Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока литературы на тему В.П.Астафьев "Васюткино озеро" 5 кл.

Конспект урока литературы на тему В.П.Астафьев "Васюткино озеро" 5 кл.

Скачать материал

Филиал МБОУ Сосновская СШ №2 «Давыдковская ОШ»

Обухова Любовь Николаевна,

 учитель русского языка и литературы

 

Конспект  урока  литературы в 6 классе

Тема урока:

 Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Тип урока:  урок систематизации и обобщения знаний и умений. Обобщающий урок по рассказу В. П.Астафьева «Васюткино озеро»

Цель урока: формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст актуализировать зна­ния учащихся;

2) углубить полученные знания;

 

Оборудование урока:

Слайдовая презентация, демонстрационный материал по географии, раздаточный материал, учебники.

 

Планируемые  результаты изучения темы

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения, уметь определить значение картин природы в рассказе, давать характеристику герою, объяснять смысл названия рассказа, учиться  ориентироваться в тексте, определять идею рассказа, расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнений и  эпитетов).

Метапредметные  УУД :

  • Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде, развитие  интеллектуальных и творческих  способностей учащихся, обогащение   словарного  запаса для свободного выражения мыслей и чувств в  процессе речевого общения,  воспитание любви к родному краю, любви к природе ,родному языку; осознание значения природы в жизни человека.

 

·         Регулятивные: формирование умения принимать  и сохранять учебную задачу, планировать  необходимые действия, операции, действовать  по плану, определять и формулировать цель на уроке, строить письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

·         Познавательные:  извлекать информацию из текста, понимать  информацию, представленную в разных формах, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

·         Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Межпредметные связи: география, биология, ОБЖ.

 

 

 

 

 

 

 1 этап Организационный.

Цель: Создать позитивный настрой  у  учащихся (технология АМО)

         Приветствие учащихся.

-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

 «Энергизатор» » (Встать в круг, возьмемся за руки, я передаю свою  энергию вам)

Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения!

Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь, подарите свою улыбку!

2 этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Сформулировать тему и задачи урока; мотивировать учащихся к учебной деятельности; определить содержательные рамки урока.

Представьте , что мы отправляемся на необитаемый остров

Какие 3 вещи вы возьмете?

От воображаемого перейдем к реальному

Ребята, догадайтесь сами,о чем  мы  сегодня будем говорить на уроке, ответив на мои простые, но мудрые вопросы.(Презентация)

-Она величественна и похожа на океан.

-Она щедра и сурова.

-Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

-Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

   - Действительно, это тайга. Тайга

      Вторая часть “ребуса”:

-Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

-Он беззащитный и в то же время сильный.

-Он сын и одновременно хозяин.

-Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

-Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро” – Васютка.

- В какую ситуацию попадает главный герой?

-Благодаря чему он выжил в тайге?

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

 

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова Виктора Петровича Астафьева: «Природа  - не только источник жизни. Она и воспитатель души».

    - Какие проблемные вопросы  ставит перед нами автор? Над чем заставляет нас задуматься  Астафьев?

- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?
  • Наша цель – ответить на  Проблемный вопрос (запись на доске) «Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».

Как мы назовем  урок? (природа и человек , уроки мудрости)

 

3 этап

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Активизировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

 

-Чтобы ответить на этот вопрос и проанализировать рассказ, мы отправимся в экспедицию. Что это такое?

-Это поездка, отправка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием. Экспедиция может быть научная, спасательная, военная. Мы отправимся с вами в литературную  экспедицию. А назовем мы ее «По следам Васютки». В составе нашей экспедиции есть географы, биологи, литераторы. Но сначала нам нужно узнать, куда мы отправляемся. (работа в группах)

Литераторы.Где же находится это озеро? Зачитайте. С.152 (Литераторы)

2.Чтобы узнать об этой местности, слово предоставляется «географу».(Карта географическая)

«Географ». События  рассказа происходят в Заполярье. Мы нашли на карте город Игарку, вот река Енисей. От неё разветвляются реки, наверное, среди них есть речка, по которой Васютка и вышел к Енисею. По карте видно, что Енисей – очень большая река.

Легенда о Енисее

Енисей - Великая река. Когда-то, давным-давно, ещё ручейком ушёл Енисей из дома, из Саян, прогуляться по Средне-Сибирскому плоскогорью... Пока бежал, сил набрался, возмужал. Однажды встретил он в пути подругу Ангару, которая тоже убежала от своего отца Байкала. Дальше вместе они уже пошли по жизни...

Вдогонку им родители отправили войска, но, возможно, боги решили, что нельзя мешать молодым, и их преследователей превратили в камни! Так и  стоят они застывшие навеки... Сейчас там находится заповедник "Столбы", где люди отдыхают и любуются  каменными исполинами.

Потом у Енисея с Ангарой две дочки появились, две Тунгуски. Все вместе ушли они для дальнейшего проживания к берегам  Северного Великого Ледовитого Океана и там до сих пор живут счастливо...

- Виктор Астафьев писал: «…на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто …ученик брызнул голубыми чернилами». Действительно, здесь много мелких синих точек, среди них и находится озеро, найденное Васюткой.

3.Биологи. Какие животные, растения нам могут встретиться в тайге?

-Что теперь мы должны составить? (маршрут)

-Мы уже знаем путь следования Васютки.  Составим маршрут  в виде кластера. Возьмите со стола по картинки и последовательно  расположите их на доске. (В центре Васютка) Дети, комментируя, располагают на доске картинки с изображением мест, где побывал герой и предметов, с которыми встречался.

-Маршрут готов.

-Что мы ещё  возьмём с собой?

-Компас, рюкзак (у Васютки был мешок), спички,  хлеб, соль, вода, теплые вещи, ещё у Васютки было ружьё с патронташем и 13 патронов.

- А ещё мы возьмём  с собой вот это короткое слово «Жив».  Как связано оно с творчеством   В. П. Астафьева? Это автобиографическое произведение. («Жив»- так называется сочинение Астафьева, написанное в школьные годы по личным впечатлениям).

-Наша экспедиция «По следам Васютки»  начинается.

Давайте нарисуем  словесный портрет героя.

- Мальчик 13 лет, коренастый, похожий на мужичка. Он с ружьём, патронташем и мешком. Любит и уважает родителей, взрослых. Знает хорошо таёжные законы, любит природу, рассуждать.

-Далее  избушка. Надо вспомнить, эпизод, разговора героя с матерью. Давайте вспомним, как это было.

Инсценировка.

Надо составить памятки для тех, кто идет в лес, и для тех, кто заблудился. Работаем в группах.

Слайды 15, 16 (Проверяем, озвучивая работу групп, а затем предлагаем сверить со слайдом)

 

 (1)продумай тщательно маршпут; не забудь взять компас, спички для костра, теплые вещи, запас еды-воду ,хлеб, соль, консервы.

(2) не паникуй; прекрати бесполезное движение; осмотри место,где находишься; собери хворост для костра, разожги костер, приготовь пищу; приготовь место для ночлега и жди спасателей).

На ваших рабочих листах есть начало высказываний о тайге по тексту, вам надо дописать.

-Идёшь в лес бери еду, бери спички.

-От затесей далеко не отходи – сгинешь.

-Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

-Заполярная тайга не страшна зверьём.

 - Спокон веку заведено: идёшь в лес, бери краюшку хлеба,  спички и соль!

- Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!

- Возьми с собой в лес собаку!

- Запомни: удача не всегда приводит к счастью!

- Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!

- Слушай и запоминай народные приметы!

- Таёжные законы нельзя переиначивать!

- Перед нами кедр.

-Что здесь делал Васютка? (Собирал кедровые шишки)Показываю настоящие шишки

Мы тоже соберём. Ответим на вопросы на шишках.

1.На какой реке происходили события?

2.Чем снабжал Васютка рыбаков?

3.Что называли сибирские охотники драгоценным «припасом»?

4.Что такое затеси?

5.Полезная птица тайги?

6.О чём мальчик пожалел после того, как зажарил глухаря?

7.Сколько ночей провёл Васютка в тайге?

8.Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?

 

-Мы дошли до места, где Васютка поймал глухаря. Расскажите коротко о глухаре как биолог, писатель, художник, охотник

Биолог. Глухарь – это большая птица, весом до 5-6 килограммов, обитает в тайге.

Писатель. Перед Васюткой пролетела большая, чёрная птица – глухарь. Он подстрелил её, погнался за ней и заблудился.

Художник. Это большая  птица с чёрными с голубоватым отливом перьями.

Охотник. Глухаря надо брать с собакой.

 

Просмотр видеоролика о глухаре. Чтение стихотворения «Глухарь»

Малиновые  брови  глухаря

Покрасила  весёлая  заря,

А  ночь  глухая  глухарю  дала

Два  сильных,  крепких

Вороных   крыла.

                 А  чтоб  легко  в  полёте

                Тело  нёс,

                Таёжный  ветер  дал

                Красивый  хвост.

               И  старый  кедр,  иголками  горя,

                                                                              А. Тарханов.    

Чем закончилась встреча Васютки с глухарём?

Зачем Васютка убивает глухаря? (охотничий азарт)

- А вот и паутина, в которой запуталась муха. Что понял Васютка при виде мухи? Васютка понял, что заблудился.

-А здесь Васютка готовил глухаря.  (костёр)

По цепочке восстановите алгоритм приготовления охотничьего блюда из  глухаря.

1.Приготовить дрова.

2. Развести костёр.

3. Ощипать и распотрошить глухаря.

4. Отодвинуть костёр.

5. На горячем месте выкопать ямку.

6. Положить туда птицу.

7. Плотно закрыть мхом.

8. Присыпать горячей землёй, золой, углями.

9. Сверху положить пылающие головни и подбросить дрова.

10.Через час раскопать  - готово охотничье блюдо.

-О чем пожалел Васютка , когда ел запеченного глухаря?

- О чём подумал мальчик при виде белочки?

-Хорошо бы было, если белочка передала родителям, где я.

-Напишите телеграмму.

-Жив, заблудился, иду на север, убил глухаря, съел, осталось 10 патронов. Ищите. Васютка.

 

-Мы идём, а кругом тайга и тайга. Чтобы вы лучше представили себе, что это такое, послушайте, завораживающее описание тайги:  

« Тайга – самый огромный на земле лес.  Царство колючей хвои.   Сосны, кедры, пихты, ели. Тяжёлый гул зелёных вершин.                                                                                                      Сухо, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.

Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не  слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень иногда проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем – то ветка, рапрямится примятая кем – то трава, и опять тишина и безлюдье.

Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы. Там светлые боры – сосняки. Тут  тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.»  / Николай Сладков /

ВИДЕОФИЛЬМ

Какой видит тайгу Васютка?

Работа в парах по тексту

« Тайга…Тайга… до   в них» (читает учитель).  Назовите эпитеты и сравнения.

-Тайга (эпитеты) – молчаливая, равнодушная, огромная, тёмная,

Сравнения: тайга-море, облака – вата.

 

А теперь представьте себя в этом царстве природы в совершенном одиночестве. Вы заблудились и должны рассчитывать только на себя. Именно в такую ситуацию попал главный герой рассказа Васютка.

 Работа с ассоциограммой

 

Ребята!  Как вы поведёте себя, если заблудитесь в лесу?

 

 

ЛЕС

  Заплачу                                                            Испугаюсь

 

Позову на помощь                         Разожгу костёр

                                                           

 

  -  Хорошо. А как  же повёл себя Васютка? -  Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

- Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 133) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)

А мы добрались до озера.

Биологи-Составьте проекты «Рыба в озере», «Рыба в Енисее». (работают в парах, приклеить на заготовках- рисунках озера и реки рыб, которые там водятся.) Расскажите какая рыба водится в озере , а какая в Енисее

Рыба: пелядь, чир, сиг – в озере; осётр, стерлядь, омуль – в реке.

Приклеивают на шаблонах озера и реки картинки с рыбами.

 

 

-А вот перед нами Енисей. Как назвал его Васютка?

-Енисеюшко, славный,  хороший.

 Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Чтение текста.стр. 144

Почему отражение в Енисее удивило Васютку?(стр.145-внизу 2 абз.)

ВЫВОД:Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

ФИШБОУН

«Почему Васютка смог выжить в тайге? Что ему помогло?».

