Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская
средняя общеобразовательная школа»
Яшалтинский район
Республика Калмыкия
План
работы
ШМО
учителей русского языка и литературы
со
слабоуспевающими учащимися
на
2018 – 2019 учебный год
Цели:
ликвидация
пробелов у учащихся в обучении русскому языку и литературе ;
создание
условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи:
создать
благоприятную атмосферу на уроке;
своевременно
оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу
консультантов;
изменить
формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность
обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
Использовать для этого обучающие игры;
освободить
школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и
успеха;
ориентировать детей
на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые
охватывают важнейшие стороны деятельности;
культивировать
физическое развитие и здоровый образ жизни.
План работы со слабоуспевающими
и неуспевающими учащимися
на 2016 – 2017 учебный год
Мероприятия
|
Срок
|
1. Проведение
контрольного среза знаний учащихся по основным разделам учебного материала
предыдущих лет обучения. Цель:
а) Определение фактического
уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников
пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
|
Сентябрь
|
2. Установление причин отставания слабоуспевающих
учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом,
встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим
ребенком.
|
Сентябрь
|
3.
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после
чего провести повторный контроль знаний.
|
В течение учебного года.
|
4. Используя дифференцированный
подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные
индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане
урока.
|
В течение учебного года.
|
5.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный,
индивидуальный и др.) для объективности результата.
|
В течение учебного года.
|
6.
Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не
допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет
возможности их исправить.
|
В течение учебного года.
|
7.
Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей
ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление
неудовлетворительных оценок.
|
В течение учебного года.
|
8. Вести обязательный
тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по
возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего
класса.
|
В течение учебного года.
|
9. Проводить дополнительные
(индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам
самостоятельной работы.
|
В течение учебного года.
|
Система
работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию
положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить
на этапы.
Этапы формирования положительного
отношения к учению:
|
1-й
этап
|
2-й
этап
|
3-й
этап
|
К
содержанию учебного материала
|
Наиболее
легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости
|
Занимательный
материал, касающийся сущности изучаемого
|
Существенный,
важный, но не привлекательный материал
|
К
процессу учения (усвоения знаний)
|
Действует
учитель – ученик только воспринимает
|
Ведущим
остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса
|
Ведущим
становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса
|
К
себе, своим силам
|
Поощрение
успехов в учебе, не требующей усилий
|
Поощрение
успехов в работе, требующей некоторых усилий
|
Поощрение
успехов в работе, требующий значительных усилий
|
К
учителю (коллективу)
|
Подчеркнутая
объективность, нейтралитет
|
Доброжелательность,
внимание, личное расположение, помощь, сочувствие
|
Использование
суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
|
Оказание
своевременной помощи неуспевающему ученику
на
определенном этапе урока
Этапы
урока
|
Виды
помощи в учении
|
Контроль подготовленности учащихся
|
Создание
атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение
темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложение
учащимся примерного плана ответа.
Разрешение
пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование
оценкой, подбадриванием, похвалой
|
Изложение нового материала
|
Поддержание
интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень
понимания ими учебного материала.
Привлечение
к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям
или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
|
Самостоятельная работа учащихся на уроке
|
Разбивка
заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на
аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание
приема и способа выполнения задания.
Указание
на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка
на правила и свойства, которые необходимы для выполнения упражнений.
Инструктирование
о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование
самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более
тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка,
исправления
|
Организация самостоятельной работы вне класса
|
Выбор
для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не
механическое увеличение их числа.
Более
подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение
о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с
направляющим планом действий
|
Профилактика
неуспеваемости
Этапы
урока
|
Акценты
в обучении
|
Контроль подготовленности учащихся
|
Специально
контролировать усвоение вопросов, обычно
вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
Тщательно анализировать и систематизировать
ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах,выявить
типичные для классаи концентрировать вниманиена их устранении.
Контролироватьусвоение материала учениками,пропустившими предыдущие уроки.
В конце темы или раздела обобщить итоги
усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков,
выявить причины отставания
|
Изложение нового материала
|
Обязательно проверять в ходе урока
степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны
учащихсяпри затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства
поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов
обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
|
Самостоятельная работа учащихся на уроке
|
Подбирать для самостоятельной работы
задания по наиболее существенным, сложным и труднымразделам учебного материала.
Стремиться меньшим числом упражнений, но
поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в
содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных
при ответахи в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения
работы.
Стимулировать
постановку вопросов к учителю при затрудненияхв самостоятельной работе. Умело
оказывать помощь ученикам в работе,всемерно развивать их самостоятельность.
Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять
контроль
|
Организация самостоятельной работы вне класса
|
Обеспечивать
в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на
наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие
затруднения.
Систематически
давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко
инструктировать учащихся о порядке выполнениядомашних работ, проверять
понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий
с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих
учеников
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.