Вы сегодня составите
опорный конспект по теме « Обращение». Карточка № 1.
Слайды с
предложениями:
Цветик,
научи меня сочинять стихи.
Послушайте,
дорогие братцы, мои стихи.
Вспомните, откуда эти
строки.
К кому обращаются герои
сказки?
Цветик и братцы – обращение.
Итак, какова функция обращения?
Заполните соответствующий
блок нашей схемы.
Обращение схематично
обозначим так О.
Попробуйте эти
предложения прочитать выразительно в порах друг другу. .Понаблюдайте за
интонацией. Что вы заметили?
Такая интонация называется
звательной. Заполните соответствующий блок схемы
Какой частью речи
выражены обращения в предложениях?
В каком падеже стоят
обращения?
Запишите в блок схемы «
Способ выражения».
Какой член предложения
также выражается существительным в им. падеже?
Обращение и подлежащее
как два близнеца-брата: выглядят одинаково. Но это разные явления языка. Их
нельзя смешивать. Сейчас я расскажу сказку, но не простую, а лингвистическую.
Послушайте и скажите, чем отличаются обращение и подлежащее.
« Жили-
были в стране Грамматика два брата- близнеца Подлежащее и Обращение, как две
капли воды похожие друг на друга. Поэтому их часто путали. Но по характеру
братья были абсолютно разными. Первый брат был ответственным и
исполнительным. Он работал в учреждении под названием « Подлежащее» и занимил
там вместе со своим другом Сказуемым важный пост. Вместе они составляли
грамматическую основу предложения.
Второй
брат – Обращение – был менее ответственным , а потому не получил никакого
поста в грамматической основе. Он лишь изредка появлялся в предложении и всё
осложнял.»
Что же вы узнали об
отличии обращения от подлежащего?
Перед вами два
предложения . Подумайте, в каком есть подлежащее , а в каком – обращение.
Докажите. (Слайд)
Знайка
сделай воздушный шар!
Знайка сделал
воздушный шар.
Ребята, на ваших столах
лежат карточки № 2.Поработайте в парах и обсудите, где нужно поставит знаки
препинания и почему. Объясните.
Шпунтик
давай работать вместе.
Давай
Шпунтик работать вместе.
Давай
работать вместе Шпунтик.
Заполните блок
«Пунктуация».
|
Носов « Приключение
Незнайки»
К цветику и братцам.
Называет того, к кому
обращаются с речью.
Дети пишут.
Дети читают друг другу.
На обращение голос
повышается, после него надо сделать паузу.
Дети пишут.
Дети пишут.
Именем существительным.
В им. падеже.
Дети записывают.
Подлежащее.
Обращение не является
членом предложения.
Дети записывают « Роль в
предложении».
В первом предложении есть
обращение, надо поставить запятую. Во втором предложении нет обращения, т.к.
слово Знайка является подлежащим.
Слово Шпунтик является
обращением и поэтому выделяется запятыми.
Дети заполняют блок
«Пунктуация»и «Место в предложении».
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.