умеет стрелять, разводить костёр, ощипать птицу, испечь в золе костра еду, умеет ориентироваться, определяет источник звука в тайге, экономит продукты, после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги; держит себя в руках

Глубокое знание природы и любовь к ней заложили в нём отец и дедушка, забота и любовь матери

Мальчик постоянно ощущает связь с домом, близкими. вспоминает своих школьных друзей, учительницу Родные как бы незримо направляют его, подсказывают, что делать. Вася понимает, что он должен преодолеть страх, отчаяние, пройти все испытания, т.к. его очень ждут дома, в него верят. Смекалка, сноровка, вера в себя, знания и навыки, полученные от родных, и постоянная связь с домом – вот что спасло его.

-А вот и долгожданное спасение – бот.

 -Мы тоже  возвращаемся к нашим вопросам. Мы перед собой ставили проблемные вопросы, на которые искали ответ. Сдадим жизненный экзамен, ответив на них.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

 

Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться  им, как гордился и любил свой край сам автор.

Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

  Как  вы понимаете смысл названия произведения? / Основную мысль?/

( Этот рассказ так называется, потому что мальчик Васютка нашёл озеро. В честь Васютки, в честь его мужества, в честь того, что он сумел найти в себе силы преодолеть трудности и спасти свою жизнь.)

 - Правильно, он нашёл озеро. Но  - что ещё нового нашёл Васютка, благодаря чему он сделал это открытие?

 ( Он преодолел свой страх, преодолел  холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

  Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Составление синквейна (3 балла)

- А вот теперь, проанализировав поведение и характер героя, я хочу проверить, как вы поняли, какой Васютка?

- посередине листа запишите имя нашего героя.

- Далее запишите два прилагательных, которые бы вы отнесли к Васютке.

- Затем запишите три глагола, которые также характеризуют мальчика.

-А теперь запишите выражение из 4 слов – ваше отношение к герою.

- И последняя строка – одно слово – ваш вывод!

- Кто желает зачитать, что получилось?

 

 

Васютка

 

храбрый, выносливый

 

шёл, искал, верил

 

хочу быть похожим на героя

 

молодец (зависть, гордость)

 

V. Подведение итогов урока.

Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека?

1.      Знание законов природы помогает человеку выжить.

2.      Человек и природа неразрывно связаны между собой.

3.      Бережное отношение к природе помогает человеку использовать ее богатства себе во благо ( пища, кров, тепло).

4.      Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она -  союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Рефлексия

Устно:

1.      Сегодня на уроке я узнал, что…

2.      Урок помог мне…

3.      Урок был интересным, потому что…

4.      После урока мне захотелось…

5.      Я хочу похвалить себя за…

Я думаю, что наш великий русский писатель Астафьев в своем рассказе «Васюткино озеро» преподал нам не только уроки мужества на примере главного героя Васютки, но и уроки доброты, любви, уважения и сострадания. Да, да, именно сострадания ко всему живому, ко всему, что нас окружает, и ко всем тем, кто живет рядом с нами!

-Выставление оценок.

 Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

Нарисуйте, пожалуйста, своё настроение фломастерами

7. Итог урока и домашнее задание.

- Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо- отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя

 

 

 

Проверочная работа по рассказу В.П. Астафьева  «Васюткино озеро»

Заполните пропуски

 

Главного героя рассказа зовут________. Он с родителями жил на берегу реки________________. Отец мальчика занимался тем, что______________ . Главный герой снабжал бригаду рыбаков___________ .

Однажды мальчик отправился в лес. Вдруг перед ним что-то сильно захлопало. Это был____________. Пытаясь его поймать, герой ____________. Он понял это, так как не увидел на дереве________________. Сначала мальчик очень_______________, но потом вспомнил слова дедушки: «Тайга________________  не любит!»

Плутая по тайге, герой неожиданно вышел к____________, в котором было много рыбы. После долгих приключений мальчика спасли _______________ с бота. Мальчик рассказал отцу о своей находке и показал, как туда добраться. С тех пор и пошло - «______________________________». Рыбы в нем оказалось действительно очень много.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока литературы на тему В.П.Астафьев "Васюткино озеро" 5 кл."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Садовод

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.06.2020 350
    • DOCX 42.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никоненко Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никоненко Юлия Сергеевна
    Никоненко Юлия Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90108
    • Всего материалов: 251

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе