Тема: ОСНОВА СЛОВА. ОКОНЧАНИЕ.
Цели занятия: закрепить знания об окончаниях, основе слова;
учить
детей согласованию слов в словосочетаниях, предложениях;
обогащать
словарный запас;
развивать
слуховое внимание и логическое мышление.
Оборудование: карточки-схемы,
карточки по количеству учащихся.
Ход урока:
Орг.момент
Найди слово по окончанию. (3 человека или 3 команды.)
На доске даны схемы слов с пропущенными основами и с
окончаниями множественного числа существительных.
Игроки подбирают подходящие
существительные во множественном числе и вставляют основы.
Возможные слова: дома, реки, поля,
грибы, руки, звери.
1.
Беседа: Что такое «окончание»? Для чего оно необходимо?
(Окончание
— это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание не служит для образования новых слов.)
Что такое «основа
слова»?
2. Выпишите формы слов.
Свисток, свистун,
свистки, свистеть, свистком, свист. Скворец, скворечник, скворцы, у скворца,
скворушка. Козлёнок, козлиный, козлиная, козлиное.
- Выделите окончание, основу и корень.
3. Запишите слова в 2
группы. Выделите в этих словах основу и окончание.
а) однокоренные слова; б) формы слов.
Побег,
беговая, бегун, бегуны, разбег, о бегунах. Лесопилка, лесной, перелесок,
лесочек, лесные. Моряк,
заморский, морячка, морская, поморы, морские. Дорога, подорожник, дорожный, в
дороге, дороженька.
4. УСТНО опишите любое
животное, используя данные слова. Есть, нет, рад, вижу, доволен, думаю.
5. Спишите. Вставьте
пропущенные слова.
Ст..ял
жаркий д..нёк. Вдру.. (по) т..нул в..терок. (На) б..жала синяя
туч..ка. Она (не) закрыла солн..шко. (По) шёл дожд..к. Со..нце
(о) св..щ...ло окрестность. Д..жд..вые капли т..жело ударяли (по) тра..ке и
цветочкам. Они (по)в..сли (на) л..сточ..ках и тр..винках. В
каждой д..ждинке играл солнеч..ный луч.
- Выделенные слова разберите по составу.
6. Итог занятия: Что
такое «окончание слова», «основа»?
Для
чего оно служит?
Что
изменяется с помощью окончания?
Похвала, поощрение.
Приложение
(индивидуальные карточки)
1. Запишите слова в 2 группы. а) однокоренные
слова; б) формы слов.
Выделите в этих словах основу и
окончание.
Побег,
беговая, бегун, бегуны, разбег, о бегунах. Лесопилка, лесной, перелесок,
лесочек, лесные. Моряк, заморский,
морячка, морская, поморы, морские. Дорога, подорожник, дорожный, в дороге,
дороженька.
2. Спишите. Вставьте
пропущенные слова. Выделенные слова разберите по составу.
Ст..ял
жаркий д..нёк. Вдру.. (по) т..нул в..терок. (На) б..жала синяя
туч..ка. Она (не) закрыла солн..шко. (По) шёл дожд..к. Со..нце
(о) св..щ...ло окрестность. Д..жд..вые капли т..жело ударяли (по) тра..ке и
цветочкам. Они (по)в..сли (на) л..сточ..ках и тр..винках. В
каждой д..ждинке играл солнеч..ный луч.
___________________________________________________________________________________
1. Запишите слова в 2 группы. а) однокоренные
слова; б) формы слов.
Выделите в этих словах основу и
окончание.
Побег,
беговая, бегун, бегуны, разбег, о бегунах. Лесопилка, лесной, перелесок,
лесочек, лесные. Моряк, заморский, морячка,
морская, поморы, морские. Дорога, подорожник, дорожный, в дороге, дороженька.
2. Спишите. Вставьте
пропущенные слова. Выделенные слова разберите по составу.
Ст..ял
жаркий д..нёк. Вдру.. (по) т..нул в..терок. (На) б..жала синяя
туч..ка. Она (не) закрыла солн..шко. (По) шёл дожд..к. Со..нце
(о) св..щ...ло окрестность. Д..жд..вые капли т..жело ударяли (по) тра..ке и
цветочкам. Они (по)в..сли (на) л..сточ..ках и тр..винках. В
каждой д..ждинке играл солнеч..ный луч.
______________________________________________________________________________________
1. Запишите слова в 2 группы. а) однокоренные
слова; б) формы слов.
Выделите в этих словах основу и
окончание.
Побег,
беговая, бегун, бегуны, разбег, о бегунах. Лесопилка, лесной, перелесок,
лесочек, лесные. Моряк, заморский,
морячка, морская, поморы, морские. Дорога, подорожник, дорожный, в дороге,
дороженька.
2. Спишите. Вставьте
пропущенные слова. Выделенные слова разберите по составу.
Ст..ял
жаркий д..нёк. Вдру.. (по) т..нул в..терок. (На) б..жала синяя
туч..ка. Она (не) закрыла солн..шко. (По) шёл дожд..к. Со..нце
(о) св..щ...ло окрестность. Д..жд..вые капли т..жело ударяли (по) тра..ке и
цветочкам. Они (по)в..сли (на) л..сточ..ках и тр..винках. В
каждой д..ждинке играл солнеч..ный луч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.