+Добавить материал и получить бесплатное
свидетельство о публикации
Уроки русского языкаБиблиотекаКСП №1 "Погода. Причастие как особая форма глагола. Действительные причастия"

КСП №1 "Погода. Причастие как особая форма глагола. Действительные причастия"

КСП №1

Раздел 1. Климат и изменение климата.

Школа: Аулиекольская школа-гимназия имени Султана Баймагамбетова

Дата: 03.09.2019

ФИО учителя: Болотвина Г.В.

Класс: 7 «А», «Б», «В»

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Погода. Причастие как особая форма глагола. Действительные причастия

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.1.1.1 - использовать в речи причастия и причастные обороты;

7.2.1.1 - определять основную информацию несплошных текстов;
7.3.3.1 - представлять информацию в виде схемы;

7.4.1.1 - правильно писать суффиксы причастий.

Цели урока

Учащиеся смогут:

все учащиеся будут:

  • знать определение понятий причастие, действительные и страдательные причастия, правописание суффиксов в причастиях; особенности климата Казахстана;

  • уметь извлекать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию;

  • понимать основную информацию текста, извлекая главную и второстепенную информацию;

  • описывать климат Казахстана;

  • правильно использовать причастия.

Языковые цели

Предметная лексика: климат, погода, атмосфера, прогноз погоды, природа, ветер, солнце, облачность, местность.

Терминология: основная мысль текста, тема текста, прилагательное, антонимы, причастие, действительные и страдательные причастия

Полезные фразы для диалога / письма: Я думаю, ...; В тексте говорится о...; Главной (второстепенной) информацией в данном тексте является… .

Привитие ценностей

Содействовать формированию и воспитанию человека, интересующегося важнейшими тенденциями развития планеты, проблемами окружающей среды, а также обладающего необходимым объёмом знаний и чувством ответственности для решения разного рода проблем, проблем глобального потепления.

Межпредметные связи

география

Использование ИКТ

Презентация

Предварительные знания

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися в предыдущих классах, в том числе на тех, которые сфокусированы на восприятии, оценке, анализа прочитанного текста.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

2 мин.

Мотивация

Вопросы:

Что такое погода?

Какая обычно бывает погода зимой, летом в вашем городе, районе, поселке?

Обсуждение эпиграфа — слов В. В. Бианки: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире»

Дополнительная информация

Виталий Валентинович Бианки (1894—1959 гг.) — советский писатель, автор книг для детей. Книги В. Бианки раскрывают мир природы, учат проникать в ее тайны. Язык его произведений легкий и красочный, обращен непосредственно к детям.

Слайд 1

Слайд 2

3 мин.

Актуализация

Упражнение 1. Цели: учащиеся должны актуализировать знания, умения, навыки, необходимые для открытия нового знания.

В упражнении даны словарные статьи слова погода. Выполняя упражнение, нужно обратить внимание учащихся на то, что погода — состояние природы в данное время и в данном месте. Во втором предложении дается более подробное определение, потому что там указываются конкретные элементы погоды (тепло, холодно, ветер, затишье, ненастье). Задание В направлено на повторение правила о знаках препинания при однородных членах предложения, тире между главными членами предложения, выраженными существительным в именительном падеже.

Учебник

Середина урока

30 минут

Открытие нового

Упражнение 2. Цели: учащиеся будут учиться: 7.3.3.1 — представлять информацию в виде схемы.

В задании предлагается подобрать ассоциации к слову погода.

Критерий оценивания

Дескрипторы

Балл

Представлять информацию в виде схемы.

- называет ассоциации, связанные со словом погода;

1

- переносит схему в тетрадь, записав слова.

1

Всего

2

Упражнение 3. Цели: учащиеся будут учиться: 7.2.1.1 — определять основную информацию несплошных текстов.

Задание является логическим продолжением предыдущего. Сначала ученики подобрали свои ассоциации, теперь познакомятся с ассоциативным полем этого слова (из материалов проекта “Sociation.org”), сравнят свои ассоциации с предложенными.

Образец выполнения

Слово прогноз напечатано крупным шрифтом, потому что человека всегда интересует вопрос о том, какая сегодня будет погода, чтобы действовать в соответствии с этим. Иногда слова погода и климат используются как синонимы. Далее следует писать прилагательные, потому что это элементы характеристики погоды.

Критерий оценивания

Дескрипторы

Балл

Определять основную информацию несплошных текстов.

-определяет, почему некоторые слова выделены крупным шрифтом;

1

- определяет, какие из приведенных им ассоциаций совпали со словами ассоциативного поля.

1

Всего

2

Упражнение 4. Цели: учащиеся будут учиться: соблюдать орфографические нормы; определять признаки антонимов; определять синтаксическую роль причастий.

В упражнении предлагается списать предложения и вставить пропущенные буквы. Все предложения объединяет тема “Погода”. Задание на доказательство того, что слова погода — непогода являются антонимами, позволит акцентировать внимание учеников на основных признаках антонимов, а значит — отличать их от других, найти их по данным признакам среди других единиц. Слова погода и непогода не являются антонимами, так как их значения не противоположные: слово непогода обозначает “плохая погода, ненастье”, т. е. вид погоды (ср.: На дворе бушевала непогода. Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду. (В. Короленко). Задание Г упражнения знакомит учащихся с новой темой “Причастие”: выписать причастия портящейся, захватывающую, падающий, созревший, задать к ним вопрос, определить роль в предложении.

Образец выполнения

1. Здесь особенно приятно гулять в хорошую погоду. 2. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. 3. Футбол отменили из-за портящейся погоды. 4. В солнечную погоду можно выпить чашку чая на веранде, почитать захватывающую книгу. 5. При такой скверной погоде видимость плохая. 6. Погода была волшебной. Было морозно, особенно зачаровывал падающий снег. 7. Погода у нас хорошая, сухая: самое время собирать созревший хлопок.

Критерий оценивания

Дескрипторы

Балл

Соблюдать орфографические нормы; определять признаки антонимов; определять синтаксическую роль причастий

- определяет, что обозначает слово погода;

1

- определяет, что слова являются антонимами;

1

- подчеркивает причастия, определяя их роль в предложениях;

2

- соблюдает орфографические нормы.

1

Всего

5

Упражнение 5. Цели: учащиеся будут учиться характеризовать причастие по совокупности признаков.

При выполнении упражнения можно провести эвристическую беседу. При проведении эвристической беседы учитель не просто сообщает учащимся готовые знания по теме “Причастие”, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет их на основе имеющихся знаний, опыта прийти к выводу о том, что такое причастие, какова его роль в речи, какими признаками оно обладает, чем отличается от глагола и прилагательного. Задания, направленные на собственное формулирование правила, развивают критическое мышление, позволяют перейти от заучивания грамматического материала к освоению темы. Ответив на вопросы упражнения, учащиеся переходят к изучению информации в рамке.

Следует обратить внимание, что информация о причастии в рамке дана по следующему плану:

1.Общее грамматическое значение причастия. 2. Его морфологические признаки. 3. Его синтаксические признаки. По этому плану изучаются все части речи.

Причастие — одна из трудных тем в курсе русского языка. Трудности возникают при разграничении причастия и глагола, причастия и прилагательного, в согласовании причастий с определяемыми существительными. К тому же тема вызывает орфографические трудности (правописание суффиксов причастий, не с причастиями). Отметим, что причастия — принадлежность книжной речи, и поэтому они почти не используются в речи. Этим вызвана необходимость учить правильно понимать выраженное книжными формами и пользоваться ими в речи.

Учебник, слайд 3

Пример на доске

Слайд 4

Конец урока

З минуты

Рефлексия

На данном этапе можно дать “облако слов”, которые нужно дополнить:

1) Сегодня я узнал(а)...;

2) Было трудно …;

3) Я понял(а), что …;

4) Я научился(лась) …;

5) Я смог(ла) …;

6) Было интересно узнать, что …;

7) Меня удивило …;

8) Мне захотелось … и др.

Карточка

2 минуты

Домашнее задание

Упражнение 6. Цели: учащиеся будут учиться образовывать действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Упражнение направлено на отработку умений образовывать действительные и страдательные причастия.

Образец выполнения

Глаголы

Действительные причастия

настоящего времени

прошедшего времени

обладать

звонить

держать

прийти

лечить пользоваться шептать

задавать

обладающий звонящий держащий

-

лечащий пользующийся шепчущий задающий

обладавший звонивший державший пришедший лечивший пользовавшийся шептавший задававший

Слайд 5

Дифференциация.

Каким образом вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание.

Как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени.

Закрепление изученного продолжается в ходе выполнения дифференцированного домашнего задания.

Используйте данный раздел для записи методов, которые вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Самооценивание и взаимооценивание.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

2:

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Использованная литература

  1. Русский язык: Методическое руководство. Пособие для учителей 7 кл. общеобразоват. шк. / З. К. Сабитова, Д. С. Дюсенова, Р. К. Дюсетаева, К. С. Скляренко. — Алматы: Мектеп, 2018. — 320 с.

  2. Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразоват. шк. / З. К. Сабитова, Д.С. — Алматы: Мектеп, 2017. — 336 с.

Автор
Дата добавления
22.01.2020
Раздел
Подраздел
Просмотров
Просмотров 244
Номер материала
908
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.