Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения"

Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения"

Скачать материал

 

Зе­ле­ная  ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла ряску.

 

Ки­ки­мо­ра со­би­ра­ла - грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва

 

какая?                   где?                   что?

зе­ле­ная                на бо­ло­тах          рясу      -   вто­ро­сте­пен­ные члены.

опре­де­ле­ние  об­сто­я­тель­ство   до­пол­не­ние 

 

Опре­де­ле­ние – это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый обо­зна­ча­ет при­знак лица или пред­ме­та и от­ве­ча­ет на во­про­сы какой? чей?

Зе­ле­ная (какая?) ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла ряску.

До­пол­не­ние – вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния с пред­мет­ным зна­че­ни­ем, ко­то­рый от­ве­ча­ет на во­про­сы кос­вен­ных па­де­жей.

Зе­ле­ная ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах со­би­ра­ла (что? В.п.) ряску.

Об­сто­я­тель­ство – вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, ко­то­рый слу­жит для ха­рак­те­ри­сти­ки дей­ствия или при­зна­ка, ука­зы­ва­ет на время, место, спо­соб со­вер­ше­ния дей­ствия, его при­чи­ну, цель или усло­вие его про­те­ка­ния, на сте­пень про­яв­ле­ния при­зна­ка. Об­сто­я­тель­ство от­ве­ча­ет на раз­но­об­раз­ные во­про­сы: куда? как? когда? где? зачем? по­че­му? с какой целью? в какой сте­пе­ни?

Зе­ле­ная ки­ки­мо­ра на бо­ло­тах ( где?) со­би­ра­ла ряску.

 

Каж­дый член пред­ло­же­ния – и глав­ный, и вто­ро­сте­пен­ный – может быть вы­ра­жен сло­ва­ми раз­ных ча­стей речи. По­это­му очень важно уметь раз­ли­чать два вида во­про­сов, ко­то­рые можно за­дать к слову в пред­ло­же­нии:

грам­ма­ти­че­ский, ко­то­рый мы за­да­ем к слову как к части речи, и

син­так­си­че­ский, смыс­ло­вой, ко­то­рый мы за­да­ем к слову в кон­крет­ном пред­ло­же­нии, уста­нав­ли­вая его син­так­си­че­скую функ­цию. 

 

Из бо­ло­та вы­лез­ла зе­ле­но­во­ло­сая(какая? при­ла­га­тель­ное = опре­де­ле­ние) ки­ки­мо­ра.

 

Из бо­ло­та вы­лез­ла ки­ки­мо­ра с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми.

(су­ще­стви­тель­ное = опре­де­ле­ние какая? с чем?):

 

опре­де­ле­ние вы­ра­же­но уже не при­ла­га­тель­ным, а су­ще­стви­тель­ным во­ло­са­ми с при­ла­га­тель­ным зе­ле­ны­ми, грам­ма­ти­че­ский и син­так­си­че­ский во­про­сы будут раз­ны­ми:

 

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить его син­так­си­че­скую роль,  к вто­ро­сте­пен­но­му члену, вы­ра­жен­но­му су­ще­стви­тель­ным в со­че­та­нии в пред­ло­гом из бо­ло­та, лучше по­ста­вить син­так­си­че­ский во­прос от­ку­да?, а не грам­ма­ти­че­ский, па­деж­ный во­прос из чего?

 

Из бо­ло­та (от­ку­да?) вы­лез­ла ки­ки­мо­ра с зе­ле­ны­ми во­ло­са­ми.

*из бо­ло­та – из чего? – грам­ма­ти­че­ский во­прос = су­ще­стви­тель­ное,

*вы­лез­ла от­ку­да? из бо­ло­та – син­так­си­че­ский во­прос = об­сто­я­тель­ство.

 

На один и тот же син­так­си­че­ский во­прос могут от­ве­чать слова раз­ных ча­стей речи.  

Ки­ки­мо­ра бе­жа­ла (как?) быст­ро.    Ки­ки­мо­ра бе­жа­ла (как?) на хо­ду­лях.

 

Один и тот же член пред­ло­же­ния может быть вы­ра­жен раз­ны­ми ча­стя­ми речи:

Дру­зья ки­ки­мо­ры по­про­си­ли (чего?) шо­ко­ла­ду.

Дру­зья ки­ки­мо­ры по­про­си­ли ее (о чем?) спля­сать.

 

Неред­ки слу­чаи, когда к ка­ко­му-то члену пред­ло­же­ния можно за­дать боль­ше од­но­го син­так­си­че­ско­го во­про­са:

Ва­ре­во (какое?) из ряски и тины ки­ки­мо­ре со­всем не по­нра­ви­лось.

Ва­ре­во (из чего?) из ряски и тины ки­ки­мо­ре со­всем не по­нра­ви­лось.

 

 

До­пол­не­ние — вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния с пред­мет­ным зна­че­ни­ем.

До­пол­не­ние от­ве­ча­ет на во­про­сы кос­вен­ных па­де­жей и вы­ра­жа­ет­ся теми же ча­стя­ми речи, что и под­ле­жа­щее:

1. су­ще­стви­тель­ным или ме­сто­име­ни­ем-су­ще­стви­тель­ным в кос­вен­ных па­де­жах с пред­ло­гом или без пред­ло­га:

Мой дядя по­да­рил мне ко­тен­ка.

2. любой ча­стью речи в функ­ции су­ще­стви­тель­но­го:

Он по­смот­рел ( на кого?) на во­шед­ше­го.

3.  ин­фи­ни­ти­вом:

Все про­си­ли ее ( о чем?) спеть.

4.  чис­ли­тель­ным:

Раз­де­ли­те (сколь­ко? на сколь­ко?) де­сять на два.

5.  фра­зео­ло­ги­че­ски сво­бод­ным со­че­та­ни­ем чис­ли­тель­но­го с су­ще­стви­тель­ным в Р. п.:

Я купил (что?) пять книг.

6.  фра­зео­ло­ги­че­ски свя­зан­ным сло­во­со­че­та­ни­ем:

Я прошу  тебя (о чем?) не ве­шать нос.

До­пол­не­ния  по­яс­ня­ют:

1.  чаще всего  гла­гол:  чи­тать (что?) книгу;

2.  су­ще­стви­тель­ное со зна­че­ни­ем дей­ствия: 

Он ру­ко­во­ди­тель (чего?) круж­ка.

3.  при­ла­га­тель­ное в крат­кой или — редко — в пол­ной форме:

Я зол (на кого?) на друга.

4.  срав­ни­тель­ную сте­пень при­ла­га­тель­но­го или на­ре­чия:

Он прыг­нул  выше (кого?) отца.

 

Пря­мое и кос­вен­ное до­пол­не­ние

Если до­пол­не­ние от­но­сит­ся к пе­ре­ход­но­му гла­го­лу или к на­ре­чию, на­зы­вая объ­ект, на ко­то­рый на­прав­ле­но дей­ствие, и вы­ра­жа­ет­ся фор­мой ви­ни­тель­но­го па­де­жа без пред­ло­га, то такое до­пол­не­ние на­зы­ва­ет­ся пря­мым. Кроме формы ви­ни­тель­но­го па­де­жа без пред­ло­га слов любой имен­ной части речи (Я уже читал эти книги), пря­мое до­пол­не­ние может быть вы­ра­же­но:

фор­мой Р. п. без пред­ло­га в от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях:

Я не читал (чего?) этих книг;

фор­мой Р. п. без пред­ло­га, обо­зна­ча­ю­щей часть пред­ме­та, при  пе­ре­ход­ных  гла­го­лах:

Пойду куплю (чего?) хлеба;

фор­мой Р. п. при неко­то­рых на­ре­чи­ях  (сло­вах ка­те­го­рии со­сто­я­ния) — ска­зу­е­мых без­лич­но­го пред­ло­же­ния:

Мне жаль (чего?) по­тра­чен­но­го вре­ме­ни.

Все осталь­ные до­пол­не­ния — кос­вен­ные. По­го­во­рим се­год­ня (о чем?) о до­пол­не­нии.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока на тему: "Второстепенные члены предложения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 129 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.06.2020 190
    • DOCX 18.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Красовская Наталья Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Красовская Наталья Ильинична
    Красовская Наталья Ильинична
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81882
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе