Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка на тему "Сложное предложение. Обобщение и систематизация изученного" (9 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Сложное предложение. Обобщение и систематизация изученного" (9 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку
в 9 классе

 

Тема «Сложное предложение. Обобщение и систематизация изученного»

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

Форма проведения: урок – практикум

Обучающие цели: 

  - организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы   «Сложное предложение» как одной из составляющих подготовки к ОГЭ;

  - проверить знания обучающихся по данному разделу.

  Развивающие цели:

   - развивать у обучающихся  потребность в творческой деятельности, в самовыражении,  самоактуализации через различные виды деятельности.

  Воспитательные цели:

   - помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;

   - воспитывать нравственные качества, как патриотизм, служение     Отечеству, доброту, человечность.

   Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.

Педагогические технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

Средства обучения: раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку.

 

 

Ход урока

 

I.                  Организационный  момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас присутствуют гости. Очень хочется порадовать наших гостей своими знаниями, активностью и смелостью.           

Обратите внимание на следующие слова (на экране): У, всё, нас, сегодня, получится. Слайд №1

 Я думаю, вы без труда составите предложение:   

                                       У нас сегодня всё получится!            Слайд №2

 

Сегодня на уроке мы будем работать под этим девизом. Пожелаем друг другу удачи и плодотворной работы.

 

II.               Постановка темы и цели урока.

- Ребята, эпиграфом к нашему уроку мы взяли следующие строки поэта Василия Кулёмина:   Слайд№3

 

                             Человеку нужна тишина,

Чтобы слышать, как дышит трава,

Чтобы верить, что речка жива,

Чтобы думать о песне в ночи,

Чтобы слышать, что пушка мертва и

Что сердце любимой стучит.

                                                                                                           В. Кулёмин

 

 

- Как вы понимаете эти слова автора? 

 (Автор выразил своё отношение к потребности человека жить в тишине.)

- А что значит жить в тишине?

(Жить в мире, без войны, наслаждаться красотой окружающего нас мира, жить в мире с родными, близкими, знакомыми, друг с другом.)

-Да, ребята, сейчас это очень актуально для нас. И я хочу пожелать вам жить в мире и согласии со всеми.

- Скажите, какую синтаксическую конструкцию использует автор в этом предложении?

(Во-первых, это сложное предложение, т.к. состоит из нескольких простых предложений.

Во- вторых, это сложноподчинённое предложение, т.к. одно простое предложение подчинено по смыслу другому и связано с ним подчинительным союзом.

В-третьих, это СПП с последовательным и однородным подчинением придаточных.)

- Сколько мы вспомнили уже знакомых нам сведений о сложном предложении.

Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложное предложение». Что же конкретно мы будем делать на уроке?  Давайте попробуем с вами сформулировать.       Итак,  мы будем

 

Повторять: сведения о сложном предложении, о видах сложных предложений, о средствах связи межу частями.

Будем учиться: отличать сложные предложения от простых, правильно ставить и объяснять постановку знаков препинания в них.

- Правильно, ребята,  мы должны обобщить и систематизировать знания по теме «Сложное предложение»; отработать умения правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, составлять схемы предложений,

развивать языковые и коммуникативные умения.

 

- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа  и тему урока

«Сложное предложение. Обобщение и систематизация изученного».      Слайд №4

 

III.           Повторение и обобщение изученного материала.

 

1.     Фронтальный опрос по теме.

 

- Проверим, готовы ли вы к работе.

- Какой раздел русского языка изучает предложения? (Синтаксис)

- Какие предложения называются сложными? (Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений, связанных между собой по смыслу и интонационно)

- На какие виды  делятся все сложные предложения в зависимости от средств связи между частями? (Все сложные предложения в зависимости от средств связи между частями делятся на союзные и бессоюзные)

- Какие виды союзных сложных предложений вы знаете? (В зависимости от средств связи союзные сложные предложения делятся на ССП и СПП)

- Какие предложения называются сложносочинёнными? ( Сложные предложения, в которых равноправные простые предложения связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами, называются сложносочинёнными)

- Какие предложения называются сложноподчинёнными?  ( Сложные предложения, в которых одно простое предложение подчинено по смыслу другому простому предложению и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, называются сложноподчинёнными)

- Какие группы сложноподчинённых предложений вы знаете? (СПП делятся на 3 основные группы: 1) СПП с придаточными определительными, отвечающими на вопросы определения; 2) СПП с придаточными изъяснительными, отвечающими на падежные вопросы; 3) СПП с придаточными обстоятельственными, отвечающими на вопросы обстоятельств)

- Какие предложения называются бессоюзными? (Сложное предложение, в котором простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а только с помощью интонации и по смыслу, называется бессоюзным)

- К. Г. Паустовский сравнивал знаки препинания с нотными знаками, которые твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

 А для чего нужны знаки препинания в сложном предложении? (В сложном предложении знаки препинания нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию)

- Какую функцию выполняют знаки препинания в сложносочинённых и бессоюзных сложных предложениях?  (Они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию)

- А в сложноподчинённых предложениях? (Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию)

 

IV.            Проверка домашнего задания.   Слайд №5

- Итак, проверяем домашнее задание. Какое задание вы получили к сегодняшнему уроку? ( Составить  сложноподчинённые предложения на тему «Россия, Родина, служение Отечеству», сделать синтаксический разбор одного из них)

- Посмотрим, что у вас получилось.

Обучающиеся зачитывают предложения, называя вид придаточного.

1.     Синтаксический разбор сложного предложения (1 человек у доски).

2.     Фонетический разбор слова   любить. (Выполняют все остальные).

 

Проверка выполнения заданий.

 

- Ребята, скажите, а что значит любить? Каково лексическое значение этого слова?   (Ответы учеников)

- А теперь давайте зачитаем словарную статью из толкового словаря С.И. Ожегова.        Слайд №6

 

ЛЮБИТЬ, люблю, любишь; любящий; любимый; несов. 1. кого-что. Испытывать любовь к кому-чему-н. Л. родину. Л. детей. Л. женщину. Учитель любим и уважаем, 2. что и с неопр. Иметь склонность, пристрастие к чему-н. Л. музыку. Л. читать. 3. кого-что и с союзом чтобы. Быть довольным тем, что нравится, что (кто) приходится по вкусу. Л. красивые вещи. Он любит лесть (льстецов, чтобы ему льстили). 4. (1 и 2 л. не употр.), что и с союзом "чтобы". Нуждаться в каких-н. предпочтительных условиях. Цветы любят тепло (чтобы было тепло).

- Вот видите, ребята, сколько значений имеет это слово. И вы, ребята, будьте ближе друг к другу, любите друг друга, своих родных и близких и, конечно же, свою Родину.

V. Практическая работа.

- На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.

Задание №1. (Работа в парах) Приложение №1

- Сейчас каждая группа получает листы с предложениями.

1-я группа - выписать СПП и объяснить постановку знаков препинания в них;

2-я группа – выписать БСП и объяснить постановку знаков препинания в них;

3-я группа – выписать ССП и объяснить постановку знаков препинания в них;

 

Проверка выполнения заданий.

- Скажите, всегда ли ставится запятая перед союзом  и  в ССП?  ( Если в  ССП есть общий второстепенный член или общее придаточное предложение, то запятая перед сочинительным союзом и не ставится)

1. Работа по учебнику. Упражнение 246 (у доски).

 

2. Задание №2.

- А сейчас попробуем составить памятку из сложных предложений, используя советы Дейла Корнеги, американского педагога, психолога и писателя. Обратите внимание на схемы.  Слайд №7

 

Если вы хотите понравиться людям,

 

1.     Чаще улыбайтесь,  …         [    ] , и [     ].

2.      Искренне интересуйтесь жизнью других людей,  … 

[      ] , но [      ].

3.     Умейте выслушать до конца …         […того], (с кем…).

4.     Чаще обращайтесь к собеседнику по имени, …  [    ], и [    ].

 

- Надеюсь, эти советы вам обязательно пригодятся в жизни.

 

3.  Готовимся к ОГЭ.              Слайд №8                                                                                Работа с тестами (устно) по слайдам – на партах у детей распечатанные тесты.   Приложение №2  

- В задании ОГЭ №7 предлагается опознать во фрагменте текста указанную пунктограмму (запятые между частями сложносочинённого и сложноподчинённого предложения).

Давайте ещё раз вспомним, как звучит формулировка этого  задания:

                                                 Слайд №9

 

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ (ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ)связью.

 

 

Задание №1 Слайд №10

 

      В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

      Над полем высоко в небе, (1) словно серебряные колокольчики, (2) звенели жаворонки. В лесу заливались пеночки, (3) зяблики, (4) соловьи... Всех птенцов и не перечесть. У некоторых птиц и голоса-то для пения нет, (5) но  они  от других не отстают, (6) стараются.

 

                                                    Задание №2       Слайд №11

 

 

      В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую (-ые) между частями, связанными подчинительной связью.

Но главное очарование моря заключалось в какой- то тайне, (1)которую оно всегда хранило в своих пространствах. Разве не тайной было его фосфорическое свечение, (2) когда в безлунную июльскую ночь рука, (3) опущенная в чёрную тёплую воду, (4) вдруг озарялась, (5) вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок,  (6) недоступное человеческому уму?

 

                                                    Задание №3          Слайд №12

 

      В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Первая туча прошла. И надвинулась следующая, (1) хмурая, (2) лохматая,(3) стремительно кипящая. Она загородила все небо. Ветер, (4) сильный,(5) грозовой,(6) неистово потянул из-под тучи. Снова скользнула ветвистая молния, (7) прогромыхал гром, (8) и сплошная колючая стена воды с настигающим порывистым гулом обрушилась на лес.

 

 

                                                    Задание №4                 Слайд №13

 

      В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) в сложном предложении запятую (-ые) между частями, связанными подчинительной связью.

Мы выходили из дому очень рано и осторожно шагали по тяжёлой мокрой траве. Тихими золотеющими пятнами светились среди тёмной, (1)ещё ночной листвы ветки ив,(2) когда их озаряло первое солнце. В глухой воде пруда плескались караси,(3)а заросли кувшинок и водяной гречихи висели,(4)казалось,(5)над чёрной бездной. Очарование этого мира было так велико, (6)что я мог просиживать на берегу пруда с восхода до захода солнца.

 

Проверка выполнения.

 

 

 

 

V.        Обобщение материала.    Слайд №14

 

Укажите  верные утверждения: 

 

1. СПП – это предложения, состоящие из двух  или нескольких простых предложений. (нет)

2.СП делятся на три группы. (да)

3. В ССП всегда ставится запятая между частями сложного предложения. (нет)

4. По союзам и по значению ССП делятся на три группы. (да)

5. Предложения, в которых одно явление противопоставляется другому, называется ССП с противительными союзами. (да)

6. СПП делятся на две группы: с одним придаточным и несколькими придаточными. (да)

7.В ССП одно предложение по смыслу подчиняется другому. (нет)

8. Простые предложения в составе БСП связаны по смыслу и с помощью союзов. (нет)

9. СПП с несколькими придаточными делятся на три вида. (да)

10. Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами: при помощи интонации и союзов (союзных слов) и при помощи интонации. (да)

 

VII. Рефлексия. Итоги урока

- Ребята, сегодня вы показали хорошие знания по теме «Сложное предложение». Надеюсь, что вы всегда будете применять их на практике.

И в заключение я предлагаю вам в краткой художественной форме оценить наш урок, свою деятельность на уроке, составив синквейн на тему «Наш урок».     Слайд №15

- Закончить урок мне бы хотелось словами Н. А. Добролюбова «Чтобы воспользоваться всеми сокровищами  русского языка, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им».  Слайд №16

 

 

VIII. Домашнее задание (по выбору учащихся)          Слайд №17

1.     Выполнить тестовую работу (часть 2 ОГЭ, вариант 16).

    2.   Сочинение - рассуждение  с использованием различных видов сложного предложения.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка на тему "Сложное предложение. Обобщение и систематизация изученного" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыковед

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 802 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.07.2020 1593
    • DOCX 34.9 кбайт
    • 122 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Будрецких Яна Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Будрецких Яна Вячеславовна
    Будрецких Яна Вячеславовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74533
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в работе с детьми и родителями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 48 человек