Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОлимпиада по русскому языку в 9 классе

Олимпиада по русскому языку в 9 классе

Скачать материал

Олимпиада по русскому языку  9 класс

1.Найдите неправильный вариант произношения: Компьютер[т`] , берет[р`], академия[д`], лазер[з]

 

2.Найдите слово с ударением на последнем слоге: Феномен, камбала, статуя, ломота, жалюзи, дремота, искра

 

3.Какими словообразовательными морфемами старославянского происхождения

характеризуются следующие слова?

Хранитель, властитель, утешитель, добрейший, гонимый, грядущий, ведомый, воздать, низвергать, чрезмерный, презирать, горение, освещение, упоение

4.Укажите общие составные части в следующих парах иноязычных слов и их значение:

1)      Архипелаг - архитектор;

2)      Амфитеатр – амфибрахий;

3)      Бинокль -  биплан;

4)      Фонограмма – телефон;

5.  Определите, какой художественный приём лежит в основе данных фразеологизмов.

        Знакомый незнакомец, молодая старость, взрослые дети, звонкая тишина, пышное  увядание

         

6.  Определите в данных предложениях вид омонимов.

       1) я в лес, и он влез; я за вяз, и он завяз.

       2) несет меня лиса за темные леса.

       3) не хочет косой косить косой.

       4) дремлет старая сосна и скрипит со сна.

       5) снежное покрывало покрывало все поле.

 

7. Словарь  С.И. Ожегова дает следующие значения прилагательного сухой:

       а) не содержащий влаги, не мокрый, не замоченный;

       б) лишенный влажности, не сырой;

       в) лишенный воды, грязи;

       г) лишенный или лишившийся свежести, сочности, мягкости; высохший или высушенный;

      д) лишенный питательных соков, омертвевший, безжизненный;

      е) совершающийся, действующий или производимый при отсутствии влаги, жидкости;

      ж) лишенный мягкости, доброты, безучастный, неласковый;

      з) скупой, лаконичный;

      и) о звуках: лишенный мелодичности, мягкости.

 Определите, какое из значений реализуется в приведенных словосочетаниях: сухая рубашка, сухие корки хлеба, сухие листья, сухие цветы, сухая фигура, сухое русло, сухой воздух, сухое молоко, сухой прием, сухой голос, сухой отчет, сухое дерево, сухой ответ, сухие листья, сухая дорога, сухие волосы, сухой старик.

 

8.  Определите существительные женского рода. Придумайте к выбранным вами существительным  женского рода по три прилагательных:   Алиби, безе, бра, кредо, салями, фрау, иваси, импресарио, киви

 

9.  Сколько слов и словоформ в предложении: Мне было жаль, что он работает без отдыха?

 

10. Укажите, какой частью речи является слово мимо в предложениях:

    1) Он прошел мимо, не заметив меня.

    2) В три часа я буду проезжать мимо твоего дома.

    3) Граждане, не проходите мимо.

 

11. Можно ли считать слова луковка, лучник, излучина однокоренными?

 

12. Отредактируйте текст, заменив навязчиво повторяющиеся слова синонимами.

     Мы расположились на берегу красивого озера. От красивого пейзажа захватывало дух.  Из-за кустов показалась красивая мордочка какого-то зверька.

 

13. Расставьте знаки препинания. Найдите варианты, где нельзя перед союзом как поставить запятую.

    1) В ее глазах как и во всем лице было что-то необычное.

   2) Вчерашний день прошел как обычно.

   3) Как град посыпалась картечь. ( М.Ю. Лермонтов)

   4)  Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. ( А.С. Пушкин)

   5) Вокруг высокого чела как тучи локоны чернеют. ( А.С. Пушкин)

  6) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (А.П. Чехов)

 

 

Ответы на вопросы олимпиады по русскому языку

9        класс

 

1.Компьютер  [т]

Оценка: 0,5 балла.

2.ЖалюзИ

Оценка: 0, 5 балла.

 3.Словообразовательные элементы старославянского происхождения:

а) суффиксы существительных:

- тель: хранитель, властитель, утешитель;

- ени: горение, освещение, упоение;

б) приставки:

воз-, низ-, чрез-, пре-: воздать, низвергать, чрезмерный, презирать;

в) суффиксы прилагательных и причастий:

-айш, -ейш, -ущ, -ющ, -ащ, -им, -ом: добрейший, гонимый, грядущий, ведомый.

Оценка: 2 балла.

4.Архипелаг – архитектор (греч. Arche – начало, главенство); амфитеатр – амфибрахий ( греч. Amhi – вокруг, около, с обеих сторон); бинокль – биплан (лат. Bi – двух, дважды) – приставка, обозначающая: состоящий из двух частей, имеющий два признака, фонограмма – телефон (греч. Phone – голос, звук, гимн, речь, слово) – первая или вторая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову звук.

Оценка: 4 балла.

5. Оксюморон.

Оценка: 1 балл.

6. Омоформы: совпадение только отдельной формы слова.

Не хочет косой косить косой.

Снежное покрывало всё поле.

Омофоны: так называемые фонетические омонимы – слова, совпадающие по написанию и значению.

Несёт меня лиса за темные леса.

Я в лес, и он влез; я за вяз, и он завяз.

Дремлет старая сосна и скрипит со сна.

Оценка: 5 баллов.

7. а) сухая рубашка;

б) сухой воздух;

в) сухое русло, сухая дорога;

г) сухие корки хлеба, сухое молоко;

д) сухие цветы, сухие листья, сухое дерево, сухие волосы;

ж) сухая фигура, сухой старик;

з) сухой прием, сухой отчет, сухой ответ;

и) сухой голос.

Оценка: 4 балла.

8. Салями – вкусная, аппетитная, сочинская.

Фрау – красивая, разговорчивая, темноволосая.

Иваси – соленая, вкусная, бочковая.

Оценка: 1, 5 балла.

9. В предложении 8 слов и 8 словоформ.

Оценка: 0,5 балла.

10. 1) Наречие. 2) Предлог. 3) Наречие.

Оценка: 1,5 балла.

11. Слова луковка, лучник, излучина однокоренными не являются. Это слова с омонимичными корнями.

Оценка: 3 балла.

12. Мы расположились на берегу живописного озера. От прекрасного пейзажа захватывало дух. Из – за кустов показалась симпатичная мордочка какого – то зверька.

Оценка: 1,5 балла.

13. 1) В ее глазах, как и во всем лице, было что – то необычное. 2) Вчерашний день прошёл как обычно. 3) Как град посыпалась картечь. 4) Богат, хорош собою,  Ленский везде был принят как жених. 5) Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют. 6) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу.

Оценка: 6 баллов.

Общая сумма баллов: 31

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Олимпиада по русскому языку в 9 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 860 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.04.2020 1273
    • DOCX 37.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Полтева Альбина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Полтева Альбина Александровна
    Полтева Альбина Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 125644
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 28 регионов

Мини-курс

Феноменология в педагогике: основные концепции и их практическое применение

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 22 регионов

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе