Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по теме: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".

Конспект урока по теме: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения".

Скачать материал

Конспект урока по теме: Виды предложения по цели высказывания». Устинова Е.А.

 

Цели урока:

  • Создать условия для закрепления знаний о побудительных, вопросительных и повествовательных предложениях.
  • Создать условия для воспитания орфографической и пунктуационной зоркости.
  • Создать условия для совершенствования навыков правописания.
  • Создать условия для работы над интонацией при чтении и построении предложений, разных по цели высказывания.
  • Создать условия для пополнения и расширения словарного запаса учащихся, для работы со словарями.

Мне хотелось бы выбранной необычной формой урока заменить пассивную роль ученика на активную.

Оборудование урока: у каждого учащегося на парте карточки с заданиями, на проекционной доске – текст каждого задания, у учеников - орфографические словари.

 

Ход урока:

 

  1. Организационный момент. Минутка доброты. Учитель предлагает ученикам закрыть глаза , вспомнить о чем-нибудь приятном и улыбнуться.
  2. Вступительное слово учителя (этап актуализации знаний).

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-практикум в форме деловой игры «Я-корректор». Представьте, что вы находитесь не в классе, а в редакции, и вы не ученики, а корректоры.

  1. Проверка домашнего задания. Дома вы по толковому словарю выясняли значение слов КОРРЕКТОР, КОРРЕКТУРА, КОРРЕКТИРОВАТЬ (проверяем задание).
  2. Практическая часть (мотивация, целеполагание и закрепление материала).

·         Какими качествами должен обладать корректор? (аккуратность, внимательность, зоркость, знание языка…)

Но мы с вами будем не просто играть, а закреплять знания, полученные на прошлом уроке. Давайте вспомним, чем мы занимались вчера (говорили о побудительных, повествовательных и вопросительных предложениях).

·         Какой стишок помогал нам освоить материал?

По цели всегда различай предложенье:

В повествовательном – сообщение,

Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?),

А в побудительном – просьба, совет.

·         А начнем мы с разминки. Давайте проверим вашу орфографическую зоркость. На карточках у вас написано стихотворение. Перепишите его в тетрадь и карандашом выделите все орфограммы. (Один ученик работает у доски).

Посмотрите, посмотрите,

Хрюшка сладко спит в корыте!

Повернулась на бочок,

Мы не видим пятачок!

Слово «корыто» ищем в орфографическом словаре.

·         Посмотрите и скажите, каким будет первое предложение по цели высказывания? (побуд.) Как вы об этом догадались? ( В нем просьба, призыв. В конце предложения – «!»).

В типографии пропали знаки препинания. Корректоры, за работу! Чтобы правильно расставить знаки препинания, давайте еще раз вспомним, какими бывают предложения по цели высказывания  (повеств., побуд., вопросит.).

На карточках детские стихи без знаков препинания.

Треснуло яичко

Что это за птичка

Посмотрите, это я

А где мамочка моя

-Мы мышата, здесь наш дом

Мы тут зернышки грызем

·         Прочитайте, пожалуйста, этот стишок со знаками препинания.

Как вы различили вопросительные и побудительные предложения? (Слова «что», «где» - вотрос., «Посмотрите» - просьба – побуд.)

·         Что нам поможет передать чувства, которые испытывает только что вылупившийся цыпленок? (Интонация – испуг).

Давайте прочитаем стихотворение выразительно. (Кто лучше?). В последнем предложении возможны варианты («.» и «!»)

Корректору принесли стихотворение без точек (повеств.предл.). Расставьте точки, чтоб появился смысл. Прочитайте, учитывая интонацию (повышение, понижение голоса).

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке

Горят дрова и жгутся чурки

Давайте сделаем в тетрадках синтаксический разбор предложения «В конуре собака лает».

Стилистическая правка.

Корректоры должны хорошо знать значение слов. Перед вами толковый словарь нерадивого ученика. Какие слова истолкованы неверно? Объясните их сами.

·         Приколол – присоединил булавкой.

·         Приключение – присоединение к ключу.

·         Припаял – присоединил с помощью паяльника.

·         Приголубил – присоединился к голубю.

·         Придрался – присоединился к драке.

Если у вас не получилось самостоятельно объяснить значение всех слов, воспользуйтесь словарями. Работа со словом «придрался» (присоединился к драке).

Воспитательный момент. Ребята, а хорошо ли драться? («мостик» к минутке доброты).

Задание для выполнения в тетради. Со словом «приколол» составьте, пожалуйста, побудительное предложение. Со словом «приключение» - повествовательное. Со словом «припаял» - вопросительное. Несколько учеников читают свои предложения вслух с правильной интонацией.

Домашнее задание. Попробуйте дома составить связные текст, чтобы в нем было три повествовательных, три побудительных и три вопросительных предложения.

 

Подведение итогов.

·         Кем мы сегодня были?

·         Помогли ли нам знания о видах предложения по цели высказывания?

·         Какие качества мы в себе развивали?

·         Понравилась ли вам такая форма работы?

Выставление оценок за работу на уроке (с аргументацией).


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по теме: "Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 023 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.06.2020 150
    • DOCX 16.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Маричева Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Маричева Светлана Анатольевна
    Маричева Светлана Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66575
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология и профессиональное развитие

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 15 регионов