Русский язык 4-1-23
Дата:
«___»___________ 20___г
Класс: 4- «___»
Тема
урока: Самостоятельные и служебные части речи
Цель
урока:
Формирование умения владеть
языковыми знаниями по русскому языку в разных видах речевой деятельности, научить
учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как
работают служебные части речи.
Расширение представления учащихся
об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения
посредством русского языка.
Развитие основ самоанализа,
самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
Тип
урока: урок усвоения новых знаний;
Ход урока.
1.
|
Организационный
момент. Эмоциональный настрой.
|
|
Приветствие учащихся.
Психологический настрой (минутка тишины).
Оформление тетради (число, классная работа).
— Какая погода
сегодня за окном?
— Какое настроение
она навевает на вас?
— Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам
на протяжении всего урока.
|
2.
|
Чистописание
|
|
— Что мы знаем о
букве э? Какова ее роль в нашей речи? (Письмо по образцам Ээ.)
Письмо под диктовку.
На этажи, по
эскалатору, с эскимо, в Эрмитаж, перед экскаватором, за экраном.
— Можно ли отданных слов образовать слова с приставками?
|
3.
|
Словарная работа.
|
|
Словарный диктант
Записать отгадки так,
чтобы, приписав еще одно слово, получилось словосочетание.
— Что мы называем словосочетанием?
Ясным утром вдоль
дороги
На траве блестит
роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой...
(Спортивный
велосипед)
Ходит скалка по
дороге,
Грузная, огромная.
И теперь у нас дорога
Как линейка, ровная. (Дорожный
каток — грейдер)
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь здесь,
А слышно там. (Автоматический
телефон)
Была телега у меня,
Да только не было
коня.
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала
Телега без коня. (Грузовой
автомобиль)
Распустила алый
хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил
эту
Межпланетную... (Космическую
ракету)
Братцы в гости
снарядились,
Друг за друга
уцепились.
Лишь оставили дымок. (Железнодорожные
вагоны и локомотив)
Кулик — невелик,
Целой сотне велит
То сядь да учись
То встань, растянись.
(Школьный звонок)
|
4.
|
Актуализация знаний.
|
|
Беседа
о многообразии слов.
-Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? (нет)
-А во всех языках вместе взятых? (нет)
Представьте
себе большой мешок, из которых высыпались слова. Что делать?
Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли
на одну «полку» положить слова хлеб и плакать, на другую у и плохо?
Будет ли порядок?
Создание
проблемной ситуации.
Постановка
проблемы.
- Как же классифицировать слова?
Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить
слова на группы.
Поиск
решения.
—
Давайте, ребята, поможем нашим частям речи.
На доске запись:
—
Скажите, правильно ли стали части речи?
Если
ученики не смогут задать вопрос к слову «я», или, невзирая на подсказку,
станут задавать такие вопросы к предлогам, как, например, где? – «под», «на»,
«рядом»: отсюда либо «рядом» попадет в служебные, либо «под» и «на» в
самостоятельные. Чтобы избежать путаницы или распутать ее, я предложила
ученикам послушать.
Произношу
«В» - и спрашиваю учеников, понятно ли им, что я сказала. А теперь произношу:
«В классе» - и спрашиваю, какое слово самостоятельное, а какое служебное.
Предлагаю ученикам проделать то же самое со словами, в которых они
сомневаются, а сомневаться они, скорее всего, будут в словах «я», «он»,
«рядом».
Здесь
на помощь может прийти вопросно-ответная форма примеров. Спрашиваю ученика,
который только что вытирал написанное с доски: «Кто вытирал с доски?». Он
ответит: «Я». Задаю вопрос классу: «Ребята, вам понятно, что значит слово
«я», кого оно называет?»
Далее
предлагаю ученикам такую ситуацию: Маша и Витя собирают в лесу грибы и, чтобы
не заблудиться, окликают друг друга. Маша кричит: «Витя, ты где?» - а тот
отвечает: «Рядом». Спрашиваю учеников, понятно ли им, что значит «рядом», на
какой вопрос это слово отвечает. А если есть вопрос, то к каким частям речи
относится слово — к самостоятельным или к служебным?
Ученики
делают вывод, что части речи стали неправильно и помогают им (записывают
слова по столбикам).
|
|
Ответим на вопрос стр. 62
|
|
Упр
128 – устно.
Вывод: В русском языке слова
делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на
какие вопросы отвечают.
|
5.
|
Сообщение темы и цели урока.
|
|
-Эти
группы называют частями речи. Как вы понимаете это
выражение – части речи? (Все слова – речь. Речь
делится на части, слова каждой части отличаются вопросами. На
которые они отвечают, и тем, что они обозначают.)
|
|
|
6.
|
Физкультминутка
|
|
|
7.
|
Работа по теме урока.
|
|
Упр.129
– письмо по памяти первого четверостишия.
Упр.
130 - комментированное письмо.
Упр.
131 – фронтально с комментированием.
|
8.
|
Самостоятельная
работа творческого х-ра.
|
|
Упр.
132. Проверка – фронтально.
|
9.
|
Итог
урока.
|
|
вывод: самостоятельные части
речи можно изменять по вопросам, но они изменяются по-разному.
—
А можно ли изменять служебные части речи? (нет, к ним нельзя подобрать
вопрос).
—
Какой вывод можно сделать? (служебные части речи, наречие и некоторые
существительные, которые пришли к нам из других языков тоже изменить нельзя.
Например: хорошо (нареч.), метро, пальто, кофе (сущ.); союзы, предлоги,
частицы, междометия).
|
|
|
10.
|
Домашнее
задание.
|
|
Упр.
133
|
11.
|
Рефлексия
|
|
Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?
|
Карточка
№ 1 (4-1-23)
Ф.И. ____________________________________________
Подумай, в каком
порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный рассказ. Какой
заголовок ты выберешь? Запиши текст.
Все ли согласные на конце слов требуют проверки? Подчеркни те
согласные, которые надо проверить.
Все думали, что он убежал в лес. Сухие
листья закрывали ямку и ежа. Всё лето у нас на даче жил ёж. Осенью зверёк
исчез. Мы поили его тёплым молочком. Там в ямке лежал наш друг ёжик. Однажды
бабушка позвала нас в сад. Ёж спал.
_________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка
№ 2 (4-1-23) Ф.И. __________________________________________
Какие
значения имеет слово голова?
а)
Колхоз продал государству сто голов скота.
_____________________________________________________________________________
б) Вдали показалась голова пехотной колонны.
_____________________________________________________________________________
в) Он в неравном бою сложил свою голову.
_____________________________________________________________________________
г) От бессонницы у него разболелось голова.
_____________________________________________________________________________
Карточка
№ 1 (4-1-23) Ф.И. ____________________________________________
Подумай, в каком
порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный рассказ. Какой
заголовок ты выберешь? Запиши текст.
Все ли согласные на конце слов требуют проверки? Подчеркни те
согласные, которые надо проверить.
Все думали, что он убежал в лес. Сухие
листья закрывали ямку и ежа. Всё лето у нас на даче жил ёж. Осенью зверёк
исчез. Мы поили его тёплым молочком. Там в ямке лежал наш друг ёжик. Однажды
бабушка позвала нас в сад. Ёж спал.
_________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.