Тема занятия: Роль ударения в слове. Безударные гласные.
Цель: уточнение знаний детей об ударении, его функциях, об ударном слоге,
ударной гласной, безударной гласной.
Задачи: учить выделять ударный слог, ударную гласную, безударную гласную;
обогащать словарный запас детей;
совершенствовать темпо-ритмическую организацию речи;
развивать слуховое внимание и память.
Оборудование: карточки с заданиями по количеству учеников, рисунки: гвоздики, замок,
кружки, ребусы.
Ход занятия.
1.
Орг.момент.
-Здравствуйте,
ребята. Послушайте историю.
Однажды
на уроке рисования учительница написала на доске два слова: стрелки и гвоздики
и попросила учеников нарисовать эти предметы. Как ни странно, рисунки у детей
оказались разными. Некоторые нарисовали солдат с оружием и маленькие гвозди, а
другие – часы с тонкими стрелками и цветы. Почему так произошло?
2.Беседа:
–Что
такое ударение? (Ударение подобно биению сердца. Если кто-то неправильно
произносит ударение, то слово сразу же теряет свой ритмический пульс, а порой и
смысл, и грамматическую форму, т.е. умирает. Например, слово пропасть
(записывается на доске) - имеют различный смысл и различную грамматическую
форму (сущ. и глаг.).)
3.
-Вы уже заметили, что один слог у нас звучит громче и длительнее других. Это
ударный слог. Чтобы определить, какой слог в слове ударный можно как бы позвать
предмет:
кни-и-жечка,
со-о-лнышко.
4.
Прослушайте слова. Выделите голосом ударный слог, затем ударную гласную. Отхлопайте
ритмический рисунок слова. Начертите слоговые схемы слов, подпишите гласные и
поставьте ударение.
Шина, игла, колесо, морковь, свеча, ворона, подсолнух, красота, весело,
корзина, холодильник, огорчение.
5. Спишите слова. Поставьте знак ударения сначала
на первый слог, затем на второй слог. Объясните значения слов.
Пили - пили, мою - мою, стоит - стоит, село - село,
замок - замок, пугало – пугало, орган – орган, сорок – сорок.
6.
Беседа: Что такое безударная гласная? Почему ее так называют? Что нужно
сделать, чтобы не ошибиться при написании этой гласной?
7.
На доске написаны слова: с . сна, зв . зда, р . са, к . са, в . да, д . ла,
тр . ва, с . ло, гн . здо, в . сна. Детям предлагается вставить пропущенные
буквы.
- Проверь слова, да
не спеши, Слуху вы не доверяйте -
Красиво,
грамотно спиши. Удареньем проверяйте:
На берегу растет
сосна, Сосны, воды, травы, дело,
А рядом с нею –
сосны, А теперь пишите смело.
Горит прекрасная
звезда, Село, гнездо, сосна, весна -
А
рядом с нею – звезды. Одна из гласных не
ясна.
Вот на траве лежит
роса, Не верь таким словам на слух,
А рядом с нею –
росы. Коль есть в них безударный звук.
Вот по траве спешит
коса, Ты в них число лишь измени,
А
рядом с нею – косы. Подскажут гласную
они:
Сосна, вода, дела,
трава – Сёла, гнёзда, вёсны
Проверить надо все
слова. И, конечно, сосны.
Безударный гласный
–
Стоп!
Заданью нашему конец,
Писать опасно!
Кто не ошибся – молодец!
8.
Разгадывание кроссворда.
9.
Спишите. Вставьте гласную, подчеркните её. Через тире напишите проверочное
слово. Подчеркните проверяемую гласную.
Б . нкир, вел . кан, уг . дать, св . лить, расх . теть, выбр . ть, вр .
ньё, уг . сать, приб . жать, загр . знять, гол . с, выг . нять.
10.
Итог занятия: похвала, поощрение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.