Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока по литературе на тему "М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы" (9 класс)

Конспект урока по литературе на тему "М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы" (9 класс)

Скачать материал

Урок литературы в 9 классе

Тема: М. И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы.

Цель: познакомить с творчеством поэтессы; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям.

Задачи:

Образовательные:

1.    Знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой.

2.    Постижение поэтики стихов поэта, истоков формирования поэтического дара.

Развивающие:

1.    Развитие навыков исследовательской работы (написание рефератов)

2.    Формирование ценностного отношения к поэзии «серебряного века».

Воспитательные:

1.    Воспитание чувства поэтического восприятия поэзии первой половины XX в.

2.    Привитие эстетического вкуса к поэтическому слову.

3.    Постижение духовности через прикосновение к поэзии М. Цветаевой.

Оборудование: презентация, портреты поэтов «серебряного века», сборники стихов, рефераты учащихся.

Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя жизнь…»

I.        Оргмомент.

II.        Сообщение темы и цели урока

Учитель: М.И. Цветаевой (фото) принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века». Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке необычайно интересной и трагической судьбы. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки? (ответы детей)

Учитель: Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и внимания. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни. Поэтому цель нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте «серебряного века».

III.        Сообщение о жизни и творчестве М. И. Цветаевой (выступления учащихся )

Ученик 1.О родителях.

Марина Цветаева родилась в семье профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки, которая умерла, когда ее дочери, Марине не исполнилось и четырнадцати. От матери она получила любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. «После такой матери мне осталось одно – стать поэтом," – писала Цветаева. От отца Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие. Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами: Ариадна и Ирина.

Ученик 2.

Отрочество начинается со дня смерти матери – с лета 1906 года. По отзывам подруг, Марина «… увлекалась сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове…» «У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая всё старое, отжившее…» В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков.

В 1912 г. М. Цветаева выходит замуж за Сергея Эфрона. В этом же году выйдет в свет сборник стихов "Волшебный фонарь ". В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под звон колоколов. (Фото дочери). Дочь Алю - Ариадну, назвали в честь героини греческой легенды о минотавре. В 1917 году родилась вторая дочь, Ирина. Цветаева с первых дней рождения дочерей вкладывала в них Поэзию, Музыку, Романтику, Природу и Любовь. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с которым сменилось тревогой за него. 1917 год. Юность поэтессы прошла в окружении таких маститых поэтов как О. Мандельштам, А. А. Блок. В Париже М. И. Цветаева переводила стихи В. В. Маяковского. Семья мужа увлекалась театром. Марина подружилась со многими актёрами. Сергей Эфрон играл в Свободном театре.

Февральская, затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии, он уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми осталась в Москве. В сборнике "Лебединый стан " прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный. Начинаются тяжелые годы, Цветаева выживает в этом мире... 

Ученица в роли Цветаевой:

«Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста: встаю – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины, тряпки – везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему Генералову – не дают ли хлеба – оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда – по черной лестнице, обвешанная кувшинами и жестянками, по черной лестнице – домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды – в одну кастрюльку – суп вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В 10 часов день окончен. В 11 или в 12 я уже в постели. Счастлива с лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда – хлебом...»

«Добрые люди - практичные добрые люди убедили меня отдать девочек в образцовый детский приют в Кунцево. Я долго сопротивлялась, наконец, сдалась. Увы, во главе образцового приюта стоял мерзавец, спекулирующий детскими продуктами. Приехав навестить девочек, я нашла Алю почти безнадежно больной. А Ирина еще «дюжила». А пока я билась с Алей и ее выхаживала, спасала. Ирина умерла в приюте - умерла с голоду. 

Ученик 3.

В 1922 году вслед за мужем Марина уезжает в Прагу. Впервые здесь опубликовала несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын Георгий (1925). 

17 лет она проживёт за границей. Берлин, Прага, Париж: - по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Она в совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками, любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями. Но эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины. 1925-1939 - живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала, настигнет её и здесь, вдали от родины.

Подлинным для неё несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Разве это не подлинная трагедия для поэта!? Марина изнывает от тоски по родине. В 1936 - 37 гг. Цветаева готовилась к отъезду на Родину. Она вернулась потому что мечтала обрести родину своему сыну. Сначала уехала Ариадна, следом - Эфрон. Летом 1939 Марина с сыном. Но Москва не приняла Цветаеву, стихи не печатали. Вскоре мужа и дочь обвинили в измене родине и арестовали.

Учитель: 
Сначала арестовали дочь. В течение месяца, Алю пытали, много суток не давали спать, держали в холодном карцере раздетую, избивали и, наконец, 27 сентября выбили из нее ложные показания на отца - потом она откажется от них - что тот якобы был связан с французской разведкой. А 10 октября приехали за Сергеем...

Ученик 4. Последние дни жизни... 1941 - началась война. Марина много тяжелее других восприняла объявление войны. Её охватил панический ужас. Она рвалась из Москвы, чтобы спасти сына от опасности зажигательных бомб. Так они оказались в Елабуге. Неизвестность о судьбе Али и Сергея. Между нею и сыном встала полоса отчуждения. Встречи с читающей Россией не состоялось... Силы ее были на исходе. Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России - привели к самоубийству: «Ничто не держит меня, не за что держаться». 31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой. 
Учитель: Похоронили Цветаеву 2 сентября 1941 года. Через полтора месяца в Бутырках был расстрелян Сергей Эфрон... Цветаева ушла, но остались вечности стихи.

(Фонозапись стихотворения «Кто создан из камня…»)

Ученица в роли Цветаевой: «Не горюйте. Я ведь знаю, как меня будут любить через 100 лет! Я та песня, из которой слова не выкинешь, та пряжа, из которой нитки не вытянешь». 

IV.        Беседа по творчеству поэтессы.

– Что окружало М. И. Цветаеву с детства? В какой атмосфере она росла?! (В мире поклонения искусству: музыке, поэзии, литературе). 

– Какие стихотворения М. И. Цветаевой вы знаете?

– Каковы основные темы творчества М. И. Цветаевой?

– Чем привлекает вас творчество этой поэтессы?

V.        Чтение и анализ стихотворений.

1.    Стихотворение «Идёшь на меня похожий…»

– К кому обращается лирическая героиня? Какой мотив звучит в стихотворении?

(Ученики рассуждают о том, что лирическая героиня может обращаться к любому человеку, проходящему мимо могилы, кто-то говорит, что к конкретному лицу. Большинство соглашается с первой точкой зрения, отмечая, что «прохожему» может быть не известно даже имя героини, которая «тоже была…» на этой земле, была молодой и красивой, беспечной и игривой. В стихотворении звучит мотив смерти. Говорю ребятам о том, что мотив смерти, безысходности был свойствен символистам и декадентам, речь о которых пойдет в 11-м классе. Это модное веяние все-таки коснулось и поэзии Цветаевой, которой, напротив, всегда была свойственна жизнеутверждающая позиция.)

– С какой просьбой обращается к «прохожему»?

(С просьбой сорвать «слепоты куриной», прочитать, кто здесь лежит, но не печалиться по этому поводу, а «легко подумать» и «легко забыть». Для нее очень важным является тот факт, чтобы «прохожий» знал, что она – «тоже была».)

– А. И. Павловский писал: «Кладбищенское» стихотворение Цветаевой полно жизнелюбия и какой-то человеческой мягкости и заботливой расположенности к «прохожему», осыпанному солнечными нитями и лёгким трепетанием зелёной листвы – даже без зависти: так надо!»

– Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Идёшь на меня похожий» «полно жизнелюбия»?

– Верно ли, что в этом стихотворении слышится нота «заботливой расположенности к «прохожему»? Обоснуйте свой ответ.

– Если согласиться с исследователем в его рассуждениях о «жизнелюбии», «расположенности» и отсутствии зависти к «прохожему», то не видите ли вы противоречия в том, что он же называет стихотворение «кладбищенским»? Аргументируйте свой ответ.

– Как вы думаете, почему приведённая строфа не попала в окончательный вариант стихотворения? Нет ли в нем того, что противоречит общему содержанию, настроению? Может быть, следовало бы оставить эту строфу в стихотворении? Почему?

– И. Эдинбург писал о Марине Цветаевой: «Прошлый мир никогда для нее не был потерянным раем. Она признавалась:

Я тоже любила смеяться,

Когда смеяться нельзя.

Она многое любила именно потому, что «нельзя».

– Согласны ли вы с тем, что в стихотворении «Идешь на меня похожий…» «прошлый мир» не выступает «потерянным раем»?

– Какие детали мира, в котором остался «прохожий», свидетельствуют о ценности этого мира?

2.    «Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Стихи о Москве».

– Литературовед И. Семибратова пишет: «… пылко относится Цветаева к крупнейшим поэтам – своим современникам, причем здесь были важны даже не личные отношения, а знакомство, прежде всего, с их творчеством». Какие стихи М. И. Цветаевой, обращенные к крупнейшим поэтам-современникам вы знаете?

– Согласны ли вы с тем, что в известных вам стихах о поэтах-современниках Цветаеву интересуют «не личные отношения, а знакомство с их творчеством»? Обоснуйте свой ответ примерами.

– Цветаева не была лично знакома с А. А. Блоком, но преклонялась перед ним бесконечно, называя его «сплошной совестью», воплощенным «духом», «рыцарем без укоризны».

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке…

– Представляется ли Александр Блок в цикле стихов, посвященных ему (и прежде всего – в цитируемом), таким, как называла его М. И. Цветаева?

– В циклах «Стихи к Блоку» и «Стихи к Ахматовой» проявилась особенность душевной оптики Цветаевой, определяющая ее видение и отражение людей и стилистику ее произведений этого рода… В этих опытах неплодотворно искать реальные черты героев». Согласны ли вы с тем, что в таких стихах, как «Имя твое – птица в руке…», «Зверю – берлога…» или «Еще один огромный взмах» «неплодотворно искать реальные черты А. А. Блока и А. А. Ахматовой? Обоснуйте свой ответ.

– Что можно, на ваш взгляд, найти в этих стихах об их героях?

– Как вы считаете, в чем проявилась особенность душевной оптики М. И. Цветаевой» в стихах к Блоку и Ахматовой? Как эта особенность «душевной оптики» определила «стилистику ее произведений этого рода»?

– В трех стихотворных циклах «Верст» – «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой» Цветаева создает новый образ Москвы. Все эти стихотворения обращены к поэтам-петербуржцам.

– Согласны ли вы с тем, что в циклах стихов к Блоку и Ахматовой создаются не только образы поэтов-петербуржцев, но и «свой образ Москвы»? если да, то какой вы увидели Москву в этих циклах цветаевских стихов?

– Можно ли, на ваш взгляд, по циклам «Стихи к Блоку» и «Стихи к Ахматовой» судить о том, кем себя ощущает среди современников поэтесса? Обоснуйте свой ответ

VI.        Рефлексия

Возврат к эпиграфу, поиск ключевого слова.

VII.        Составление синквейна

например:

Цветаева.

Несравненная, страдающая.

Мучилась, творила, любила.

Восхищаюсь гениальным поэтом-женщиной.

Затравленный зверь

VIII.        Домашняя работа.

Выучить наизусть любое стихотворение М.Цветаевой.

Найти стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.

Определить основные темы стихотворений, привести примеры.(для сильной группы)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по литературе на тему "М.И.Цветаева. Лирическая биография поэтессы" (9 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Агроном

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 620 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.05.2020 673
    • DOCX 24.1 кбайт
    • 38 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Винокурова Надежда Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Винокурова Надежда Николаевна
    Винокурова Надежда Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75199
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подростковые проблемы: индивидуальный подход

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 269 человек из 65 регионов

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов