Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКоррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов

Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов

Скачать материал

Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов

Оглавление

Введение

Глава 1. Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-го класса, страдающими фонематическим недоразвитием речи

Конструктор «Развитие»

Задания и игры по таблицам

Примеры уроков

Глава 2. Коррекционная логопедическая работа с учащимися 2-го класса

2.1. Устранение артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, проявляющейся в смешении твердых и мягких согласных

Примеры уроков

2.2. Коррекция артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, проявляющейся в отсутствии слухопроизносительных дифференцировок твердых и мягких согласных в случаях, когда мягкость согласных обозначается буквой мягкий знак (ь).

Примеры уроков

Глава 3. Коррекционная работа с учащимися 3-го класса по обогащению лексики, формированию навыка грамотного письма на основе словообразования

Программа коррекционной работы с учащимися 3-го класса

Примеры уроков

Заключение

Приложения

Приложение 1 . Конструктор «Развитие»

Приложение 2. Слоговые таблицы

Приложение 3.

Приложение 4.

Правописание безударной гласной в корне слова

Правописание безударных гласных в словах с корнями-омофонами

глава 2. Коррекционная логопедическая работа с учащимися 2-го класса

2.1. Устранение артикуляторно-акустической и акустической дисграфии, проявляющейся в смешении твердых и мягких согласных

Ко второму году обучения дети с ЗПР в значительной степени осваивают звукопроизношение и начинают дифференцировать свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные. У большинства из них тем не менее остаются трудности в дифференциации твердых и мягких согласных и в обозначении мягкости согласных.

Школьникам с ЗПР трудно усвоить алгоритм распознавания твердости/мягкости согласных, включающий в себя следующие умения:

1) дифференцировать йотированные гласные я, е, ё, ю;

2) дифференцировать на слух твердые и мягкие согласные не только в изолированном звучании, но и в слоге;

3) правильно обозначать твердость и мягкость согласных с помощью последующих гласных.

Важно отметить, что у многих учащихся с дизартрией вызывает трудность дифференцированное произношение слогов с твердыми и мягкими согласными, особенно при стечении согласных.

Развитие у школьников артикуляторно-акустических дифференцировок начинается с работы со слоговыми комплексами. Повторяя за логопедом слоговые «дорожки», дети тренируют умение переключаться с одного артикуляционного уклада на другой, у них формируются слогопроизносительные дифференцировки твердых и мягких согласных.

Эта работа продолжается при чтении слоговых таблиц. Таблицы включают в себя типичные, частотные звукосочетания мягких согласных с гласными е, ё, ю, я, с которыми дети могут подобрать соответствующие слова. Например, слоги лю, клю, плю, блю присутствуют в словах, используемых:

§   для слогового и звукобуквенного анализа:

Люда, Люба, салют, ключ, клюшка, плюшка, клюква;

§   для сопоставления значения, например:

лук — люк;

§   для сопоставления морфологического состава:

Оля — Олюшка, Коля — Колюшка.

В процессе чтения слоговых таблиц внимание учащихся обращается на артикуляцию и сравнение звучания слогов с твердыми и мягкими согласными, а также на то, какие гласные стоят после твердых и мягких согласных. В программу включена графа «Работа со слогом».

Эффективность работы со слоговыми таблицами повышают специальные задания и игры, которые постепенно усложняются:

1) чтение слоговой таблицы по горизонтали и вертикали;

2) выборочное чтение слогов с твердыми и мягкими согласными;

3) игра на развитие внимания и пространственных представлений. Могут играть один или несколько человек. Например:

ру

кру

хру

бру

крю

хрю

рю

тру

кру

брю

рю

крю

а) первый вариант (слоговая табличка у каждого ребенка). Ведущий диктует команды, а играющие водят указкой по таблице и читают слоги по очереди. Например:

— Найдите слог рю, Толя, одна клеточка вверх. (бру) Вика, слог в клеточке справа, (крю) Катя, клеточка вверх, (кру) — Лена, клеточка справа (хру) и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь по невнимательности не оборвет цепочку;

б) второй вариант. Ведущий диктует команды, а играющие читают слоги, отслеживая глазами направление по большой таблице на доске;

в) третий вариант. Выполнять задания второго варианта и быстро подобрать слово с прочитанным слогом;

4) игра «Лягушка». Ведущий — «лягушка» — берет в руку пластмассовую фигурку лягушки и перемещает ее («прыгает») по таблице четыре раза (например: брю, тру, хрю, тру). Тот из играющих, кто сумеет точно назвать эти слоги по памяти, становится «лягушкой». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «лягушкой».

