Тема:
Слово, его лексическое и грамматическое значение.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
v
совершенствование
умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
v
формирование
представления о способах определения лексического значения
слова; развитие умения работать с толковым словарём;
v
воспитание
чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его
лексическим запасам.
Ход урока.
I.
Организационный этап: Приветствие. Психологический
настрой.
- Я хочу вам
пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили
удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Формула удачи:
улыбка - настроение - вера в себя - результат. Улыбнитесь друг другу,
себе! И мы начнем наш урок!
II. Актуализация
знаний
- Ребята, мы с вами
уже изучили несколько разделов русского языка, давайте их повторим:
Синтаксис и
пунктуация, Фонетика, Орфоэпия, Орфография,
Морфемика, Этимология, Лексика, Лексикон, Морфология, фразеология,
словообразование, стилистика, Культура
речи (раздел
языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и
письменной формах)
III. Изучение нового
материала: И сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого
именно вам предстоит определить самим…
Записываю на
доске:
Посветить - посвятить
Примерять - примирять
Полоскать –
поласкать
Случалось ли с вами, что кто-то
когда-то вас перепутал с другим человеком? Почему это произошло? Расскажите,
как это объяснил тот, кто ошибся?
А в языке может произойти такая путаница?
Из-за чего? (Слова тоже разные, но бывают похожи друг на друга. Можно
неправильно определить значение слова, если это многозначное слово, неправильно
определить часть речи, если не задать вопрос;
Посмотрите на слова, записанные на доске.
Чем похожи и чем непохожи они?
Вставьте
пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.
(правописание зависит от лексического
значения слова)
Грамматическое значение слова — это характеристика его как
элемента определенного грамматического класса (например,стол — существительное мужского рода), как
элемента словоизменительного ряда (стол, стола, столу
Давайте
сформулируем тему урока «Слово и его
лексическое и грамматическое значение»
- Как вы думаете,
чему мы должны сегодня научиться?
- Какова главная
цель урока? (понять, что такое лексическое
значение слова)
- Какова задача
урока? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой
словарный запас.
В современном мире,
красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый
словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального
развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным
запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом
быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к
ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас
человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни
— Ребята, а что же
такое вообще слово и его лексическое значение?
(обратимся к
учебнику)
После чтения текста
беседа:
- Какая информация
вам была знакома?
- Какие новые
сведения вы для себя отметили?
- Все ли понятно?
Какие появились вопросы?
- Какие же способы
объяснения лексического значения слова существуют?
Итог урока:
- Как называется
раздел науки о языке, в котором изучаются части речи?
- Какие самостоятельные части речи вам известны?
Перечислите.
- Расскажите, что нужно сделать, чтобы
определить часть речи?
Итак. Давайте
сделаем вывод. Предлагаю сделать кластер сегодняшнего урока. Синквейн урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.