Урок
литературы в 9 классе
"Праведница
земли русской"
(по
рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")
Некоз
Калина Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №
74 г. Краснодар
План урока:
1.Оргмомент.
Знакомство учащихся с целью урока.
2. Вступительное
слово учителя.
3. Презентация
учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”.
4. Знакомство с
историей создания рассказа “Матренин двор”.
5. Работа над
заглавием рассказа“Матренин двор”.
6. Аналитическая
беседа
7.Заключительное
слово учителя.
Цели урока:
- познакомить учащихся с жизнью
и творчеством А.И. Солженицына;
- помочь учащимся задуматься над
такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость,
человечность, совесть.
- познакомить учащихся с
историей написания рассказа “Матренин двор”;
- подвести учащихся к осмыслению
образа Матрены как праведницы земли русской;
Предварительное
домашнее задание:
- Прочитать рассказ
А.И.Солженицына “Матренин двор”.
- Индивидуальные задания:
- подготовить мультимедийную
презентацию по теме “История создания рассказа “Матренин двор”
- подготовить мультимедийную
презентацию по теме “Значение слова праведник”
- выразительное чтение наизусть
стихотворения Булата Окуджавы.
- рассказ о прошлом от лица
Матрены
Эпиграф к уроку:
“Все мы жили с ней и не поняли, что
есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни
город. Ни вся земля наша” А. И.Солженицын.
Оборудование к
уроку:
- экран, мультимедийный
проектор;
- презентация учителя “Жизнь и
творчество А.И.Солженицына”
- презентация учащегося “История
создания рассказа “Матренин двор”;
- презентация учащегося.
Ход урока
1. Оргмомент.
Знакомство учащихся с целью урока
2. Вступительное
слово учителя
- Ребята! Сегодня у нас необычный
урок,тема его “Праведница земли русской”, а посвящен наш урок будет А.И.
Солженицыну и его произведению “Матренин двор”. На сегодняшнем уроке мы
познакомимся с основными этапами жизни и творчества Александра Исаевича,
узнаем, какова история создания его рассказа “Матренин двор”,попытаемся
осмыслить образ Матрены как праведницы земли русской.
Чтобы настроиться на серьезный лад
нашего разговора, я предлагаю вам послушать духовное пение Ф. Шаляпин, именно
его слушал А.Солженицын, находясь в доме главной героини рассказа Матрены.
(Звучит духовое пение в исполнении Шаляпина)
- Сегодня я предлагаю вам,
ребята,познакомиться с жизнью и творчеством человека,писателя, политика, автора
выдающихся произведений, мы будем говорить об Александре Исаевиче Солженицыне.
3. Презентация
учителя “Жизнь и творчество А.И.Солженицына”. (Приложение
1)
Детство и юность
будущего писателя. (Приложение1, слайд 3)
Учитель
- Со стороны отца Солженицына
происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил
университетское образование.Семья матери была богатой, дед Солженицына дал
своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование.
Александр Солженицын родился 11
декабря 1918 года(исполнилось 89лет), а за 6 месяц до рождения сына при
странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием
Солженицын занимается мать, дедушка и бабушка.
Детство писателя было похоже на
детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса,
любил футбол, посещал театр. В1936 году поступил на физико-математический
факультет Ростовского университета. На 1 курсе знакомится с Натальей
Решетовской, ставшей его женой в 1940году.
На фронтах ВОВ.
(Приложение 1 слайд 4)
Учитель
- В 1941 году Солженицын оканчивает
университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а
после окончания офицерской школы становится лейтенантом. С 1941-1945гг.Солженицын
командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения,
за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды
Солженицын арестовывают.В 1945году его переписка с другом Николаевым Виткевичем
попадает под надзор контрразведки.Они, критикуя политическую обстановку в
стране и шифруясь, называют Ленина “Вовкой”, а Сталина -“Паханом”
Арест и лагерь
(Приложение 1 слайд 5, 6)
Учитель
- Капитан Солженицын был
разжалован. За 3 месяца до победы его арестовывают и 27 июля осуждают на 8лет
исправительных трудовых лагерей. Затем последовала Бутырская тюрьма, кирпичный
завод в Ново – Иерусалиме, Мардоинскаяспецтюрьма,лагерь в Экибастузе. Именно в
это время Солженицын узнает, что у него обнаружили раковую опухоль.
Освобождение.
Жизнь в ссылке. (Приложение 1,слайд 7)
Учитель
- После смерти Сталина в 1953 году
С. выходит из лагеря на “вечное ссыльнопоселение” в акул Кок Терек Джамбульской
области. Эта “вечность”поселения длилась 3 года: в 1956 году Солженицын
реабилитирован и работает учителем сельской школы во Владимирской области.
Именно с этим периодом жизни связан рассказ Солженицын“Матренин двор”. В 1957
году состоялся переезд в Рязань, где он работает в школе и пишет “В круге
первом”.
Именно в этот период снова о себе
дает знать грозное заболевание. Солженицын борется с болезнью различными
методами и излечивается от него. С этого времени Солженицын становится верующим
человеком.
Взаимоотношения с
государственной властью.Выдворение из страны. (Приложение 1, слайд 8)
Учитель
- В конце 50 в начале 60-х гг.
публикуется несколько рассказов, среди них “Один день”.Вслед за публикацией
рассказа Солженицына принимают в союз писателей. С этого момента начинаются
творческий подъем писателя.
В 1967 году на открытии съезда
союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не
понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и
беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза
писателей. Чтобы не осудили за тунеядство.Ростропович берет Солженицына
работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают
Нобелевскую премию. В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало
бурю возмущений в Советской печати
13февраля 1974 года Солженицына
арестовали,лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского
союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.
Возвращение на
родину. (Приложение 1, слайд 9)
Учитель
- Но все это время Солженицын
мечтает вернуться на родину. “Я не теряю надежды при жизни вернуться. Но это не
будет возможно до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться
как бы немым”.
Главные книги Солженицына увидели
свет, и Солженицын вернулся в Россию. В 1989 году отменили решение об
исключении из Союза писателей. В 1994году Солженицын вернулся на Родину.
Солженицын и сейчас живет под Москвой, имеет свою точку зрения на события,
происходящие в России, Солженицын не примыкает ни к “левым”, ни к “правым”.
4. Знакомство с
историей создания рассказа
Учитель
- О писателе судят по его лучшим
произведениям.Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы,на первое место
всегда ставят рассказ “Матренин двор”. Его называют “блистательным”, “подлинно
гениальным произведением”. “Рассказ правдив”,“рассказ талантлив”, отмечалось в
критике. Мы сейчас узнаем, когда и как появился этот рассказ.
Выступление учащегося с
презентацией “История создания рассказа “Матренин двор” (Приложение2)
5. Работа над
заглавием рассказа “Матренин двор”.
Учитель
- Давайте вернемся к
первоначальному заголовку рассказа “Не стоит село без праведника”. Мы с вами
видим, что А.И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения
праведника. Сейчас мы услышим, что означает слово“праведник”, как его толкуют
авторы различных словарей и что же сопровождает праведника по жизни.
Выступление
учащегося с презентацией“Значение слова “праведник” (Приложение2)
Учитель
- Как же вы понимаете заголовок “Не
стоит село без праведника”?
Всеми перечисленными качествами
обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна.Постараемся понять образ
главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить,
через образы людей, которые были рядом
6. Аналитическая
беседа
Учитель
- Обратимся к началу рассказа. Шел
1956год. Игнатич возвращался из лагеря, ему“хотелось затесаться и затеряться в
самой нутряной России”. Что же Игнатич узнает о героине, Матрене Васильевне
Григорьевой, в доме которой он остановился?
- Что же заставляло такую
добрую,бескорыстную Матрену воровать?
- В чем же находила смысл жизни
Матрена Васильевна?
- В каких эпизодах раскрываются
лучшие стороны характера и поведения Матрены и ее постояльца?Что общего у них?
- О чем же поведала Матрена своему
постояльцу?
Проблемные
вопросы.
- Каковы причины гибели героини?
Кто виноват в смерти Матрены?
- Можно ли героиню представить
счастливой?
Учитель
- Сейчас, ребята, мы с вами услышим
рассказ о жизни Матрены от первого лица. Давайте представим себе, что это сама
Матрена говорит о себе.
Рассказ ученицы о
жизни Матрены.
- Сегодня мы услышали много добрых
слов в адрес главной героини рассказа, но если мы обратимся к эпиграфу, то
поймем, что лучше всего сказал о своей героине автор: “Все мы жили рядом с ней
и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не
стоит село. Ни город. Ни вся наша земля”
В статье “Раскаяние и
самоограничение”Солженицын обозначит некую меру праведности,непрерывно
возрастающую в одних и недоступную другим: “ Есть такие прирожденные ангелы –
они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов
о счастье и законности), нисколько в ней утопая, даже касаясь ли стопами ее
поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, -
это –праведники, мы их видели, удивлялись (“чудаки”),пользовались их добром, в
хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались
опять на нашу обреченную глубину”.Солженицын помог нам увидеть в простой
русскойженщине великую душу, увидеть праведницу.
На жизнь во многом изменилась. Все
больше появилось взаимной ненависти, отчуждения,озлобления. Многим может
показаться, что в наше неспокойное время встретить подобных людей просто
невозможно. Разрешите мне не согласиться.Несоглашусь, прежде всего потому, что
убеждена:никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий срок
полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить – да,но не
уничтожить.
Да к тому же если бы это было так,
то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди,блаженные, праведники,
не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией? Такова главная героиня
произведения Матрена Васильевна Захарова.
Вывод учащихся:
Жизнь и судьба этой женщины
является для нас настоящим уроком жизни — уроком добра, совести и человечности.
7. Заключительное
слово учителя.
-Послушаем прекрасное стихотворение
Булата Окуджавы
Ученица читает
стихотворение Булата Окуджавы.
В нашей жизни, прекрасной и
странной,
И короткой, как росчерк пера,
Над дымящейся свежею раной
Призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
Поразмыслить, покуда живой,
Что там кроется в сумерках сердца,
В самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
Но пора научиться, пора
Не вымаливать жалкие крохи
Милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
Что по – своему тоже права,
Не выжуливать жалкие крохи,
А творить, засучив рукава.
Учитель
-Мне хочется, чтобы в конце урока
мы послушали“Реквием” Моцарта, несколько минут помолчали,осмыслили судьбу,
только что прошедшую перед нами, и подумали: “Устоит ли земля наша без
праведника и чего стоит она без таких прирожденных ангелов?”.
Домашние задание:
в жанре эссе ответить на вопрос
“Нужны ли сегодня праведники”.
Список литературы:
- Кульневич С. В. ,Лакоценина Т.
П. “Современный урок”. Изд. “Учитель”. 2005 г.
- Тарасов А. Б. “Праведники
Чехова”. Православный педагогический журнал. 21. 04. 04.
- Шорохов. А. “Великорусский
Гоголь”.
Приложение
3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.