Тема урока «НЕ с причастиями».
(Урок закрепления).
Цели:
·
формирование навыка
правильного написания НЕ с причастиями, подготовка к ГИА;
·
развитие познавательного
интереса, кругозора учащихся;
·
воспитание любви к
окружающему миру
Оборудование: карточки,
мультимедийка, цветы и листики
1. ОРГМОМЕНТ.
Вступительное слово
учителя.
Здравствуйте, ребята! Я
хочу, чтобы сегодняшний урок прошел как праздник. Давайте улыбнемся друг другу,
сядем поудобнее и подарим себе успех.
Ребята, обратите внимание
на предложение, записанное на доске
ЧЕЛОВЕК,(НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ
МЫСЛИТЬ,ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ..
*Объясните смысл этого
предложения?
*В слове какой части речи
нужно раскрыть скобки?
*Обладаем мы достаточными
знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
*Что надо знать, чтобы
правильно написать это причастие?
*Какой будет цель нашего
сегодняшнего урока?
Откройте тетради
,запишите
ЧИСЛО
КЛАССНАЯ РАБОТА
НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ
Ребята, да, сегодня мы
потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и
тексты с этими словами.
А самое главное мы узнаем
необыкновенную историю удивительного цветка - хризантемы.
Но прежде всего, вспомним
правило.
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ
ЗНАНИЙ.
* Ребята, давайте
попробуем восстановить в памяти написание не с
причастиями.
(1ученик рассказывает
правило у доски, на которой начерчена таблица,
остальные слушают,
рецензируют ответ, дополняют, сильные приводят свои примеры)
2.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
а)РАБОТА С ТЕКСТОМ.
·
А теперь познакомимся с
историей хризантемы.
(СЛАЙД)
Прочитайте текст.
Ответьте на вопросы, выполните задание:
1.Определите тему
текста, придумайте заголовок.
2.Раскройте скобки.
3.Из предложений 1-3
выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
4.Среди предложений
3-6 найдите с обособленным определением.
(1). Мало кого уже
удивляет слово «хризантема». (2). В переводе с древнегреческого оно звучит как
«золотой цветок». (3).В странах Востока с этим растением связывают и (не)
знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со
временем скорбь.
(4).Одна из легенд
рассказывает, что в III веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о
существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых
островов. (5).Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить
необыкно-венный эликсир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и
уйти от (не) минуемой смерти. (6).Но только искренний, (не) желающий зла
окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. (7).Триста
девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. (8).Но
(не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения
оказавшихся в райском уголке смельчаков.
(9).На островах возникло
новое государство – Япония. 10.На гербе этой страны и сегодня
шестнадцатицветковая золотая хризантема.
Б).РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
РЕЧИ
*Нелегко было в те
далекие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не
меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи
без ошибок.
2
1.Хризантема, (не)
боящая, (не)боящаяся) заморозков, считается постоянным спутником осени.
(ошибка в образовании
причастия – не боящаяся)
1. Одна из высших японских наград, (не) утратящих,
(не) утративших) своей ценности, называется орденом Хризантемы.
(ошибка в образовании
причастия – не утративших)
ФИЗМИНУТКА
А сейчас, ребята,
закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне, где растут цветы.
Нагните слева к цветам, поприветствуйте их. А теперь с правой стороны
посмотрите на цветы. Вдохните их аромат, улыбнитесь и скажите: «Как прекрасен
этот мир!»
Продолжаем работу.
в). ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО
(работа в группах)
*Давайте продолжим подбирать
причастия для описания хризантемы. Работаем в группах, на столах лежат задания,
выполняем.
1группа
*Составьте
словосочетания, объясните написание не со словами:
(Не)разбирающийся;
(не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший
От цветов; на цветы; в
цветах; с цветами; за цветами
2группа
*Составьте
словосочетания с данными словами, чтобы НЕ была приставка
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Подаренный
3группа
*Составить
словосочетания с данными словами, чтобы НЕ являлась частицей:
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Подаренный 3
Проверяем, делаем выводы
4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Итак, подведем итоги
урока.
*Можем ли мы без ошибки
написать то предложение, которое прозвучало в начале урока?
*Давайте обобщим материал
сегодняшнего урока и сделаем вывод о написании не с причастиями.
*Что нового вы узнали на
уроке?
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)Повторите правило о
слитном и раздельном написании Не со словами
разных частей речи
2)Упр.260 или
написать сочинение –
миниатюру «Удивительное рядом».
6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
7. РЕФЛЕКСИЯ
* Ребята, вот наш урок
подошел к концу.
На ваших столах лежат
цветочки и листики. Если вам все понятно по теме и понравился урок, то выберите
цветок и поставьте в вазу, а если остались вопросы, на которые вы не знаете
ответа, то выберите листик и тоже поставьте в вазу. Наш букет готов. Его мы
подарим классной маме. До свидания. Желаю успехов!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.