Тема «Сложное предложение. Обобщение и систематизация изученного»
Тип урока:
обобщение
и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма
проведения: урок
– практикум
Обучающие
цели:
-
организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний в
рамках темы «Сложное
предложение» как одной из составляющих подготовки к ОГЭ;
-
проверить знания обучающихся по данному разделу.
Развивающие
цели:
-
развивать у обучающихся потребность в творческой деятельности, в
самовыражении, самоактуализации
через различные виды деятельности.
Воспитательные
цели:
-
помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;
-
воспитывать нравственные качества, как патриотизм, служение Отечеству,
доброту, человечность.
Методы
обучения: метод
активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.
Педагогические
технологии: компьютерные,
здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные,
предметно-ориентированные.
Средства
обучения: раздаточный
материал, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.
Ход
урока
I.
Организационный
момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас.
Сегодня у нас присутствуют гости. Очень хочется порадовать наших гостей своими
знаниями, активностью и смелостью.
Обратите внимание на следующие слова (на
экране): У, всё, нас, сегодня, получится. Слайд
№1
Я думаю, вы без труда составите
предложение:
У
нас сегодня всё получится! Слайд
№2
Сегодня на уроке мы будем работать под
этим девизом. Пожелаем друг другу удачи и плодотворной работы.
II.
Постановка
темы и цели урока.
- Ребята, эпиграфом к нашему уроку мы
взяли следующие строки поэта Василия Кулёмина: Слайд№3
Человеку
нужна тишина,
Чтобы
слышать, как дышит трава,
Чтобы
верить, что речка жива,
Чтобы
думать о песне в ночи,
Чтобы
слышать, что пушка мертва и
Что
сердце любимой стучит.
В.
Кулёмин
- Как вы понимаете
эти слова автора?
(Автор
выразил своё отношение к потребности человека жить в тишине.)
- А что значит
жить в тишине?
(Жить в
мире, без войны, наслаждаться красотой окружающего нас мира, жить в мире с
родными, близкими, знакомыми, друг с другом.)
-Да, ребята,
сейчас это очень актуально для нас. И я хочу пожелать вам жить в мире и
согласии со всеми.
- Скажите, какую
синтаксическую конструкцию использует автор в этом предложении?
(Во-первых,
это сложное предложение, т.к. состоит из нескольких простых предложений.
Во-
вторых, это сложноподчинённое предложение, т.к. одно простое предложение
подчинено по смыслу другому и связано с ним подчинительным союзом.
В-третьих,
это СПП с последовательным и однородным подчинением придаточных.)
- Сколько мы
вспомнили уже знакомых нам сведений о сложном предложении.
Сегодня у нас с
вами урок обобщения знаний по теме «Сложное предложение». Что же конкретно мы
будем делать на уроке? Давайте попробуем с вами сформулировать. Итак,
мы будем
Повторять:
сведения
о сложном предложении, о видах сложных предложений, о средствах связи межу
частями.
Будем
учиться: отличать
сложные предложения от простых, правильно ставить и объяснять постановку знаков
препинания в них.
- Правильно,
ребята, мы должны обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное
предложение»; отработать умения правильно ставить знаки препинания в сложных
предложениях, составлять схемы предложений,
развивать языковые
и коммуникативные умения.
- Откройте свои
тетради, запишите число, классная работа и тему урока
«Сложное
предложение. Обобщение и систематизация изученного». Слайд №4
III.
Повторение и
обобщение изученного материала.
1. Фронтальный
опрос по теме.
- Проверим, готовы ли вы к работе.
- Какой раздел русского языка изучает
предложения? (Синтаксис)
- Какие предложения называются сложными? (Сложное
предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых
предложений, связанных между собой по смыслу и интонационно)
- На какие виды делятся все сложные
предложения в зависимости от средств связи между частями? (Все сложные
предложения в зависимости от средств связи между частями делятся на союзные и
бессоюзные)
- Какие виды союзных сложных предложений
вы знаете? (В зависимости от средств связи союзные сложные предложения
делятся на ССП и СПП)
- Какие предложения называются
сложносочинёнными? ( Сложные предложения, в которых равноправные простые
предложения связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами,
называются сложносочинёнными)
- Какие предложения называются
сложноподчинёнными? ( Сложные предложения, в которых одно простое
предложение подчинено по смыслу другому простому предложению и связано с ним
подчинительным союзом или союзным словом, называются сложноподчинёнными)
- Какие группы сложноподчинённых
предложений вы знаете? (СПП делятся на 3 основные группы: 1) СПП с
придаточными определительными, отвечающими на вопросы определения; 2) СПП с
придаточными изъяснительными, отвечающими на падежные вопросы; 3) СПП с
придаточными обстоятельственными, отвечающими на вопросы обстоятельств)
- Какие предложения называются
бессоюзными? (Сложное предложение, в котором простые предложения связаны без
помощи союзов и союзных слов, а только с помощью интонации и по смыслу, называется
бессоюзным)
- К. Г. Паустовский сравнивал знаки
препинания с нотными знаками, которые твёрдо держат текст и не дают ему
рассыпаться.
А для чего нужны знаки препинания в
сложном предложении? (В сложном предложении знаки препинания нужны для того,
чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного
предложения, особенности его строения и интонацию)
- Какую функцию выполняют знаки препинания
в сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях? (Они разделяют
простые предложения, выполняя разделительную функцию)
- А в сложноподчинённых предложениях? (Знаки
препинания в сложноподчинённых предложениях выделяют зависимую часть
(придаточное предложение), выполняя выделительную функцию)
IV.
Проверка
домашнего задания. Слайд №5
- Итак, проверяем
домашнее задание. Какое задание вы получили к сегодняшнему уроку? (
Составить сложноподчинённые предложения на тему «Россия, Родина, служение
Отечеству», сделать синтаксический разбор одного из них)
- Посмотрим, что у вас получилось.
Обучающиеся зачитывают предложения,
называя вид придаточного.
1. Синтаксический
разбор сложного предложения (1 человек у доски).
2. Фонетический
разбор слова любить. (Выполняют все остальные).
Проверка выполнения заданий.
- Ребята, скажите, а что значит любить?
Каково лексическое значение этого слова? (Ответы учеников)
- А теперь давайте зачитаем словарную
статью из толкового словаря С.И. Ожегова. Слайд
№6
ЛЮБИТЬ,
люблю, любишь; любящий; любимый; несов. 1. кого-что. Испытывать
любовь к кому-чему-н. Л. родину. Л. детей. Л. женщину. Учитель любим и
уважаем, 2. что и с неопр. Иметь склонность, пристрастие к чему-н. Л.
музыку. Л. читать. 3. кого-что и с союзом чтобы. Быть
довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу. Л. красивые
вещи. Он любит лесть (льстецов, чтобы ему льстили). 4. (1 и 2 л. не
употр.), что и с союзом "чтобы". Нуждаться в каких-н.
предпочтительных условиях. Цветы любят тепло (чтобы было тепло).
- Вот видите, ребята, сколько значений имеет это слово. И вы,
ребята, будьте ближе друг к другу, любите друг друга, своих родных и близких и,
конечно же, свою Родину.
V.
Практическая работа.
-
На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.
Задание
№1. (Работа в парах) Приложение №1
-
Сейчас каждая группа получает листы с предложениями.
1-я
группа - выписать СПП и объяснить постановку знаков препинания в них;
2-я
группа – выписать БСП и объяснить постановку знаков препинания в них;
3-я
группа – выписать ССП и объяснить постановку знаков препинания в них;
Проверка выполнения заданий.
- Скажите, всегда ли ставится запятая
перед союзом и в ССП? ( Если в ССП есть общий
второстепенный член или общее придаточное предложение, то запятая перед сочинительным
союзом и не ставится)
1. Работа по учебнику. Упражнение 246 (у
доски).
2. Задание №2.
-
А сейчас попробуем составить памятку из сложных предложений, используя советы
Дейла Корнеги, американского педагога, психолога и писателя. Обратите внимание
на схемы. Слайд №7
Если вы
хотите понравиться людям,
1. Чаще
улыбайтесь, … [ ] , и [ ].
2. Искренне
интересуйтесь жизнью других людей, …
[ ] , но [ ].
3. Умейте
выслушать до конца … […того], (с кем…).
4. Чаще
обращайтесь к собеседнику по имени, … [ ], и [ ].
- Надеюсь, эти
советы вам обязательно пригодятся в жизни.
3. Готовимся к ОГЭ. Слайд
№8
Работа с тестами (устно) по слайдам – на партах у детей
распечатанные тесты. Приложение №2
- В задании ОГЭ №7 предлагается опознать
во фрагменте текста указанную пунктограмму (запятые между частями
сложносочинённого и сложноподчинённого предложения).
Давайте ещё раз вспомним, как звучит
формулировка этого задания:
Слайд №9
В приведённых ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую
запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ
(ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ)связью.
Задание
№1 Слайд №10
• В приведённых
ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными
СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
• Над полем
высоко в небе, (1) словно серебряные колокольчики, (2) звенели жаворонки. В
лесу заливались пеночки, (3) зяблики, (4) соловьи... Всех птенцов и не
перечесть. У некоторых птиц и голоса-то для пения нет, (5) но они от других
не отстают, (6) стараются.
Задание
№2 Слайд №11
• В
приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),
обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую (-ые) между частями, связанными
подчинительной связью.
Но
главное очарование моря заключалось в какой- то тайне, (1)которую оно всегда
хранило в своих пространствах. Разве не тайной было его фосфорическое свечение,
(2) когда в безлунную июльскую ночь рука, (3) опущенная в чёрную тёплую
воду, (4) вдруг озарялась, (5) вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся
огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число
песчинок, (6) недоступное человеческому уму?
Задание
№3 Слайд №12
• В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения,
связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
Первая
туча прошла. И надвинулась следующая, (1) хмурая, (2) лохматая,(3) стремительно
кипящая. Она загородила все небо. Ветер, (4) сильный,(5) грозовой,(6) неистово
потянул из-под тучи. Снова скользнула ветвистая молния, (7) прогромыхал гром,
(8) и сплошная колючая стена воды с настигающим порывистым гулом обрушилась на
лес.
Задание
№4 Слайд №13
• В
приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)
в сложном предложении запятую (-ые) между частями, связанными подчинительной
связью.
Мы
выходили из дому очень рано и осторожно шагали по тяжёлой мокрой траве. Тихими
золотеющими пятнами светились среди тёмной, (1)ещё ночной листвы ветки ив,(2)
когда их озаряло первое солнце. В глухой воде пруда плескались караси,(3)а
заросли кувшинок и водяной гречихи висели,(4)казалось,(5)над чёрной бездной.
Очарование этого мира было так велико, (6)что я мог просиживать на берегу пруда
с восхода до захода солнца.
Проверка
выполнения.
V.
Обобщение материала. Слайд №14
Укажите
верные утверждения:
1. СПП – это
предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. (нет)
2.СП делятся на
три группы. (да)
3. В ССП всегда
ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)
4. По союзам и по
значению ССП делятся на три группы. (да)
5. Предложения, в
которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с
противительными союзами. (да)
6. СПП делятся на
две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)
7.В ССП одно
предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)
8. Простые
предложения в составе БСП связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)
9. СПП с
несколькими придаточными делятся на три вида. (да)
10. Простые
предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи
интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)
VII. Рефлексия.
Итоги урока
- Ребята, сегодня
вы показали хорошие знания по теме «Сложное предложение». Надеюсь, что вы
всегда будете применять их на практике.
И в заключение я
предлагаю вам в краткой художественной форме оценить наш урок, свою
деятельность на уроке, составив синквейн на тему «Наш урок». Слайд №15
- Закончить урок
мне бы хотелось словами Н. А. Добролюбова «Чтобы воспользоваться всеми
сокровищами русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им». Слайд №16
VIII. Домашнее
задание (по выбору учащихся) Слайд №17
1. Выполнить
тестовую работу (часть 2 ОГЭ, вариант 16).
2. Сочинение - рассуждение с использованием различных видов сложного
предложения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.