Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по литературе на тему "Сатира М.А.Булгакова" (11 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Сатира М.А.Булгакова" (11 класс)

Скачать материал

Тема: Сатира М.А.Булгакова

    Цели:  1) закрепить понятие о сатире;   2) прояснить цели булгаковской сатиры; 3) показать мастерство и гражданское мужество писателя.

   Оборудование:  портрет М.А.Булгакова

                                                               Ход  урока.

   1. Слово учителя: Двадцатый век был богат талантливыми сатириками.  Один из них -  М.А. Булгаков – человек трудной судьбы, которую разделили и его произведения, многие из которых были долгое время под запретом.  Однако время, которое, казалось, прежде работало против Булгакова, обрекая его забвению, как будто повернулось к нему лицом, обозначив  бурный рост литературного признания .

 -  Итак, тема нашего урока - «Сатира М.А.Булгакова». Цели нашего урока: а) закрепить понятие о сатире;  б) прояснить цели булгаковской сатиры; в) показать мастерство и гражданское мужество писателя. Вспомним, что такое сатира и каков предмет ее изображения.

    Работа с  литературоведческими понятиями: сатира, ирония, юмор, сарказм.

Сатира – вид комического, эстетическая категория, единственным предметом которой является человек.

Предметом сатиры  служат пороки.

Источником сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.

                                                                             Виды сатиры

 

 

 


                 ирония                                          юмор                                            сарказм

 

Ирония – смешное скрывается под маской серьезного.

Юмор – серьезное скрывается под маской смешного.

Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка.

 

 Средства сатиры.

  а) Гиперболизм, гротескность

 б) Несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием.

 в) Контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем ,что он делает.

 

   2. Беседа.

-         Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими? (Крылов, Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов, Маяковский, Довлатов...)

- Каково, по-вашему мнению, место сатиры в советской литературе? В   современной литературе? На эстраде?

- Что в центре  внимания сатиры сейчас?

   3. Реализация индивидуального домашнего задания.

   Слово учителя: Поговорим о сатирических произведениях М.А.Булгакова. Давайте послушаем сообщение учащихся о произведениях «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

    а) Сообщение об истории создания повести «Роковые яйца»

   Сюжет повести «Роковые яйца», написанной в тысяча девятьсот двадцать четвертом  году, очень прост. Заглядывая в будущее, Булгаков написал о том, что произойдет в России в результате  экспериментов русской интеллигенции в тысяча девятьсот двадцать восьмом году.     Профессор Владимир Ипатьевич Персиков сделал важное открытие в своей узкой области науки. Это был неизвестный в природе «красный луч», получивший среди коллег профессора, а также в процессе  громкое название «луч жизни». «Красный луч», воздействуя на живые организмы, вызывает их бурный рост, в результате чего получаются более крупные особи. Полученные  под воздействием «красного луча», они отличаются крайней  агрессивностью, жестокостью и злобой. Профессор Персиков и его ассистент Иванов соорудили камеру для проведения опытов «красным лучом», чтобы всесторонне изучить свойства  и последствия  его воздействия на живые организмы. Проверка действия «красного луча» на икре лягушек дала не менее потрясающие результаты : в течение двух суток из икринок  вылупились тысячи головастиков. В течение суток головастики выросли в злых и прожорливых лягушек  огромных  размеров, которые съедали друг друга . Зато оставшиеся в живых начали вне срока метать  икру и в течение двух дней без всякого луча вывели новое многочисленное поколение. Эксперимент этот с разведением лягушек превратил институт  в филиал  болота. Во всех углах  квакало, завывало, расползалось. Сенсационное открытие  облетело  всю Москву. «Известия» под заголовком «Новости науки и техники» опубликовали заметку об изобретении луча, повышающего  жизнедеятельность низших организмов в тысячу раз.

   В связи с куриным мором изобретение профессора Персикова решают использовать для возрождения куриного рода. Несмотря на возражения профессора, Александр Семенович Рокк, председатель  куриного совхоза «Красный  луч», забирает камеру для получения «луча жизни». Камера установлена  в совхозе, из Германии  были получены  яйца, и эксперимент начался. Однако вместо кур в совхозе «Красный луч» вывелись гигантские анаконды, водяные удавы, крокодилы, страусы невероятных размеров. Эти гады, уничтожив все живое в совхозе «Красный луч», направились на Москву. Никакие  доблестные бои конных отрядов Красной Армии, никакие газовые атаки с аэропланов  не могли предотвратить всё это. Москву охватывает паника:  начинаются пожары, мародерство.

   В результате учиненного разъяренной , неуправляемой толпой погрома  сгорает Институт, занимавшийся  выведением  «новой жизни», разбита камера, породившая злополучный «красный луч». Озверевшая толпа, ещё недавно превозносившая профессора Персикова за его открытие, растерзала и его самого, и зоологического сторожа Панкрата, и добрейшую Марью Степановну. И только традиционный русский мороз спасает Россию от катастрофы. Гигантские пресмыкающиеся вымерзли  на  подходе к Москве. «Были мертвы бесчисленные змеиные, крокодильи и страусовые яйца , покрывавшие леса , поля, необозримые болота » Советской России.

    Таким образом, М.А. Булгаков пером сатирика в протестной форме показал, к чему может привести бесконтрольное и непродуманное использование  «красного луча». Гады, родившиеся под его воздействием, расправились с более слабыми особями, в результате  чего получились экземпляры чудовищных  размеров, отличающиеся зверской жестокостью, то есть уже в 1924 году Булгаков гениально предсказал сталинизм и показал, к чему может привести та борьба за власть, которая только начиналась. Последствия экспериментов профессора Персикова под руководством  экспериментаторов из Кремля , лишенных каких-либо знаний, известны : «дьявольские яйца», высиженные адской машиной, породили змеиное отродье - предсказанную Булгаковым катастрофу 1928- 1929гг. Так был показан  писателем «жестокий опыт над народом», обреченный на неудачу

   б) Сообщение об истории создания повести «Собачье сердце» . В январе 1925 года для журнала «Недра» М. Булгаков начал работу над сатирической повестью. Первоначально она называлась «Собачье счастье. Чудовищная история», но вскоре писатель изменил название на «Собачье сердце». Законченная в марте того же года повесть пришла к читателю только в 1987 году. Л. Б. Каменев, ознакомившийся с рукописью Булгакова по просьбе издателя «Недр» Ангарского, вынес произведению приговор: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Повесть  объединяет в себе три жанрово-художественные формы: фантастику, социальную антиутопию и сатирический памфлет.

   В словаре литературоведческих терминов сказано, что слово «памфлет» происходит от английского pamphlet, означающего «листок, который держат в руке». Памфлетом в литературе называют «произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой, обличающей форме политический строй в целом, общественное явление и т.п.» Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственно художественного вымысла. «В памфлете может переплетаться публицистика с сатирическими приемами оценки. Памфлетность может быть присуща и художественному произведению, в котором даются более или менее легко расшифровываемые портретные зарисовки и характеристики определенных исторических лиц»

   В основе повести рискованный эксперимент. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты - это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент -огромный по масштабам и более чем опасный. Ситуация, сложившаяся в первые десятилетия после Октябрьской революции в обществе, трагична. Люди превращены в серую, однородную, безликую массу. Извращены понятия о вечных ценностях и истинных чувствах. Преобладают тупость, убогость, бездуховность, примитивность. Такому обществу противостоят люди неординарные, яркие, мыслящие и чувствующие. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека Булгаков относился крайне скептично. Последствия такого вмешательства в естественный ход вещей могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом и предупреждает Булгаков в своей повести.

    В повести «Собачье сердце» Булгаков осуждает насилие над душой человека и чисто физические расправы, представленные в повести работой отдела по уничтожению бездомных животных.

   Эксперименты, нарушающие нормальное эволюционное развитие человека и общества, эксперименты над старым миром, над страной чрезвычайно опасны!

    4. Анализ сатирических произведений

    Беседа по вопросам:

 -  Что объединяет «Роковые яйца» и «Собачье сердце» Булгакова? (Образы ученых, тема ответственности науки, тема разрушительной силы невежества, сатирический пафос).

 - Можно ли считать Персикова и Преображенского положительными героями? (Оба  профессора — интеллигентные, преданные науки люди, совершающие великие научные открытия, имеющие чувство собственного достоинства. Но: оба живут изолированно друг от общества ( примеры с текста), оба — приверженцы чистой науки. Оба открытия  выходят из-под контроля. Последствия неожиданны, драматичны и даже трагичны.)

 - Какие комические черты вы отметили в образе профессора Преображенского? (примеры с текста) 

 - Чем, на наш взгляд, Филипп Филиппович вызывает симпатии читателя? Вы согласны с тем, что эти симпатии возникают, несмотря на ряд комических черт? Может быть, скорее благодаря им? Обоснуйте свое мнение ( примеры  из текста).

 - В повестях  сложился свой особый принцип характеристики персонажей. Прежде всего привлекают внимание портретные описания, которыми Булгаков обычно сопровождает появление своих героев. Именно портрет позволяет составить о персонаже определенное мнение, почувствовать авторское отношение. Портретные зарисовки в повести выполнены очень своеобразно. Писатель не стремится дать исчерпывающее представление о том или ином персонаже. Напротив, в его внешности он подчеркивает наиболее яркую и выразительную деталь, но такую, что читатель может мысленно воссоздать не только внешний, но и внутренний облик человека (примеры  из текста).

 (Очень выразителен диалог между профессором Преображенским и Шариковым (гл. VI). Реплики профессора прекрасно передают сложную гамму чувств, охватившую его в разговоре с новоиспеченным жильцом: брезгливость по отношению к внешности Шарикова (« - Откуда взялась эта гадость? Я говорю о галстуке»), раздражение по поводу его манер (« - Не сметь называть Зину Зинкой!», «Окурки на пол не бросать!», «Не плевать!»), ярость в ответ на фамильярное обращение «папаша»).

   Слово учителя: М. Булгаков применяет и различные приемы сатирического изображения: гротеск и гиперболу, юмор, иронию, пародию. Особое место среди них принадлежит иронии, так как она выступает в качестве средства выражения авторской оценки. Ирония неизменно присутствует в описании персонажей повести, например, пациентов профессора Преображенского, желающих омолодиться: «На голове у фрукта росли совершенно зеленые волосы, а на затылке они отливали в ржавый табачный цвет, морщины расползлись на лице у фрукта, но цвет лица был розовый, как у младенца. Левая нога не сгибалась, ее приходилось волочить по ковру, зато правая прыгала, как у детского щелкуна». Шариков читает переписку Энгельса с Каутским, высказывает суждения по поводу прочитанного. Иногда авторская ирония носит скрытый характер: после восторженных слов доктора Борменталя «профессор Преображенский, вы – творец», следует авторская ремарка («клякса»), что снимает патетику доктора Борменталя.

     Пес слишком хорошо знает, чем кормят людей в столовых, сколько получает машинистка IX разряда и как ей живется и даже как зовут еще незнакомого ему господина, которого тухлятиной не накормишь, ибо он тут же в газетах пропечатает: «...меня, Филиппа Филипповича, обкормили». Авторские оценки событий смешиваются в первой части с оценками Шарика, усиливая фантастическое всеведение пса и иронически окрашивая изображаемое.

   Слово учителя: Внимательному читателю открывается то мастерство, с которым талантливый сатирик создает фон происходящего, образы героев, их речь, манеры, детали портрета и тому подобное. Важную роль здесь играет и выбранный автором особый жанр – фантастическая повесть. Все это в совокупности делает произведение ярким и запоминающимся.

 - Интерес к творчеству М. Булгакова в наше время намного выше, чем в семидесятые - восьмидесятые годы . Чем же можно объяснить такое явление?

   (Наверное, тем, что миру формализма, бездушной  бюрократии, корысти, безнравственных дельцов и карьеристов противостоит у Булгакова мир вечных человеческих  ценностей : историческая правда, творческий поиск, совесть.)

5. Подведение итогов урока. Таким образом, сатира М. Булгакова через осмеяние и отрицаниеопределенных общественных пороков несла в себе утверждение непреходящих нравственных ценностей.

    6. Домашнее задание . Напишите мини-сочинение   «Как вы думаете, кто же все-таки прав: профессор Преображенский, который считал, что у Шарикова «именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе», или доктор Борменталь, который уверял, что Шариков — «человек с собачьим сердцем?»   

     7. Выставление оценок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе на тему "Сатира М.А.Булгакова" (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Логопед

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 944 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.03.2020 879
    • DOCX 100.5 кбайт
    • 46 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фирсова Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фирсова Галина Александровна
    Фирсова Галина Александровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85539
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 315 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек