков работы с текстами познавательного характера. Использованы разные виды вопросов: с вариантами ответов, открытые вопросы, задания на поиск определенных фрагментов текста, вопросы на применение знаний и умений в нестандартной ситуации. Звездочкой отмечены задания повышенной трудности, за их невыполнение оценка не снижается.

В первом и втором классе детям дается 30 минут на выполнение первого задания и столько же – для второго. Причем со вторым заданием ученик работает на следующий день. Нецелесообразно проводить всю контрольную за один день во избежание переутомления детей. В третьем и четвертом классе ученику дается два урока, в течение которых учитель должен создать спокойную, доброжелательную обстановку, необходимую для творческой работы мысли детей.

Возможно, прочитав работы, учитель обнаружит новые, незнакомые ученику типы заданий, вопросов. Это значит, что в течение учебного года можно откорректировать деятельность на уроках литературы, обогатить новыми формами работ, которые войдут в конце года в итоговый контроль. Проверять, как известно, можно только то, чему учили ребенка.

Учитель может заменить некоторые задания или дополнить работу другими заданиями, направленными на углубление понимания прочитанного текста, на лексическое понимание слов.

Рекомендуется регулярно организовывать проведение письменных работ, направленных на выявление восприятия текста, на умение определять характеристики персонажей, определять жанровую специфику текста, видеть приемы художественной выразительности.

Как проверяемые знания, умения, навыки, способы деятельности распределяются по классам, видно из данной ниже таблицы.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Подбор интонации для чтения

Подбор интонации для чтения

Подбор интонации для чтения

Подбор интонации для чтения

2

Определение эмоционального настроения

Определение эмоционального настроения

Определение эмоционального настроения

Определение эмоционального настроения

3

Понимание текста. Поиск нужного фрагмента.

Понимание текста. Сравнение 2-х текстов, сходных по теме. Поиск нужного фрагмента.

Понимание текста. Поиск нужного фрагмента. Сравнение 2-х текстов, сходных по теме, разных по стилю.

Понимание текста. Поиск нужного фрагмента. Сравнение

3-х текстов разных жанров, сходных по теме.

4

Определение последовательности событий

Восстановление перепутанного плана текста

Задание на составление плана высказывания на заданную тему

Продолжение начатого плана текста

5

Определение жанра текста.

Определение жанра текста

Определение жанра текста. Знание особенностей басни.

Определение жанра текста. Специфика сказки.

Сравнение произведений разных жанров.

6

Выбор заголовка из предложенных.

Придумывание заголовка.

Придумывание заголовка.

Придумать заголовок для сборника произведений.

Выбор эпиграфа.

7

Понимание лексического значения слова исходя из контекста.

Выявление характера героя.

Знание приемов художественной выразительности.

Знание приемов художественной выразительности.

8

Определение темы, идеи произведения.

Определение темы, идеи произведения.

9

Проверка начитанности

Проверка начитанности

Проверка начитанности

10

Задание на применение знаний в измененных условиях (составить план своих действий при решении проблемы поиска нужной книги)

Задание на применение знаний в измененных условиях (объединение двух разных по жанру текстов в одну книгу с придумыванием заголовка для этой книги)

Задание на применение знаний в измененных условиях (создание сборника любимых стихов, самопрезентация)

Задание на применение знаний в измененных условиях (объединение трех разных по жанру текстов в одну книгу с придумыванием заголовка, подбором эпиграфа для этой

книги)

11

Умение составить небольшое сообщение на заданную тему

Восстановление текста литературоведческого характера

Формулирование монологического высказывания

Итоговые контрольные работы по литературному чтению для 1-4 классов

1 класс

Задание 1

Прочитай текст.

Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол.

Заметил, наконец, в голубой луже голубую звездочку. Тоже хотел наколоть - да ничего не вышло. Подумал ежик, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.

А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красивое солнышко.

Вот еж смеялся. Очень.

Г. Цыферов

1. Каков этот текст по настроению?

А) героический;

Б) очень смешной, юмористический;

В) и лирический, и сказочный

2. Почему ночью ежик не наколол на иголки голубую звездочку?

А) она оказалась очень тяжелой;

Б) звездочка была отражением в луже настоящей звезды;

В) звездочка была несъедобной

3. Над чем смеялся ежик утром? Отметь один или несколько правильных ответов.

А) его рассмешили;

Б) ежик посмеялся над своей недогадливостью;

В) ежик догадался, что звездочка была лишь отражением, и очень обрадовался солнышку

4. Пронумеруй находки ежика в том порядке, как они встречаются в тексте сказки.

Листья Клюквинка Звездочка

5. Подчеркни в тексте слова-прилагательные, которые «раскрашивают» текст, делают его цветным.

6. Выбери подходящий для этого текста заголовок или придумай свой.

А) Красная клюквина.

Б) Ежик.

В) Еж и солнышко.

7. Давай, как и Ежик, займемся поиском! Представь, что тебе нужна какая-то определенная книга. Как ее найти? Составь свой план поиска:

1) Сначала обращусь к _____________________________________

2) Потом ________________________________________________

3) ______________________________________________________

Задание 2

Прочитай текст тихо, вполголоса.

Куда спешат головастики

Вихрем

Мчится

Под водой

Головастик молодой.

А за ним-

Еще пяток,

А за ним-

Сплошной поток:

Тот - без ног,

А тот – с ногами,

Этот – прямо,

Тот - кругами,

Кто - налево,

Кто – направо, -

Так и носится орава

Вдоль пруда,

Вокруг пруда...

Почему?

Зачем?

Куда?

Головастики

Спешат

Превратиться в лягушат!

Б. Заходер

  1. Найди многоточие в стихотворении. Что обозначает этот знак:

А) Надо 5 минут помолчать.

Б) Не делая пауз, надо быстро дочитать стихотворение.

В) При чтении надо сделать паузу.

  1. С какой интонацией надо читать это стихотворение:

А) сначала – быстро, ускоряя темп, в конце – медленно, спокойно;

Б) спокойно, неторопливо;

В) быстро, все время ускоряя темп

  1. Что такое «орава»?

А) тройка лошадей;

Б) беспорядочное скопление кого-то;

В) вид водорослей

  1. Выбери правильный ответ:

А) Из головастика вырастет лягушка.

Б) Головастик – это рыбка с большой головой.

В) Головастиками поэт называет купающихся ребят.

  1. Подчеркни в тексте слова, фразы обозначающие движение.

6. В какую книгу можно поместить этот текст:

А) Рассказы о животных.

Б) Стихи для детей.

В) Сказки и рассказы о детях.

7. Напиши, как называется твое любимое стихотворение. Кто его автор?

2 класс

Задание 1

Прочитай текст В. Драгунского.

Он живой и светится…»

Однажды вечером я сидел во дворе, возле песка, и ждал маму. Она,

наверно, задерживалась в институте, или в магазине, или, может быть, долго стояла на автобусной остановке. Не знаю. Только все родители нашего двора уже пришли, и все ребята пошли с ними по домам и уже, наверно, пили чай с бубликами и брынзой, а моей мамы все еще не было...

И вот уже стали зажигаться в окнах огоньки, и радио заиграло музыку, и в небе задвигались темные облака - они были похожи на бородатых стариков...

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я

знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы

моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И в это время во двор вышел Мишка. Он сказал:

- ЗдорОво!

И я сказал:

- ЗдорОво!

Мишка сел со мной и взял в руки самосвал.

- Ого! - сказал Мишка. - Где достал? А он сам набирает песок? Не сам? А сам сваливает? Да? А ручка? Для чего она? Ее можно вертеть? Да? А? Ого! Дашь мне его домой?

Я сказал:

- Нет, не дам. Подарок. Папа подарил перед отъездом…

Тогда Мишка говорит:

- Я тебе за него могу дать одну Гватемалу и два Барбадоса*!

Я говорю:

- Сравнил Барбадос с самосвалом...