Работа по дифференцированию твердости/мягкости согласных продолжается на письме. Учащиеся записывают в два столбика под соответствующими гласными открытые слоги, слоги со стечением согласных, а затем слова для слогового и звукобуквенного анализа.

Условные обозначения звуков взяты из букваря под редакцией В.В. Репкина. Учащиеся должны иметь достаточное количество фишек с этими обозначениями:

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511— гласный;

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=5dc.png&uid=98395511— глухой твердый согласный;

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=bf2.png&uid=98395511— глухой мягкий согласный;

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1048.png&uid=98395511— звонкий твердый согласный;

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1653.png&uid=98395511— звонкий мягкий согласный.

Для звукобуквенного анализа слогов и слов учащимся предлагается использовать следующую таблицу.

Гласные

Глухие твердые согласные

Глухие мягкие согласные

Звонкие твердые согласные

Звонкие мягкие согласные

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b4b.png&uid=98395511

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1f74.png&uid=98395511

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=2588.png&uid=98395511

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=29dd.png&uid=98395511

https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=2fea.png&uid=98395511

а — я

п

п'

б

б'

о — ё

ф

ф'

в

в'

у — ю

т

т'

д

д'

э — е

с

с'

з

з'

ы — и

x

х'

л, м, н, г

л', м', н'

 

ш

щ

 

 

 

ц

ч

 

 

При анализе слова следует обращать внимание учащихся на изменение лексического значения в зависимости от морфологического состава слова.

Проанализированные слова необходимо включать в предложения, которые составляются школьниками с помощью логопеда или самостоятельно.

Таким образом работа с детьми по дифференциации твердых и мягких согласных включает в себя анализ слога, слова и составление предложения, т.е. работа ведется со всеми компонентами речевой системы.

Планирование коррекционной логопедической работы с учащимися 2-го класса приводится в конце пособия (см. приложение 3.)

Примеры уроков

УРОК 1

Тема: а) фонематическая: дифференциация твердых и мягких согласных на слух, обозначение твердости/мягкости согласных при помощи гласных букв ы, и;

б) морфологическая: единственное и множественное число существительных; согласование в числе формы 3-го лица глагола настоящего времени с существительным;

в) синтаксическая: распространенное предложение.

Цели: развитие фонематического восприятия навыков, слухопроизносительных дифференцировок, тренировка навыка обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласной и, твердости согласных при помощи гласной ы, обучение построению простого предложения с использованием существительного в именительном или винительном падеже множественного числа.

Оборудование: магнитная доска, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки, фишки для звукобуквенного анализа слов.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение темы урока.

2. Чтение слогов:

ми ми — мы - - ли ли лы

ды ды ди - - ны ны ни

зы зи зы - - ры ри ры

ты ты ти - - вы вы ви

3. Чтение слоговой таблицы, а затем проведение игры «Кто внимательней»:

мы

сы

ры

ми

си

ри

ли

ны

ты

лы

ни

ти

Педагог проводит игру следующим образом:

Ребята, найдите слог ни.

— Витя, прочитай слог в клеточке над слогом ни. (ны)

Саша, клеточка слева. (ли)

— Таня, две клеточки вверх. (мы)

Коля, две клеточки вправо. (ры)

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь по невнимательности не оборвет цепочку.

4. Выполняется упражнение с целью развития фонематического слуха учащихся. Они слушают слова, которые произносит педагог и поднимают карточку с соответствующей буквой — ы или и: мир, бить, мыть, ты, спи, мы, вы, сыр, писк, пыль, визг.

5. Сопоставление лексического значения слов, различающихся твердостью/мягкостью согласного:

выл вил;

был бил;

мыл мил;

ныть нить;

выли вили.

6. Сравнительный звукобуквенный анализ слов выли — вили.

Логопед задает вопросы учащимся:

— Сколько слогов в слове выли? (Два слога.)

— Назовите первый слог слова. (вы)

Назовите первый звук в слоге вы. ([в] — это звонкий, твердый согласный.)

Какой фишкой мы его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1048.png&uid=98395511.)

Какой звук мы слышим после звука [в]? ([ы])

— Какую букву мы напишем? (Букву ы.)

