Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока литературы в 9 классе по произведению А. Солженицына "Матренин двор"

Конспект урока литературы в 9 классе по произведению А. Солженицына "Матренин двор"

Скачать материал

Урок литературы в 9 классе

"Праведница земли русской"

(по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

Некоз Калина Владимировна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 74 г. Краснодар

План урока:

1.Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.

4. Знакомство с историей создания рассказа “Матренин двор”.

5. Работа над заглавием рассказа“Матренин двор”.

6. Аналитическая беседа

7.Заключительное слово учителя.

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Солженицына;
  1. помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
  1. познакомить учащихся с историей написания рассказа “Матренин двор”;
  1. подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать рассказ А.И.Солженицына “Матренин двор”.
  1. Индивидуальные задания:
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
  • подготовить мультимедийную презентацию по теме “Значение слова праведник”
  • выразительное чтение наизусть стихотворения Булата Окуджавы.
  • рассказ о прошлом от лица Матрены

Эпиграф к уроку:

“Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” А. И.Солженицын.

Оборудование к уроку:

  • экран, мультимедийный проектор;
  • презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”
  • презентация учащегося “История создания рассказа “Матренин двор”;
  • презентация учащегося.

Ход урока

1. Оргмомент. Знакомство учащихся с целью урока

2. Вступительное слово учителя

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок,тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И. Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича, узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”,попытаемся осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.

Чтобы настроиться на серьезный лад нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпин, именно его слушал А.Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены. (Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)

- Сегодня я предлагаю вам, ребята,познакомиться с жизнью и творчеством человека,писателя, политика, автора выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.

3. Презентация учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. (Приложение 1)

Детство и юность будущего писателя. (Приложение1, слайд 3)

Учитель

- Со стороны отца Солженицына происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование.Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.

Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года(исполнилось 89лет), а за 6 месяц до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.

Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.

На фронтах ВОВ. (Приложение 1 слайд 4)

Учитель

- В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг.Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицын арестовывают.В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем попадает под надзор контрразведки.Они, критикуя политическую обстановку в стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина -“Паханом”

Арест и лагерь (Приложение 1 слайд 5, 6)

Учитель

- Капитан Солженицын был разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8лет исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинскаяспецтюрьма,лагерь в Экибастузе. Именно в это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.

Освобождение. Жизнь в ссылке. (Приложение 1,слайд 7)

Учитель

- После смерти Сталина в 1953 году С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской области. Эта “вечность”поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области. Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын“Матренин двор”. В 1957 году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге первом”.

Именно в этот период снова о себе дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим человеком.

Взаимоотношения с государственной властью.Выдворение из страны. (Приложение 1, слайд 8)

Учитель

- В конце 50 в начале 60-х гг. публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”.Вслед за публикацией рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются творческий подъем писателя.

В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство.Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати

13февраля 1974 года Солженицына арестовали,лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.

Возвращение на родину. (Приложение 1, слайд 9)

Учитель

- Но все это время Солженицын мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.

Главные книги Солженицына увидели свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994году Солженицын вернулся на Родину. Солженицын и сейчас живет под Москвой, имеет свою точку зрения на события, происходящие в России, Солженицын не примыкает ни к “левым”, ни к “правым”.

4. Знакомство с историей создания рассказа

Учитель

- О писателе судят по его лучшим произведениям.Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы,на первое место всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ правдив”,“рассказ талантлив”, отмечалось в критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.

Выступление учащегося с презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” (Приложение2)

5. Работа над заглавием рассказа “Матренин двор”.

Учитель

- Давайте вернемся к первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово“праведник”, как его толкуют авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.

Выступление учащегося с презентацией“Значение слова “праведник” (Приложение2)

Учитель

- Как же вы понимаете заголовок “Не стоит село без праведника”?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна.Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом

6. Аналитическая беседа

Учитель

- Обратимся к началу рассказа. Шел 1956год. Игнатич возвращался из лагеря, ему“хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Что же Игнатич узнает о героине, Матрене Васильевне Григорьевой, в доме которой он остановился?

- Что же заставляло такую добрую,бескорыстную Матрену воровать?

- В чем же находила смысл жизни Матрена Васильевна?

- В каких эпизодах раскрываются лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца?Что общего у них?

- О чем же поведала Матрена своему постояльцу?

Проблемные вопросы.

- Каковы причины гибели героини? Кто виноват в смерти Матрены?

- Можно ли героиню представить счастливой?

Учитель

- Сейчас, ребята, мы с вами услышим рассказ о жизни Матрены от первого лица. Давайте представим себе, что это сама Матрена говорит о себе.

Рассказ ученицы о жизни Матрены.

- Сегодня мы услышали много добрых слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”

В статье “Раскаяние и самоограничение”Солженицын обозначит некую меру праведности,непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это –праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”),пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.Солженицын помог нам увидеть в простой русскойженщине великую душу, увидеть праведницу.

На жизнь во многом изменилась. Все больше появилось взаимной ненависти, отчуждения,озлобления. Многим может показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто невозможно. Разрешите мне не согласиться.Несоглашусь, прежде всего потому, что убеждена:никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да,но не уничтожить.

Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди,блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня произведения Матрена Васильевна Захарова.

Вывод учащихся:

Жизнь и судьба этой женщины является для нас настоящим уроком жизни — уроком добра, совести и человечности.

7. Заключительное слово учителя.

-Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы

Ученица читает стихотворение Булата Окуджавы.

В нашей жизни, прекрасной и странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.

Учитель

-Мне хочется, чтобы в конце урока мы послушали“Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали,осмыслили судьбу, только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.

Домашние задание:

в жанре эссе ответить на вопрос “Нужны ли сегодня праведники”.

Список литературы:

  1. Кульневич С. В. ,Лакоценина Т. П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.
  2. Тарасов А. Б. “Праведники Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.
  3. Шорохов. А. “Великорусский Гоголь”.

Приложение 3


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературы в 9 классе по произведению А. Солженицына "Матренин двор""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.05.2020 1723
    • DOCX 24.5 кбайт
    • 106 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крылова Мария Леонтьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Крылова Мария Леонтьевна
    Крылова Мария Леонтьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 89026
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе