Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока "Подготовка к ГИА" 9 класс

Конспект урока "Подготовка к ГИА" 9 класс

Скачать материал

Конспект урока русского языка

в 9 классе

Тема урока: «ПОДГОТОВКА к ОГЭ. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия.»

Цель  урока:познакомиться с отличительными особенностями сложноподчиненных предложений с придаточными условия, продолжить подготовку учащихся к ОГЭ.

Задачи урока: формировать умение распознавать придаточные условия, отличить их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными условия; совершенствовать орфографические  и пунктуационные навыки; воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.

Тип урока:  усвоение новой темы.
Оборудование урока: - компьютер,  мультимедийный проектор, экран, презентация в программе «
PowerPoint»

Ход урока:

*                     1. Вступление.

*       Здравствуйте. Рада нашей встрече и надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и меня интересным, полезным. Думаю, что вы внимательные и наблюдательные ученики, способны слышать и слушать учителя. Проверим?

*       2. Активизация знаний.

*       Подготовка к ОГЭ – вопросы ОГЭ:

*       - Грамматическая основа предложения. Нахождение основы в предложениях. задание №8,11)

*       - Обособленные члены предложения. ( задание №9)

*       - Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Расстановка знаков препинания. ( задание №11)

*       - Знаки препинания в предложениях с вводными словами, обращениями.( задание №10)

*        (синтаксическая пятиминутка, работа по карточкам)

*       Дополните термины, используемые в языкознании. (В скобках даны ответы, звездочками отмечены дополнительные вопросы.)

*        

*       1.Второстепенные и главные                  (члены предложения)
2.Самостоятельные и служебные                 (части речи)
3.Совершенный и несовершенный             (вид)
4.Деепричастный и сравнительный        (обороты)
6.Односоставные и двусоставные              (простые предложения)
7.Гласный и согласный                                (звуки)
8.Краткие и полные                                  (прилагательные, причастия)
9.Главная и придаточная                                                                   (части СПП)

*       10 Вводные слова и обращения                                                              (пунктуация)

*        

        3. Подготовка к изучению новой темы.

        Если мы с вами на уроке будем так друг друга хорошо понимать, то учебные цели будут достигнуты.

         Если вы активно будете работать, урок получится интересным.

         Если у нас с вами будет всё хорошо, тогда и хорошее настроение нам обеспечено.

         Ну, и наконец,  если у нас всё чудесно, то мы в силах сделать счастливыми и окружающих (предложения проецируются на экране).

          Ребята, какую особенность заметили в предложениях моего высказывания?

По своей структуре какого  типа эти  предложения?

          Можете поставить вопрос от главной к придаточной части?

Тогда назовите тему нашего урока.

*       4. Целеполагание.

*       Запишем в тетрадях: число, классная работа и тема «СПП с придаточным условия» (тема проецируется на экране).

*       Сформулируем цели (проецируются на экране).

          5. Закрепление полученных знаний.                                                                                                                  На занятиях вы уже познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений, разновидности сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

*        Хорошо ли вы усвоили материал предыдущих уроков, выясним, выполняя следующее задание: прочитайте предложения, определите их его общее грамматическое значение, укажите главную и придаточную части,  назовите средство связи главной и придаточной частей, сделайте вывод о виде придаточной части (предложения проецируются на экране).

            Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения (алгоритм у каждого на столе)

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

*                     • Вчера мы после того были утомлены, что даже не осмотрелись на месте

*                     • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

*                     • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

*                     • Там, где растут розы, растут и шипы.

*                     • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.

*                     • Разрывы снарядов звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.

*                     • Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

*                     • Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

*                      

*                     6. Закрепление новой темы.

*                                 а) Что помогло вам определить вид придаточного в последнем предложении?

*                     Это предложение соответствует теме сегодняшнего урока. Обратимся к анализу подобных, выполняя упр.170,  не забывайте про алгоритм. Работаем у доски.

             б) Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных текстов и умения анализировать иллюстрации вывожу на экран две иллюстрации.

Задание: по иллюстрациям вспомните названия басен И.А. Крылова.  Прочитайте басни наизусть и найдите сложноподчиненные предложения с придаточным условия. Запишите эти предложения. После каждого предложения в скобках укажите название басни, из которой это предложение выписано.

Ученики на экране видят иллюстрацию к басне И.А. Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Выписывают предложение:

Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдет.


Вторая иллюстрация к басне “Квартет”.
Выписывают предложение:
Кричит осёл: “Мы, верно, уж поладим, 
Коль рядом сядем”.

 

Теперь посмотрим, какие союзы следует употреблять в книжной речи, а какие в разговорной.

Запишем предложения, расставим знаки препинания, сделаем схемы:

Хороша земля, если рук не жалеть.

[        ], (союз если......).

Какой бы шум вы подняли, друзья, когда бы это сделал я! ( И.А. Крылов).

[        ], (союз когда......)!

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. (“Щука и Кот”).

[        ], (союз коль.....).

Делаем вывод: союзы раз, коли, кабы употребляются в разговорном стиле речи;

Союзы если, когда – нейтральные, они употребляются в книжной речи.

Вывод: посмотрим расположение придаточного по отношению к главному, сделаем вывод. Придаточное может стоять перед главным, после главного, разрывать главное.

Делаем общий вывод по уроку:

– на что указывают придаточные условные? (на условие, при котором возможно то, о чем говориться в главном).
– какой вопрос задаем от главного к придаточному? (при каком условии).
– от чего задаем вопрос? (от всего главного предложения).

– чем присоединяется придаточное к главному? (союзами если, ежели, когда, раз).

– каким знаком отделяется придаточное от главного? (запятой).

– где может находиться придаточное в предложении? (перед главным, после главного и разрывать главное).

7. Психологическая разрядка.

   А теперь немного отдохнём. Откиньтесь на спинки стульев, расслабьте спину, плечи, закройте глаза, представьте себя на природе, почувствуйте, как вам хорошо…  Вернитесь в реальность.

         8. Забавный числовой диктант (интегративный подход).

         Помните, у А. С. Пушкина:

О, сколько нам открытий чудных                                                                                            Готовят просвещенья дух                                                                                                                               И Гений, парадоксов друг,                                                                                                                           И Опыт, сын ошибок трудных...

          Сейчас проведём работу, выглядящую немного парадоксально на уроке русского языка – решим примеры.

Выполните следующие действия:                                                                                                                  1. От количества простых предложений, составляющих сложносочиненное предложение: Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит, – отнимите число запятых в нем.

3 – 2 = 1

2. К числу букв имени (без отчества) няни А.С. Пушкина прибавьте номер склонения полного имени (без отчества) поэта.

5 + 2 = 7

3. К количеству н в слове ветреный прибавьте число букв в приставке слова поскользнулся, полученную сумму умножьте на количество е в слове длинношеее.

(1 + 2) х 3 = 9

4. Номер склонения существительного фальшь умножьте на количество штилей, определенных Ломоносовым, и прибавьте количество карт, сыгравших роковую роль в судьбе главного героя «Пиковой дамы» А.С. Пушкина.

3 х 3 + 3 = 12

5. Количество богатырей на картине Васнецова умножьте на количество звуков в слове ел.

3 х 3 = 9

6. Суммируйте полученные ответы. Конечную сумму отнимите от даты смерти А.С. Пушкина. Какое число у вас получилось, о чем оно вам говорит?

1837 – 38 = 1799

*            10. Подведение итогов.

*          Если бы великий поэт был сейчас среди нас, он был бы доволен вашими знаниями (предложение проецируется на экране).

СПП с каким видом придаточного я употребила вновь? Вспомним тему урока.

               Какая информация содержится в придаточных условия? На какой вопрос отвечают? Какие союзы употребляются?

              Как вы считаете,  достигли мы поставленных в начале урока целей? Что показалось интересным?

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание: Выучить материал по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными условными”, выписать из басен И.А. Крылова пять сложноподчиненных предложений с придаточными условными.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Подготовка к ГИА" 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок позволяет:познакомить учащихся с отличительными особенностями сложноподчиненных предложений с придаточными условия, продолжить подготовку учащихся к ОГЭ.Реализовать задачи урока: формировать умение распознавать придаточные условия, отличить их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточными условия; совершенствовать орфографическиеи пунктуационные навыки; воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 678 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.03.2020 323
    • DOCX 52.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ломакина Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ломакина Ирина Сергеевна
    Ломакина Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78484
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 318 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 362 человека

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 163 человека из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 84 человека