— Какой фишкой мы обозначим этот звук? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511)

— Почему мы напишем букву ы? (Буква ы показывает, что звук [в] произносится твердо.)

— Назовите второй слог слова. (ли)

Какой первый звук в слоге ли? ([л'] — мягкий звонкий согласный.)

Какой фишкой мы обозначим звук [л']? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1653.png&uid=98395511.)

— Какой звук слышим после звука [л']? ([и])

— Какую букву напишем? (и) Почему? (Буква и показывает, что звук [л] произносится мягко.)

— Какой фишкой обозначим букву и? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511.)

Аналогичная работа проводится со словом вили. Затем сравниваются составленные слова и их схемы:

выли https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1048.png&uid=98395511https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1653.png&uid=98395511https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511

вили https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1653.png&uid=98395511https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1653.png&uid=98395511https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511

В ходе беседы с педагогом школьники уясняют разницу в словах и их схемах.

— Чем похожи схемы слов выли и вили? (И в первом, и во втором случае по два гласных звука, а также имеются одинаковые слоги ли.)

— А чем отличаются схемы этих слов? (Во втором слове первый согласный мягкий.)

— Что напишем после буквы в в первом слове? (Букву ы.)

— А что напишем после буквы в, которая обозначает звук [в'], во втором слове? (Букву и.)

— Почему? (Буква и показывает, что звук [в'] произносится мягко, а буква ы — сигнал твердости произношения звука [в].)

Далее с помощью вопросов логопеда дети выявляют лексическое значение слов выли вили.

— О ком можно сказать «выли»? (Волки выли)

— О ком скажем «вили»? (Птицы вили гнезда.)

7. Затем уместно провести с учащимися игру «Один — много». Педагог бросает мяч и называет существительное в единственном числе, ребенок кидает мяч обратно и произносит существительное во множественном числе, при этом он выделяет конечный гласный звук.

Логопед:

Ученик:

рама

рамы — [ы]

стена

стены — [ы]

кошка

кошки — [и]

кот

коты — [ы]

парта

парты — [ы]

белка

белки — [и]

лампа

лампы — [ы]

ученик

ученики — [и]

топор

топоры — [ы]

клен

клены — [ы]

шкаф

шкафы — [ы]

пол

полы — [ы]

Ряд предлагаемых для игры слов может быть длиннее или короче в зависимости от времени, которое педагог выделяет на этот вид деятельности на уроке.

8. Логопед дает задание детям разложить картинки под буквами ы, и. На картинках могут быть изображены мишка (игрушка), мышка, рыба, значки, марки, розы, чашки, ягоды, грибы и т.д.

9. Учащимся раздаются карточки, они должны прочитать и записать слова, вставляя буквы и, ы. Возможный вариант: сл...в..., р...б..., в..лк..., пт...ц..., к...т..., в...шн..., н...тк..., л...п... и т.д.

10. Педагог предлагает школьникам дополнить предложения существительными во множественном числе, которые заканчиваются на букву и. Например:

Мила моет (чашки, вилки, руки).

Витя собирает (значки, марки).

У дома растут (ромашки, лютики).

11. Работа с чистоговорками: У Люси синие бусы. У зайки Бубы заболели зубы.

12. Подведение итогов урока.

УРОК 2

Тема:

а) фонематическая: дифференциация твердых и мягких согласных при произношении и на слух, обозначение твердости/мягкости согласных посредством гласных букв а, я;

б) морфологическая: существительные собственные;

в) синтаксическая: распространенное предложение.

Цели: формирование слухопроизносительных дифференцировок, обучение различению твердых и мягких согласных при произношении и на слух, тренировка навыка обозначения твердых и мягких согласных на письме посредством гласных букв а, я.

Оборудование: магнитная доска, слоговые таблицы, фишки для обозначения звуков, кукла.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение темы урока.

2. Игра с мячом. В ходе игры учащиеся употребляют имена мальчиков со слогом са; Саша (Саня); со слогом ся: Вася; имена девочек со слогом -ся: Ася, Тася, Тося, Люся.

3. Предложение угадать, как зовут куклу, если последний слог в ее имени ня. (Таня.)

4. Звуковой анализ слова Таня.

Логопед задает детям вопросы:

— Назовите первый слог в слове, затем второй слог (Первый слог — та, второй слог ня).

— Какой первый звук в слоге та? Какой фишкой его обозначим? (Первый звук в слоге та — глухой твердый согласный [т], обозначим его фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=5dc.png&uid=98395511.)

— Какой звук слышим после звука [т]? Какую букву пишем? (После звука [т] — звук [а]. Звук [а] на письме обозначим буквой а.)

— Почему? (Потому что буква а показывает, что звук [т] произносится твердо.)

Какой первый звук в слоге ня? (Звонкий мягкий согласный [н'].)

— Какой фишкой обозначим звонкий мягкий согласный [н']? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1653.png&uid=98395511.)

— Какой звук мы слышим после звука [н']? (Гласный звук [а].)

А какой буквой мы обозначим этот звук? (Буквой я.)

— Почему? (Потому что буква я — сигнал мягкости согласного звука [н'].)

5. Преобразование слов. Учащимся предлагается в слове Таня заменить первую гласную на о. (Тоня.) Цепочка преобразований имен может быть следующей: Тоня ® Соня ® Саня ® Аня ® Ваня ® Маня и т.д.

6. Читается слоговая таблица, а затем школьникам предлагаются задания:

— Наташа, прочитай первый столбик слогов.

— Коля — второй столбик, Вова — третий.

— Саша, прочитай слоги с твердыми согласными.

— Маша — с мягкими согласными. — Ребята, ответьте, что показывает гласная а? (Что звук [н] произносится твердо.) — А что показывает гласная я? (Что звук [н'] произносится мягко.)

на

на

сня

ня

сна

ня

сня

ня

сна

сна

сня

на

7. Игра «Лягушка».

Ведущий — «лягушка» — берет в руку пластмассовую фигурку лягушки и перемещает ее («прыгает») по таблице четыре раза (например, ня сна сня на). Тот из играющих, кто сумеет точно назвать эти слоги по памяти, становится «лягушкой». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «лягушкой».

8. Логопед предлагает детям отгадать задуманное имя мальчика, если последний слог имени ня. (Ваня.)

9. Далее учащиеся составляют предложения по демонстрации действия и по вопросам педагога:

— Что сделал Ваня? (Ваня снял шапку.)

10. Звуковой анализ слова снял.

Логопед проводит беседу с учениками.

— Сколько слогов в слове снял? (Один слог.)

— Почему один слог? (Потому что в этом слове один гласный звук.)

— Какой первый звук в слове? (Звук [с] — глухой твердый согласный.)

— Какой фишкой обозначим этот звук? (Обозначим фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=5dc.png&uid=98395511.)

— Какой второй звук в слове? ([н'] — звонкий мягкий согласный.)

Какой фишкой его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=88a4.png&uid=98395511.)

— Какой звук мы слышим после звука [н']? (Звук [а].)

Какую букву мы напишем в слове после буквы н? (Букву я.)

— Почему? (Потому что буква я сигнал мягкости согласного звука [н'].)

— Какой четвертый звук в слове? ([л] — звонкий, твердый, согласный)

Какой фишкой обозначим этот звук? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1048.png&uid=98395511.)

11. Школьники записывают предложение Ваня снял шапку.

12. Подведение итогов урока.

УРОК 3

Тема:

а) фонематическая: дифференциация твердых и мягких согласных на слух и при произношении, обозначение твердости/мягкости согласных посредством букв о, ё.

б) лексическая: увеличение словаря учащихся по теме «Домашние животные и их детеныши».

Цели: развитие фонематического восприятия, тренировка навыка различения твердых и мягких согласных при произношении и на слух, обучение обозначению мягкости согласных на письме посредством гласной буквы ё, твердости согласных при помощи гласной буквы о.

Оборудование: магнитная доска, слоговые таблицы, фишки для звукобуквенного анализа, картинки домашних животных и их детенышей.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение темы урока.

2. Игра с мячом. В ходе игры дети вспоминают йотированные гласные я, ё, ю, е. Педагог бросает мяч и называет гласную а, ребенок, возвращая мяч, произносит я и т.д.

Логопед:

Ученик:

а

я

о

ё

у

ю

ы

и

э

е

3. Формирование у учащихся артикуляторно-акустических дифференцировок.

Школьники повторяют за логопедом слоги со сё, ло лё, но нё и т.д.

4. Работа со слоговой таблицей. Учащиеся читают сначала первый столбик слогов, затем — второй, далее — третий. Педагог задает детям вопросы и предлагает задания:

— Кто из вас может прочитать все слоги с твердыми согласными?

— А кто из вас выделит и прочитает по таблице все слоги с мягкими согласными?

— На что указывает гласная о?

— А сигналом чего является гласная ё?

ло

но

лё

лё

нё

нё

со

то

сё

сё

тё

тё

Далее по слоговой таблице проводится игра «Лягушка».

Ведущий — «лягушка» — берет в руку пластмассовую фигурку лягушки и перемещает («прыгает») по таблице четыре раза (например, тё — сё — со — лё — ло). Тот из играющих, кто сумеет точно назвать эти слоги по памяти, становится «лягушкой». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «лягушкой».

5. Под диктовку педагога запись слогов под буквами о, ё. В тетрадях учеников она должна выглядеть так:

о

ё

со

сё

то

тё

ло

лё

но

нё

бо

бё

6. Отгадывание загадки: Мягкие лапки, на лапках — цап-царапки, а затем ученикам предъявляется картинка кошки с котенком. Далее логопед спрашивает детей:

— Кто у кошки? (У кошки котенок.) Педагог просит назвать третье слово в предложении. (Котенок.)

7. Звуковой анализ слова котёнок.

Логопед проводит беседу с целью выявления звукового состава слова:

— Ребята, сколько гласных в слове котёнок? (Три гласных.)

— А сколько в нем слогов? (Три слога.)

Назовите первый слог. (ко)

— Какой в этом слоге первый звук? (Звук [к] — согласный, твердый, глухой.)

— Какой фишкой его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=5dc.png&uid=98395511.)

— Какой в слоге ко второй звук? ([о], гласный.) Какой фишкой его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511.)

— Какую букву напишем в этом слоге? (Букву о.)

Почему? (Потому что гласная о указывает на твердость согласного звука [к].)

— Назовите второй слог в слове котёнок (тё).

Назовите первый звук в этом слоге ([т'] — согласный, мягкий, глухой.)

Какой фишкой его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=88a4.png&uid=98395511.)

— Назовите второй звук ([о] — гласный).

Какой фишкой мы его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511.)

— Какую букву напишем? (Букву ё.)

Почему? (Потому что буква ё указывает на мягкость согласного [т'].)

— Назовите третий слог. (нок)

Какой первый звук в нем? ([н] — согласный, звонкий, твердый)

Какой фишкой его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1048.png&uid=98395511.)

— Какой второй звук? ([о] — гласный.)

Какой фишкой мы его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511.)

— Какую букву напишем и почему? (Букву о, потому что она показывает, что звук [н] — твердый.)

Какой последний звук в слове? ([к] — согласный, глухой, твердый.)

— Какой фишкой его обозначим? (Фишкой https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=5dc.png&uid=98395511.)

8. Запись в тетрадь предложения: У кошки котёнок.

9. Физкультурная пауза. Логопед бросает мяч ученику и называет слово с твердой согласной вол, а тот, возвращая мяч, произносит слово с мягкой согласной вёл.

Логопед:

Ученик

вол

вел

воз

вёз

нос

нёс

ров

рёв

ток

тек

Тома

Тема

дома

Дёма

10. Далее с детьми отрабатывается чистоговорка: Сеня вёз сена воз.

11. Учащимся предлагается загадка: Хвостик крючком, носик пятачком.

12. Игра «Найди маму».

Школьникам предъявляются картинки с изображениями домашних животных (свинья, лошадь, корова, овца) и их детёнышей (поросенок, жеребенок, теленок, ягненок). Учащимся предлагается найти маму каждому детёнышу. Затем педагог спрашивает учеников:

Кто догадается, в названии какого детеныша есть слог бё (жеребёнок), слог сё (поросёнок), слог лё (телёнок), слог не (ягнёнок)?

13. Дети дополняют предложения:

У лошади ... .

У коровы ... .

У овцы ... .

У свиньи ... .

14. Проводится небольшая беседа о домашних животных и их детёнышах. Логопед спрашивает школьников:

— Кто запомнил всех детёнышей? (Козлёнок, телёнок, жеребёнок и т.д.)

— Как их назвать одним словом? (Детёныши.)

— Это детёныши каких животных? (Детёныши домашних животных.)

— Скажите, ребята, какой слог с буквой ё есть в слове детёныши? (Слог тё.)

15. Подведение итогов урока.

УРОК 4

Тема:

а) фонематическая: дифференциация [р], [р'] на слух и при произношении, обозначение твердости/мягкости согласных посредством гласных о, ё;

б) морфологическая: префиксальный способ образования глаголов;

в) синтаксическая: распространенное предложение.

Цели: развитие фонематического восприятия, тренировка навыка различения твердых и мягких согласных при произношении и на слух, обучение обозначению мягкости согласных на письме посредством гласной буквы ё, твердости — посредством гласной о.

Оборудование: слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки, фишки для звукобуквенного анализа.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение темы урока.

2. Развитие у учащихся слухопроизносительных дифференцировок. Дети повторяют за логопедом:

ро ро тро

рё рё трё

трё трё трё

3. Игра «Кто внимательней?» на развитие у школьников внимания и пространственных представлений с использованием слоговой таблицы:

ро

тро

тё

тро

трё

трё

рё

то

тро

трё

тро

тё

Логопед говорит:

— Дети, найдите внизу справа слог, прочитайте. (тё)

— Наташа, один слог вверху. (тро)

Вова, через клеточку влево. (рё)

Саша, один слог вправо. (то)

— Маша, одна клеточка вниз. (тро)

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не оборвет цепочку.

Педагог спрашивает учеников:

— Что обозначает гласная буква ё? (Предыдущая согласная произносится мягко)

— Что обозначает гласная о? (Предыдущая согласная произносится твердо.)

4. Работа с условными обозначениями звуков. Педагог просит показать условные обозначения звуков: гласного (https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511). глухого твердого согласного (https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=5dc.png&uid=98395511), глухого мягкого согласного (https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=88a4.png&uid=98395511), звонкого твердого согласного (https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1048.png&uid=98395511). звонкого мягкого согласного (https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1653.png&uid=98395511).

5. Детям дается задание составить схему слога тро.

(https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=5dc.png&uid=98395511 https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1048.png&uid=98395511https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511)

— Какие слова вы знаете со слогом тро? (Тросы, матросы, патроны, метро и др.)

— Измените схему. Обозначьте в ней мягкость согласного звука [р']. (https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=5dc.png&uid=98395511 https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1653.png&uid=98395511https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=3z0g-f8wwg1ubhgzlivngkxfi0ysmookln313l5ec2tbgzkbe69nft8hnbp4lhcaovhs4leouwiylo1y7dbjtln4h73lydtdeasb9vpc&name=1b0.png&uid=98395511)

— Какой получился слог? (трё)

— Какой гласный звук слышим в этом слоге? (Гласный [о].)

— Какую букву напишем? (Букву ё.)

— Почему? (Потому что мягкость согласного [р'] обозначается гласной буквой ё.)

6. Школьникам демонстрируется картинка с изображением мальчика, который трет пол. Логопед спрашивает: Что делает мальчик (Коля)? (Мальчик (Коля) трёт пол.) Педагог уточняет у них:

— Какой звук прибавился к слогу трё в слове трёт? (Глухой твердый согласный [т].)

7. Работа над лексическим значением слова трёт:

Что делает Наташа?

— Наташа трёт морковку.

— Что делает Саша?

— Саша трёт доску.

— Что делает Коля?

— Коля трёт пол.

8. Запись слогов под диктовку.

о

ё

ро

рё

тро

трё

то

тё

тро

трё

9. Словообразование.

Логопед предлагает учащимся выполнить задания:

— Ребята, составьте из букв слово трёт.

Назовите приставки, которые вы знаете. (со-, по-, на-, про-, переи др.)

— Используйте названные приставки для образования новых слов:

со

+ трёт ® сотрёт

по

+ трёт ® потрёт

на

+ трёт ® натрёт

про

+ трёт ® протрёт

пере

+ трёт ® перетрёт.

Лексическое значение родственных слов уточняется с помощью демонстрации действий, выполняемых учащимися. Затем слова записываются детьми самостоятельно.

10. Составление и запись предложений со словами трёт, сотрёт, потрёт, натрёт, перетрёт. (Наташа трёт морковку. Витя сотрёт пыль. Коля натрёт пол. Катя перетрёт посуду.)

11. Подведение итогов урока.

Пожалуйста, подождите

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: Пособие для учителей и логопедов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Руководитель организации

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 054 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.04.2020 142
    • DOCX 96.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Аникина Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Аникина Марина Александровна
    Аникина Марина Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85988
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 484 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Дизайн-проектирование: теоретические и творческие аспекты дизайна

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек