Урок литературы в 9 классе
Тема: М. И. Цветаева. Лирическая
биография поэтессы.
Цель: познакомить с творчеством
поэтессы; оказать сильное эмоциональное воздействие на школьников, чтобы
пробудить у них интерес к личности автора и его произведениям.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомство с жизнью и творчеством
М.Цветаевой.
2. Постижение поэтики стихов поэта,
истоков формирования поэтического дара.
Развивающие:
1. Развитие навыков исследовательской
работы (написание рефератов)
2. Формирование ценностного отношения
к поэзии «серебряного века».
Воспитательные:
1. Воспитание чувства поэтического
восприятия поэзии первой половины XX в.
2. Привитие эстетического вкуса к
поэтическому слову.
3. Постижение духовности через
прикосновение к поэзии М. Цветаевой.
Оборудование: презентация, портреты поэтов
«серебряного века», сборники стихов, рефераты учащихся.
Эпиграф к уроку: «Возьмите стихи – это и есть моя
жизнь…»
I.
Оргмомент.
II.
Сообщение
темы и цели урока
Учитель: М.И.
Цветаевой (фото) принадлежит особое место среди поэтов «серебряного века».
Пожалуй, сегодня мы впервые будем говорить о женщине-поэте, о человеке
необычайно интересной и трагической судьбы. Прочитайте эпиграф к уроку.
Как вы понимаете эти строки? (ответы детей)
Учитель: Цветаева
очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немножко любви и
внимания. Видимо, это то, чего ей так не хватало при жизни. Поэтому цель
нашего урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не
пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте
«серебряного века».
III.
Сообщение о
жизни и творчестве М. И. Цветаевой (выступления учащихся )
Ученик 1.О родителях.
Марина Цветаева родилась в семье
профессора-искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, основателя Музея изящных
искусств, и Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки, которая умерла,
когда ее дочери, Марине не исполнилось и четырнадцати. От матери она получила
любовь к стихам, музыкальность, пылкую романтическую натуру. «После такой
матери мне осталось одно – стать поэтом," – писала Цветаева. От отца
Марина унаследовала необыкновенное трудолюбие, любовь к искусству, бескорыстие.
Влияние отца скажется в том, что иные образы и сюжеты античного мира
встречаются в её произведениях. Своих дочерей она назовёт греческими именами:
Ариадна и Ирина.
Ученик 2.
Отрочество начинается со дня
смерти матери – с лета 1906 года. По отзывам подруг, Марина «… увлекалась
сочинениями Белинского, Чернышевского, Тургенева. Курс литературы доходил
только до Гоголя, но говорили и о Рудине, и о Базарове…» «У нас постоянно были
шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая всё старое,
отжившее…» В семье увлекались литературой. Марина интересовалась историей,
читала Пушкина, немецких романтиков.
В 1912 г. М. Цветаева выходит замуж
за Сергея Эфрона. В этом же году выйдет в свет сборник стихов "Волшебный
фонарь ". В нём будет много стихов о любви, посвященных мужу, сюда войдут
стихи, посвященные дочери, которая родится 5 сентября 1912, рано утром, под
звон колоколов. (Фото дочери). Дочь Алю - Ариадну, назвали в честь героини
греческой легенды о минотавре. В 1917 году родилась вторая дочь, Ирина.
Цветаева с первых дней рождения дочерей вкладывала в них Поэзию, Музыку,
Романтику, Природу и Любовь. Дети были частью Сережи, любимого мужа, счастье с
которым сменилось тревогой за него. 1917
год. Юность поэтессы прошла в окружении таких маститых поэтов как
О. Мандельштам, А. А. Блок. В Париже М. И. Цветаева переводила стихи В. В.
Маяковского. Семья мужа увлекалась театром. Марина подружилась со многими
актёрами. Сергей Эфрон играл в Свободном театре.
Февральская,
затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в
рядах белой армии, он уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного
правительства. Марина Цветаева с двумя детьми осталась в Москве. В сборнике
"Лебединый стан " прославляет белое движение не по политическим
мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный. Начинаются тяжелые годы,
Цветаева выживает в этом мире...
Ученица в роли Цветаевой:
«Вы хотите видеть мой день?
Пожалуйста: встаю – холод – лужи – пыль от пилы – ведра – кувшины, тряпки –
везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку,
которую варю в самоваре. Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за
усиленным питанием, оттуда в столовую (на карточку от сапожников), к бывшему
Генералову – не дают ли хлеба – оттуда опять в детский сад за обедом, оттуда –
по черной лестнице, обвешанная кувшинами и жестянками, по черной лестнице –
домой. Сразу к печке. Раздуваю. Разогреваю. Все обеды – в одну кастрюльку – суп
вроде каши. Кипячу кофе. Пью. Курю. В 10 часов день окончен. В 11 или в 12 я
уже в постели. Счастлива с лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой,
папироской, иногда – хлебом...»
«Добрые люди -
практичные добрые люди убедили меня отдать девочек в образцовый детский приют в
Кунцево. Я долго сопротивлялась, наконец, сдалась. Увы, во главе образцового
приюта стоял мерзавец, спекулирующий детскими продуктами. Приехав навестить
девочек, я нашла Алю почти безнадежно больной. А Ирина еще «дюжила». А пока я
билась с Алей и ее выхаживала, спасала. Ирина умерла в приюте - умерла с
голоду.
Ученик 3.
В 1922 году вслед за мужем Марина
уезжает в Прагу. Впервые здесь опубликовала
несколько книг, её стихи читали, у неё были друзья, здесь у неё родился сын
Георгий (1925).
17 лет она проживёт за границей.
Берлин, Прага, Париж: - по этим дорогам прошла вся судьба Марины. Она в
совершенстве знает поэзию, свободно владеет французским и немецким языками,
любит путешествовать, умеет слушать, интересуется оригинальными суждениями. Но
эмиграция оказалась бедой, нищетой, бесконечными
трудностями, тоской и незаслуженным позором в официальных кругах её родины.
1925-1939 - живёт в Париже: ни стихи, ни поэмы, ни проза не появятся в её книгах
после 25-го года, потому что книг не будет. Рок, о котором она писала,
настигнет её и здесь, вдали от родины.
Подлинным для неё
несчастьем будет полное отсутствие читателя и слушателя. Разве это не
подлинная трагедия для поэта!? Марина изнывает от тоски по родине. В 1936 - 37
гг. Цветаева готовилась к отъезду на Родину. Она вернулась потому что мечтала
обрести родину своему сыну. Сначала уехала Ариадна, следом - Эфрон. Летом 1939
Марина с сыном. Но Москва не приняла Цветаеву, стихи не печатали. Вскоре мужа и
дочь обвинили в измене родине и арестовали.
Учитель:
Сначала арестовали дочь. В течение месяца, Алю
пытали, много суток не давали спать, держали в холодном карцере раздетую,
избивали и, наконец, 27 сентября выбили из нее ложные показания на отца - потом
она откажется от них - что тот якобы был связан с французской разведкой. А 10
октября приехали за Сергеем...
Ученик 4. Последние
дни жизни... 1941 - началась война. Марина много тяжелее других восприняла
объявление войны. Её охватил панический ужас. Она рвалась из Москвы, чтобы
спасти сына от опасности зажигательных бомб. Так они оказались в Елабуге.
Неизвестность о судьбе Али и Сергея. Между нею и сыном встала полоса
отчуждения. Встречи с читающей Россией не состоялось... Силы ее были на исходе.
Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей
России - привели к самоубийству: «Ничто не держит меня, не за что держаться».
31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила с собой.
Учитель: Похоронили Цветаеву 2 сентября 1941
года. Через полтора месяца в Бутырках был расстрелян Сергей Эфрон... Цветаева
ушла, но остались вечности стихи.
(Фонозапись
стихотворения «Кто создан из камня…»)
Ученица в роли
Цветаевой: «Не горюйте. Я ведь знаю, как меня будут любить через 100
лет! Я та песня, из которой слова не выкинешь, та пряжа, из которой нитки не
вытянешь».
IV.
Беседа по творчеству поэтессы.
– Что окружало М. И. Цветаеву с
детства? В какой атмосфере она росла?! (В мире поклонения искусству: музыке,
поэзии, литературе).
– Какие стихотворения М. И.
Цветаевой вы знаете?
– Каковы основные темы творчества М.
И. Цветаевой?
– Чем привлекает вас творчество этой
поэтессы?
V.
Чтение и
анализ стихотворений.
1. Стихотворение
«Идёшь на меня похожий…»
– К кому обращается лирическая героиня? Какой мотив
звучит в стихотворении?
(Ученики
рассуждают о том, что лирическая героиня может обращаться к любому человеку,
проходящему мимо могилы, кто-то говорит, что к конкретному лицу. Большинство
соглашается с первой точкой зрения, отмечая, что «прохожему» может быть не
известно даже имя героини, которая «тоже была…» на этой земле, была молодой и
красивой, беспечной и игривой. В стихотворении звучит мотив смерти. Говорю
ребятам о том, что мотив смерти, безысходности был свойствен символистам и
декадентам, речь о которых пойдет в 11-м классе. Это модное веяние все-таки
коснулось и поэзии Цветаевой, которой, напротив, всегда была свойственна
жизнеутверждающая позиция.)
– С какой просьбой обращается к «прохожему»?
(С просьбой
сорвать «слепоты куриной», прочитать, кто здесь лежит, но не печалиться по
этому поводу, а «легко подумать» и «легко забыть». Для нее очень важным
является тот факт, чтобы «прохожий» знал, что она – «тоже была».)
– А. И. Павловский писал: «Кладбищенское»
стихотворение Цветаевой полно жизнелюбия и какой-то человеческой мягкости и
заботливой расположенности к «прохожему», осыпанному солнечными нитями и лёгким
трепетанием зелёной листвы – даже без зависти: так надо!»
– Согласны ли вы с тем, что стихотворение «Идёшь на
меня похожий» «полно жизнелюбия»?
– Верно ли, что в этом стихотворении слышится нота
«заботливой расположенности к «прохожему»? Обоснуйте свой ответ.
– Если согласиться с исследователем в его
рассуждениях о «жизнелюбии», «расположенности» и отсутствии зависти к
«прохожему», то не видите ли вы противоречия в том, что он же называет
стихотворение «кладбищенским»? Аргументируйте свой ответ.
– Как вы думаете, почему приведённая строфа не
попала в окончательный вариант стихотворения? Нет ли в нем того, что
противоречит общему содержанию, настроению? Может быть, следовало бы оставить
эту строфу в стихотворении? Почему?
– И. Эдинбург писал о Марине Цветаевой: «Прошлый
мир никогда для нее не был потерянным раем. Она признавалась:
…Я тоже любила смеяться,
Когда смеяться
нельзя.
Она многое любила
именно потому, что «нельзя».
– Согласны ли вы с тем, что в стихотворении «Идешь
на меня похожий…» «прошлый мир» не выступает «потерянным раем»?
– Какие детали мира, в котором остался «прохожий»,
свидетельствуют о ценности этого мира?
2. «Стихи к Блоку»,
«Стихи к Ахматовой», «Стихи о Москве».
– Литературовед И. Семибратова пишет: «… пылко
относится Цветаева к крупнейшим поэтам – своим современникам, причем здесь были
важны даже не личные отношения, а знакомство, прежде всего, с их творчеством».
Какие стихи М. И. Цветаевой, обращенные к крупнейшим поэтам-современникам вы
знаете?
– Согласны ли вы с тем, что в известных вам стихах
о поэтах-современниках Цветаеву интересуют «не личные отношения, а знакомство с
их творчеством»? Обоснуйте свой ответ примерами.
– Цветаева не была лично знакома с А. А. Блоком, но
преклонялась перед ним бесконечно, называя его «сплошной совестью», воплощенным
«духом», «рыцарем без укоризны».
Имя твое – птица
в руке,
Имя твое –
льдинка на языке…
– Представляется ли Александр Блок в цикле стихов,
посвященных ему (и прежде всего – в цитируемом), таким, как называла его М. И.
Цветаева?
– В циклах «Стихи к Блоку» и «Стихи к Ахматовой»
проявилась особенность душевной оптики Цветаевой, определяющая ее видение и
отражение людей и стилистику ее произведений этого рода… В этих опытах
неплодотворно искать реальные черты героев». Согласны ли вы с тем, что в таких
стихах, как «Имя твое – птица в руке…», «Зверю – берлога…» или «Еще один
огромный взмах» «неплодотворно искать реальные черты А. А. Блока и А. А.
Ахматовой? Обоснуйте свой ответ.
– Что можно, на ваш взгляд, найти в этих стихах об
их героях?
– Как вы считаете, в чем проявилась особенность
душевной оптики М. И. Цветаевой» в стихах к Блоку и Ахматовой? Как эта
особенность «душевной оптики» определила «стилистику ее произведений этого
рода»?
– В трех стихотворных циклах «Верст» – «Стихи о
Москве», «Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой» Цветаева создает новый образ
Москвы. Все эти стихотворения обращены к поэтам-петербуржцам.
– Согласны ли вы с тем, что в циклах стихов к Блоку
и Ахматовой создаются не только образы поэтов-петербуржцев, но и «свой образ
Москвы»? если да, то какой вы увидели Москву в этих циклах цветаевских стихов?
– Можно ли, на ваш взгляд, по циклам «Стихи к Блоку»
и «Стихи к Ахматовой» судить о том, кем себя ощущает среди современников
поэтесса? Обоснуйте свой ответ
VI.
Рефлексия
Возврат к
эпиграфу, поиск ключевого слова.
VII.
Составление синквейна
например:
Цветаева.
Несравненная,
страдающая.
Мучилась,
творила, любила.
Восхищаюсь
гениальным поэтом-женщиной.
Затравленный
зверь
VIII.
Домашняя работа.
Выучить наизусть
любое стихотворение М.Цветаевой.
Найти
стихотворения Цветаевой, положенные на музыку, принести аудио и артвидео.
Определить
основные темы стихотворений, привести примеры.(для сильной группы)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.