Инфоурок Русский язык КонспектыОткрытый урок на тему: "Безличные предложения" (8 класс)

Открытый урок на тему: "Безличные предложения" (8 класс)

Скачать материал

Тема: «Безличные предложения» (8 класс)

Цели урока:

- создать условия для успешной самостоятельной работы с теоретическим материалом учебника; самореализации при выборе формы домашнего задания; условий для собственных оценочных суждений;

- образовательные: сформировать представление о безличных предложениях, понимания способов выражения сказуемого в безличных предложениях; умение находить главные члены предложения в односоставных предложениях, в том числе безличных, определять вид односоставного предложения; продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение выделять главное в тексте, составлять план,

- развивающие: дать представление о выразительных возможностях безличных предложений, формировать умение использовать безличные предложения в речи,

- воспитательные: воспитание любви к родному краю, чувства патриотизма.


Ход урока:

  1. Создание эмоционального настроя. Негромко звучит аудиозапись песни «Ой ты, степь широкая».

  2. Работа с текстом.

(На интерактивной доске высвечивается текст)

  1. Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко-приторен и нежен.

  2. Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов.

  3. Все представляется не тем, что оно есть.

  4. Едешь и вдруг видишь впереди, у самой дороги, стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит в руках...

  5. А когда восходит луна, ночь становится бледной и темной.

  6. Мглы как не бывало.

  7. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна...

  8. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится пошевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни.

- Прочитать текст выразительно. Определите стиль текста. Какой тип речи здесь представлен?

- Знакома ли вам эта картина? Где вы могли её видеть? Как можно озаглавить данный отрывок?


(Слайды с природой – затем возвращаемся к тексту)

Это отрывок из повести А.П.Чехова «Степь». В эту первую свою большую повесть Чехов вложил много личного. Именно в ней он использовал дорогие его сердцу образы и картины, которые берег, по собственному признанию, во время работы над маленькими рассказами. Прежде чем начать писать это произведение, сразу же задуманное как «жизнеописание» степи, Чехов специально поехал в Таганрог, побывал в донских степях, в местах своего детства, и, как он выразился, «напоэтился» там «по самое горло». Все, что ему вспомнилось тогда, он доверил своему маленькому герою Егорушке, которого увозят из родного города учиться в другой город. Весь материал нашего урока будет взят из этого замечательного произведения, о котором современники Чехова отзывались как об одном из самых поэтических.

- Подчеркните грамматические основы в 1 и 2 предложениях. Какие это предложения по количеству грамматических основ? Охарактеризуйте простые предложения, входящие в состав сложных.

- Что вы можете сказать о способе выражения действия в этих предложениях?

2. Сообщение темы урока. Опережающее задание:

- Можете ли вы в этом отрывке указать подобные предложения, в которых нет и не может быть деятеля?

- Наша задача сегодня понять, какую роль в описании степи играют безличные предложения. Но чтобы их легко находить в тексте, давайте посмотрим, чем может быть выражено сказуемое в безличных предложениях.

3.Самостоятельная работа с учебником: прочитать теоретический материал, составить его план.


4.Задание на интерактивной доске с дублированием записи в тетрадях: Соотнести предложения и способ выражения сказуемого.


Предложения: 1) У дороги можно различить отдельные стебли бурьяна. 2) Пора бы отдохнуть! 3) Было душно. 4) Пахнет степью. 5) Ничего не было видно. 6) Егорушку знобило. 7) Теперь уже видно было дорогу во всю её ширь.


5. Возвратиться к тексту. Выписать безличные предложения из текста в таблицу. Какова их роль в тексте? (Описание состояния природы, олицетворение, придание загадочности, некоторой стихийности)


6. Закрепление темы. Объяснительный диктант. Это небольшой отрывок из того же произведения А.П.Чехова, описывающий приближение грозы, заставшей путников в степи.

- Найдите безличные предложения, подчеркните в них сказуемые, укажите, чем они выражены.

За холмами глухо прогремел гром, подуло свежестью..

Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды ещё больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно!) Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.

Было страшно темно.


7. Подведение итогов. ( Создание условий для собственных оценочных суждений)

Как вы считаете, необходимы ли нам знания о безличных предложениях? Где мы их можем применить?

8. Домашнее задание на выбор (создание условий для самореализации через свободный выбор заданий)

1) подобрать иллюстрации к повести «Степь», составить к ним безличные предложения;

2) найти в повести «Степь» безличные предложения (5 предложений);

3) составить свое описание степи, используя безличные предложения.



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок на тему: "Безличные предложения" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 978 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Тест по теме "Уточняющие члены предложения"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 52. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения
  • 22.04.2018
  • 1330
  • 3
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Русский язык 8 класс. Проверочная работа по теме: «Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями»
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: Слова, грамматически не связанные с членами предложения
  • 20.04.2018
  • 2857
  • 13
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.04.2018 357
    • DOCX 17.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мочалова Марина Серафимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мочалова Марина Серафимовна
    Мочалова Марина Серафимовна
    • На сайте: 6 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 32929
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек