Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учеников
|
Формируемые
УУД
|
1.Организационная
часть.
|
Слайд №
1
-
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте все ли готово у вас к уроку.
-Запишите
число, оставьте строчку для темы урока.
- Давайте
узнаем, что же произошло интересного в истории 17 октября.
-
Ребята, медаль «За отвагу» вручали за исполнение воинского долга перед
Отечеством, а какой долг у вас сейчас перед Отечеством?
-У вас
на партах макет медали. Впишите свое имя в медаль, а кто готов сегодня
получить медаль «За отвагу», мы узнаем в конце урока.
|
Проверяют
наличие учебных принадлежностей.
Узнают о
событии 17 октября:
17
октября 1938 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена
медаль «За отвагу». Согласно Положению, медаль была учреждена для награждения
за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и исполнении
воинского долга.
Осознают,
что это получение образования.
|
Личностные
УУД:
оценивают свою готовность к уроку
|
2.Актуализация
опорных знаний.
Слайд №
3
|
Слайд №
2
- Как вы
понимаете значение слова «отвага»?
Наши
понятия только предположения. А где можно найти более точную информацию о
слове?
-Если вы
будет искать информацию в интернете, не забывайте об информационной
безопасности.
- Я
отобрала основные ключевые понятия, характеризующие слово «отвага» из
толкового словаря С.И. Ожегова
Отвага —
храбрость, смелость, решимость, бесстрашие (неустрашимость); надежда,
уверенность в удаче, отсутствие робости, уныния.
- Какие
понятия из этого списка можно применить к себе во время работы на уроке?
- А
сейчас предлагаю вспомнить материал прошлых уроков и обозначить
морфологические признаки слова «отвага».
- Кому
трудно, нужно найти в тетради подсказку с прошлого урока.
Побуждает
обсудить полученные результаты.
-Ребята,
проверяем выполнение задания
Отвага –
Ж.р., ед.ч, 1 скл., И.п., неодуш., нарицат.
После
проверки по образцу оценивают себя, выставляют 1 оценку
Запишите
предложение:
Отвага
побеждает страх
Какой
частью речи являются слова в этом предложении?
Мы
изучили с вами существительное?
Побуждает
сформулировать тему урока
Значит,
что нам предстоит изучить?
Слайд №
4
|
Ищут
необходимый для работы ответ. Отвечают на вопрос.
-интернет,
словари
Выполняют
задание.
При
необходимости используют подсказку с прошлого урока.
(у доски
работает 1 ученик)
Проверяют,
обсуждают полученный результат, оценивают себя
Отвечают:
«Существительное и глагол».
Отвечают:
«Глагол».
|
Регулятивные
УУД:
формируем
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные
УУД:
формируем
умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку
зрения.
Коммуникативные
УДД:
1)
формируем умение участвовать в диалоге;
2)
формируем умение точно выражать свои мысли
Личностные
УУД:
1)
формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;
2) формируем мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности
|
3.Основная
часть.
3.1.Формулирование
темы
урока.
Планирование
деятельности.
|
Но если
вы с легкостью назвали в предложении глагол, тогда зачем нам его изучать?
Просит
обосновать ответ.
А мы
хоти что-то узнать новое?
-Записываем
тему урока.
- Поставим
перед собой задачи для работы на уроке.
Побуждает использовать опорные глаголы: изучить, знать,
уметь, выяснить, обобщить, закрепить, сравнить, проанализировать, сделать
вывод, разобраться…
- Для каждого задачи свои, но в целом мы с вами будем работать с
глаголом
|
Отвечают
на вопросы
Записываем
тему после обсуждения. «Глагол»
Постановка
задач на урок.
Ответы
детей.
|
Коммуникативные
УУД:
1) формируем
умение точно выражать свои мысли;
2)
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами;
Регулятивные
УУД:
1)
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
2)формируем
умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
Личностные
УУД:
1)
формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;
2) формируем мотивацию к целенаправленной
познавательной деятельности;
3)
формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.
|
3.2.
Определение различных действий глагола.
Погружение в проблемную ситуацию.
|
Слайд №
5 (1)
- Какое произведение
мы с вами проходим на уроках литературы?
-Предлагаю
ознакомиться с текстом из данного произведения.
Читают
текст
Он шел,
не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его
поминутно вязла в болоте, — он ничего не замечал. Наконец
достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек
извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился,
сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его...
Сильно чувствовал он свое одиночество. Будущее для него
являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые
несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки — в таком
случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая
на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо
представляющего ему верное подобие жизни — подобие столь обыкновенное.
Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел
искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал
на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.
- В
тексте выделены некоторые слова. Что общего в этих словах?
- Давайте
вспомним, что мы знаем о глаголах.
- А
теперь определите, по какому признаку я разделила выделенные глаголы?
-
Предлагаю организоваться в небольшие группы по желанию. Время выполнения 5
минут. С собой возьмите текст и ручку.
По истечении
времени результаты работы выносятся для обсуждения в классе.
Проблемная
ситуация.
-
Ребята, у нас с вами особая ситуация.
Мы
знаем, что это глагол, но не знаем, по какому признаку разделены слова.
-
Давайте отвлечемся от глаголов из текста и обратимся к словам из первой
колонки нашей таблицы.
Слайд №
5 (2)
Они не
из текста, но помогут нам выйти из затруднительного положения.
|
Отвечают: «А.С. Пушкин «Дубровский»
Решают в группе поставленную задачу.
Отвечают
на вопросы.
Работают
в группах,
обсуждая
решения,
советуются.
В процессе работы повторяют орфограммы в глаголах.
Отвечают.
|
Регулятивные
УУД:
1)
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
2)
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
УУД:
1)
формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую
точку зрения.
Познавательные
УУД:
1)
формируем умение в создании алгоритма деятельности;
2)
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы
|
3.3.Открытие
нового знания. Стадия осмысления
|
Привлекает
внимание учащихся.
На доске
глаголы: Рубить,
копать, шил, вязала, строят, стираю, готовить.
Давайте
проанализируем и сделаем вывод, что объединяет эти глаголы? Обсудите в
группах.
Для
этого зададим вопросы к этим словам
(записать
на доске)
-
Ребята, вопросы разные? Это нам помогло?
-
Анализируем дальше.
Когда мы
используем глаголы в речи, мы с какими словами их связываем?
- На
какие вопросы отвечают предметы или объекты?
-В нашем
случае, на какой вопрос будет отвечать существительное с этими глаголами?
- То
есть это живые объекты?
Делаем
вывод:
ДАННЫЕ
глаголы описывают действие живых объектов.
А какое
конкретно действие? Где мы свами шьем, вяжем, строим в школе? Деятельность
какая? Слайд
№ 5 (3)
-
Давайте определим значение действий нашим словам из текста
- Слово
«шел» Слайд
№ 5 (4)
- Слово
«чувствовал» Слайд № 5 (5)
- Живой
объект не только что-то делает физически. У нас есть не только тело, но и
душа.
- Слово
«смеркаться» Слайд № 5 (6)
- Кроме
живых объектов есть и неживые объекты или предметы, действие которых
происходит в природе.
Слово
«не замечал/замечал»
-
Ребята, нас с вами можно отнести к живым объектам? Что мы в данный момент с
вами делаем?
С чем
связаны наши действия?
Научно
это действие называется - действия,
связанные с умственной и речевой деятельностью.
Слайд №
5 (7)
Все
теоретические понятие, которыми мы сформулировали действия наших глаголов
будут в ОТМ, который мы проводим традиционно в конце четверти
-Ребята,
мы знаем, что у каждой части речи есть 3 основных признака (грамматический,
морфологический и синтаксический). К какому признаку будут относиться виды
действий глагола, с которыми мы сегодня познакомились? Слайд №
5 (8)
-
Ребята, в 1 колонке у нас достаточное количество примеров. Предлагаю самостоятельно
дополнить нашу таблицу примерами:
Слайд №
6
Колоть
(дрова), думать, лежать, любить, подморозило, светает, спать, лететь, решать,
лепить.
Организует
проверку
Обменяйтесь
тетрадями с соседом по парте, проверьте по образцу, поставьте 2 оценку
Слайд №
7
|
Работают
в группах
Объясняют свои ответы.
Отвечают
– с предметом, объектом.
Отвечают
– Кто? Что?
Отвечают
– Кто?
-
действия, связанные с трудовой деятельностью
Заполняют таблицу
- действия,
называющие перемещение и положение в пространстве
- действия,
называющие различные состояния
- действия, называющие
то, что происходит в природе
Отвечают:
« Думаем,
рассуждаем, говорим».
Отвечают: «К грамматическому»
Проверяют результат своей деятельности
|
Регулятивные
УУД:
1)
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
УУД:
1)
формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую
точку зрения.
Познавательные
УУД:
формируем
умение в создании алгоритма деятельности
|
4.физкультминутка
|
Организует
динамическую паузу.
-Давайте
узнаем, правильно ли мы понимаем словосочетания , в которых используются
глаголы. Я буду называть глаголы, вы выполнять заданное упражнение:
Встали,
вышли из-за парт, хлопнули в ладоши, повернули голову налево/направо,
наклонили голову вперед/назад, вращаем головой влево/вправо, сели на место.
|
Участвуют в физкультминутке
|
Коммуникативные УУД: дружное выполнение зарядки
Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий
|
5.Закрепление
изученного.
|
-
Ребята, вы все молодцы, вы справились с заданиями, так как с действиями
данных глаголов мы сталкиваемся каждый день.
-К какой
группе они относятся?
-
Ребята, мы не зря изучаем тему «Глагол». Изучением глаголов интересуются и в
наше время, и интересовались в прошлом.
Работа
по учебнику. Организует работу.
-
Откройте учебник на стр. 64, прочитайте высказывание А.Н. Толстого в упр. 168
-Найдите
ключевую фразу в этом тексте. Выпишите ее в тетрадь.
Слайд №
8
«Движение
– это жизнь»
Обсудите
в паре, как вы ее понимаете.
|
Отвечают:
« действия,
называющие перемещение и положение в пространстве».
Читают
текст
Работают
в тетрадях, выполняя задания. Озвучивают ответ.
Работают
в парах. Озвучивают
ответ.
|
Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий
Коммуникативные
УУД:
1)
Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи
Познавательные
УУД:
1)формирование умений по использованию
грамматического признака глагола и оценки полученных результатов
2)Выбирают,
сопоставляют и обосновывают ответ
|
6.
Домашнее задание
|
Объясняет,
каким будет домашнее задание.
-
Ребята, я рада, что вы понимаете значение этой фразы. Эти знания помогут
некоторым ребятам в выполнении домашнего задания.
Слайд №
9
- Параграф 82 (всем)
- Подобрать пословицы, поговорки,
цитаты (5-7) к слову «отвага», выделить в предложениях глаголы,
обозначить в них вид деятельности.
- Мини-сочинение на тему: «Вся жизнь
– это движение» (5-7 предложений), выделить в
предложениях глаголы, обозначить в них вид деятельности.
Все работы вы будете выполнять на листах формата А4,
лучшие работы будут размещены на нашей выставке творчества.
|
Записывают
разноуровневое домашнее задание.
|
Личностные
УУД:
1)
формируем умение выказывать своё отношение к происходящему;
2) формируем мотивации к обучению;
3)
формируем умение оценивать себя и свои возможности в соответствии с
определённой ситуацией.
|
7.Подведение
итогов.
Рефлексия
|
- Сегодня
на уроке вы попали в затруднительное положение, но все вместе смогли
преодолеть трудности.
Вернемся
к определению слова «отвага».
Слайд №
10
Давайте
составим словосочетание:
предмет
+ действие,
используя существительные.
Я вам
немного помогу.
Надежда –
надеялись, что найдем ответ на вопросы.
Уверенность – были
уверены в удаче.
Проявили:
смелость,
решимость,
бесстрашие в выдвижении гипотез.
Можете
ли вы сказать, что проявили отвагу сегодня уроке? Несомненно! Вы все
заслужили награду. И если вы со мной согласны, разместите ее на доске почета.
Слайд №
11
Подводит
итог урока. Благодарит учащихся за отличную работу.
|
Отвечают
на вопросы, которые сами поставили в начале урока.
Выполняют
рефлексию «Доска
почета».
Вписывают
в медаль свое имя и размещают на доске почета.
|
Личностные
УУД:
1) формируем
умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности;
3)
формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.