Урок - фантазия
Слушая «Утро» Э. Грига…
(урок развития речи в 8 классе)
Шелепаева
Е.Н., учитель русского языка
и литературы МАОУ
«Гимназия №8» г. Пермь
В ходе урока формируются УУД:
Регулятивные: умение воспринимать
незнакомый текст, предвосхищать его содержание по заголовку, обнаруживать его
смысловые части и отношения между ними, соотносить полученные с ведения с
примерами из собственного опыта.
Познавательные: отработка навыков анализа
художественного текста, расширение словарного запаса учащихся, закрепление
навыков работы с толковым словарём, словарём иностранных слов и словарём
синонимов.
Коммуникативные: умение высказывать свои
суждения, слушать и понимать других, формулировать и аргументировать свою
точку зрения, умение работать в парах и группах, создавать текст на заданную
тему.
Личностные: формирование умения
оценивать поступки героя в соответствии с определённой ситуацией;
Оформление доски:
Эдвард Григ, норвежский композитор,
пьеса Г. Ибсена «Пер Гюнт».
Фантазия- ?!?
Сюита-?!?
Иллюстративный материал, словари
иностранных слов, толковые словари.
1.Слово учителя о норвежском
композиторе Э. Григе.
2.Беседа.
-Как вы понимаете слово «фантазия»?
-Какие словари помогут определить
лексическое значение этого слова?
-Сколько значений имеет слово
«фантазия»?
Если
учащиеся не могут самостоятельно определить значение слова, то обращаются к
словарям. Ученики обычно уверенно определяют первое значение слова.
В процессе беседы и работы
со словарями на доске и в тетрадях учеников появляется запись: Фантазия (греч. phantasia – воображение,
представление)- 1) творческое воображение; 2) мечта, выдумка; 3) каприз,
причуда.
-Нужна ли человеку, живущему в XXI веке, фантазия? Ответ обоснуйте.
-Прослушайте сюиту Грига «Утро»
-Понимаете ли вы значение слова
«сюита»?
Если учащиеся не знакомы с
термином, то обращаются к словарям. Важно, чтобы ученики самостоятельно
поработали и с толковым словарем, и со словарем иностранных слов.
В процессе работы появляется
запись:
Сюита (франц. suite)- одна из Форм многочастных
музыкальных произведений (большей частью инструментальных)
Учитель может предложить
ученикам найти определение сюиты в словаре музыкальных терминов или с
справочнике школьника «История мировой культуры» и обсудить словарные статьи.
3.Прослушивание 1й части
сюиты Грига «Утро» к пьесе Ибсена «Пер Гюнт».
4.Беседа по эмоциональным
первоначальным впечатлениям.
-Кому понравилась сюита? Чем?
-Какое настроение создает музыка
Грига?
-Какие чувства пробуждает сюита
норвежского композитора?
-Какими средствами музыки выражено
настроение?
-Вдумаемся в смысл названия сюиты.
Какое время суток изображено? Как можно догадаться об этом?
5.Устное рисование.
-Что представляете, слушая музыку Э.
Грина? Какие картины встают перед вашими глазами?
Учитель может вести беседу
по вопросам упражнения №9 (учебник Никитиной Е.И. Русская речь, 8-9, М.,
Просвещение, 2014 г.)
6.Повторное прослушивание первой
части сюиты и создание фантазии-миниатюры «Слушая «Утро» Э. Грига»…
7.Чтение и обсуждение 2-3
работ (одну
миниатюру можно прочитать на фоне музыки).
8. Выразительное чтение учителем или подготовленным
учеником впечатлений об «Утре» Д.Б.Кабалевского: «Мы слышим расцветание свежей
природы, трепет пробуждающейся человеческой жизни и почти зрительно
воспринимаем постепенное нарастание все более и более ослепительного солнечного
света. Сам Григ говорил, что первое сильное звучание оркестра рисует, как
появившееся над горизонтом солнце впервые пробивает облака и заливает землю
своими лучами».
Беседа.
-А вас не удивляет, что впечатления
от прослушивания сюиты получились разные?
-Хорошо ли это?
-А что было бы, если бы все, слушая
музыку представили одно и то же?
-Есть прекрасный и широко известный
рассказ о том, как слушала симфоническую музыку Э. Грига одна
восемнадцатилетняя норвежская девушка. Знаете ли вы, как он называется? Кто его
автор?
Прослушивание аудио записи
фрагмента рассказа К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» на фоне «Утра» Э. Грига.
Домашнее задание:
1.После просмотра спектакля «Пер Гюнт»
в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского выполнить творческое
задание: написать ЭССЕ «Мой Григ».
2.Перечитать рассказ К. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками» и подготовиться к сжатому изложению на тему «Дагни
слушает Грига».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.