А Мишка:

- Ну, хочешь, я дам тебе плавательный круг?

Я говорю:

- Он у тебя лопнутый.

А Мишка:

- Ты его заклеишь!

Я даже рассердился:

- А плавать где? В ванной? По вторникам?

И Мишка опять надулся. А потом говорит:

- Ну, была не была! Знай мою доброту! На!

И он протянул мне коробочку от спичек. Я взял ее в руки.

- Ты открой ее, - сказал Мишка, - тогда увидишь!

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках.

- Что это, Мишка, - сказал я шепотом, - что это такое?

- Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай.

- Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери,

насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму...

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл

про всех на белом свете.

Но тут пришла мама, и я очень обрадовался, и мы пошли домой. А когда стали пить чай с бубликами и брынзой, мама спросила:

- Ну, как твой самосвал?

А я сказал:

- Я, мама, променял его.

Мама сказала:

- Интересно! А на что?

Я ответил:

- На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!

И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем

смотреть на бледно-зеленую звездочку.

Потом мама зажгла свет.

- Да, - сказала она, - это волшебство! Но все-таки как ты решился

отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?

- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот

светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.

Мама пристально посмотрела на меня и спросила:

- А чем же, чем же именно он лучше?

Я сказал:

- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..

1. В какой книге можно прочитать это произведение?

А) Рассказы для детей

Б) Сказки русских писателей

В) Энциклопедия «Насекомые»

2. Восстанови правильный план текста. Для этого у каждого пункта плана поставь нужную цифру.

Обмен.

Я, Мишка и самосвал.

Разговор с мамой.

Ожидание.

Чудесный светлячок мой!

3. Рассмотри таблицу «Характеры героев текста». Напиши в пустых строках, какие слова относятся к рассказчику (Дениске), какие к Мишке.

Деловой, предприимчивый, находчивый.

Мечтатель, романтик, любит все живое.

4. Напиши, поняла ли мама сына (Дениску)? Почему ты так считаешь?

5. Как главный герой называет светлячка? Найди эти слова в тексте и подчеркни их.

6. А как бы сказал о светлячке ученый? Напиши небольшой текст об этом насекомом для учебника по окружающему миру.

Тебе помогут слова для справок: род жуков, семейство мягкокожих, самки светятся, светятся для защиты от хищников, 2 вида в России.

Задание 2.

Прочитай стихотворение А. Барто.

Перед сном

Зажигают фонари

За окном.

Сядь со мной,

Поговори

Перед сном.

Целый вечер

Ты со мной

Не была.

У тебя все дела

Да дела.

У тебя я

Не стою

Над душой,

Я все жду,

Все молчу,

Как большой…

Сядь со мной,

Поговорим

Перед сном,

Поглядим

На фонари

За окном.

  1. Как надо читать это стихотворение?

А) сердито, с возмущением;

Б) грустно, задушевно;

В) громко, тревожно.

  1. Как ты считаешь, к кому обращается герой? Напиши здесь___________ .

  2. Какие чувства испытывает герой к этому человеку?

А) раздражение, досаду;

Б) злость, негодование;

В) огромную любовь.

4. Придумай свой заголовок к стихотворению. Запиши его.

5. Сравни два текста: В. Драгунского из первого задания и А. Барто из второго задания. Что общего можно заметить? Напиши.

6. Можно ли эти тексты поместить в одну книгу? Придумай и запиши название для этой книги.

7*. Какие произведения можно добавить в эту книгу?

3 класс

1 задание

Прочитай стихотворение Э. Мошковской

***

Здравствуй, Лес!

Вот я здесь!

Я спешил!

Я пришел!

Дай кленовую ладошку.

Лес, скучал по мне немножко?

Лапу дай еловую,

Я ее потрогаю…

Поздоровайся со мною.

Ты скучал по мне зимою?

Ты в разлуке мучился?

Ну а я соскучился!

  1. Как, по-твоему, надо читать это стихотворение:

А) с грустью, с затаенной печалью;

Б) торжественно, неторопливо, важно;

В) с радостью, восторженно

  1. Когда произошла встреча, описанная в стихотворении?

А) зимой;

Б) весной;

В) осенью.

  1. От чьего лица рассказывается стихотворение, кто такой «я»?

А) дерево;

Б) герой стихотворения;

В) заяц.

  1. Подчеркни строчки, где о лесе говорится как о живом существе. Как называется этот прием: сравнение, олицетворение, контраст. Правильное подчеркни.

  1. Придумай и напиши подходящее название к этому стихотворению.

  2. Какие стихотворения ты поместишь в сборник стихотворений «Мои любимые стихи»? Укажи авторов и названия.

Задание 2

Прочитай тексты.

Текст 1

Вечер

Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, на последней зорьке, большие попозже. Реки великие засыпают заполночь. Чем больше река, тем больше у нее дел.

Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто-то с боку на бок ворочается, никак не уляжется.

Поглядишь - на речке уже не волны, а чешуя ряби. Да и она убывает. Словно зеркальных дел мастер серебро разливает по воде.

Противоположный берег чернеет. Одни ромашки таращат в испуге большие глаза, но вот уже и ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой улеглось. И тут обязательно пролетит над рекой большая ночная птица. Пролетит бесшумно, но где-то в полях крикнет: проверяет, крепок ли сон сегодня.

В. Бахревский

Текст 2

Вода занимает почти три четверти поверхности Земли.

В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Ручей, река, озеро, пруд, море- все это водоемы.

Начало реки называют ее истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют ее устьем. В реку обычно впадают другие реки и ручьи- притоки.

Н. Дмитриева

  1. Определи, какой текст художественный, какой научный. Правильное утверждение обведи карандашом:

А) первый - художественный, второй - научный;

Б) первый - научный; второй - художественный.

  1. К какому тексту относятся слова:

А) Автор хочет поделиться своей любовью к живой природе.

Б) Автор рассказывает о том, что такое река.

Около этих утверждений поставь нужную цифру: 1- первый текст, 2- второй.

  1. В художественном тексте подчеркни карандашом олицетворения, сравнение.

  2. С какими терминами мы познакомились в научном тексте? Подчеркни их.

5. К какому тексту подходящей иллюстрацией будет карта или схема? Напиши. ________

Нарисуй иллюстрацию к первому или второму тексту.

6. Представь, что в летнем детском лагере на вечере знакомств тебе надо интересно рассказать о себе, о своих увлечениях. Какой стиль ты выберешь: строгий, научный или художественный?

Напиши план своего выступления.

Задание 3

Прочитай тихо, вполголоса.

Прохожие и собаки.

Шли два приятеля вечернею порой

И дельный разговор вели между собой,

Как вдруг из подворотни

Дворняжка тявкнула на них;

За ней другая, там еще две-три, и вмиг

Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.

Один было уже прохожий камень взял.

«И, полно , братец! -тут другой ему сказал,-

Собак ты не уймешь от лаю,

Лишь пуще всю раздразнишь стаю;

Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю».

И подлинно, прошли шагов десятков пять,

Собаки начали помалу затихать,

И стало, наконец, совсем их не слыхать.

_______

Завистники, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты себе своей дорогою ступай:

Полают, да отстанут.

1. Определи жанр этого произведения:

а) рассказ;

б) басня;

в) стихотворение;

2. Тему произведения можно определить так:

а) о веселом происшествии;

б) об опасности, исходящей от бродячих собак;

в) о завистниках

3. Главная мысль (идея) этого произведения выражена в словах:

а) «Собак ты не уймешь от лаю,

Лишь пуще всю раздразнишь стаю…»

б) «Собаки начали помалу затихать.

И стало, наконец, совсем их не слыхать.»

в) «Завистники, на что ни взглянут,

Подымут вечно лай;

А ты себе своей дорогою ступай:

Полают, да отстанут».

4. Собаки в данном произведении олицетворяют

а) злобу;

б) зависть;

в) бессмысленный шум.

5. Вставь в данный ниже текст пропущенные слова.

Эти небольшие произведения написаны в стихах или в прозе. В конце (а иногда в самом начале) содержится краткое нравоучительное заключение — мораль. Действующими лицами обычно бывают _______________ , ________________, иногда люди. Рассказывается о недостатках, пороках животных, а высмеиваются пороки людей. Этот жанр очень древний: ему не одна тысяча лет! Вот имена тех, кто писал краткие нравоучительные истории: Лафонтен, _______________, ______________________ . Этот жанр называется ____________ .

6. Напиши, какие человеческие качества ты ценишь в людях больше всего?

4 класс

Задание 1

Прочитай рассказ С. Махотина.

Ты смог бы без меня обойтись?

Юрка пришел в школу какой-то грустный. Или задумчивый. В общем, не такой какой-то… Наконец, он отвел меня в самый конец коридора и… произнес тихо:

Скажи, ты мог бы без меня обойтись?

Ты что, не придешь сегодня?

Не в этом дело, – Юрка мотнул головой. – Ты вообще мог бы без меня обойтись?

Ну, – я пожал плечами, – подождал бы денек.

Ты что, не понимаешь, что ли! – закричал Юрка. – Нет меня и никогда не было! Смог бы?

Чего ты орешь? – рассердился я. – Чего смог бы?

Обойтись. Без меня...

Наверное, смог бы, – честно ответил я. – Если тебя нет, я с тобой вообще бы не познакомился никогда.

Я так и думал, – вздохнул Юрка...

Постой, – догнал я его. – А ты-то сам смог бы без меня обойтись? Он посмотрел мне прямо в глаза и тоже честно ответил:

Не знаю... Иногда я думаю, что не смог бы. А иногда, что смог бы.

Мне вдруг сделалось грустно. Все-таки он смог бы без меня обойтись…Но из школы мы, как всегда, вышли вместе. Мы шли и молчали…

А я вот о чем думаю! – воскликнул Юрка. Он опять был прежним. – Вот если самолет идет на посадку, закладывает ли у мухи уши?

Чего, чего? У какой еще мухи?

Ну, муха в самолете летит! Залетела в самолет, когда он еще на земле был, где-нибудь на юге. И полетела в Петербург. ..

На меня напал такой смех, что я даже портфель в руках не мог держать… Юрка с опаской глядел на меня. Потом сам хихикнул два раза и тоже захохотал. Так мы стояли и хохотали прямо посреди тротуара…

...Поздно вечером, когда я уже лежал под одеялом, у нас зазвонил телефон.

Мама долго кого-то расспрашивала: ничего ли не случилось? Потом вошла в комнату и позвала:

Вставай. Тебя Юра к телефону. Говорит, очень срочно…

Я прошлепал на кухню и взял трубку.

Привет! – услышал я Юркин голос. – Я тут думал... В общем, я, наверно, не смог бы без тебя обойтись. Алло? Ты слышишь?

Слышу, Юрка, – ответил я, улыбаясь. – Я тоже не смог бы. Честно.

Мы молчали…

Я тихо повесил трубку.

Что Юра звонил? – спросила мама. – Ты чему улыбаешься?

Да так... Мам, как ты думаешь, когда самолет идет на посадку, закладывает у мухи уши?

Мама всплеснула руками:

И это называется "очень срочно"!.. Иди спать скорей.

И я пошел, хотя спать совсем расхотелось…

1. В каких книгах можно отыскать историю про Юрку и его друга. Отметь знаком +

А) О. Кургузов Рассказы маленького мальчика

Б) Рассказы и сказки для детей

В) С. Махотин Стихи

Г) Человек и окружающий его мир. Детская энциклопедия

Д) Стихи и рассказы о дружбе

2. Продолжи план этого рассказа. Количество пунктов плана определи самостоятельно.

1) Важный вопрос.

2)

3)

4)

3. Найди верное высказывание:

А) Главное в рассказе то, что мальчики задумались о дружбе и каждый из них понял, что у него есть настоящий друг.

Б) Идею рассказа можно определить так: дружба - вот восьмое чудо света.

В) Идея рассказа С. Махотина такова: очень трудно найти настоящего друга.

4. Перечитай в рассказе фрагменты, где герои рассуждают о мухе в самолете. Как ты думаешь, для чего автор вводит в рассказ эти рассуждения?

А) это интересный познавательный материал

Б) для создания юмористической ситуации, чтобы было смешно

В) чтобы показать, что друзья могут обсуждать вместе самые невероятные вопросы, что они понимают друг друга и им хорошо вместе.

5. Напиши небольшое сочинение на тему «Что такое настоящая дружба».

Задание 2

Прочитай сказку.

Зимняя сказка.

С утра падал снег. Медвежонок сидел на опушке леса на пеньке, задрав голову, и считал, и слизывал упавшие на нос снежинки.

Снежинки падали сладкие, пушистые и прежде, чем опуститься совсем, привставали на цыпочки. Ах, как это было весело!

«Седьмая», — прошептал Медвежонок и, полюбовавшись всласть, облизал нос.

Но снежинки были заколдованные: они не таяли и продолжали оставаться такими же пушистыми у Медвежонка в животе.

«Ах, здравствуйте, голубушка! — сказали шесть снежинок своей подруге, когда она очутилась рядом с ними. — В лесу так же безветренно? Медвежонок по-прежнему сидит на пеньке? Ах, какой смешной Медвежонок!»

Медвежонок слышал, что кто-то в животе у него разговаривает, но не обращал внимания. А снег все падал и падал. Снежинки все чаще опускались Медвежонку на нос, приседали и, улыбаясь, говорили: «Здравствуй, Медвежонок!»

«Очень приятно, — говорил Медвежонок. — Вы — шестьдесят восьмая». И облизывался.

К вечеру он съел триста снежинок, и ему стало так холодно, что он едва добрался до берлоги и сразу уснул. И ему приснилось, что он — пушистая, мягкая снежинка... И что он опустился на нос какому-то Медвежонку и сказал: «Здравствуй, Медвежонок!» — а в ответ услышал: «Очень приятно, вы — триста двадцатая...»

«Лам-па-ра-пам!» — заиграла музыка. И Медвежонок закружился в сладком, волшебном танце, и триста снежинок закружились вместе с ним. Они мелькали впереди, сзади, сбоку и, когда он уставал, подхватывали его, и он кружился, кружился, кружился...

Всю зиму Медвежонок болел. Нос у него был сухой и горячий, а в животе плясали снежинки. И только весной, когда по всему лесу зазвенела капель и прилетели птицы, он открыл глаза и увидел на табуретке Ёжика. Ёжик улыбался и шевелил иголками.

— Что ты здесь делаешь? — спросил Медвежонок.

— Жду, когда ты выздоровеешь, — ответил Ёжик.

— Долго?

— Всю зиму. Я, как узнал, что ты объелся снегом — сразу перетащил все свои припасы к тебе...

— И всю зиму ты сидел возле меня на табуретке?

— Да, я поил тебя еловым отваром и прикладывал к животу сушеную травку...

— Не помню, — сказал Медвежонок.

— Еще бы! — вздохнул Ёжик. — Ты всю зиму говорил, что ты — снежинка. Я так боялся, что ты растаешь к весне...

  1. Отметь правильное.

А) Это произведение - народная сказка.

Б) Это авторская сказка.

2. Какие черты сказки есть в тексте?

А) традиционное начало сказки;

Б) волшебство;

В) звери наделены человеческими чувствами;

Г) троекратные повторы.

3. Определи тему произведения.

А) Это произведение о настоящей дружбе.

Б) Это произведение о животных

В) Это произведение о том, Как Ежик и Медвежонок жили в лесу.

4. В тексте Медвежонок- смешной, снежинки- мягкие, пушистые. Какое средство художественной выразительности используется?

А) эпитет;

Б) сравнение;

В) олицетворение.

Задание 3

Прочитай стихотворение В. Берестова.


Великан.

Я в детстве дружил с великаном.
Нам весело было одним.
Он брёл по лесам и полянам.
Я мчался вприпрыжку за ним.

А был он заправским мужчиной,
С сознанием собственных сил,
И ножик вертел перочинный,
И длинные брюки носил.

Ходили мы вместе всё лето.
Никто меня тронуть не смел.
А я великану за это
Все песни отцовские спел.

О мой благородный и гордый
Заступник, гигант и герой!
В то время ты кончил четвёртый,
А я перешёл во второй.

Сравняются ростом ребята
И станут дружить наравне.
Я вырос. Я кончил девятый,
Когда ты погиб на войне
.

  1. Выпиши, как в тексте стихотворения герой называет своего друга.

Великан, …

  1. О чем это стихотворение?

А) о войне;

Б) о дружбе;

В) о ровесниках.

3. Почему дружили мальчики? Что их объединяло? Напиши.

Вопросы ко всем трем текстам.

1. Можно ли прочитанные тобой произведения С. Махотина, С. Козлова, В. Берестова поместить в одну книгу?

2. Как можно назвать эту книгу?

3. Какие произведения можно добавить в твою книгу? Напиши.

4. Выбери подходящий эпиграф для книги или придумай свой.

А) В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света. Цицерон

Б) То, что люди обыкновенно называют дружбой, в сущности, только союз, цель которого — обоюдное сохранение выгод и обмен добрыми услугами… Ларошфуко

Правильные ответы. Комментарии. Система оценивания работ

1 класс

Правильные ответы таковы:

Задание 1

1. В

2. Б

3. Б, В

4. Клюквинка-1, листья-2, звездочка-3

5. Подчеркнуты прилагательные: серый, красную, серую, желтые, голубой (луже), голубую (звездочку), голубой (звезды). Допустимо, если ребенок выделил слово «темную» (ночь) в первом предложении.

6. Б.

Ребенок может дать свой заголовок, например, «Ежик и звездочка», «Удивительная находка», «Добрая сказка». Неудачными можно считать такие заголовки, в которых названы не важные для сюжета события, например, «Ночью», «Смех ежика», «Под лопушком».

7. План поиска может быть следующим: 1- спрошу в школьной библиотеке, 2- спрошу у взрослых, 3- спрошу у друга, 4 – посмотрю в сети Интернет. Важна не последовательность обращений к разным источникам, а количество путей поиска. Чем больше источников названо, тем богаче ответ.

Задание 2

1. В

2. А

3. Б

4. А

5. Вихрем мчится, сплошной поток, кругами, налево, направо, носится орава, спешат.

6. Б

7. Важно, чтобы было указано и название и автор стихотворения. Допустимо, если ребенок укажет название по первой строке стихотворения.

2 класс

Правильные ответы.

Задание 1

1. А

2. План текста.

1.Ожидание.

2. Я, Мишка и самосвал.

3. Обмен.

4. Чудный светлячок мой!

5. Разговор с мамой.

3. Деловой, предприимчивый- Мишка, мечтатель, романтик- Дениска.

4. Предполагается, что ребенок порассуждает на эту тему, например, так.

«Мама поняла Дениску, по крайней мере, попыталась это сделать. Она сказала о светлячке: «Это волшебство». Она не ругала сына за то, что он обменял игрушку на светлячка.»

Правильным будет и такой ответ: «Мама не поняла Дениску. Для нее самосвал - действительно ценная вещь, а светлячок - просто червячок»

Данный рассказ В. Драгунского оставляет читателю возможность мыслить, перечитывать текст в поисках ответа, самостоятельно решить вопрос о том, поняла ли мама Дениску.

5. «Маленький светло-зеленый огонек», «крошечная звездочка», «бледно-зеленая звездочка».

6. Текст может быть таким.

Светлячок- это насекомое рода жуков, семейства мягкокожих. Самки светлячков светятся в темноте. Это защищает их от хищников. В России живут два вида этих насекомых.

Задание 2

1. Б

2. К маме.

3. В

4. Возможны такие варианты: «Я скучаю», «Как большой»

5. В обоих текстах маму и сына связывают самые теплые, близкие и трогательные отношения. Мальчик скучает без мамы, ждет ее.

6. Можно. Варианты названия: «О маме», «Самый дорогой человек»

7*. Благинина «Посидим в тишине», «Мамин день», А. Барто «Разлука», С.Михалков «А что у вас?», В.Драгунский «Хитрый способ», «Рыцари», русская народная сказка «Белая уточка», Е. Шварц «Два клена» и другие.

3 класс

Задание 1

1. В

2. Б

3. Б

4. «Здравствуй, Лес!»

«Дай кленовую ладошку»

«Лес, скучал по мне немножко?»

«Лапу дай еловую»

«Поздоровайся со мною»

«Ты скучал по мне зимою?»

«Ты в разлуке мучился?»

Все это олицетворения.

5. «Здравствуй, Лес!», «Встреча»

6. Каждый ребенок отвечает индивидуально, в зависимости от своего читательского опыта.

Задание 2

1. А

2. А) 1

Б) 2

3. Олицетворения:

«Реки засыпают», «маленькие пораньше, большие попозже», «реки великие засыпают заполночь», «тем больше у нее дел», «река засыпает не сразу», «осока шушукает», «одни ромашки таращат в испуге большие глаза», «осока угомонилась, под корягой улеглось».

Сравнение: «словно зеркальных дел мастер серебро разливает по воде».

4. Термины: водоемы, исток, устье, приток

5. Ко второму.

6. План может быть, например, таким:

1.Имя.

2. Возраст.

3. Какой (-ая) я? Черты характера.

4. Чем я увлекаюсь.

Задание 3

1. Б

2. В

3. В

4. Б

5. Текст о басне. Герои басен - животные, предметы. Авторы басен – Эзоп, Крылов, Лафонтен.

6. Ответ будет более полным и ценным, если перечислено не одно, а два-три качества.

4 класс

Задание 1

1. Б, Д

2. План.

1. Важный вопрос.

2. «Закладывает ли у мухи уши?»

3. Вечерний звонок.

4. «Спать совсем расхотелось…»

3. А

4. В

5. Речевое высказывание должно включать не менее 4-5 предложений. Язык – богатый, яркий. Хорошо, если приведен пример из жизни. Орфографические ошибки не учитываются.

Задание 2

1. Б

2. Б,В

3. А

4. А

Задание 3

1. Великан, заправский мужчина, благородный и гордый заступник, гигант и герой.

2. Б

3. Друзьям было интересно вместе проводить время, были общие интересы и увлечения. Это и есть настоящая дружба.

Вопросы к трем текстам.

  1. Да.

  2. «О дружбе».

  3. Рассказы В.Драгунского, Н. Носова, Ю. Сотника, сказки авторские и народные, стихотворения А. Барто, С. Михалкова и другие произведения.

  4. А.

При оценивании результатов работ используется предметно-педагогический подход (Аванесов В.С.), при котором главная задача- выяснить, какие элементы содержания дисциплины усвоены, какие – не усвоены. Это значит, что после проверки работ и предъявления результатов обязательно проводится урок-разбор ошибок.

Воспользовавшись данной ниже шкалой, можно перевести результат работы в баллы.

Более 90% -100% выполненных заданий – отлично.

Более 60% -90% - хорошо.

40%-60 % - удовлетворительно.

Менее 40% - неудовлетворительно.

Если, разобравшись со своими ошибками, ребенок захочет переписать работу, то такой шанс ему предоставляется. Текст контрольной берется новый, но подобный тому, что был в первой работе. В этом случае засчитывается новый результат.

Итоговые работы по литературному чтению- не только полезный, но и очень интересный тип диагностических работ. Такая работа может радовать ребенка, нацеливать на достижение новых учебных, познавательных целей.

21

Автор
Дата добавления
13.10.2018
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 80
Номер материала
805
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.