Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыПлан - конспект урока по русскому языку в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи".

План - конспект урока по русскому языку в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи".

Скачать материал

Русский язык 4-1-23

Дата:  «___»___________ 20___г                                                         Класс: 4- «___»

 

Тема урокаСамостоятельные и служебные части речи

Цель  урока:

Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку в разных видах речевой деятельности, научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи.

Расширение представления учащихся об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.

Развитие основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний; 

 

Ход урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

 

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

— Какая погода сегодня за окном?

— Какое настроение она навевает на вас?

— Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

2.

Чистописание

 

— Что мы знаем о букве э? Какова ее роль в нашей речи? (Письмо по образ­цам Ээ.)

Письмо под диктовку.

На этажи, по эскалатору, с эскимо, в Эрмитаж, перед экскава­тором, за экраном.

— Можно ли отданных слов образовать слова с приставками?

3.

Словарная работа.

 

Словарный диктант

Записать отгадки так, чтобы, приписав еще одно слово, получилось словосочетание.

— Что мы называем словосочетанием?

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ

Это мой...

(Спортивный велосипед)

Ходит скалка по дороге,

Грузная, огромная.

И теперь у нас дорога

Как линейка, ровная. (Дорожный каток грейдер)

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам,

Скажешь здесь,

А слышно там. (Автоматический телефон)

Была телега у меня,

Да только не было коня.

И вдруг она заржала,

Заржала — побежала.

Глядите, побежала

Телега без коня. (Грузовой автомобиль)

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную... (Космическую ракету)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

Лишь оставили дымок. (Железнодорожные вагоны и локомотив)

Кулик — невелик,

Целой сотне велит

То сядь да учись

То встань, растянись. (Школьный звонок)

4.

Актуализация знаний.

 

Беседа о многообразии слов.
-Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? (нет)
-А во всех языках вместе взятых? (нет)

Представьте  себе большой  мешок, из которых  высыпались слова. Что делать?
Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли на одну «полку» положить слова  хлеб и плакать, на другую у и плохо? Будет ли порядок?

Создание проблемной ситуации.

Постановка проблемы.
- Как же классифицировать слова?
Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

Поиск решения.

— Давайте, ребята, поможем нашим частям речи.

На доске запись:

img1

— Скажите, правильно ли стали части речи?

Если ученики не смогут задать вопрос к слову «я», или, невзирая на подсказку, станут задавать такие вопросы к предлогам, как, например, где? – «под», «на», «рядом»: отсюда либо «рядом» попадет в служебные, либо «под» и «на» в самостоятельные. Чтобы избежать путаницы или распутать ее, я предложила ученикам послушать.

Произношу «В» - и спрашиваю учеников, понятно ли им, что я сказала. А теперь произношу: «В классе» - и спрашиваю, какое слово самостоятельное, а какое служебное. Предлагаю ученикам проделать то же самое со словами, в которых они сомневаются, а сомневаться они, скорее всего, будут в словах «я», «он», «рядом».

Здесь на помощь может прийти вопросно-ответная форма примеров. Спрашиваю ученика, который только что вытирал написанное с доски: «Кто вытирал с доски?». Он ответит: «Я». Задаю вопрос классу: «Ребята, вам понятно, что значит слово «я», кого оно называет?»

Далее предлагаю ученикам такую ситуацию: Маша и Витя собирают в лесу грибы и, чтобы не заблудиться, окликают друг друга. Маша кричит: «Витя, ты где?» - а тот отвечает: «Рядом». Спрашиваю учеников, понятно ли им, что значит «рядом», на какой вопрос это слово отвечает. А если есть вопрос, то к каким частям речи относится слово — к самостоятельным или к служебным?

Ученики делают вывод, что части речи стали неправильно и помогают им (записывают слова по столбикам).

 

Ответим на вопрос стр. 62

 

Упр 128 – устно.

Вывод: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

5.

Сообщение темы и цели урока.

 

-Эти группы называют частями речи. Как  вы понимаете  это  выражение – части   речи? (Все  слова –  речь. Речь делится на части, слова каждой части отличаются вопросами. На  которые  они отвечают,  и тем, что они обозначают.)

 

 

6.

Физкультминутка

 

 

7.

Работа по теме урока.

 

Упр.129 – письмо по памяти первого четверостишия.

Упр. 130 - комментированное письмо.

Упр. 131 – фронтально с комментированием.

8.

Самостоятельная работа творческого х-ра.

 

Упр. 132. Проверка – фронтально.

9.

Итог урока.

 

вывод: самостоятельные части речи можно изменять по вопросам, но они изменяются по-разному.

— А можно ли изменять служебные части речи? (нет, к ним нельзя подобрать вопрос).

— Какой вывод можно сделать? (служебные части речи, наречие и некоторые существительные, которые пришли к нам из других языков тоже изменить нельзя. Например: хорошо (нареч.), метро, пальто, кофе (сущ.); союзы, предлоги, частицы, междометия).

 

 

 

10.

Домашнее задание.

 

Упр. 133

11.

Рефлексия

 

Какие открытия вы сделали на уроке? Чему научились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 1 (4-1-23) Ф.И. ____________________________________________

Подумай, в каком порядке надо расположить пред­ложения, чтобы получился связный рассказ. Какой заголовок ты выберешь? Запиши текст.

Все ли согласные на конце слов требуют проверки? Подчеркни те согласные, которые надо проверить.

 

Все думали, что он убежал в лес. Сухие листья за­крывали ямку и ежа. Всё лето у нас на даче жил ёж. Осенью зверёк исчез. Мы поили его тёплым молочком. Там в ямке лежал наш друг ёжик. Однажды бабушка позвала нас в сад. Ёж спал.

_________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Карточка № 2 (4-1-23) Ф.И. __________________________________________

Какие значения имеет слово голова?

 

а) Колхоз продал государству сто голов скота. _____________________________________________________________________________
б) Вдали показалась голова пехотной колонны.

_____________________________________________________________________________
в) Он в неравном бою сложил свою голову.

_____________________________________________________________________________
г) От бессонницы у него разболелось голова.

_____________________________________________________________________________

 

 

 

Карточка № 1 (4-1-23) Ф.И. ____________________________________________

Подумай, в каком порядке надо расположить пред­ложения, чтобы получился связный рассказ. Какой заголовок ты выберешь? Запиши текст.

Все ли согласные на конце слов требуют проверки? Подчеркни те согласные, которые надо проверить.

 

Все думали, что он убежал в лес. Сухие листья за­крывали ямку и ежа. Всё лето у нас на даче жил ёж. Осенью зверёк исчез. Мы поили его тёплым молочком. Там в ямке лежал наш друг ёжик. Однажды бабушка позвала нас в сад. Ёж спал.

_________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "План - конспект урока по русскому языку в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 452 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.04.2020 1311
    • DOCX 25.8 кбайт
    • 120 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кирсанова Любовь Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80814
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Психология обучения и развития детей: от садика до школы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Управление проектами и стоимостная оценка в современном бизнесе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе