Тема занятия: Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь .
Цель: совершенствовать умение детей различать твердые и
мягкие согласные (в произношении и по слуху), упражнять в обозначении
мягкости согласных при письме посредством буквы Ь.
Задачи: учить различать твердые и мягкие согласные (в произношении и по
слуху) обогащать словарный запас детей;
развивать внимание и память детей.
Оборудование: карточки с заданиями по количеству учащихся, мяч.
Ход занятия. - Здравствуйте, ребята. На место садится тот, кто назовёт мягкий
согласный звук..
1. Прочитать данные на доске слова, записать
их в единственном числе. Отметить мягкость звучания подчеркнутых согласных,
которая сохраняется и в единственном числе. На смену гласным второго ряда
приходит в этом случае специальный письменный
знак, не обозначающий никакого звука— буква ь (мягкий
знак):
кони — конь лоси—
… двери – … степи— … голуби—
… гуси —…
2. Прослушать стихотворение:
Мягкий знак — хитрый знак. Это сделал мягкий
знак.
Не сказать, его никак. Сделать нам
не так уж трудно,
Он не произносится, чтоб на мель
не село судно;
но в слово часто просится. мягкий знак перечеркнуть
—
Почему у дома угол и свободен
водный путь.
превратился сразу в уголь— Корабли, плывите, смело!
без пожара, просто так? Стала мель кусочком
мела. (Б. Измайлов.)
Какие превращения слов произошли при содействии буквы?
3. В каждой паре слов
определить по слуху согласный, мягкость которого в письме обозначается мягким
знаком. Указать место в слове буквы ь:
конь —коньки,
огонь — огоньки, пень — пеньки, день — деньки, окунь — окуньки зверь —
зверьки
4. Записать слова
парами, изменяя их по образцу: встань —
встаньте , сядь— … , верь —…
надень — ... кинь — … вынь —…
5. Что произойдет, если из данных слов исключить ь; полька, галька, зорьки, горьки, банька.
6. Записать под диктовку: У пенька опять пять опят.
7.
Итог занятия: - Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какая буква смягчает
согласные?
Похвала, поощрение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.