Тема
урока: «Предлог. Роль предлога в речи».
Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
Образовательные.
·
Расширить знания учащихся о предлоге как части
речи; его роли в русском языке;
·
Учить писать предлоги отдельно от других частей
речи.
Развивающие.
·
Развивать устную и письменную речь учащихся,
фонетический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного
письма;
·
Совершенствовать культуру речи учащихся;
·
Развивать психические процессы, аналитическое
мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать,
делать выводы;
Воспитательные.
·
Воспитывать навыки речевой культуры общения, как
неотъемлемой части общей культуры человека;
·
Аккуратность, усидчивость, самостоятельность,
дисциплинированность;
·
Формировать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1.
Оргмомент
Слышите, звенит
звонок,
Весело, задорно.
Начинаем мы урок.
Все к нему готовы?
(слайд)
Чтобы зрение,
осанку
Лет до ста нам
сохранить,
Сядем так, как на
плакате
Девочка сидит. (слайд)
Свет
солнца в ладони я возьму
И к
сердцу положу
И
станет всё вокруг
Добрее
и светлее. (слайд)
- Ребята, мне очень
хочется, чтобы вы не забывали, что нужно всегда с уважением и добротой
относиться друг к другу и окружающим вас людям. В каждом из нас есть маленькое
солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогают им. а
любовь и помощь согревают его, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для вас
действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного. (слайд)
- Откройте тетради
и запишите число, классная работа. (слайд)
2.
Чистописание
Нн
На берёзах
надулись маленькие почки. (слайд)
- Какие орфограммы
нам встретились? Объясните их написание.
- Подчеркните
главные члены предложения, определите части речи, выпишите словосочетания.
Дерево
успеха
3.
Актуализация знаний учащихся.
Орфографическая минутка
Д…рев…я,
м…л…дая, поч…ки, цв…тут, тр…ва, п…ют, под, прил…тели, з…леная, в…сёлая.
- Обсудите со своим
соседом по парте какие буквы пропущены и постарайтесь объяснить орфограммы.
(слайд, работа проводится на интерактивной доске)
- Прочитайте ещё
раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова
на группы?
- Сколько будет
групп? Какие?
- Запишите слова в
три группы самостоятельно.
1 ряд – записывает
имена существительные
2 ряд – записывает
имена прилагательные
3 ряд – записывает
глаголы
- Прочитайте первую
группу слов. Это какая часть речи? Почему?
(Деревья, почки,
трава – обозначают предмет и отвечают на вопрос что? – это имя существительное)
(слайд)
- Прочитайте вторую
группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Молодая,
зелёная, весёлая – обозначают признак предмета, отвечают на вопрос какая? – это
имена прилагательные) (слайд)
- Прочитайте третью
группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Цветут, поют,
прилетели – обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делают? Что
сделали? – это глаголы) (слайд)
Дерево
успеха
- Какое слово
оказалось лишнее? Почему?
(Под – это не
имя существительное, не имя прилагательное, не глагол.)
- Кто знает, как
можно назвать слово под? (Под – это предлог.)
- Может, кто-нибудь
догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(Мы будем
говорить о предлогах.)
4.
Объявление темы урока и постановка целей
- Ребята, я
подготовила вам предложение, но в компьютере произошел сбой и слова
соединились. Попробуйте выделить слова и записать правильно.
Воробейвлетелвокно. (слайд)
- Что у вас не
получилось? Чего вы не знаете?
(Не знаем как
писать слово влетел, потому что есть слово летел.)
- Значит какую
учебную цель мы поставим?
(Научиться
находить предлоги и правильно их писать с другими частями речи.) (слайд)
- Ребята, как
узнать, когда буквы входят в слово, а когда они сами – целые слова?
(Понаблюдать за
правильно написанными предложениями.)
- Откройте учебник на
стр. 108, найдите упр. 183 (коллективная работа)
- Прочитайте
стихотворение.
- О чём в
стихотворении идёт речь?
- По каким
признакам вы определили, что это весна?
- Найдите в этом
стихотворении предлоги со словами, с которыми они написаны.
- С какой частью
речи в этом стихотворении используются предлоги?
(С именами
существительными)
- Какое правило
написания предлогов со словами использовали при письме?
- Какие предлоги
нам встретились в этом стихотворении?
- Можем мы теперь
правильно записать предложение о воробье?
(Нет. Мы не
знаем как пишутся предлоги с глаголами.)
- Прочитайте
сочетания слов, что интересного заметили?
Довёз
до дома
Узнал
у друзей
Отъехал
от станции
Сбежал
с горки
- Сделаем вывод. (Перед
глаголами предлогов не бывает.)
- Запишите
предложение о воробье и объясните написание предлогов.
Воробей влетел в
окно.
Дерево
успеха
- У вас на партах
карточки со словами. Используя слова, составьте предложение. Форму слов менять
нельзя.
1 группа –
пушистый, заяц, ёлочкой, построил, дом
2 группа – белочка,
ветку, ветки, рыжая, прыгает
3 группа – кот,
серый, подошёл, забору
- Составили
предложение? Почему?
- Подберите
недостающие слова и вставьте их в предложение. Прочитайте какое предложение у
вас получилось. Назовите, какие слова вы вставили? Как они называются?
- Для чего нужны
предлоги? Как они пишутся? С какой частью речи они дружат?
(Предлоги служат
для связи слов в предложении, пишутся отдельно, дружат с именем
существительным.)
Дерево
успеха
- Давайте проверим
ваше предположение по учебнику. Прочитайте правило на стр. 109.
5. Физкультминутка
Игра «Правда это
или шутка?»
- Правда - сели,
шутка – прыгаем.
1) Дед в печи,
дрова на печи.
2) На столе
лепёшки, под столом сапожки.
3) Овечки в речке,
караси у речки.
4) Под столом
портрет, над столом табурет.
6. Первичное
закрепление
- Когда я шла к вам
на урок гулял по улице щенок. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую
про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок
подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить эту
историю?
Гулял __ улице
щенок.
Не то Пушок, не то
Дружок.
Гулял __ метель и
солнцепёк
И __ дождём гулял и
мок,
И если даже шёл
снежок,
Гулял __ улице
щенок.
- Что вы заметили?
- А кто знает, что
это за слова?
- Читаем по строчке
и вставляем предлоги
-О чём должны
помнить? (Предлоги пишутся отдельно.)
- Раз мы говорим с
вами о щенке, давайте составим и запишем о нём предложение.
- Для чего служат
предлоги?
Дерево
успеха
7.
Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации
«Солнышки»
- Спишите
предложения и подчеркните предлоги.
Из берёзы течёт
много соку – к дождливому лету.
У Семёна с Соней
в сетях сом с усами.
«Звёздочки»
- Прочитайте
пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Без) т…пора не
ходят (в) лес (за) др…вами.
Плотник (без)
т…пора, что изба (без) углов.
- Если кто-то хочет
перейти из одной группы в другую, вы можете это сделать, но сначала
предупредите меня об этом.
(Проверка путём
чтения учащимися заданий.)
- Обратите
внимание, что предлог это часть речи «незаметная», но «независимая».
Произносится слитно с другими словами, а пишется всегда раздельно.
Дерево
успеха
8. Домашнее
задание: стр.109 правило, стр.108 упр.184
«Солнышки» - подчеркнуть предлоги
«Звёздочки» - определить части речи
9. Итог урока и
рефлексия
- Какую часть речи
мы исследовали на уроке?
- Что вы узнали о
предлоге?
(Связывает слова
в предложении, пишется раздельно со словами, дружит с именами
существительными.)
- оцени свою работу
на уроке.
- Возьмите в руки
мордочки, которые лежат на ваших словах.
- Теперь
дорисуем нос: (слайд)
- ! – если хорошо
поняли тему урока и самостоятельно справитесь с заданием.
- ? – если вы не
совсем хорошо поняли тему урока и у вас есть вопросы
- Теперь
дорисуем рот: (слайд)
- - урок понравился и вы довольны своей работой
- - урок не понравился,
я не очень доволен своей работой
- Давайте подведем
итоги по дереву успеха. Посчитайте сколько совушек у вас на дереве, а сколько
лягушат.
5 сов – оценка «5»
4 совы – оценка «4» и т.д.
- Сегодня я
разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы
этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём помогли
бы вам преодолеть все трудности учёбы.
- Молодцы!
Спасибо за урок! (слайд)
Не найти никак
предлог.
Рассказать вам про
предлог?
Так расскажем
просто так,
Что он делает и как
В предложении на
службе
С падежом всегда он
в дружбе
На него показывает
И слова все
связывает.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.